Сущностные функции юридического права

(Палазян А. С.) («Адвокатская практика», 2009, N 5)

СУЩНОСТНЫЕ ФУНКЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРАВА

А. С. ПАЛАЗЯН

Автор статьи рассматривает государство, государственное право и исследует вопросы функций юридического права как особого социального явления.

Одним из видов современного права является право государственное, представляющее собой форму политической организации общества. Государственное право является узаконенным, официальным, господствующим правом, выражающим одну из форм правовой жизни общества. Государственное право — это система формально-определенных, общеобязательных, санкционированных и гарантированных государством норм. Государственное право берет из спонтанного общественного права все его атрибуты и ценности, но преломляет их таким образом, что по сравнению с общественным правом становится «как бы правом», или правом в совсем другом значении <1>. В свою очередь, государственное право предлагает готовые формы правоотношений, в которых реализуются другие виды общественного права (обычное право, моральное право и др.). В данном случае государственное право играет роль обслуживающего средства. ——————————— <1> См.: Малахов В. П. Философия права. Идеи и предположения. М., 2008. С. 254.

Официальный характер государственного права проявляется в том, что оно конституировано правовыми текстами, которые были публично объявлены и признаны какими-либо социальными структурами или государством в качестве стандарта <2>. ——————————— <2> См.: Поляков А. В. Общая теория права: Курс лекций. СПб., 2001. С. 525.

Единственной формой государственного права является право юридическое. Юридическое право возникает только с возникновением государства, является оформлением государственной и социальной жизни, регулируемой, обеспечиваемой государством. Юридическое право — право официальное, господствующее, узаконенное, заранее установленное; оно — форма политической организации общества, правовое оформление государственной власти; оно жестко формальное, документально оформленное. Данную формулировку юридического права мы будем использовать при его функциональной характеристике. Если рассматривать сферу действия юридического права, то оно представлено как единственная форма права, связанная с политически значимыми структурами, с обеспечением именно их функционирования. Для характеристики функционирования юридического права наиболее актуальным является принцип сопряженности функций права с функциями государства. В функциональном плане государство представляет собой открытую систему. Это означает, что государство с точки зрения его природы можно рассматривать как нечто однородное, и в этой однородности оно может быть охарактеризовано как общий знаменатель всех его исторических модификаций. Государство задает юридическому праву границы. Мы должны отнестись к феномену государства и как к социальной организации. Оно формируется по типу любой социальной организации, поэтому функциональная характеристика государства может быть рассмотрена как функциональная характеристика социальной организации вообще. В отличие от государства как организованного господства государственный аппарат функционирует как механизм. Поскольку юридическое право тоже функционирует по принципу механизма, его функции скорее сопрягаются с функциями государственного аппарата, нежели с функциями государства. Нас должно интересовать функционирование государства не с точки зрения заложенных в самом феномене государства возможностей, а с точки зрения адекватности выражения действия и сущности конкретного государства. С точки зрения содержания государство имеет две цели: организацию власти и организацию управления <3>. Данные цели исчерпывают все многообразие иных целей, которые лишь конкретизируют их. Указанные имманентные характеристики государства характеризуют его прежде всего как социальную организацию. ——————————— <3> См.: Малахов В. П., Палазян А. С. Функциональная характеристика права: вопросы методологии: Монография. М., 2009. С. 216.

При определении базовых направлений действия государства необходимо учитывать, что юридическое право есть сфера идеального, тогда как государство — это сфера реального. Поэтому государство как реальность может рассматриваться как институт организации, тогда как право — как институт регуляции. Для государства характерны такие направления действия, как охрана, консолидация, принуждение и воспроизводство власти. Системообразующей функцией государства с точки зрения содержания является политическая функция, а с точки зрения формы — правовая <4>. Любую функцию государства можно объяснить как способ реализации политической и правовой функций. ——————————— <4> См.: Малахов В. П., Палазян А. С. Функциональная характеристика права: вопросы методологии: Монография. М., 2009. С. 219.

