Психические познавательные процессы личности, их роль и проявление в деятельности юриста

(Журавель Е. Г.) («Юридическая психология», 2010, N 2)

ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЛИЧНОСТИ, ИХ РОЛЬ И ПРОЯВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА <*>

Е. Г. ЖУРАВЕЛЬ

——————————— <*> Zhuravel’ E. G. Psychic cognitive processes of personality, the role and manifestation thereof in activity of a lawyer.

В статье исследуются психические познавательные процессы личности — ощущение, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление, речь, рассматривается их роль и проявление в деятельности юриста. Статья будет интересна работникам правоприменительных органов, так как знания о психических познавательных процессах позволяют юристу решать частные профессиональные задачи, например оценки показаний тех или иных участников судопроизводства, способствуют повышению эффективности профессиональной деятельности самих сотрудников правоохранительных органов, нередко являются составными элементами психологического критерия таких фундаментальных понятий, как «вменяемость — невменяемость» («уменьшенная вменяемость») в уголовном праве; «дееспособность — недееспособность» в гражданском праве.

Ключевые слова: личность, предмет, ощущение, внимание, память, объект, процесс, образ, деятельность, мышление.

The article studies psychic cognitive processes of personality — sensing, perception, concentration, remembering, receipt, imagination, cogitation, speech; considers the role and manifestation thereof in activity of a lawyer. The article will be interesting for the workers of law-enforcement agencies, as the knowledge on psychic cognitive processes allows the lawyer to solve private professional tasks, for example evaluation of evidence of some and other participants of judicial proceeding, promotes improvement of efficiency of professional activity of workers of law-enforcement agencies, in many cases is the element of psychological criterion of such fundamental concepts as criminal capacity/criminal incapacity (diminished criminal capacity) in criminal law; dispositive legal capacity/dispositive legal incapacity in civil law.

Key words: personality, subject, sensing, attention, remembering, object, process, image, activity, cogitation.

Психологическую структуру личности можно рассматривать с разных позиций. По формам функционирования психических явлений внутренний мир человека включает психические процессы, состояния, свойства и образования, которые в то же время представляют собой различные уровни структурных элементов личности. Психический процесс имеет определенное начало, течение и конец. Психические процессы являются исходными в духовной жизни, они обеспечивают отражение действительности. На их основе возникают психические состояния, осуществляется формирование знаний, убеждений, навыков и умений, приобретение жизненного опыта. Они выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека в правовом поле. Познавательные процессы напрямую влияют на уровень социализации личности, а следовательно, на то, как одни, являясь сотрудникам правоохранительных органов, способны добросовестно решать задачи профессиональной и юридической деятельности, а другие, с низким уровнем социализации личности, преступая все моральные нормы, совершают преступления. По этой причине сотрудникам правоохранительных органов важно знать особенности протекания познавательных процессов в целях повышения качества решаемых задач профессиональной деятельности. Психические процессы в юридической психологии рассматриваются в связи с тем, что означают проявление психической активности человека, направленной на познание окружающей действительности, эмоциональной ее оценки и формирования к ней деятельного отношения. Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека как субъекта правоотношений. На их основе возникают психические состояния, формируются знания, навыки, умения, убеждения человека. Они существенно влияют на процесс формирования психических свойств и качеств личности, ее жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы. Познавательные психические процессы будут рассмотрены в данной статье, а рассмотрение эмоциональных и волевых психических процессов будет предложено в последующих публикациях. Познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление и речь) делают возможным познать объективный мир.

