Механизм юридической ответственности

(Назарова Е. В.) («Юридический мир», 2008, N 3)

МЕХАНИЗМ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Е. В. НАЗАРОВА

Назарова Е. В., заместитель начальника следственного управления при УВД Камчатской области.

Механизм правовой ответственности в юридической науке объясняется его нормативной природой. Нормативность — объяснительный ключ к фактам единообразия в человеческом поведении <1>. Это то, что, независимо от индивидуальных оттенков поступков, их различным субъективным значением для каждого индивида делает поступки разных людей действием определенного типа <2>. ——————————— <1> Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2000. С. 246. <2> Современная западная социология. 1990. С. 228.

Нормативный аспект ответственности проявляется в трех отношениях: в стремлении участника социального взаимодействия к нормативному обоснованию своих позиций и действий; в существовании правил и норм социального взаимодействия; в наличии критериев, которыми апеллируют участники социальных взаимодействий в контексте понятия справедливости. Вместе с тем ученые отмечают, что категория справедливости (правильности) не может выступать действительно реальным критерием оценки и регуляции отношений участников конфликта в силу ситуативности и вариативности ее интерпретации. В любом случае в механизме юридической ответственности актуализируется роль права как системы правил (норм, принципов), устанавливаемых и обеспечиваемых государством; как системы моральных норм, взятых государством под свою охрану и гарантию; как меры свободы поведения личности. В социологической теории происхождение права связывается с нормами и обычаями — привычными правилами поведения. Право выражено в социальных нормах, обеспечивающихся принуждением со стороны государства <3>. Из их числа государство в процессе эволюции отобрало наиболее выгодные для господствующего класса (обеспечивающие защиту власти и привилегий), придав им силу юридического обычая (закона) <4>. ——————————— <3> Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 1 — 2. М., 1982. С. 228. <4> Першиц А. И. Проблемы нормативной этнографии // Исследование по общей этнографии. М., 1979. С. 11 — 25.

Единого понимания категории «правовой механизм» в современном отечественном правоведении не существует <5>. Характеристика механизма в широком смысле предполагает учет сложности его структурного строения; системности, согласованности организации его элементов; динамичности определенной целенаправленной деятельности; подверженности ее внешнему управлению или самоуправлению и др. <6>. ——————————— <5> Шундиков К. В. Правовые механизмы: Основы теории // Государство и право. 2006. N 12. С. 12, 15. <6> Шундиков К. В. Указ. соч. С. 13.

Понятие «механизм» в юридической науке используется для конструирования целого ряда юридических абстракций: механизм правового регулирования, механизм правового воздействия, механизм действия права, механизм процессуального регулирования, механизм правотворчества, механизм реализации права, механизм правоприменения, механизм обеспечения прав и свобод человека, правоохранительный механизм, механизм формирования правомерного поведения, механизм правового стимулирования и др. <7>. ——————————— <7> См.: Бобылев А. И. Механизм правового воздействия на общественные отношения // Государство и право. 1999. N 5; Вавилин Е. В. Некоторые проблемы механизма защиты субъективных гражданских прав // Правоведение. 2002. N 3; Лукьянова Е. Г. Механизм процессуального регулирования и его элементы // Журнал российского права. 2001. N 7; Чванов О. А. Механизм правоприменения: Автореф. дис. … к. ю.н. Саратов, 1995. С. 18 — 21.

Существенным свойством правового механизма является его системный характер, характеризующийся устойчивым комплексом взаимосвязанных правовых инструментов, призванных работать как единое целое. В связи с этим практически значимой характеристикой правового механизма является завершенность инструментальной структуры. Правовые механизмы, необходимые для реализации конкретной задачи, представляют собой объемные и сложные нормативные конструкции — определенный набор юридических регуляторов (правовых средств). Их составляют права, обязанности, запреты, принципы, презумпции, фикции, сроки, процедуры, меры поощрения, ответственности и др. При этом достаточность необходимого комплекса правовых инструментов в зависимости от масштабов поставленной задачи может весьма существенно варьироваться <8>. ——————————— <8> См.: Алексеев С. С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Советское государство и право. 1987. N 6; Малько А. В. Правовые средства: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 1998. N 8; Его же. Правовые средства как общетеоретическая проблема // Правоведение. 1999. N 2; Шундиков К. В. Указ. соч. С. 15.

