Правовое воспитание как метод преодоления правового цинизма: основные направления

(Левентюк А. В.) («Общество и право», 2009, N 2)

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ЦИНИЗМА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

А. В. ЛЕВЕНТЮК

Левентюк Андрей Владимирович, соискатель кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России.

Работа по преодолению правового нигилизма является достаточно сложной. Ее основные направления зависят и от состояния российского общества, господствующих экономических, политических, правовых и нравственных взглядов, а также от уровня культуры населения. 1. Строиться эта работа должна с обязательным учетом причинности и развития этого явления, так как в основе его преодоления лежит устранение порождающих причин и условий. Меры по искоренению какой-либо одной из причин или источника правового цинизма не приведут к его исчезновению. Поэтому необходимо комплексно подходить к решению этого вопроса <1>. Очевидно, что пути преодоления психологического правового цинизма и историко-политического правового цинизма различны. В рамках преодоления его психологической составляющей главенствующее место принадлежит правовому воспитанию. ——————————— <1> См.: Айзенберг А. М. Задачи и формы правового и нравственного воспитания подростков. М., 1975; Баранов П. П. Правовое воспитание граждан СССР в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма. Саратов, 1983; Бойков А. Д. Некоторые вопросы теории правового воспитания // Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1976; Бутко И. Ф. Правовое воспитание молодежи // Советское государство и право. 1971. N 9; Галимов М. М., Мураметс О. Ф. Правовое воспитание трудящихся и роль закона в его осуществлении. Казань, 1976; Корниенко Л. М. Проблема формирования правосознания школьников: Автореферат канд. дис. М., 1974; Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973; Пиголкин А. С. Право, законность, гражданин. М., 1976; Рябко И. Ф. Правосознание и правовое воспитание масс. Ростов н/Д, 1969.

2. По нашему мнению, организация работы по преодолению правового цинизма должна иметь свою стратегию, а именно: быть нацеленной на решение задач по преодолению этого негативного явления; учитывать реально существующие процессы и противоречия социальной жизни, порождающие, как свое следствие, данное явление; определять основные направления по преодолению отдельных форм и видов проявления деформации правового сознания; формулировать цели, способы и средства данной деятельности. 3. Целями стратегии такой работы являются постепенное сокращение и, в конечном счете, преодоление правового цинизма, хотя мы должны признать, что перспектив для полного преодоления правового цинизма в российском обществе в настоящее время нет. Речь может вестись только о сокращении количества проявлений этого явления. 4. Наиболее оптимальными методами преодоления правового цинизма как формы деформированного правосознания выступают воспитательные и предупредительные. Воспитательные методы основаны на сознательном восприятии членами общества правовых знаний, установок и представлений. Использование их целесообразно в ходе организации работы по формированию положительного правосознания, а также по предупреждению случаев его деформации. Предупредительные методы направлены на выявление и устранение негативных факторов социальной среды, которые выступают в качестве причин и условий правового цинизма. Они могут применяться и на индивидуальном уровне для предупреждения, а также преодоления деформации индивидуального правосознания путем устранения порождающих ее причин и условий. Их использование должно сопровождаться системой социально-экономических, социально-политических, правовых, организационных и иных мероприятий, проводимых государством и обществом в целях повышения уровня правосознания. 5. Необходимость организации государством правового воспитания обусловлена тем, что законодательные нормы, установленные в стране, нередко нарушаются, чему способствуют существующие у отдельных членов общества различные формы деформации правового сознания, и, прежде всего, правовой цинизм. В целях восстановления законности государство вынуждено применить к нарушителям как установленные нормами права меры принуждения, так и соответствующие меры воспитательного воздействия. Причем более эффективными нередко являются именно меры воспитательного воздействия. 6. Мы полагаем, что усилия правового воспитания необходимо сосредоточивать по двум направлениям: во-первых, на наращивании правовой информированности субъектов; во-вторых, на проникновении в ментальные сферы внутреннего мира человека. Первое из указанных направлений правового воспитания способствует тому, что его субъекты получают достаточное количество правовых знаний и представлений, которые помогают формированию позитивного правосознания и позволяют им правильно ориентироваться в общественной жизни. Сами же правовые нормы, которые должны быть доведены до субъектов воспитания, должны быть двух видов. Это, прежде всего, нормы, регулирующие отношения гражданина нашего общества и государства по поводу прав, свобод и обязанностей личности. Знание лицом своих прав и обязанностей по отношению к государству, равно как и знание ответственности последнего по отношению к своим гражданам — важнейшая предпосылка формирования у него нормального правового сознания. Кроме того, это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в сфере трудовой деятельности людей. Уяснение этих норм помогает формированию у личности положительного профессионального правосознания. Важно при этом, чтобы окружающая человека действительность не шла вразрез с положительным зарядом правовых знаний. Второе направление правового воспитания призвано помочь «заглянуть» вглубь внутреннего мира человека, понять и оценить все достоинства и изъяны, которые привнесены воспитанием. Это касается и его правосознания, позитивный либо искаженный характер которого проявляется в правомерном либо в противоправном поведении. 7. Известно, что выбор средств воздействия зависит главным образом от цели. В данном случае — от цели, которую ставит субъект правового воспитания. Наиболее часто встречающаяся в юридической литературе иерархия целей правового воспитания выглядит следующим образом <1>: ——————————— <1> Головченко В. В. Эффективность правового воспитания. Киев, 1985. С. 26.