Ощущение

Ощущение — простейший психический познавательный процесс отображения в коре головного мозга отдельных свойств, признаков и качеств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств (рецепторы) человека. В настоящее время известно большое количество разнообразных видов ощущений, которые классифицируются: 1. По контакту с раздражителем: а) дистантные — слуховые, зрительные, обонятельные; б) контактные — обонятельные, кожные, вкусовые, органические, кинестетические (ощущения движения и положения отдельных частей тела). 2. По расположению рецептора: а) интрорецептивные (ощущения, отражающие состояние внутренних органов и имеющие рецепторы в тканях тела и внутренних органов) — ускорения, равновесия, усталости, болевые, вибрационные, органические (голода, жажды); б) проприорецептивные (двигательные) (ощущения, отображающие движение нашего тела и относительное положение его частей; рецепторы этих ощущений расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках) — мышечно-суставные, координации движений, кинестетические, гравитационные (ощущения, отражающие положение нашего тела в пространстве); в) экстерорецептивные (ощущения, отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела) — зрительные, слуховые, обонятельные, вибрационные, кожные (тактильные, температурные, болевые). По силе и длительности воздействия выделяют слабые, средние и сильные ощущения, измеряя которые можно судить в целом о чувствительности тех или иных анализаторов к определенным раздражителям, что имеет самое непосредственное отношение к оценке показаний свидетелей относительно того, что и как они слышали, видели и т. д. Чтобы правильно оценивать показания различных участников судопроизводства, необходимо знать об основных закономерностях и свойствах ощущений, влияющих на формирование показаний. Закономерности ощущений: 1. Пороги ощущений (характеризуют абсолютную чувствительность анализатора): — минимальный (нижний) порог ощущения — это та минимальная сила раздражителя, начиная с которой человек впервые его ощущает. Чем ниже минимальный порог ощущения, тем выше чувствительность органа чувств, и наоборот; — максимальный (верхний) порог ощущений — это та максимальная сила раздражителя, за которой прекращается ощущение или не ощущается нарастание силы раздражителя; — разностный порог (порог различия) ощущений — это та минимальная величина, которую замечает человек между двумя или несколькими раздражителями. Чем порог различия больше, тем меньше разностная чувствительность. У людей эти пороги чувствительности (нижний, верхний, разностный) индивидуальны. В зависимости от возраста и других обстоятельств они меняются. Острота чувствительности нарастает с возрастом, достигая максимума к 20 — 30 годам. На временные отклонения чувствительности от обычной нормы влияют такие факторы, как время суток, посторонние раздражители, психическое состояние, утомление, болезнь, беременность у женщины и т. д. Оценивая качество ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснять, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотических или подобных им фармакологических веществ), которые повышают либо резко притупляют чувствительность анализаторов. Все это следует учитывать при допросе, во время следственного эксперимента, которые проводятся в целях проверки качества ощущений. Например, исследуя вибрационную чувствительность у подозреваемого в симуляции глухоты, можно довольно просто изобличить его во лжи. Достаточно за спиной «больного» бросить на пол небольшой предмет, чтобы проверить его симулятивное поведение. Действительно больной человек с пораженным слухом с ненарушенной вибрационной чувствительностью отреагирует на этот раздражитель. Симулянт же, если он не знает о развитом вибрационном ощущении глухих, не среагирует на этот раздражитель. Разумеется, после такой предварительной пробы подозреваемый должен быть направлен на судебно-психологическую либо комплексную медико-психологическую экспертизу. Анализируя свидетельские показания, основанные на ощущениях, следует помнить, что в рецепторную деятельность различные искажения могут вноситься подпороговыми раздражителями, которые хотя и не вызывают четких ощущений в силу своей незначительной величины, однако создают, особенно при неоднократном воздействии, очаг возбуждения в коре головного мозга, способный вызывать галлюцинаторные образы, различные ассоциативные связи с ранее зафиксированными ощущениями. Иногда это проявляется в том, что первоначальный образ, какое-то смутное ощущение в последующем трансформируется как бы в реальное явление. Причем такие возникшие ложные образы, нечеткие ощущения бывают настолько стойкими, что начинают влиять на формирование ошибочных представлений. И следователю (суду) в подобных случаях приходится быть особенно внимательными, чтобы разобраться в том, что именно соответствует действительности, а что является заблуждением, которое могло повлиять на показания допрашиваемого лица, на принятие им решения совершить какие-либо действия вопреки своим интересам. 2. Адаптация (приспособление к внешним условиям). Различают: — физиологическую (адаптацию анализаторов как изменение их чувствительности); — социально-психологическую (адаптацию человека при включении в новую группу); — профессиональную (адаптацию к новым видам деятельности). В результате адаптации ощущение может полностью исчезать, особенно в процессе продолжительного действия раздражителя. Примерами этого могут служить: адаптация к запаху обонятельного анализатора у человека, длительное время работающего с пахучими веществами; слуховая адаптация к постоянно воздействующим шумам и т. д. В некоторых случаях в результате адаптации может наступать притупление остроты ощущений под воздействием сильного раздражителя, например временное снижение чувствительности зрительного анализатора, после того, как мы из полутемного помещения попадаем в условия яркой освещенности (световая адаптация). Эти виды адаптации называют негативными, так как они приводят к снижению чувствительности анализаторов. Отрицательное воздействие оказывает адаптация к свету и темноте, особенно в условиях тусклого освещения. В этих условиях у водителей автотранспортных средств увеличивается время реакции, ухудшается локализация движущихся объектов. Тем новая адаптация приводит к задержке передачи сигнала от затемненного глаза в мозг. Отсрочка в передаче сигнала ведет к тому, что человек видит предмет как бы с некоторым запозданием, что иногда способствует возникновению аварийных ситуаций на дорогах с интенсивным встречным автомобильным движением. Однако проявление адаптации не всегда носит отрицательный характер. Нередко чувствительность анализатора в результате адаптации может не только понижаться, но и значительно повышаться. Например, так случается при воздействии слабого раздражителя на зрительный анализатор в полутемном помещении (при устойчивости к темновой адаптации) или на слуховой анализатор в условиях полной тишины, когда наш слуховой анализатор начинает фиксировать довольно слабые звуковые сигналы (слуховая адаптация). Иначе говоря, чувствительность анализаторов под воздействием слабых раздражителей повышается, а под действием сильных — снижается. Данную закономерность необходимо учитывать при оценке свидетельских показаний, когда, к примеру, субъект, умышленно стремящийся ввести следователя (суд) в заблуждение, ложно утверждает, что он не видел каких-либо объектов, поскольку «было темно». На самом деле с учетом продолжительности его пребывания в условиях относительной темноты и появления у него темновой адаптации это может быть и не совсем так. Известно, что человек, попавший в затемненную комнату, через 3 — 5 мин. начинает различать проникающий туда свет, видеть предметы. Через 20 — 30 мин. он уже достаточно хорошо ориентируется в темноте. Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность зрительного анализатора к свету за 40 мин. в 200 тыс. раз. Степень адаптации наших анализаторов различна. Высока адаптируемость у обонятельных, тактильных анализаторов. Несколько медленнее адаптируются вкусовые, зрительные ощущения. 3. Сенсибилизация (повышение чувствительности нервных центров в результате взаимодействия анализаторов и применения различных упражнений). То есть дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов, например, утрата зрения у некоторых людей компенсируется усилением слухового или осязательного анализаторов. У людей, лишенных слуха, сильно развивается вибрационная чувствительность. 4. Явление контраста (изменение интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя). К примеру, одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом — темнее. Иногда контрастные явления приводят к ошибкам в ощущениях, а следовательно, и в свидетельских показаниях. 5. Последовательные образы (зрительные ощущения, сохраняющиеся в течение некоторого, обычно непродолжительного, времени после прекращения действия оптического раздражителя). Знание данной закономерности может пригодиться, например, при оценке действий водителя, не справившегося с управлением машины в темное время суток в условиях интенсивного встречного движения транспорта. 6. Взаимодействие ощущений (изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств). Например, слабые звуковые раздражители повышают цветовую чувствительность зрительного анализатора. Значительно понижается зрительная чувствительность при воздействии на обонятельный рецептор неприятного запаха. Последнее обстоятельство следует иметь в виду при осмотре места происшествия, трупа со значительными трупными изменениями, во время эксгумации. В подобных случаях приходится прилагать дополнительные усилия к выполнению на должном уровне всего объема работы, чаще делая в этих целях перерывы. Безусловно, профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования к сенсорной организации сотрудников правоохранительных органов. Поэтому юристам, особенно прокурорско-следственным работникам, желательно уметь управлять своими ощущениями, в необходимых случаях стимулируя положительные и волевыми усилиями нейтрализуя воздействие на психику отрицательных ощущений.

