Конституционная культурология в системе науки конституционного права
(Сазонникова Е. В.) («Конституционное и муниципальное право», 2010, N 3)
КОНСТИТУЦИОННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА <*>
Е. В. САЗОННИКОВА
——————————— <*> Sazonnikova E. V. Constitutional culturology in the system of science of constitutional law.
Сазонникова Е. В., доцент кафедры конституционного права России и зарубежных стран Воронежского государственного университета, кандидат юридических наук.
Статья посвящена направлению в науке конституционного права — конституционной культурологии. Автор раскрывает причины возникновения, специфику, принципы, основные сферы исследований, практическую значимость конституционной культурологии.
Ключевые слова: конституционное право, культура, культурное пространство, объект конституционно-правового регулирования.
The article is devoted to a direction in the science of constitutional law — constitutional cultural studies. The author exposes reasons of origin, specific, principles, basic spheres of researches, practical significance of the constitutional cultural studies.
Key words: constitutional law, culture, cultural constituency, objects of regulation in the field of constitutional rights.
1. Концепт «культура» в науке конституционного права
Концепт «культура» в науке конституционного права объемен. Развитие сфер концепта связано с конституционным законодательством, конституционной практикой, правосознанием. Многовариантность концепта является следствием не правовых причин, а неоднозначности понимания культуры в рамках науки, для которой изучение культуры составляет предмет культурологии. Существует множество неконкурирующих подходов к осмыслению культуры, однако при всех их различиях общим является основание, заложенное в понятии «культура»: от латинского «cultura» — возделывание, уход, улучшение — нечто внеприродное, результат целенаправленных усилий людей. Выражением содержательного богатства концепта «культура» является полисемия одноименного понятия в источниках конституционно-правовой науки. Наиболее распространенные значения следующие: — образованность, просвещенность, воспитанность, иные качества развития духовных достижений конкретной личности; — высокий уровень развития какого-либо вида человеческой деятельности (парламентская культура, культура местного самоуправления, культура народовластия, культура исполнительной власти); — правовая форма участия граждан в социальной деятельности (право на участие в культурной жизни; самоопределение в избранных национально-культурных формах); — социально унаследованный комплекс практик, определяющий и направляющий основы жизнедеятельности общества и государства (соединенность общей судьбой на своей земле; многовековая история, культура и сложившиеся традиции); — материальные памятники прошлого (памятники истории и культуры); — самостоятельная сфера государственной и местной политики. Полисемия понятия «культура» подтверждает тенденцию в науке конституционного права: при исследовании культурных явлений речь идет не о разных сторонах одного и того же явления, а вообще о разных явлениях, и смысл понятия «культура» обусловлен контекстом исследования (наука имеет дело с разными аспектами культуры).
2. Аспекты культуры в науке конституционного права: общая характеристика современной ситуации
Первое. Аспекты культуры затрагиваются при исследовании широкого круга вопросов, в частности: российская государственность, конституционные основы стратегии устойчивого развития государства, социальная деятельность современного государства, российский конституционализм, национальная безопасность, особенности правовой системы России, основы правового статуса личности, федерализм, национально-культурная автономия, конституционный мультикультурализм и т. д. Второе. Культурологический подход к исследованию зачастую несколько недооценивается, воспринимается как второстепенный, субъективистский, не вполне продуктивный способ познания конституционно-правовых явлений. Третье. Обращение к трудам философов, ученых, политических деятелей для избрания утверждений, которые принимаются за аксиомы, создающие основу исследования аспектов культуры в конституционном праве. Четвертое. Запаздывание конституционно-правовых интердисциплинарных исследований с культурологией в сравнении с иными науками (политологией, экономикой, психологией), что обусловлено сложностью выявления междисциплинарных связей: культурология все еще находится в стадии становления (ведутся дискуссии даже об обоснованности ее выделения как науки <1>). В отечественной конституционно-правовой учебной литературе раскрытие интердисциплинарных связей с культурологией, как правило, не проводится. ——————————— <1> Л. А. Уайт обозначает культурологию как новый путь изучения культуры, ведущий от частных наук, специализирующихся на рассмотрении отдельных аспектов и форм культуры, к целостному исследованию (1939 г.). См.: Волкова Д. В., Новиков А. Ю. Культурология. Ростов н/Д: Феникс, 2008. С. 5 — 11.