Формы осуществления правовой функции государства могут быть самые разные, но ее сущность при этом нисколько не меняется. Сущностью правовой функции выступает легитимация, если речь идет о самом государстве, и упорядочивание, если речь идет об обществе в целом. По своей сути правовая функция государства есть легитимация принуждения. Рассматривая сущностные функции юридического права далее, мы придем к выводу, что они практически идентичны сущностным функциям государства, что не противоречит логике развития и существования рассматриваемых явлений, так как целью существования юридического права является воспроизводство данного права, а тем самым и государства. Функциональная характеристика права касается его сущности, того, что свойственно ему по его природе, тогда как сами по себе отдельные функции права не всегда выражают его существо и потому не дают в полной мере правильного понимания права. Сущностные функции государственного права должны прежде всего отражать природу и сущность данной формы права. Сущностью права является характеристика права в его действительности. Поэтому, переходя к вопросам выделения таких функций, прежде всего необходимо остановиться на свойствах сущности данной формы права. Сущностными свойствами юридического права является то, что данная форма права материализована в государственных органах, является формой политической организации общества, то, что это право — общественное, заранее установленное, официальное, узаконенное, господствующее, властное, документированное. На основе принципа самоценности содержание функций права конкретизируется с точки зрения осуществления базовых предназначений действующего права. Базовой целью юридического права выступает субординация. Субординация (установление отношений господства и подчинения, в целом — вертикальные отношения между общим и частным) предполагает в качестве основной функции, необходимой для ее реализации, функцию упорядочения общественных отношений. Также функции юридического права направлены на его самовоспроизводство, самоидентификацию. Право в юридическом смысле есть совокупность норм. Механизмы самовоспроизводства права, приводимые в действие в рамках отдельных функций, являются определяющими в функциональной характеристике права. Пределы функционирования права заложены в нем самом, а не в ограничениях, заложенных извне. Юридическое право воспроизводит само себя. Оно может быть неэффективным, но тем не менее оно от этого не становится менее действительным. Система норм существует и сама себя воспроизводит по своим собственным законам. А поскольку законы права одни, а законы общественной жизни немного другие, право конструирует собственную реальность и живет по своим законам, а общество начинает жить по другим законам. С одной стороны, право исторически доказало свою универсальность как организующее начало, а с другой стороны, оно не способно это делать сегодня традиционными мерами, потому что у общественной и правовой жизни на сегодняшний день разные законы самовоспроизводства. Право юридическое неразрывно связано с государством, поэтому это право воспроизводит главным образом именно государство. Юристы, особенно в континентальной системе права, принимая законы, лишь воспроизводят само это право. Отсюда — неэффективность законов, которые воспроизводят не реальность, а само право. Далее. В силу того что в юридическом праве значимой становится именно форма, можно сделать вывод, что упорядочивающая функция является основной, отражающей природу и сущностные черты данной формы права. Упорядочивание есть формальная сторона функционирования права. Одной из форм упорядочивающей функции является процедурность. Процесс есть некая установленная последовательность. У политической функции упорядочивания нет внешней формы. Везде, кроме права, упорядочивающей является только внутренняя содержательно-определенная форма. Только у права упорядочивание связано и с внешней формой. Правовые процедуры и правовые формы индифферентны и к ситуации, и к содержанию. Юридический закон не является закономерностью; это форма предписания, форма упорядочивания. Он может быть безразличным к содержанию, а может быть связан с ним. Поэтому, когда мы говорим о функциональности права как о его эффективности, тогда упорядочивание и правообразование находятся в органичной связи как содержание и форма. Упорядоченная структура формируется не только в тех случаях, когда все элементы подчиняются одинаковым правилам и их поведение определяется только взаимным расположением относительно друг друга. Действенность правового акта, его правовой характер определяется социальной легитимностью, т. е. признанием в качестве акта, наделяющего субъектов правами и обязанностями. Легитимность — это иррациональное признание правового документа, официального правила, что в совокупности с рациональным компонентом, в качестве которого выступает критерий справедливого, сохраняет социальную, а в частности и правовую ценность (общезначимость) <5>. ——————————— <5> См.: Поляков А. В. Общая теория права: Курс лекций. СПб., 2001. С. 344.

