Взаимосвязь темперамента и деятельности руководителей учебных подразделений военно-специальных учебных заведений

(Строков Р. Р.) («Юридическая психология», 2010, N 1)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОЕННО-СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ <*>

Р. Р. СТРОКОВ

——————————— <*> Strokov R. R. Interconnection of temperament and activity of heads of educational departments of military-specialty institutions.

В статье рассматривается проблема взаимосвязи темперамента и деятельности руководителей учебных подразделений военно-специальных учебных заведений. Исследуются место и роль нейродинамической системы в структуре человеческой индивидуальности. Автор приходит к выводу, что знание как учителем, так и учеником свойств того или иного темперамента позволяет повысить эффективность процесса обучения и воспитания.

The article considers the problem of interconnection of temperament and activity of the heads of educational departments of military-specialty educational institutions. The author concludes that the knowledge both by the teacher and the student of properties of this and that temperament allows to improve the efficiency of procedure of education and training.

Говоря о темпераменте, обычно имеют в виду динамическую сторону личности, выражающуюся в импульсивности и темпах психической деятельности личности. М. И. Еникеев выделяет, что все регуляционные компоненты человеческой деятельности — познавательные, волевые и эмоциональные процессы — функционируют в неразрывном единстве и составляют психическую деятельность человека, особенности которой выступают как психические свойства личности, где свойства личности — динамическая система ее функциональных возможностей. Учитывая, что психодинамические свойства индивида носят регулятивный характер, можно заключить, что роль темперамента в регуляции эмоциональной сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в поведении, достаточно велика. С. Л. Рубинштейн пишет, что темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности индивида. Существует множество различных теорий темперамента. Подробный критический анализ современного состояния проблемы исследования темперамента осуществлен Я. Стреляу, Е. С. Егоровой, Е. А. Сергиенко, Е. П. Ильиным, В. М. Русаловым и др. В структуре человеческой индивидуальности нейродинамическая система занимает ведущее место в определении психодинамических качеств человека, которое проявляется в динамике поведения, реакций и поступков личности. Рассмотрение связей и взаимоотношений различных энергодинамических особенностей индивида с показателями успешности деятельности и продуктивности реализации тех или иных действий человека имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку знание условий и конкретных ситуаций, где динамические особенности индивида с необходимостью влияют на результаты деятельности, позволяет учитывать эти факторы при ее организации, а также решении вопросов, связанных с профессиональной ориентацией, подбором кадров. В работе В. М. Русалова при анализе роли темперамента в деятельности отмечается, что темперамент позволяет человеку наиболее оптимально расходовать свои энергодинамические возможности, заданный от природы определенный индивидуальный уровень (особенности нервных процессов, определенный уровень обмена или активности гормональной сферы и т. д.), который, постоянно включаясь в деятельность независимо от мотивов, целей, других содержательных характеристик, неизбежно приводит к обобщению определенных темпераментальных характеристик, которые выступают в роли регуляторов расходования человеком своих энергодинамических возможностей. Когда требования деятельности противоречат какому-либо свойству темперамента, то человек выбирает такие приемы и способы ее выполнения, которые наиболее соответствуют темпераменту и помогают преодолеть влияние его отрицательных в данных условиях проявлений. Совокупность таких успешных индивидуальных приемов и способов, выработанных человеком в процессе деятельности, характеризует его индивидуальный стиль деятельности. Типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик — это различные сочетания закономерно связанных между собой свойств темперамента (индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств, напряженность волевого усилия и др.). В природе нет хороших или плохих темпераментов: каждый из них имеет свои положительные и отрицательные особенности, поэтому главные усилия должны быть направлены на разумное использование достоинств и нивелирование отрицательных сторон своего темперамента. Характеристика типа «сангвиник»: психически активен; быстро отзывается на окружающие события; стремится к частой смене впечатлений, тяготится однообразием, не любит строго придерживаться систем и правил; сравнительно легко переживает неудачи и неприятности; живой, подвижный, с выразительной мимикой и жестами; коммуникабельный (много знакомых причисляет к друзьям), бодрый, оптимистичный. Положительные черты: высокая работоспособность, хорошая приспосабливаемость, отзывчивость. Недостатки: склонен к непостоянству, разбросанности, поверхностности. В учебной деятельности: часто недостает терпения и настойчивости, работает с увлечением только до тех пор, пока интересно; потеряв интерес, легко может бросить начатое дело и переключается на другое. Роль в общении: «артист», потешник, старается всех рассмешить. Рекомендуемый стиль в общении: лучше воспринимает замечание в виде шутки. Характеристика типа «холерик»: очень энергичный, способен отдаваться делу с особой страстностью; быстрый и порывистый, склонен к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, но быстро отходит; со стремительными движениями и выразительной мимикой; трудно адаптируется в новом коллективе; впечатлительный, внутренне переживает и сопереживает, надежный друг; может быть лидером, если приучит себя к сдержанности. Положительные черты: способность преодолевать большие нагрузки, энергичность, активность. В учебной деятельности: работает рывками, циклично, стремится к чередованию действий, не умеет рассчитать силы на длительное время. Вынослив, работоспособен, любит работу, связанную с перемещением, стремится к лидерству в групповой деятельности. