Влияние психофизиологических особенностей личности водителя на надежность управления транспортным средством

(Порталова М. А.)

(«Общество и право», 2009, N 5)

ВЛИЯНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ВОДИТЕЛЯ

НА НАДЕЖНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

М. А. ПОРТАЛОВА

Порталова Марина Александровна, психолог УВД г. Сочи, адъюнкт кафедры психологии Краснодарского университета МВД России.

В работе рассматривается влияние психических, а также физиологических особенностей личности водителя на надежность управления транспортным средством, автором предлагается проводить особо внимательный психологический отбор водителей с целью снижения аварийности на дорогах.

Ключевые слова: водитель, транспортное средство, дорога, безопасность, дорожная ситуация.

Influence of psychical, and also physiological features of personality of driver is in-process examined on reliability of management a transport vehicle, it is suggested to conduct the especially attentive psychological selection of drivers an author with the purpose of decline of accident rate on roads.

Key words: driver, transport vehicle, road, safety, travelling situation.

Отличительной особенностью развития современного автотранспорта является совершенствование его конструктивных характеристик, улучшение активной и пассивной безопасности, повышение надежности в эксплуатации. Однако это не приводит к существенным положительным изменениям в безопасности дорожного движения. Так, согласно статистическим данным только в 2007 году на территории Российской Федерации было зарегистрировано 258,7 тысяч дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в результате которых погибли 32,6 тыс. и получили ранения 231,4 тыс. человек. Наибольшее количество ДТП (73%) произошли на улицах и дорогах городов и населенных пунктов. Преобладающим видом таких происшествий (45%) явился наезд на пешеходов. Значителен процент (30%) столкновений и опрокидываний (15%) транспортных средств. И только 2% ДТП случилось вследствие технической неисправности транспортных средств.

Как свидетельствует статистика, определяющее влияние на уровень аварийности оказывают люди — водители транспортных средств. Более трех четвертей всех происшествий на дороге возникает из-за нарушения ими Правил дорожного движения. При этом 84% общего количества таких ДТП приходится на транспортные средства, принадлежащие физическим лицам.

Главная причина столь печального положения дел — неучитывание индивидуально-личностных особенностей водителей и их поведения, включающая в себя не только знание и исполнение ПДД, но и способы решения дорожно-транспортных задач, формы общения участников дорожного движения и т. д.

Известно, что существующая система подготовки водителей использует методы «натаскивания» на решение стандартных дорожно-транспортных задач, многие проблемы организации деятельности по управлению автомобилем отдаются «на откуп» самим водителям.

В практике подготовки водителей имеют место ряд противоречий, которые декларируются в специальной научно-методической литературе, но не находят ни научного, ни практического решения. Например, между формами и методами обучения, ориентирующими водителей на запоминание алгоритмов управления автомобилем в типичных ситуациях при малоинтенсивном дорожном движении и приемами деятельности водителей в условиях современного интенсивного дорожного движения, требующего обобщенных способов мышления при решении постоянно меняющихся дорожно-транспортных задач. Или между статистически высокими показателями облученности будущих водителей в соответствующих образовательных учреждениях и значительным количеством ДТП, возникающих на основе незнания (и нарушения) «хорошо» освоенных Правил дорожного движения. Но главным противоречием является влияние индивидуально-личностных особенностей водителей и неиспользование их при разработке мер, направленных на снижение аварийности на дорогах. При этом декларируется, что снижение аварийности возможно только за счет повышения ответственности водителей, т. е. проблема снижения аварийности решается только административными способами воздействия. При этом фактически не уделяется внимание психофизиологическим особенностям личности будущих водителей и их роли в процессе обучения управлению автомобилем.

Влияние психофизиологических особенностей личности водителя на надежность управления транспортным средством отмечали Ж. М. Лям (1928), В. Н. Иванов и Н. А. Игнатов (1971), М. А. Котик (1987), А. Н. Романов (2002) и др. Из имеющихся работ несомненный интерес представляют исследования Е. С. Браиловского и Г. М. Левигуровича, имевшие своей целью составление профессиограммы водителя и решение вопроса о профессиональном отборе к водительской деятельности. Однако в настоящее время данному фактору не уделяется должное внимание, что, соответственно, не позволяет сделать процесс подготовки водителей индивидуально-ориентированным.

По мнению В. Н. Иванова и Н. А. Игнатова, вся деятельность человека за рулем является следствием работы головного мозга, внешним проявлением его психики, что включает в себя познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление), эмоции, волевые действия, навыки и психические свойства личности. Рассмотрим влияние каждого психического процесса на надежность управления транспортным средством.

Восприятие водителя является процессом многосторонним, так как ему приходится удерживать в поле своего зрения не только дорожную обстановку (непосредственно дорогу, препятствия на ней, пешеходов, другие транспортные средства), но и показания приборов, на слух контролировать работу двигателя. Качество восприятия, его быстрота, точность и полнота зависят от знаний и опыта водителя. Так, например, опытный водитель при одних и тех же условиях увидит больше и быстрее, чем водитель без опыта вождения. Именно поэтому поведение молодого водителя на дороге характеризуется большей осторожностью, что может проявляться в невысокой скорости движения, нерешительности совершения различных маневров на дороге (обгон, проезд перекрестков и пр.).