Юридическое право есть способ оказания воздействия с помощью внешней формы. Сущностные функции юридического права связаны с действием права. Действие юридического права всегда оформленное, документированное, процедурно закрепленное, и если эти внешние процедуры не соблюдаются, то действие не может признаваться правомерным. Следующей характеристикой функционирования юридического права является выделение его сущностных функций в аспекте основных направлений действия права. В нормировании результатом являются нормы, материализованные в актах, документах, законах и т. д. Норма государственного права имеет силу закона, является формой повеления. Это указывает прежде всего на ее предписывающий характер. Норма юридического права появляется не как правило, отражающее динамику общественного развития, а как правило, воспроизводящее само государство, а точнее — власть. Данный регулятор направлен прежде всего на упорядочение деятельности и общественных отношений, а также на социальную субординацию, выражающуюся в распределении полномочий. Норма юридического права связана исключительно с действиями и отношениями. Необходимо отметить, что норма юридического права принимает форму закона при условии своей обязательности. В связи с этим она санкционируется государством и поддерживается им. Норма юридического права имеет публичный характер. Данный признак показывает, в результате какого способа правового регулирования возникает рассматриваемое правило. Публичность — это характеристика отношений, складывающихся в результате прямого волеизъявления государства в лице правоустанавливающих и правоприменяющих органов. Публичное право построено на принципе субординации. Для публичного права присущ один, и только один — общегосударственный юридический «центр», характерны императивные предписания и запреты, обращенные к подчиненным, подвластным лицам; дозволения же, имеющие императивный характер, — прерогатива властвующих субъектов <6>. ——————————— <6> См.: Алексеев С. С. Частное право. М., 1999. С. 29.

Нормы государственного права направлены на упорядочение общественных отношений, обладают определенностью в пространственно-временном измерении, адресностью, носят публичный характер, выступая условием правомерности и законности <7>. ——————————— <7> См.: Малахов В. П. Философия права: формы теоретического мышления о праве. М., 2009. С. 109.

Юридические нормы направляют в значительной степени действия тех органов и лиц, которые держат в своих руках юридическую защиту отношений: административных властей, суда, др. Поэтому юридические нормы представляют собой могущественный фактор правового порядка, и притом фактор непосредственный, ибо они прямо влияют на упомянутые органы <8>. ——————————— <8> См.: Муромцев С. А. Определение и основное разделение права. СПб., 2004. С. 142.

Направляющее значение юридических норм обусловлено, очевидно, особым авторитетом, который принадлежит власти, формирующей нормы, — авторитетом, основанным отчасти на внутренней, отчасти — на внешней силе власти. Но эта ее сила, будучи всегда более или менее значительной, никогда не бывает абсолютной. Она действует совместно с другими силами, которые также оказывают влияние на образование правового порядка и могут расходиться с ней. Будучи созданы в соответствии с замыслом, юридические нормы всегда служат целям создателя <9>. ——————————— <9> См.: Хайек Ф. фон. Право, законодательство и свобода. М., 2006. С. 56.

Организованная защита осуществляется определенным заранее порядком и обыкновенно при содействии особенных, установленных для того органов <10>. Юридическая защита наиболее свойственна государственному праву. ——————————— <10> См.: Муромцев С. А. Определение и основное разделение права. СПб., 2004. С. 72.

Нормирование как направление действия юридического права есть целенаправленное определение системы социальных координат, в рамках которых только и возможно различение правоотношений и действий, а также установление социальных мер оценок различных моментов социальной реальности. Данное направление действия связано прежде всего с селекционной функцией как основой правотворчества. Но для юридического права эволюционный отбор правил не свойственен, так как нормы юридического права имеют предписывающий характер и являются волеизъявлением прежде всего государства в лице органов правотворчества и правоприменения. Для юридического права значимой становится процессуальная функция, представляющая собой процесс формирования системы внешне-формальных эквивалентов существующих норм и правил. Процесс есть форма нормирования общественных отношений, т. е. превращения внешней формы в определенный самодостаточный регулятор. В рамках такого направления действия права, как регулирование, значимой становится упорядочивающая функция, на которой отчасти мы уже останавливались, определяя базовую цель юридического права. В целом регулирование связано с формированием и воспроизводством права как механизмов приведения норм и правил в действие. Упорядочивающая функция обеспечивает правопорядок как систему отношений, наиболее соответствующую ценностям современного общества, и внешнюю форму осуществления права. Упорядочивающая деятельность государства по созданию необходимого с точки зрения власти порядка не может не сопровождаться насилием и принуждением <11>. Юридическое право и есть организованное принуждение. Данная форма права есть воля господствующего класса, возведенная в закон. Поэтому и государство есть легализованное принуждение. ——————————— <11> См.: Исаев И. А. Господство: Очерки политической философии. М., 2008. С. 25.

Принуждение существует в любом человеческом обществе и является одним из необходимых методов поддержания в нем организованности и порядка. Сущность принуждения сводится к такому воздействию, в результате которого человек ведет себя вопреки своей воле, но в интересах общества и государства. Государственное принуждение осуществляется на основе закона государственными органами, иными уполномоченными на то организациями, должностными лицами и представляет собой физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие (насилие) в целях соблюдения и исполнения правовых предписаний. Принуждение связано с воспроизводством права как обеспечения императивности его правил. В рамках данного направления действия можно выделить следующие функции юридического права. Легализующая функция связана с использованием всего массива правовых инструментов для придания политической власти законной силы государственной власти. Нормы, регулирующие реализацию принуждения, вводят соответствующие действия компетентных государственных органов в строгие рамки, служат тому, чтобы не унижались честь и достоинство людей, в отношении которых используется государственное принуждение. Таким образом, правовой характер государственного принуждения в обществе заключается в том, что оно подчинено общим принципам права, является нормативно определенным, осуществляется в особых процедурно-процессуальных формах. Осуществление организованного и легитимного принуждения, по мере своей активизации и усиления значимости при определенных условиях и при отсутствии должного противодействия, как правило, переходит в насилие, в репрессивную функцию. Функция насилия связана с реализацией института юридической ответственности, с воспрепятствованием нарушениям права в его нормах, правилах, условиях и требованиях. Государственное насилие изначально легитимировано, что закреплено в самом факте существования разветвленной институциональной системы его органов, наделяемых правом принуждения. Правоустанавливающая функция реализуется различными способами. Наиболее характерными из них являются: установление санкций (государственно-правовых последствий) за посягательства на охраняемые общественные отношения; установление запретов совершать действия, противоречащие интересам общества, государства и личности; определение (формулирование составов) юридических фактов, с наступлением которых в результате противоправных действий субъектов права возникает основание привлечения их к юридической ответственности; установление конкретной правовой связи между субъектами права в целях реализации юридической ответственности (охранительное правоотношение). В первых трех формах правового воздействия возбуждается такой мотив поведения, который склоняет субъекта права к требуемому поведению. Для остальных характерно и физическое принуждение. Установление санкции в качестве обязательного атрибута правовой нормы вызывается необходимостью обеспечения ее на случай нарушения государственным принуждением. Санкция необходима для всеобщей обязательности нормы, для придания ей государственно-властного характера. В санкциях получает объективированное выражение отношение государства к тому или иному неправомерному действию субъекта права. Отдельные юридические санкции — это различные формы государственной реакции, соответствующие различной степени общественно вредных и общественно опасных посягательств на регулируемые правом общественные отношения. Механизмом принуждения в праве являются средства обеспечения мотивации необходимого или желательного поведения. Это внешние импульсы побуждения к поведению. Результатами принуждения могут быть конкретные наказания, конкретные санкции, конкретные ограничения. А тут уже можно сказать о механизме санкционирования, т. е. механизме материализации принуждения в санкцию, механизме материализации принуждения в наказание и т. д. Основание принуждения юридического права заключается в наличии правомерного притязания на исполнение правовых обязанностей, которые в силу этого носят имманентно-принудительный характер. Ощутимее всего принудительный характер права проявляется именно в его юридической форме. Принуждением занимается определенная сила, материализованная в виде органов, полномочных лиц и т. д. Помимо этого, основанием принуждения является установленность, исходная определенность ответственности. Для решения определенных экономических и политических задач, для пресечения антиобщественных проступков отдельных лиц, для укрепления государственной, трудовой, общественной дисциплины, правопорядка на данном этапе развития общества необходимы специальные органы, основным назначением которых является принуждение. Функции, реализующие такое направление действия, как принуждение, в юридическом праве направлены на охрану от нарушений права в целом. Соответственно, ее содержанием охватываются предупреждение и пресечение преступлений и всех иных правонарушений, защита и восстановление нарушенного права. Принудительный компонент во многих правовых нормах непосредственно не обнаруживается. Это объясняется тем, что законодатель при издании нормативных актов, направленных на регулирование отношений, имеет целью не запретить, а указать варианты действий, совершение которых отвечает интересам общества, государства и граждан. На наш взгляд, все вышеуказанные функции становятся в рамках данного направления действия права сущностными, так как отражают природу юридического права. Следующее направление действия юридического права — суд, который связан с наделением, подтверждением, восстановлением или лишением права как системы статусов и правоотношений, прав и обязанностей. Правовосстанавливающая функция в рамках реализации такого направления действия юридического права, как суд, обеспечивается существованием писаных законов, вмешательством квалифицированных компетентных лиц, наличием институциональных рамок судов, а также самим ходом процесса, конечной точкой которого является вынесение приговора. Акт суждения, приостанавливая алеаторику судебного процесса, выражает силу права; кроме того, он выражает право в сингулярной ситуации <12>. ——————————— <12> См.: Рикер П. Справедливое. М., 2005. С. 149.