Восприятие

Восприятие — это отражение в коре головного мозга предметов и явлений в целом, во всей совокупности их признаков и свойств при их непосредственном воздействии на органы чувств. Самая важная отличительная особенность восприятия от ощущения заключается в том, что оно всегда отражает вещи, предметы, явления в целом, а не отдельные лишь свойства и признаки их. В результате восприятия в сознании возникает целостный образ предмета или явления. В основе этого образа всегда лежат ощущения, но он не сводится к простой сумме этих ощущений. Всякое восприятие предполагает то или другое понимание, осмысливание этого образа. Виды восприятия. 1. В зависимости от участвующего анализатора: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, кинестетические и др. 2. В зависимости от взаимодействия анализаторов: — простые — восприятия, связанные преимущественно с работой одного анализатора; — сложные — восприятия, связанные с работой зрительного, слухового, обонятельного и других анализаторов одновременно. 3. В зависимости от степени волевых усилий: — непреднамеренные (непроизвольные) — такие восприятия, которые не связаны с волевым усилием и специально поставленной задачей, а вызываются как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности; — преднамеренные (произвольные) — те, в которых человек ставит цель, прилагает волевые усилия, произвольно выбирает объекты и предметы восприятия. Как правило, наиболее эффективно произвольное восприятие, называемое также наблюдением. Сотрудникам правоохранительных органов следует вырабатывать в себе такое производное от данного вида восприятия качество, как наблюдательность. 4. В зависимости от форм существования материи и воспринимаемого объекта: — восприятие пространства — это отражение объективно существующего пространства, включающего восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся; — восприятие времени — отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В его основе лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, затухание возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе, в больших полушариях головного мозга; — восприятие движения — это отражение направления, скорости пространственного существования и изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. Оно дает возможность людям и животным ориентироваться в относительных изменениях, взаимоотношениях и взаиморасположении предметов окружающей среды; — восприятие человека человеком — это отражение одним человеком особенностей внешнего облика другого человека, его манер поведения, привычек, речи, эмоциональных проявлений, непосредственных реакций, поступков, действий и проникновение на этой основе во внутреннее психологическое содержание этого человека, содержание его чувств, убеждений, направленности, характера, способностей. Различают восприятия, адекватные реальности и иллюзии. Иллюзии — неправильные, искаженные, поверхностные восприятия предметов реальной действительности. Свойства восприятия: — предметность — свойство восприятия представлять мир не в виде отдельных ощущений, а в форме целостных образов, относящихся к воспринимаемым предметам; — целостность — сенсорная, мысленная достройка совокупности некоторых воспринимаемых элементов объекта до его целостного образа. В отличие от ощущений в результате восприятия складывается целостный образ предмета, явления, в том числе и такого сложного, как преступление. В силу этой закономерности человек обычно при недостатке информации стремится сам восполнить недостающие элементы воспринятого объекта, что иногда приводит к ошибочным суждениям. Поэтому при допросе свидетелей нужно выяснять не только, что они видели, слышали, но и на чем основаны их утверждения о тех или иных свойствах воспринятого ими объекта; — структурность — тесно связана с целостностью и выражается в том, что восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (например, при восприятии мелодии, ритма); — осмысленность — выражается в тесной связи его с мышлением, в способности отнесения воспринимаемых предметов к определенной группе, классу и обобщению его в слове. Практика убедительно подтверждает: посредственное качество протокола осмотра места происшествия, как правило, свидетельствует о поверхностной познавательной деятельности следователя. Таким образом, уже на начальном перцептивном уровне нередко создаются предпосылки для возникновения в последующем очень серьезных осложнений по делу; — избирательность — преимущественное выделение одних предметов по отношению к другим в зависимости от потребности или стоящей задачи. — константность заключается в относительном постоянстве отражения окружающих предметов по форме, величине, цвету и т. п. Разрушающее воздействие на константность может оказывать состояние психической напряженности. Поэтому, допрашивая свидетеля, целесообразно выяснить не только особенности воспринятого им объекта, т. е. что он видел, слышал, но и его состояние, а также условия, в которых протекала его перцептивная деятельность, и только после этого следует давать оценку его утверждениям о форме, величине, цвете и других свойствах того или иного предмета; — апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, содержания и особенностей психической жизни личности. — активность — проявляется в выделении из всех объектов восприятия определенного предмета или явления, а все остальное отражаемое сознанием составляет в данный момент фон восприятия. Индивидуальные различия людей, особенности их восприятия обусловливают необходимость проведения в некоторых случаях судебно-психологических исследований перцептивных способностей свидетеля, потерпевшего для последующей более точной оценки их показаний следователем, судом.

Внимание

Внимание — направленность и сосредоточенность психики (сознания) человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. В условиях профессиональной деятельности юриста значение внимания особенно велико. Во-первых, оно непосредственно влияет на качество выполнения им своих функциональных обязанностей. Во-вторых, умение следователя, судьи, прокурора правильно определить качественную сторону внимания участников уголовного, гражданского, административного судопроизводства помогает более объективно оценить их показания, дать оценку их способности осознавать происходящее. Факторы, определяющие внимание, могут быть объединены в две основные группы: внешние и субъективные. 1. К внешним факторам относятся: интенсивность, сила раздражителя. Любой сильный раздражитель (резкий звук, яркий свет, неприятный запах и т. д.) привлекает внимание человека. Особую роль в привлечении внимания играет контраст раздражителей. Поэтому, если субъект утверждает, что он не обратил внимания на какой-либо сильный раздражитель, то это может свидетельствовать о том, что он или находился в каком-то необычном психофизиологическом состоянии, или просто не желает по каким-либо причинам говорить правду. Другим внешним фактором, влияющим на качество внимания, может быть новизна раздражителя (абсолютная или относительная) либо вовсе полное отсутствие привычного раздражителя. 2. К субъективным факторам относятся: — соответствие внешних раздражителей потребностям человека, та значимость, которую он придает этим раздражителям; — чувства, эмоции, которые вызываются воспринимаемыми объектами, интерес человека к изучаемому явлению. Субъект, который совершает противоправные действия, находится под интенсивным воздействием внешних и субъективных факторов, которые порой мешают ему сосредоточиться и целенаправленно управлять своим вниманием на месте происшествия, в результате чего ему не удается полностью уничтожить или скрыть следы своей причастности к совершенному преступлению. Усвоение сотрудником правоохранительных органов этой очевидной истины должно мобилизовать все его интеллектуальные силы, знания, опыт на поиск следов преступления в самой, казалось бы, безнадежной с точки зрения раскрытия преступления следственной ситуации. При решении подобных сложных задач особую роль играют волевые усилия следователя, позволяющие ему сосредоточить свое внимание на тех или иных предметах обстановки места происшествия. К субъективным факторам относят виды внимания: 1. По происхождению: — природное — внимание, данное человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны; — социально обусловленное — складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты; 2. В зависимости от средств, вызывающих внимание: — непосредственное — не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направленно и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека; — опосредствованное регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. 3. В зависимости от активности личности, наличия волевых усилий: — непроизвольное (непреднамеренное) — это направленность сознания на определенные предметы и явления, привлекающие человека новизной, необычностью, значимостью. Оно не требует волевого усилия; — произвольное (преднамеренное) — внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее определенных волевых усилий; — послепроизвольное — внимание, возникающее после того, как было вызвано произвольное внимание. Оно совмещает в себе некоторые особенности произвольного внимания (осознание цели) и некоторые черты непроизвольного внимания (не нужны волевые усилия для его поддержания). 4. В зависимости от места нахождения объекта внимания: — внешнее (перцептивное) — направленно на объекты и явления внешнего мира, на регулирование предметной деятельности; — внутреннее — связано с осознанием личностью своей деятельности, своего внутреннего мира с самосознанием, его объектами являются чувства, воспоминания, мысль. Привычка оценивать события прошедшего дня, еще раз мысленно обращать внимание на свое поведение в различных обстоятельствах чрезвычайно важна для становления личности. 5. В зависимости от взаимодействия с другими людьми: — коллективное — сосредоточение всех или большинства членов коллектива на одном предмете, процессе; — групповое — сосредоточение внимания на каком-то предмете, процессе группами в условиях работы в коллективе; — индивидуальное — это сосредоточение внимания человеком на своем задании, выполняемом в данный момент. 6. Также выделяют (Р. С. Немов): — чувственное — связано преимущественно с эмоциями и избирательной работой органов чувств, объектом интереса здесь является чувственное впечатление; — интеллектуальное — связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса здесь является мысль. Внимание представляет собой сложное психическое явление, наделенное целым рядом характеризующих его признаков, среди которых можно выделить следующие свойства внимания: — объем — количество объектов, которые воспринимаются одновременно с достаточной ясностью, т. е. охватываются вниманием одномоментно. Для взрослого человека объем внимания охватывает примерно шесть элементов. Если между этими элементами устанавливаются смысловые связи, то объем внимания может возрастать. Однако чрезмерное увеличение объема внимания может отрицательно отразиться на его интенсивности и, следовательно, отрицательно повлиять на результаты деятельности. Данную особенность внимания следует учитывать во время осмотра места происшествия, обыска. Стремление быстрее завершить работу за счет расширения объема внимания, как правило, приводит к тому, что из поля зрения ускользают более мелкие объекты, различного рода следы и т. п.; — концентрация — способность человека отвлекаться от всего, что лежит за пределами его основной деятельности, умение сосредоточиться, удержать внимание на главном; — распределение — способность удержать в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из многих одновременных операций. Умение распределять внимание является профессионально важным качеством юриста, особенно в условиях возрастающих нагрузок; — устойчивость — это длительность сохранения интенсивного (концентрированного) внимания на одном объекте. Она зависит от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек. Хорошо известно, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний в среднем составляют от 2 до 12 сек. Они связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. С точки зрения решения практических задач нас больше интересуют колебания внимания, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью. Замечено, что в этих условиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15 — 20 мин. Таким образом, сохранить на должном уровне устойчивость внимания к изучаемому предмету можно, как бы заставляя этот предмет «развиваться» на наших глазах, чтобы он обнаруживал перед нами каждый раз свое новое содержание. Данное положение психологии, например, положено в основу разработанной в криминалистике динамической стадии осмотра места происшествия; — переключение — это преднамеренный, сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Весьма распространенным приемом, позволяющим в течение всего рабочего дня поддерживать на должном уровне внимание, является смена действий (видов деятельности), например чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посетителей; — рассеянность — недостаток внимания у человека, когда он не может сосредоточиться на каком-либо объекте. Различают два вида рассеянности: а) частая непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности, человек ни на чем не может сосредоточиться (результат плохого воспитания); б) следствие чрезмерной сосредоточенности человека на работе, когда он, кроме этой работы, ничего не замечает и порой не отдает себе отчета в окружающих событиях; — внимательность является профессионально важным свойством личности юриста. Внимательность формируется в ходе активного участия в профессиональной деятельности, в результате развития юристом воли, целеустремленности, осознания им важности решаемых задач. Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отношении свойств личности юриста, как любознательность, наблюдательность, высокая работоспособность и творческая активность.