Известно, что правовые конструкции законов или межгосударственных соглашений призваны закладывать основы правового регулирования, т. е. формируют правовые отношения общерегулятивного уровня. Этим объясняется необходимость доработки заложенных в них правовых механизмов, формирование недостающих элементов. Для успешного решения названной задачи требуется согласованная работа большого количества правотворческих субъектов различных уровней: федерального, регионального, муниципального, локального. Если же данная задача не выполняется либо выполняется не до конца, то конструкция необходимого правового механизма оказывается незавершенной и цели правового регулирования в полном объеме не реализуются <9>. ——————————— <9> Шундиков К. В. Указ. соч. С. 17.

В правовом механизме актуализируется значение правового регулирования — сложного и многообразного процесса, осуществляемого с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения. Эти средства образуют цельный, системный юридический механизм, регулирующий ту или иную совокупность общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования. Термин «механизм правового регулирования» в юридической науке понимается как система правовых средств, обеспечивающих результативное правовое воздействие на общественные отношения; как теоретическая конструкция, призванная отразить логику специально-юридического воздействия на жизнь социума, показать, какие этапы этот процесс включает и какие правовые инструменты оказываются задействованными на каждом из них <10>. ——————————— <10> Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 9.

Большинство специалистов признают наличие в структуре механизма правового регулирования как минимум трех основных звеньев: юридических норм, правовых отношений и актов реализации прав и обязанностей <11>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— <11> Алексеев С. С. Указ. соч. С. 26; Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1994. С. 308; Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997. С. 627.

Механизм правового регулирования, подчеркивает В. Н. Хропанюк, это система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства. Основные структурные элементы механизма правового регулирования, по мнению ученого, составляют: — нормы права как нормативная основа механизма правового регулирования, конструирующая модель общественного отношения, которая соответствует потребностям и интересам граждан правового государства; — правоотношения, посредством которых общие, обезличенные права и обязанности, закрепленные в нормах права, превращаются в конкретные и взаимосвязанные права и обязанности лиц или организаций (правоотношения устанавливают персональную меру возможного и должного поведения участников общественных отношений); — акты реализации юридических прав и обязанностей — фактическое поведение субъектов правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Посредством этих актов достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются конкретные законные интересы управомоченных и обязанных лиц. Основными формами реализации прав и обязанностей являются использование предоставленных нормами права возможностей, исполнение обязывающего правового предписания, соблюдение правовых запретов. Четкость и эффективность механизма правового регулирования общественных отношений зависят от правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов правового регулирования, подчеркивает В. Н. Хропанюк <12>. ——————————— <12> Хропанюк В. Н. Понятие механизма правового регулирования и его элементы // Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред. проф. Стрекозова. М.: Дабахов, Ткачев, Димов, 1995. С. 341 — 343.

Существуют и другие точки зрения. Так, В. И. Гойман сводит правовое регулирование лишь к формированию нормативной базы правоотношений <13>. ——————————— <13> Гойман В. И. Действие права (Методологический анализ). М., 1992. С. 56.

Более широкая трактовка механизма правового регулирования включает всю системную совокупность явлений, рассмотренную в ее функциональном аспекте <14>, в том числе субъектов правового регулирования и юридически значимые результаты их деятельности <15>. ——————————— <14> Сырых В. М. Теория государства и права / Под ред. С. А. Чибиряева. М., 1998. С. 146. <15> Кудрявцев В. Н., Васильев А. М. Право: развитие общего понятия // Советское государство и право. 1985. N 7. С. 12 — 13.

Регулирование юридической ответственности происходит путем установления управомоченного и обязанного поведения, запретов или велений совершать или не совершать определенные действия, а норма права выступает эталоном возможного или должного поведения. По этому эталону определяется правомерность или противоправность действий, а правовая ответственность формализуется правовыми нормами, устанавливается ими. Установление статутной (единой) ответственности имеет место до факта правомерного или противоправного поведения… Статутная ответственность — это объективно обусловленная, установленная законом и охраняемая государством необходимость (обязанность) осознанного и добровольного выполнения правовых предписаний участниками правоотношений. Она выполняет конструктивно-регулятивную функцию, является образцом (конструкцией, моделью) действительно ответственного и должного поведения… Позитивный и негативный аспекты (формы) реализации юридической ответственности представляют собой отношение субъектов правоотношений к статутной ответственности <16>. ——————————— <16> Черных Е. В. О нормативном характере юридической ответственности // Вопросы теории государства и права. 1998. Вып. 1(10). С. 80 — 81.

Юридическая ответственность едина, но имеет различные аспекты (формы) реализации. «Право — не только мера юридической свободы, но и мера юридической ответственности. Это корреляционные категории… ответственность — такая же объективная необходимость, как и свобода» <17>. ——————————— <17> Матузов Н. И. Право как мера свободы и ответственности личности: Межвуз. сб. науч. статей // Атриум. Сер. «Юриспруденция». Тольятти, 1999. N 1. С. 23.