Правовосстановительная функция права занимает особое место в механизме правового воздействия. С помощью правовых средств очень часто восстанавливается прежнее правовое положение субъекта права, лицо вновь становится обладателем тех прав, которых оно было лишено, ему возвращается имущество, он восстанавливается на работе, реабилитируется его имя, восстанавливается нарушенный общественный порядок и т. д. Реализация правовосстановительной функции нередко осуществляется в форме отмены принятого правового акта или совершенного юридически значимого действия (отмена приказа об увольнении, вселение в незаконно занятую квартиру и т. п.). Нормы, направленные на восстановление нарушенных прав и свобод личности, содержатся как в международно-правовых актах, так и во многих внутригосударственных документах. Например, ст. 8 Всеобщей декларации прав человека устанавливает: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах»; ст. 12 ГК РФ предусматривает «восстановление положения, существовавшего до нарушения права». Соответствующие нормы трудового права являются важным гарантом восстановления лица на прежнем месте работы и т. д. Следует согласиться с определением правовосстановительной функции как относительно обособленного воздействия комплекса правовых средств на волю, сознание и поведение людей, направленного на приведение субъектов права в прежнее состояние, которое было нарушено неправомерными действиями других субъектов права. Приведение в первоначальное состояние может выражаться в отмене незаконных решений, восстановлении правового статуса физического или юридического лица, восстановлении нарушенного общественного порядка и т. п. Каждая из рассмотренных функций имеет свои непосредственные формы реализации. Например, установление правового статуса граждан, определение компетенции органов государства и т. п. — формы осуществления распределяющей функции, а установление и реализация запретов, санкций — непосредственные формы осуществления легализующей функции. Следует учитывать также то, что те формы реализации, которые выступают в качестве непосредственных для одной из функций, являются одновременно «косвенными» для другой. При характеристике сущностных функций юридического права необходимо учитывать диалектику внешнего и внутреннего, что выражается в единстве существенного и несущественного в содержании функций права. Например, в правовосстанавливающей функции, связанной с судом как направлением действия права, существенным является процессуальная составляющая. Таким образом, с осуществлением рассмотренных выше основных функций непосредственно связана необходимость самого юридического права как особого социального явления.

——————————————————————