Память

Память — это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал. Велика роль памяти в деятельности профессионала. Его память должна отличаться достаточным объемом, прочностью запоминания, точностью воспроизведения полученной информации, высокой мобилизационной готовностью припоминать требуемые сведения и факты в нужный момент. Важную роль играет память в формировании свидетельских показаний. Умение извлекать из памяти свидетелей, потерпевших, обвиняемых информацию, пользуясь знаниями о закономерностях запоминания, сохранения и воспроизведения, является профессионально важным качеством сотрудника правоохранительных органов. Процессы памяти: 1. Запоминание — это запечатление в сознании человека полученной информации, установление связи нового материала с тем, что уже имеется в сознании человека. Оно протекает в трех формах: — запечатление (импринтинг) — прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд; путем запечатления в кратковременной памяти возникают эйдетич еские (яркие зрительные) образы; — непроизвольное (непреднамеренное) — запечатление информации без заранее поставленной цели запомнить, протекает без волевых усилий, как бы само собой, в результате многократного повторения одних и тех же событий; — произвольное (преднамеренное) — ведущая форма запоминания — сложная целенаправленная мнемоническая деятельность со своими целями, мотивами, волевыми усилиями, средствами, объектами и результатами. Произвольное запоминание в целях сохранить в памяти тот или иной материал называется заучиванием, которое может быть дословным и близким к тексту, смысловым и механическим. Для следственной, судебной практики могут представлять интерес наглядные образы. Некоторые люди обладают способностью непроизвольно запечатлевать какой-либо объект настолько хорошо, что для них не составляет никакого труда воспроизвести его потом во всех мельчайших подробностях, как будто они его продолжают видеть перед собой. Если такой способностью обладает свидетель, у сотрудника правоохранительных органов, незнакомого с этим явлением, могут возникнуть сомнения в отношении правдивости его показаний только на том основании, что они отличаются большими подробностями, чем показания других лиц. Чаще эйдетические образы возникают в детском и юношеском возрасте. Образы-представления могут возникать не только у свидетеля, но и у следователя, например, во время осмотра места происшествия. Искаженно трансформируясь в результате интеллектуальной переработки сотрудником правоохранительных органов, такие представления могут увести его далеко в сторону от истины. В тех случаях, когда приходится допрашивать свидетелей о фактах, расположенных в определенном временном ряду, мы можем встретиться с так называемым фактором края. Как показали опыты, первые и последние элементы в ряду удерживаются в памяти лучше, чем элементы, расположенные в середине. Хуже всего запоминаются элементы, несколько смещенные от центра к концу ряда. Это связано с тормозящим влиянием, которое оказывают элементы друг на друга. Если при анализе свидетельских показаний мы чаще имеем дело с непроизвольной памятью, то в работе самого юриста гораздо больший удельный вес занимает произвольная, долговременная и оперативная память. Характер профессиональной деятельности юриста диктует необходимость удержания в памяти продолжительное время (определяемое хотя бы сроками расследования, рассмотрения дела в суде) различных фактов, событий. Поэтому в ряде случаев сотрудник правоохранительных органов должен, пользуясь определенными приемами, повышать качество запоминания. 2. Сохранение — удержание в памяти в течение более или менее длительного времени знаний, образов, событий, сведений, полученных в опыте. Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание. Сохранение информации обеспечивается: осмысленностью и прочностью его запоминания; повторением. 3. Воспроизведение — это воссоздание в деятельности и общении сохраненных в памяти мыслей, образов, чувств, движений. Оно может осуществляться произвольно и непроизвольно. Различают следующие уровни воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение, припоминание, реминисценция, воспоминание. Узнавание — воспроизведение при опоре на восприятие объекта. Типичным примером узнавания является опознание лиц, предметов свидетелями. Собственно воспроизведение проводится без вторичного предъявления объекта. Оно также бывает непроизвольным, например, в ходе обычной деятельности, которой занят человек, и произвольным, когда свидетелю предлагается рассказать о том, что ему известно по делу. В тех случаях, когда воспроизведение затруднено и требуются усилия в решении непродуктивной задачи, мы говорим о припоминании. Разновидностью воспроизведения являются воспоминания, связанные с извлечением из памяти событий, образов прошлого из жизни человека, общества. В следственной практике в целях активизации памяти свидетелей, потерпевших используются возможности и узнавания, и собственно воспроизведения. Например, свидетелю предлагается, осмотрев предъявленные предметы, рассказать, есть ли среди них искомый, по каким признакам он его опознает, при каких обстоятельствах он его ранее видел (ст. 193 УПК). Примером по существу комбинированного вида воспроизведения может служить проверка показаний обвиняемого, свидетеля и т. д. на месте, связанном с исследуемым событием (ст. 194 УПК). Особое криминалистическое значение приобретает особенность воспроизведения, получившая в психологии название реминисценции, сущность которой состоит в усилении в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении. 4. Забывание — процесс памяти, связанный с утратой следов прежних воздействий и возможности их воспроизведения. В процессе расследования преступлений следователю приходится допрашивать людей с нарушениями памяти (амнезия). Чаще наблюдаются нарушения памяти на текущие события у людей преклонного возраста и перенесших травмы головного мозга. Виды памяти: 1. По характеру психической активности различают: — образную — память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. В зависимости от того, какими анализаторами воспринимаются и запечатлеваются объекты, образная память бывает зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой. Это наиболее активный вид памяти свидетелей, очевидцев происшествия. Возникающие в памяти представления сопровождаются различными эмоциями, которые оставляют след в нашем сознании. Особой разновидностью образной памяти является двигательная память; — двигательную (моторную) — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Иногда свидетели, затрудняясь определить время какого-либо события, вспоминая характер и очередность своих действий, дают очень важные показания о длительности того или иного события, его последовательности и о других связанных со своими действиями обстоятельствах; — эмоциональную — это память на пережитые чувства и связанные с ними события, людей. Это очень сильный вид памяти. То, что человек пережил, запомнится ему надолго; — словесно-логическую — выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Особенно велика ее роль в процессе обучения, в деятельности, например, следователя, расследующего сложное, многоэпизодное дело. 2. По продолжительности закрепления и сохранения следов раздражителей различают: — мгновенную (иконическую) — связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность от 0,1 до 0,5 сек. Это память-образ; — кратковременную — это процесс сохранения информации в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 сек.). Принцип проявления этого вида памяти таков: воспринял — воспроизвел — забыл; — долговременную — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Она характеризуется кроме длительности еще и прочностью сохранения воспринятого материала; — оперативную — память, рассчитанная на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. По длительности хранения информации занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью. 3. По передаче информации и воспроизведению от поколения в поколение: генетическая память — такая память, в которой информация хранится в генотипе, передается или воспроизводится по наследству. Это единственная у человека память, на которою мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Представление