Таким образом, механизм правового регулирования — есть система этапов регулятивного правового воздействия, характеризует процесс и функциональные закономерности правовой формы, а правовой механизм — система нормативных юридических средств. Его функциональная роль заключается главным образом в обеспечении реализации поставленных в законе целей, реализации интересов субъектов правоотношений до определенного логического результата <18>. ——————————— <18> Малько А. В. Механизм правового регулирования // Правоведение. 1996. N 3. С. 57.

Нормы права как формализованные волевые положения, отражающие идеальные модели социальной практики, безусловно, являются материальной основой правового механизма. Правовая норма как разновидность социальной нормы выступает в качестве нормативной основы юридической ответственности. Основания юридической ответственности обусловлены включенностью субъекта в общественные отношения и его связанностью предъявляемыми требованиями. В правовой норме эти требования только формализуются и приобретают общеобязательный, властный, обеспечиваемый государственным принуждением характер. Общественные отношения и вытекающие из них требования находят свое закрепление в правовых нормах, которые начинают оказывать на них обратное регулирующее, развивающее, упорядочивающее воздействие. Нормативный правовой акт — это официальный государственный письменный документ, являющийся основным источником права, изменяющим или отменяющим правовые нормы, рассчитанные на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц <19>. ——————————— <19> Теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М., 1996. С. 124.

Правовая норма отражает специфику первичного материального и логического элемента структуры позитивного права в форме письменных официальных документов общественной и государственной воли <20>. Нормы права закрепляют ориентацию на удовлетворение преимущественно публичных интересов; односторонне-властное волеизъявление стороны; преобладание директивно-обязательных норм; нормативно-ориентирующее воздействие; прямое применение санкций за неисполнение либо нарушение правовых предписаний и др. <21>. ——————————— <20> См.: Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001. С. 177 — 184; Шундиков К. В. Указ. соч. С. 18. <21> Тихомиров Ю. А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 121 — 122.

С содержательной стороны правовые нормы включают в себя не только регулятивные положения, но и установления учредительного, декларативного, целевого, дефинитивного характера, не выполняющие непосредственно регулятивных функций. Завершенная нормативная конструкция правового механизма, как правило, не охватывается объемом одной правовой нормы <22>. ——————————— <22> Шундиков К. Указ. соч. С. 17 — 18.

Высказанные положения являются справедливыми и применительно к вопросу о соотношении правового механизма с правовым институтом, представляющим собой обособленный комплекс правовых предписаний, регулирующий с помощью специфичных приемов и способов однородный вид или сторону общественных отношений <23>. ——————————— <23> Киримова Е. А. Правовой институт (Теоретико-правовое исследование) // Автореф. дис. … к. ю.н. Саратов, 1998. С. 15.

Правовые механизмы, как правило, включаются в структуру правовых институтов в качестве их регулятивных компонентов <24>. ——————————— <24> Липинский Д. А. Проблемы юридической ответственности. М.: Юридический центр «Пресс», 2004. С. 25.

Правовой механизм — это юридическая конструкция, характеризующая не только формально-процедурную сторону правового воздействия, но и его инструментальную оснащенность. Процедура — лишь один из логических структурных элементов правового механизма. Она понимается правоведами как особый, нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности, обеспечивающий реализацию норм материального права и основанных на них материальных правоотношений, охраняемый от нарушений правовыми санкциями <25>. ——————————— <25> Лазарева О. В. Правовая процедура. Саратов, 2004. С. 38.

Процедура в правовой сфере представляет собой нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности, состоящий из последовательно сменяющих друг друга актов поведения <26>. Ее структурное строение представлено нормативно обозначенными стадиями, юридически смоделированными этапами, образующими своеобразный алгоритм, по которому будет развиваться та или иная деятельность субъектов правоотношений. Поэтому процедура характеризует главным образом формальную, организационную сторону юридической практики <27>. ——————————— <26> Протасов В. Н. Юридическая процедура. М., 1991. С. 6. <27> Шундиков К. В. Указ. соч. С. 19.

Познанию природы правового механизма содействует также его сопоставление с таким регулятивным компонентом правовой формы, как правовой режим. В правоведении правовой режим понимается как комплекс правовых средств, создающих в регулируемой области определенную степень благоприятности или неблагоприятности для осуществления интересов субъектов права, призванную обеспечить устойчивое регулирование какого-либо участка социальных отношений, определенной сферы общественной жизни <28>. ——————————— <28> См.: Алексеев С. С. Теория права. М., 1995. С. 243; Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы. Вопросы теории и практики // Правоведение. 1996. N 1. С. 17 — 18; Родионов О. С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством: Автореф. дис. … к. ю.н. Саратов, 2001. С. 13 — 14.