формирование системы правовых знаний; формирование правовой убежденности; формирование мотивов и привычек правомерного, социально активного поведения. Цель правового воспитания — формирование теоретико-идеологического и психологического компонентов правосознания и преодоление случаев проявления его деформации. Так наиболее полно цели правового воспитания раскрывает И. Е. Фабер. Он пишет, что целью правового воспитания является «формирование определенной политической, нравственной, юридической структуры личности» <1>. Говоря о целях правового воспитания, важно помнить, что в них фиксируется не существующее, а отсутствующее. ——————————— <1> Фабер И. Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963. С. 243.

Применительно к правовоспитательным целям можно сказать, что в них фиксируется не только то, что отсутствует в сознании индивида. В них, чаще всего, отражаются недостатки и слабое развитие тех или иных аспектов правового воспитания. Так, если в качестве одной из познавательных целей провозглашается, например, знание права, то это значит, что такое знание отсутствует. В данном случае имеется в виду недостаточность знания права, несоответствие объема и уровня этого знания адекватному правовому осознанию общественных отношений. Многоступенчатость правового воспитания предполагает принятие мер по достижению одновременно познавательных, эмоциональных и поведенческих целей. Таким образом, цели правового воспитания достигаются постепенно, путем перехода от простых к сложным. Поэтапность диктуется самим их содержанием. Такая поведенческая цель, как «выработка привычки к соблюдению правовых норм», может быть достигнута лишь в результате длительного воспитания. При этом на каждом этапе применяется своя методика, используются соответствующие воспитательные средства. 8. Есть необходимость говорить о создании на новом качественном и содержательном уровне системы правового всеобуча населения, охватывающего молодые семьи, молодых родителей, преподавательский состав, воспитателей всех категорий, работников учреждений, государственных служащих, персонал правоохранительных органов и др. 9. В серьезном и существенном усовершенствовании нуждается система правовой пропаганды, участие в которой средств массовой информации, учреждений искусства, культуры, досуга, видеорынка сегодня не выдерживает никакой критики. Нуждается в продуманных решениях работа по подбору кадров, обладающих способностями к регуляции процесса правовой социализации. Здесь уместен психологический отбор по способностям. Опыт свидетельствует о необходимости особой подготовки отбираемых кадров, их специализации по проблемам правовоспитания. Даже лицам с базовым педагогическим и психологическим образованием требуется немало времени, чтобы понять способы решения этих своеобразных проблем. Нужна подготовка юристов-педагогов и юристов-психологов, а остальным нужна дополнительная специализация. В улучшении психологической и педагогической подготовки по рассматриваемым проблемам нуждаются все сотрудники правоохранительных органов. Никакой интенсификации регулирования процессов правовой социализации невозможно добиться без перечисленных мер. Меры методического обеспечения — издание учебной литературы, наглядных пособий, учебных фильмов, методических разработок, распространение передового опыта, массовое использование интенсивных психолого-педагогических технологий, специальная разработка методик работы с различными группами населения и по отдельным трудным вопросам и другое — необходимая часть системы мер. 10. Проблема формирования гуманного государства. Исторически сложилось так, что российская государственность хронически страдала недостатком гуманности. Государство почти всегда олицетворялось с карательным аппаратом. Далеко не всегда отношения между народом и государством носили гуманный характер. Российской государственности следует идти не только по конституционному пути, но и по пути деятельного гуманизма, поскольку гуманное государство наиболее приближено к человеку, его интересам, правам, свободам и устремлениям. Данное государство живет не в отрыве от гражданского общества, а в согласии с ним. Итогом же решения этих проблем должна стать наиболее благоприятная общественная атмосфера, в которой человек смог бы поверить в российскую правовую систему, в российское правосудие; личность должна воспринимать правовые нормы не как внешнее воздействие, а как ценностный идеал.

——————————————————————