Представление — это образы ранее воспринимавшихся предметов, объектов, явлений, которые в данный момент не воздействуют на наши органы чувств. Представление — это вторичный образ предмета или явления, сохраненный в памяти (первичными являются образы ощущений и восприятия). Представлениям принадлежит важная роль в познании сотрудником правоохранительных органов реального мира и сохранении опыта человека при расследовании события преступления, прогноза дальнейших последствий принимаемых решений и т. п. Основаниями для классификации представлений являются: 1. Вид анализатора: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, двигательные, осязательные, температурные, болевые и др. 2. Степень проявления волевых усилий: произвольные, непроизвольные, навязчивые. 3. Степень обобщенности в образе объективной реальности: — единичные — это образ отдельного конкретного объекта, предмета или явления. Это образы памяти, они являются основой узнавания; — общие — представления об общих чертах группы сходных предметов: о человеке вообще, городе, часовом, танке, об оружии и т. д.; — схематизированное — отражение предметов, объектов их соотношения в пространстве и времени в виде условного графического изображения (к примеру, карта боевых действий схематизирует реальное движение армий, помогая пониманию хода сражения). 4. Происхождение на основе: ощущений, восприятий, воображения, мышления. 5. Продолжительность функционирования образов: кратковременные, долговременные, оперативные. 6. Степень новизны образов: представления памяти, представления воображения. 7. Содержание представлений: служебные, технические, педагогические, тактические, политические, музыкальные, географические, художественные и др.

Воображение

Воображение — познавательный психический процесс, заключающийся в создании образов новых предметов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение занимает как бы промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Оно всегда сопутствует творческой, поисковой мыслительной деятельности сотрудника правоохранительных органов. Воображение, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, когда необходимо решить творческую задачу. Особенно велико значение воображения в деятельности сотрудника правоохранительных органов, направленной на раскрытие преступления, когда отсутствие исчерпывающей информации, неопределенность ситуации побуждают его к мысленной реконструкции механизма совершенного преступления, образа разыскиваемого преступника. С помощью воображения, которое в известной мере может компенсировать недостаток сведений, следователю удается активизировать мышление, находить нужные решения, прогнозируя конечные результаты своих действий. Большое влияние воображение, склонность к фантазированию оказывают на процесс формирования и искажения свидетельских показаний. И это, безусловно, необходимо учитывать юристам, участвующим в уголовном или гражданском судопроизводстве. Виды воображения: 1. Пассивное (непроизвольное) — создание образов, которые не воплощаются в жизнь, планирование программ поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществимы. Оно может быть: а) пассивным (непроизвольным) преднамеренным — создание образов, не связанных с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Разновидностью такого воображения являются грезы (воображение, направленное на желаемое, но несбыточное, уводящее человека от действительности); б) пассивным (непроизвольным) непреднамеренным — наблюдается при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, во сне, при патологических расстройствах сознания. Наиболее показательными проявлениями этого воображения являются: — сновидения — субъективно переживаемые образы преимущественно зрительной модальности, регулярно возникающие во время сна; — галлюцинации — фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они — результат тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния. 2. Активное (произвольное) — воображение, в ходе которого конструирование образов происходит преднамеренно, с заранее поставленной целью и направлено на решение практических задач. Оно может быть: а) воссоздающим — процесс создания новых образов в сознании человека на основании какого-либо описания, рассказа, чертежа, схемы, топографической карты и т. д.; б) творческим — создание человеком в своем сознании образов совершенно новых предметов, причем не по описанию, не под руководством другого лица, а совершенно самостоятельно, по своему произволу. Выделяют: — мечту — это воображение, направленное на то, чего человек страстно желает. Она может явиться сильным побудителем к действиям; — фантазию — это воображение, направленное на отдаленное будущее и не всегда полностью основывающееся на точных научных данных. В правоприменительной деятельности у различных лиц чаще проявляется активное, воссоздающее воображение. Так, у свидетелей во время допроса обычно функционирует активное, воссоздающее воображение, направленное на создание образов, представлений тех лиц, фактов, явлений, которые они наблюдали в прошлом. Если эти образы соответствуют воспринятым объектам, показания свидетеля представляют большую ценность для установления истины и служат доказательством по делу. К сожалению, иногда воображение бывает настолько активным, что у свидетелей (особенно у несовершеннолетних) начинает проявляться качество, известное как склонность к фантазированию. Под этим понятием в юридической психологии подразумевается непреднамеренное (неумышленное) воссоздание свидетелем образов, не соответствующих тем объектам, которые они воспринимали. Такое искажающее фантазирование чаще проявляется у детей в силу особенностей развития их психики. Однако склонность к фантазированию может быть и у некоторых взрослых свидетелей, искренне стремящихся оказать помощь следствию, суду в установлении истины. Искажения как результат аналитико-синтетического характера воображения могут проявляться в различных формах синтезирования образов. Наиболее распространенной формой искажения представлений у потерпевших, у лиц, переживших страх, аффект, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, является гиперболизация воспринятого, которая выражается в преувеличении, изменении размера, формы и других качеств объекта. Например, люди, на которых совершено нападение, нередко преувеличивают рост, силу преступника и другие его качества. Чаще искаженные представления в результате активного воображения возникают у людей впечатлительных, эмоциональных по характеру. Активное, творческое воображение — профессионально важное качество личности юриста. Положительное влияние на развитие и плодотворность воображения юриста оказывают приобретенные знания, опыт, чтение художественной и специальной литературы, знакомство с произведениями искусства.