Материальной основой правового режима признаются юридические средства. Его природа проявляется в особенностях их сочетаний, комбинации способов и типов правового воздействия на те или иные социальные отношения, на сознание и поведение субъектов. Правовой режим выражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известных ограничений или льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности <29>. В научной литературе подчеркивается, что правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений, содействуют оптимальному использованию конкретных объектов. При этом акцентируется результативность информационно-психологического воздействия <30>. ——————————— <29> Алексеев С. С. Указ. соч. С. 244. <30> Малько А. В., Родионов О. С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. 2001. N 9. С. 20.

При установлении правового режима законодатель стремится прежде всего к обеспечению грамотного и эффективного правового воздействия на определенный участок социального развития, установление и поддержание в нем необходимого правового климата. Без решения данной задачи достижение комплекса предметных целей правового регулирования не представляется возможным <31>. ——————————— <31> Шундиков К. В. Указ. соч. С. 20.

Для познания природы правовых механизмов необходимо их сравнение с правовыми конструкциями — идеальными моделями, отражающими сложное строение урегулированных правом общественных отношений, юридических фактов и их элементов. Являясь результатом абстрактного мышления юристов, юридические конструкции одновременно выступают и как гносеологические модели правовой науки, и как средство построения нормативного правового материала, особые приемы юридической техники <32>. ——————————— <32> Черданцев А. Ф. Юридические конструкции, их роль в науке и практике // Правоведение. 1972. N 3. С. 12 — 19.

Юридические конструкции можно рассматривать как несущую конструкцию позитивного права <33>, так как они состоят из совокупности таких юридических средств, как позитивные обязанности, запреты и дозволения <34>. По своей природе они являются логическими феноменами профессионального сознания, единицами юридического мышления, составляющими ядро правового знания, отражающими структуру позитивного права в ее формально-логическом аспекте <35>. ——————————— <33> Тарасов Н. Н. Юридические конструкции в праве и научном исследовании (Методологические проблемы) // Российский юридический журнал. 2000. N 3. С. 26 — 27. <34> Костюков А. Н. Муниципальное право как отрасль российского права (Предмет, принципы, режимы, конструкции, система): Автореф. дис. … к. ю.н. Екатеринбург, 2003. С. 28. <35> Тарасов Н. Н. Юридические конструкции в праве и научном исследовании (Методологические проблемы) // Российский юридический журнал. 2000. N 3. С. 27, 30.

Такой подход позволяет рассматривать любой конкретный правовой механизм как разновидность юридических конструкций, несмотря на то что последние далеко не всегда связаны лишь с конструированием комплексов регулятивных элементов права. Вместе с тем как комплексное юридическое средство социальной практики правовой механизм отличается сложной объективно-субъективной природой. Конкретный правовой механизм — нормативное отражение объективных материальных и духовных условий жизни конкретного социума, господствующей парадигмы юридического мышления, его правового менталитета и культуры. В то же время сущность рассматриваемого явления нельзя до конца понять, не принимая во внимание его субъективные аспекты. Любые правовые конструкции — плод деятельности правотворческих субъектов как носителей индивидуального и группового сознания и опыта. Право — одна из форм социальной культуры. В этом контексте правовые механизмы во многом представляются нормативным отражением наличного правосознания субъектов правотворчества <36>. ——————————— <36> Шундиков К. В. Указ. соч. С. 21.

Понимание сущности правового механизма как особого средства юридической практики неразрывно связано с вопросами целевого содержания юридической материи. Закономерным свойством правового механизма, объясняющим его функциональное назначение, является то, что он сконструирован для практического использования, для достижения конкретных социально значимых целей. Функция любого правового механизма реализуется только в юридической практике, где правовые средства демонстрируют свою реальную ценность и регулятивный потенциал <37>. ——————————— <37> Шундиков К. В. Указ. соч. С. 16.