3. Основание возникновения конституционной культурологии в системе науки конституционного права
До сих пор исследование аспектов культуры в науке конституционного права происходило применительно: — во-первых, к частным плоскостям предмета конституционного права (духовные основы конституционного строя, культурные права, свободы и обязанности человека и гражданина, культурные факторы федерализма, правовая система, компетенция органов и разграничение между ними полномочий и т. д.), — во-вторых, к проблематике конституализации отдельных составляющих культурного пространства (одни вопросы традиционно находятся в поле зрения конституционалистов (образование, наука и инновации, свобода творчества, государственный язык и языки народов, государственная культурная политика, объекты культурного наследия), другие составляющие культурного пространства практически не затрагиваются (искусство, свобода преподавания, мемориальная культура (увековечение), конституционная риторика)). На формирование современного образа познавательной деятельности в конституционно-правовой науке оказывает влияние социальная потребность видеть в культуре содержательную основу модернизации общества и государства, саморазвития личности. «Опыт последних десятилетий показывает, что макроэкономические индикаторы мало что говорят о реальном качестве жизни людей, о чувствах их удовлетворенности своей жизнью, страной, государством» <2>. Поэтому современная мировоззренческая позиция государственной власти заключается в том, что «социальная стабильность, современное образование и культура (культура в самом широком смысле этого слова)» <3> — то, без чего невозможны полноценные перемены в обществе. ——————————— <2> Степашин С. В. Тезисы выступления в Российской академии наук (г. Москва, 23 апреля 2008 г.) // См.: сайт Счетной палаты Российской Федерации: URL: http://www. ach. gov. ru. <3> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. // Российская газета. 2009. 13 ноября.
Направленность на раскрытие сущности «культурологического наполнения» конституционно-правового знания, выстраивание интеграционного восприятия конституционно-правовых и иных культурных явлений (представление множества конституционно-правовых явлений как элементов культуры, одновременно испытывающих на себе воздействие и специфическим образом воздействующих на культуру) становится самостоятельной познавательной целью. В условиях постнеклассического этапа развития теоретической конституционно-правовой науки, одной из характеристик которого является распространение интердисциплинарных <4> исследований, возникает идея о появлении в системе науки нового элемента — направления «конституционная культурология», становление и развитие которого исходит из гипотезы взаимных влияний конституционно-правовых и иных культурных явлений. ——————————— <4> См. о принципе интердисциплинарности: Канке В. А. Общая философия науки. М.: Омега-Л, 2007. С. 39.
4. Причины возникновения конституционной культурологии
Необходимо осмыслить богатый эмпирический материал о культуре («культуросфере» (Д. С. Лихачев)) в интересах углубления представлений о конституционно-правовых явлениях как элементах культуры и трактовке конституционно-правовых способов регулирования культурной жизни общества. Важно целостное восприятие культуры как объекта различных государственных и местных функций, систематизации взглядов на природу культурной функции государства и гражданского общества. Есть потребность обеспечения гуманитарной составляющей конституционно-правовой науки и образования в существующих условиях доминирующей ориентации на технологические элементы (формирование экспертных, правотворческих навыков) в профессиональной деятельности конституционалистов. Вспомним известный афоризм К. Леви-Стросса: «Двадцать первый век будет веком гуманитарных наук — или его не будет вовсе». Возрастает специализация конституционно-правовой науки, в силу которой единое сообщество — «конституционалисты» — оказывается разделенным на группы по исследовательским и образовательным интересам («проблемным», «методологическим»).
5. Конституционная культурология в системе научного знания: нейтрософская оговорка
До сих пор возможности нейтрософии в отечественных правовых исследованиях были не востребованы, однако обращение к ней способствовало бы обогащению методологического аппарата <5>. Нейтрософия (лат. «нейтро» — нейтральный и греч. «софия» — мудрость) возникла из парадоксизма, изучает происхождение и природу совокупности нейтральностей, а также их взаимодействие с разнообразным спектром идей. Эта наука рассматривает каждую идею [А], сбалансированную идеей [Не-А], как состояние равновесия и спектр нейтральностей между ними как состояние равновесия. ——————————— <5> См.: Смарандаке Ф. Сущность нейтрософии: Пер. на русский язык HEXIS Publishers, Феникс, Аризона, США. 2006.
Если представить конституционную культурологию как элемент системы науки конституционного права как идею [А], то обязательно существует идея [Не-А], которая находится с идеей [А] во взаимовлиянии. Допустим, что конституционная культурология является элементом новой науки — культурологии права — это будет идея [Не-А]. Идея [Не-А] возникает в силу того, что возможны разные толкования содержания принципа интердисциплинарности. В его классическом понимании предполагается, что субстанциализация интердисциплинарных связей несостоятельна: если A и B взаимосвязаны между собой, это не означает, что между ними расположено C, и соответственно интердисциплинарные связи не приводят к образованию новых наук. В нейтрософском ракурсе наличие C между взаимодействующими A и B рассматривается как возможное, так как не является точно исключенным. Поэтому итогом нарастания интердисциплинарности между правом и культурологией можно видеть образование самостоятельной науки — культурологии права, в которой как бы размещаются соответствующие культурологии отраслевых правовых наук (в нашем случае — конституционная культурология). С позиции нейтрософии комплементарные классическое и неклассическое понимания интердисциплинарности имеют одинаковое право на существование. Для целей нашего исследования исходным принято классическое понимание интердисциплинарности, в соответствии с которым о культурологии права можно говорить только как о направлении правовых исследований, но не о самостоятельной науке. Это позволяет избежать «ловушек» научного преформизма (отнесение одной науки внутрь другой: конституционного права внутрь культурологии) и синкретизма («слитности», «нерасчлененности» конституционно-правового и культурологического знания).