Мышление

Мышление — высший психический познавательный процесс, в ходе которого в сознании человека отражаются сложные причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями объективной действительности. Оно развивается в труде, в общении и закрепляется в слове, в языке. Благодаря мышлению мы судим о предметах, явлениях по их внешним проявлениям. Например, не зная еще о том, кто совершил преступление, следователь при осмотре места происшествия по результатам преступной деятельности опосредованно составляет мнение о возможных свойствах личности преступника, определяет круг, возможно, причастных к совершенному преступлению лиц, выдвигает версии. В мышлении участников судопроизводства проявляется социальный опыт людей. Поэтому их мышление носит социально-правовой характер. Виды мышления: — наглядно-действенное (практическое) — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Оно чаще проявляется в практической деятельности людей. При опоре человека на приобретенные знания, навыки, опыт мышление помогает принимать различные решения о том, как поступить в сложившихся условиях. Данный вид мышления лежит в основе многих репродуктивных действий, которые совершает человек, получивший определенный социальный и профессиональный опыт, например опыт совершения действий следователя, отыскивающего с помощью различных технических средств криминалистики следы на месте происшествия; — наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; — вербально-логическое (дискурсивное) — это мышление понятиями, которые имеют словесное оформление, но образно не представляются (к примеру, соотношение сил и средств). Этот вид мышления отражает наиболее глубокие причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями. Данный вид мышления служит основным средством сложной познавательной деятельности человека, в том числе, разумеется, и юриста. Подчеркивая его важную роль, необходимо отметить, что вербально-логическое мышление всегда связано с языком, речью, с понятиями, которые имеют различные смысловые связи, скрытые за каждым нашим словом. Вот почему, следя за тем, что и как говорит человек, мы нередко составляем мнение о характере его мыслительной деятельности, оцениваем уровень развития его мышления, интеллекта в целом. Прибегая к данному виду мышления, мы широко используем отвлеченные понятия, обобщенные категории. Путем рассуждений, построения различных логических операций выявляем закономерности изучаемых явлений, отношения между объектами, прогнозируем дальнейшее развитие событий, благодаря чему выходим за пределы непосредственного, чувственного познания мира, осознаем происходящее с нами и с окружающими нас людьми. Особенно велика роль дискурсивного мышления при доказывании виновности лица в совершении преступления, при установлении причин преступности, при решении вопросов гражданско-правового характера, требующих глубокого анализа, вскрытия внутренних связей и противоречий в исследуемых явлениях, фактах. Развитые в достаточной мере перечисленные выше виды мышления позволяют следователю, судье творчески решать сложные, проблемные задачи по уголовным делам, при разрешении гражданско-правовых споров. Поэтому, когда специалист решает нестандартные задачи наиболее коротким и рациональным способом при наличии других возможных вариантов, говорят о его умении творчески мыслить, о выраженном у него творческом (эвристическом) мышлении, о его способности находить оптимальные решения, устанавливать совершенно новые закономерности и свойства явлений, предметов. Существенную роль в процессе творческого мышления играет интуиция, т. е. знание, своего рода предвосхищение, возникающее как бы неосознанно за пределами тех или иных привычных стереотипов мышления, логических программ, принятых алгоритмов решения задач. Мышление появляется, когда в создавшейся проблемной ситуации возникает задача, не имеющая готового решения. Рассмотрим подробнее этапы мыслительного процесса: I. Подготовительный этап. На данном этапе осознается определенная цель деятельности, формулируются вопросы, которые предстоит решить. У следователя военной прокуратуры этот начальный этап мыслительной деятельности нередко предшествует возбуждению уголовного дела. II. Ориентирование в условиях задачи. За подготовительным этапом следует анализ возникшей проблемной ситуации, ее составных частей, их связей, внутренних противоречий, предпринимаются первые попытки объяснить их причинную обусловленность. Поскольку исходных данных бывает недостаточно, эти объяснения чаще носят гипотетический (предположительный) характер. Данный этап мышления имеет место, например, в процессе изучения поступивших к следователю материалов, исходных данных о каком-либо совершенном преступлении. В это время на основе мысленного моделирования строятся гипотетические суждения, выдвигаются версии о возможном механизме происшедшего события, о возможно причастных к нему лицах и т. д. Все эти суждения, версии соотносятся с имеющейся информацией, и те из них, которые не подтверждаются, отбрасываются. III. Определение путей, средств и методов решения задачи. На данном этапе определяются направления поисков, а также способы решения частных задач, что обычно отражается в развернутом плане расследования по уголовному делу. IV. Решение задачи. Решение познавательных задач по делу продолжается на всем протяжении следствия. На каждом этапе расследования преступления сотрудник правоохранительных органов активно использует результаты всей своей предшествующей деятельности по делу, новую поступающую к нему информацию. Применительно к различным следственным ситуациям следователь использует те или иные тактические комбинации, своеобразную программу деятельности в виде определенной совокупности следственно-розыскных действий, нацеленных на раскрытие преступления. V. Сопоставление полученных результатов с исходными условиями задачи. Если полученные результаты соответствуют объективным условиям задачи и получают доказательственное подтверждение, мыслительный процесс завершается; если же нет — продолжается до тех пор, пока не будет достигнут положительный результат, соответствующий поставленной задаче. В ходе мыслительного процесса широко используются различные операции мышления (приемы мыслительной деятельности, благодаря которым осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются взаимосвязи и отношения составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи): — анализ — это разложение познаваемого объекта на составляющие его части и компоненты, выделение в нем определенных сторон, элементов, свойств, связей, отношений; — синтез — это соединение тех или иных элементов, на которые был расчленен познаваемый объект, восстановление целого на основе вскрытых анализом существенных связей; — сравнение — сопоставление или соотношение предметов, явлений, событий друг с другом, выделение в них общего и различного; — обобщение — объединение разных предметов, мыслей или явлений по какому-то общему признаку. Эти общие существенные признаки выделяются путем абстрагирования; — абстрагирование — мысленное выделение существенных связей, свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных, второстепенных признаков; — конкретизация — возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному в целях раскрыть содержание; это выделение из общего каких-то единичных сторон и детальное их рассмотрение; — классификация — мысленное разделение и последующее объединение предметов, явлений, событий в группы, подгруппы, классы по определенным признакам; — систематизация — расположение классов, групп предметов или явлений в определенном порядке, в соответствии с существующими между этими классами, группами взаимосвязями. В психологии рассматриваются три основные формы мышления: — понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Понятие — это мысль, выраженная в слове; — суждение — это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств, связей и отношений. В суждениях выражен итог мысли; — умозаключение — форма мышления, при которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (вывод), заключающее в себе новое знание. Посылка — суждение, служащее основанием для вывода и являющееся необходимой частью любого умозаключения. Практически мысль человека выражается в единстве понятий, суждений и умозаключений. Этот процесс называется рассуждением. Мыслительный процесс идет разными путями (методами). Это прежде всего относится к умозаключению. Основными методами мышления являются: индукция — это способ рассуждения от частного к общему, установление общих закономерностей и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений; дедукция — способ рассуждения от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих закономерностей и правил; аналогия — метод мышления, при котором умозаключение (вывод) делается на основе сопоставления, сходства между предметами или явлениями, причем сходство должно состоять в главном, в существенном; абдукция — это способ обратного движения мысли: от следствия к причине, от явления к сущности.