Механизм юридической ответственности включает также процесс реализации целей, функций, принципов юридической ответственности, основание и порядок ее возложения. В литературе приводятся различные классификации целей юридической ответственности: общие и отраслевые, ближайшие и отдаленные, основные и дополнительные, временные и постоянные, реальные и нереальные, истинные и ложные и др. <38>. Как правило, юридическая ответственность преследует цели, связанные с защитой правопорядка и воспитания граждан. В качестве основной цели юридической ответственности Конституция РФ закрепляет обеспечение прав и свобод субъектов, охрану общественного порядка <39>. Именно ради удовлетворения интересов субъектов права, упорядоченности социальных связей и устанавливается этот правовой инструмент <40>. ——————————— <38> Иванов А. А., Иванов В. П. Правонарушения и юридическая ответственность. Теория и законодательная практика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 101 — 103. <39> Конституция РФ. Ст. 2, 17. <40> См.: Алексеев С. С. Общая теория права: В 2 т. Т. 1. М., 1981. С. 278; Бабаев В. К. Теория современного советского права. Н. Новгород, 1991. С. 119 — 120; Марченко М. Н. Юридическая ответственность // Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2004. С. 626.

В целях и функциях юридической ответственности находят свое отражение общие цели и функции права. В плане общетеоретического рассмотрения представляются справедливыми точки зрения о том, что целями юридической ответственности являются защита и восстановление правопорядка, а также воспитание граждан <41>. ——————————— <41> См.: Кожевников С. Н. Юридическая ответственность // Общая теория права. 1993. С. 468; Бабаев В. К. Теория современного советского права. Н. Новгород, 1991. С. 119 — 120.

Ученые констатируют, что юридическая ответственность преследует следующие основные цели: 1) охрана прав и законных интересов субъектов правовой жизни, законности и правопорядка; 2) восстановление социальной справедливости; 3) предотвращение правонарушений; 4) наказание правонарушителя <42>. ——————————— <42> Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. М.: Юридическая литература, 1976. С. 13; Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Указ. соч. С. 73 — 75; Кожевников С. Н. Юридическая ответственность // Общая теория права. Н. Новгород, 2003. С. 468; Лейст О. Е. Дискуссия об ответственности: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Серия 11. «Право». М.: МГУ, 1981. С. 45.

Цели юридической ответственности находят свое отражение и конкретизируются в ее функциях. Функции юридической ответственности определяются целью и вытекают из нее. Критерии классификации функций юридической ответственности разнообразны. Если пренебречь тенденцией дробления некоторыми авторами одной функции на несколько, то можно выделить следующие основные функции юридической ответственности: функцию охранительную (защиты правопорядка), штрафную и карательную функции (наказание виновного), а также функцию исправления и перевоспитания лица, совершившего правонарушение (частная и общая превенция правонарушений), правовосстановительную и сигнализационную функцию и др. <43>. ——————————— <43> Иванов А. А., Иванов В. П. Указ. соч. С. 103 — 104.

Юридическая ответственность независимо от ее видов реализуется в строгом соответствии с установленными в рамках той или иной правовой системы принципами. Среди них общепризнаны такие, как законность, обоснованность, справедливость, неотвратимость, целесообразность и недопустимость повторной или двойной (например, одновременно уголовной и административной) ответственности за совершение одного и того же правонарушения. Существуют и другие принципы юридической ответственности, которые не имеют, однако, столь важного, глобального значения <44>. ——————————— <44> Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Указ. соч. С. 75 — 76; Демидов А. Ю. Указ. соч. С. 230 — 231; Марченко М. Н. Указ. соч. С. 633.

Принципы юридической ответственности как вид принципов права определяют другое правовое явление — правовой порядок (правопорядок). Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности, которое выражается в правомерном поведении участников этих отношений. Это непосредственный результат реализации (соблюдения и исполнения) требований норм права. Выделяют три основных элемента правопорядка: — право и законность, которые составляют нормативно-правовую основу правопорядка; — правомерное поведение как содержание правопорядка, фактический результат действия права; — субъекты права (участники правоотношений), наделенные субъективными правами и юридическими обязанностями. Правопорядок является следствием функционирования права и законности, юридически оформляет фактически сложившуюся упорядоченность общественных отношений и обеспечивает правомерное поведение их участников, которое выражается, в частности, в правовой ответственности. Юридическая ответственность осуществляется в строгом соответствии с нормами права. Юридическая ответственность не только возникает вследствие нарушения норм права, но и реализуется исключительно в соответствии с ними. Возложение юридической ответственности на правонарушителя возможно лишь при условии соблюдения определенного процессуального порядка, установленного нормами права <45>. ——————————— <45> Демидов А. Ю. Указ. соч. С. 231 — 232, 236 — 237.

Таким образом, под механизмом юридической ответственности мы понимаем определенный организационный порядок, представляющий собой систему относительно стабильных целей, задач, функций, принципов, связей и норм, определяющих основания и порядок ее возложения.

——————————————————————