6. Специфика конституционной культурологии
— обособляется в рамках научно-исследовательской программы междисциплинарных связей конституционного права с иными науками; — для возникновения задействован особый механизм научной новации: метафорическая программа взаимодействия наук <6>; ——————————— <6> См. о метафорической программе взаимодействия наук: Розов М. А. Наука как традиция // Философия науки и техники / В. С. Степин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. М.: Гардарика, 1996; сайт электронной библиотеки «Либрусек»: URL: http://lib. rus. ec.
— интуиционистский характер: исходными являются четко не определяемые понятия («культура», «творчество», «этика», «ментальность», «идентичность», «образование» и др.); — предметная область характеризуется синтетической природой (не простое соединение, а объединение вокруг смыслов культуры); — приращение знания о междисциплинарных связях преимущественно на основе идеографического подхода (осмысление «индивидуальных причинных рядов» <7> (Г. Риккерт)) и редукции (сведения целостной многоаспектной культуры в отношении конституционно-правовых явлений к одному какому-то пониманию, поскольку человек в состоянии фиксировать отдельные проявления культуры, но не в состоянии увидеть ее целиком); ——————————— <7> См. об идеографических науках: Философский энциклопедический словарь / В. А. Лутченко, Г. В. Кораблева, Е. Ф. Рубекий. М.: Инфра-М, 2009. С. 170.
— нацеленность на гармоничное познание конституционно-правовых явлений на основе сочетания его разных видов: сциентическая установка не должна быть единственной в осмыслении конституционно-правовых явлений.
7. Принципы конституционной культурологии
Принцип диатропики (разнообразия) заключается в обоснованности каждого из подходов к пониманию культуры для выявления и характеристики междисциплинарных связей наук конституционного права и культурологии; принцип двунаправленности исследования («принцип двух полюсов»): изучение конституционно-правовых явлений как феноменов культуры и культурных явлений как объектов конституционно-правового воздействия.
8. Основные направления исследований в конституционной культурологии
Богатство культурной картины мира позволяет выявлять и изучать аспекты культуры в науке конституционного права, исходя из разных элементов культурологии (анатомии, семиотики, морфологии, динамики культуры), с опорой на разные подходы к пониманию сущности культуры, ее структуры, типов, видов, форм, отраслей. Исследования в конституционной культурологии согласно «принципу двух полюсов» инициируются для ответов на два типа вопросов. 1. Во-первых, что представляют собой конституционно-правовые явления как феномены культуры (предложим обобщающую все конституционно-правовые явления конструкцию «конституционно-правовая культура»)? 2. Во-вторых, какая культурная реальность необходима государству, как государство взаимодействует с иными элементами политической системы, институтами гражданского общества для ее формирования, какие возможности и ограничения в культурном пространстве формулирует для людей? Предлагается зафиксировать в предметной области отечественной науки конституционного права (для изучения в рамках конституционной культурологии) конституционно-правовые явления, в отношении которых системные комплексные исследования на современном этапе отсутствуют.
Конституционно-правовое образование
В науке конституционного права имеется большое творческое наследие, но в основном в одном из ракурсов конституционно-правового образования: преподавание на уровне высшего профессионального образования <8>. ——————————— <8> См.: Авакьян С. А. Наука конституционного права. История науки. Преподавание конституционного права // Библиография по конституционному и муниципальному праву. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. С. 54 — 59.
Конституционно-правовое образование представляет собой и процесс, и результат овладения специальными систематизированными конституционно-правовыми знаниями на разных ступенях образования, и традицию, и способ социализации личности, и даже стиль жизни.
Популяризация конституционно-правовой науки
В данном вопросе имеется сосредоточенность на популяризации содержания Конституции Российской Федерации, прав и свобод, однако отсутствует разработка всех аспектов теории популяризации науки конституционного права. Значение популяризации конституционного права состоит в расширении сферы общения увлеченных людей, в репрезентации конституционно-правовых явлений, в противодействии попыткам фальсификации истории и правовой науки, в преодолении некоторой изоляции научного сообщества как своеобразной корпорации. Итак, конституционная культурология в системе российской науки конституционного права может быть представлена как ее структурно-динамическая единица, самостоятельная научно-исследовательская программа, в которой выделяются три взаимосвязанные подпрограммы: «Конституционно-правовая культура в конституционно-правовой картине мира», «Конституционно-правовое образование» и «Конституциализация культурного развития общества и государства». Основная тематика исследований подпрограммы «Конституционно-правовая культура в конституционно-правовой картине мира» <9>: культурные аспекты в теории и методологии науки конституционного права; взаимовлияние конституционно-правовых и иных культурных явлений: науки, техники, искусства, творчества, религии, морали, этики, философии; механизмы культурной динамики в отношении конституционно-правовых явлений; конституционно-правовые явления и межкультурная коммуникация; конституционно-правовые явления в контексте различных типов, видов, форм культуры: национальной и этнической, обыденной и специализированной, элитарной, народной и массовой, доминирующей и субкультур, сельской и городской, экранной и медиа-культуры, «геокультуры» (И. Валлерстайн). ——————————— <9> Конструкция «картина мира» употребляется в одном из присущих ей смыслов: определенное видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе ее развития.
Основная тематика исследований подпрограммы: «Конституционно-правовое образование»: взаимовлияние конституционно-правовых явлений и образования; теория и методология конституционно-правового образования; популяризация науки конституционного права. Основная тематика исследований подпрограммы «Конституциализация культурного развития общества и государства»: культурная функция и культурная политика государства, субъектов Федерации и муниципальных образований; культурная функция гражданского общества; культурные аспекты в предмете отрасли конституционного права России; конституционное правосудие и культурное развитие; разрешение культурных конфликтов конституционно-правовыми способами; культурное право в российской системе права; культурные факторы, оказывающие влияние на формирование конституционной системы государственности; культурное развитие России, глобализация и межгосударственная интеграция.
9. Конституционная культурология и методология конституционно-правовой науки и образования
Благодаря познавательной установке, в рамках которой возникает конституционная культурология, в методологии конституционно-правовой науки и образования появляется новая конструкция — «методологическая культура конституционно-правовых исследований и образования». Развитие конституционной культурологии одновременно и является следствием, и требует расширения сферы применения в науке о конституционном праве общепризнанного междисциплинарного подхода, привлечения «арсенала» иных наук, который либо вообще пока не востребован, либо востребован в недостаточной степени. В качестве таких областей знаний автором названы: 1) гуманитарные науки: культурология, эвристика, эстетика, семиотика, филология и лингвистика, педагогика; 2) области философии, появившиеся или окончательно оформившиеся в XX в. (феноменология, философия культуры, образования, искусства, техники, языка, нейтрософия); 3) междисциплинарные направления научных исследований (циклология, диатропика, виртуалистика). Для конституционно-правового знания значимо дополнение методологии инструментарием, характеризующимся «культурологическим содержанием»: 1) углубление культурологического и творческого подходов как способов активизации и осуществления научно-исследовательских и образовательных действий (в частности, предлагается наряду с уже апробированными эвристическими приемами обращаться к новым, например, разработкам синектики); 2) применение СМД-методологии Г. П. Щедровицкого, одним из оснований которой является культурно-историческая концепция Л. С. Выготского; 3) использование андрогогических и аутогогических приемов педагогики. Таким образом, методология общей теории науки конституционного права и конституционно-правового образования содержательно обогатится за счет включения в нее новых философско-культурологических и педагогических элементов.
10. Практическая значимость конституционной культурологии
В условиях изменения теоретико-концептуальных основ, в соответствии с которыми выстраиваются стратегии саморазвития личности, модернизации общества и государства, исследуются проблемы эффективности государства и права, возникает необходимость обращаться к вопросам гуманизма, справедливости, этичности, традиций и новаций. Поэтому результаты исследований в области конституционной культурологии могут иметь практическое значение для выработки подходов к решению многообразных проблем, стоящих перед личностью, различными социальными группами и государством, для прогнозирования (в том числе на основе форсайта) в науке конституционного права.
11. Определение конституционной культурологии
Конституционная культурология — научное направление, в котором исследуются интердисциплинарные связи конституционного права и культурологии в целях построения современной концепции взаимовлияния конституционно-правовых и иных культурных явлений, систематизации взглядов об этих взаимовлияниях, результаты которой могут быть использованы для формирования новой научной дисциплины «конституционная культурология», для популяризации конституционно-правовой науки, для дополнения методики анализа деятельности государственных и местных органов, институтов гражданского общества по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие членов общества.
——————————————————————