Речь

Мышление человека неразрывно связано с его речью. Мышление и речь развиваются и проявляются в единстве. Речь — процесс общения людей (обмена мыслями) посредством языка. Речь человека строится на основе языка. Язык — это инструмент речи, орудие речи, средство речевого общения. Язык (в психологии) — система словесных знаков, опосредствующих психическую (прежде всего интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.

Свойства речи

Содержательность — характеризуется объемом выраженных в речи мыслей, их значительностью и соответствием действительности. Понятность — обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям, синтаксически правильным построением предложений. Выразительность — связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом. Действенность — определяется влиянием речи на мысли, чувства, поведение других людей, их убеждения и действия (используются: поучения, наставления, советы, инструкция, наказания, командная речь). Форма — может быть связной, логичной, последовательной и, наоборот, нелогичной, сухой, непоследовательной. Существует несколько взаимно связанных видов речи: 1. Внутренняя — это речь про себя, разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия. Она беззвучна, свернута, протекает конспективно, «штрихами», «пунктирами» очень быстро, с пропусками отдельных слов и даже целых фраз. 2. Активная — это речь говорящего, пишущего. 3. Пассивная — это речь слушающего, читающего. 4. Внешняя — процесс осуществления обмена мыслями между людьми в процессе общения: а) устная — это общение между людьми посредством произнесения слов вслух и восприятия их другими людьми на слух. Это слышимая речь, которая кем-то произносится. Она может быть: — монологической — это развернутая, подготовленная речь человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли; — диалогической — разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки. Все участники диалога в равной степени активны. Тематически направленный диалог называется беседой; б) аффективная — речь, в которой нет замысла, она очень проста, ограниченна: «Ах!», «Ой!», «Вот это да!», «Ух ты!» и т. д.; в) двигательная — особый вид речи. Это речь жестов и различных сигналов, значение которых заранее обусловлено. Очень распространена в воинской деятельности. Жесты рукой и флажками, одиночные или серийные пуски ракет и выстрелы для военных людей могут означать весьма важные распоряжения и донесения; г) письменная — наиболее развернутый и синтаксически правильный вид речи. Эта речь обращена не к слушателям, а к читателям, которые не видят и не слышат пишущего и прочтут написанное только через некоторое время. Значение письменной речи чрезвычайно велико. Благодаря письменности достижения культуры, науки и искусства передаются от поколения к поколению. Основные виды графической фиксации элементов речи: — пиктографическое письмо (рисунок); — идеографическое письмо (знаки, клинопись, современная китайская иероглифика); — словесное письмо (знаки обозначают отдельные слоги, например, в японском языке); — буквенно-звуковое (алфабетическое) — знаки алфавита обозначают отдельные звуки. Вывод. Знания о психических познавательных процессах интересуют нас не только с точки зрения решения частных задач познавательного характера, например оценки показаний тех или иных участников судопроизводства, повышения эффективности профессиональной деятельности самих сотрудников правоохранительных органов, но еще и потому, что психические познавательные процессы связаны с интеллектом, сознанием различных участников уголовного, гражданского, административного судопроизводства, нередко являются составными элементами психологического критерия таких фундаментальных понятий, как «вменяемость — невменяемость» («уменьшенная вменяемость») в уголовном праве; «дееспособность — недееспособность» в гражданском праве.

——————————————————————