Наиболее важным для водителя представляется знание расстояний между предметами (восприятие пространства) и умение точно оценивать временные интервалы при различных маневрах автомобиля (восприятие времени). Однако на последнее может оказывать влияние и эмоциональное состояние человека.

Восприятие водителя находится в тесной взаимосвязи с необходимостью переключать внимание с одного объекта на другой в зависимости от важности и складывающейся дорожной обстановки.

Именно внимание водителя является одним из основных факторов, обеспечивающих безопасность движения. При этом большая роль отводится вниманию произвольному (волевому, сознательно направленному). Качественные характеристики внимания водителя не являются показателями постоянными. Например, интенсивность внимания водителя при проезде перекрестка будет больше, чем при обычном движении на прямой хорошей дороге. Но в целом, чтобы способствовать безопасному движению, они должны обладать высокими показателями — высокая устойчивость, хорошее распределение внимания, быстрая переключаемость.

Для водителя недостаточно быть просто внимательным, постоянно меняющаяся дорожная ситуация требует напряженного, устойчивого внимания, его распределения и быстрого переключения. Именно поэтому нельзя просто говорить о невнимательности водителя вообще, необходимо говорить о недостатке того или иного качества внимания. Также немаловажным является умение водителя пользоваться своим вниманием, т. е. он должен иметь отчетливое представление о последовательности восприятия объектов, уметь выделять главное и второстепенное в дорожной ситуации.

Немаловажную роль в процессе управления транспортным средством играет и внимание. Ведь именно от знания Правил дорожного движения, от устойчивых двигательных навыков, запоминания маршрутов движения зависит эффективность деятельности водителя. Как указывает Е. А. Милерян (1971), достаточный объем внимания, своевременное распределение его и быстрое переключение, обеспечивающее наблюдение за непрерывно меняющейся улично-дорожной транспортной обстановкой и состоянием своей машины способствуют эффективному, т. е. безаварийному управлению автотранспортом.

Особенностью памяти водителя является способность к быстрому воспроизведению сведений, необходимых в данной конкретной ситуации. Ведь в процессе управления автомобилем водитель использует свои знания и навыки в условиях дефицита времени.

Мышление водителя, являясь высшим познавательным процессом, в процессе решения какой-либо задачи в дорожной обстановке способствует выполнению конкретных действий — нажатие на педаль тормоза, поворот рулевого колеса и пр. Умение точно и быстро оценивать дорожную ситуацию, способность принимать правильное решение в процессе управления транспортным средством также являются результатом мыслительного процесса. Качество мышления водителя зависит не только от уровня знаний, но и от общего состояния человека — под воздействием утомления мыслительные процессы замедляются, а под воздействием алкоголя могут искажаться, что оказывает существенное влияние на безопасность управления автомобилем.

К другим психофизиологическим особенностям личности водителя, оказывающим влияние на надежность деятельности, относятся эмоции и воля. Необходимо отметить, что, помимо таких же переживаний, как и других людей, для водителя характерно наличие и своеобразных эмоций, связанных непосредственно с процессом управления автомобилем. Данные эмоции, в зависимости от конкретной ситуации, могут быть положительными и отрицательными, устойчивыми и кратковременными. Именно поэтому возникающие эмоции оказывают влияние на уровень работоспособности водителя. Проведенные исследования показали, что водители эмоционально неуравновешенные являются значительно чаще нарушителями ПДД и участниками дорожно-транспортных происшествий [Иванов В. Н., Игнатов Н. А., 1971].

Помимо этого на надежность управления транспортным средством оказывает влияние личная дисциплинированность, решительность, настойчивость и самообладание, являющиеся основными волевыми качествами водителя.

По мнению В. Д. Небылицына, характеристиками надежности оператора являются:

«долговременная» выносливость;

выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению;

помехоустойчивость;

переключаемость;

реакция на непредвиденные раздражители;

устойчивость к действию факторов среды (температура, давление, влажность, шум, ускорение и т. п.).

Все эти характеристики являются показателями нервной системы, ее подвижности. Водители, отличающиеся слабой нервной системой, способные хорошо работать в минимальном и оптимальном режимах (небольшая загруженность автодороги, малый поток транспорта и пр.), резко снижают надежность и безопасность работы в экстремальных условиях, допуская опасные ошибки. Водители с сильной нервной системой способны успешно справляться с экстремальными задачами.

Таким образом, на основе рассмотренных психофизиологических особенностей личности и их влияния на надежность управления транспортным средством представляется возможным составить психограмму труда водителя, способствующую безошибочному управлению автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. Однако при этом не следует забывать и о других факторах надежности деятельности водителя, а именно условиях, в которых ему приходится работать: действиях водителей других автомобилей, чередовании различных условий работы — монотонности и информационной перегрузки, выраженном нервно-психическом напряжении, работе в условиях навязанного темпа и дефицита времени, постоянно изменяющейся дорожной ситуации, неравномерности и непредвиденности поступающей информации.

Именно поэтому по классификации психологии труда профессию водителя следовало бы отнести к абсолютным (чтобы быть успешным, надо обладать комплексом определенных качеств; относительные — успешно может трудиться любой человек) и проводить психологический отбор с целью снижения аварийности на дорогах.

——————————————————————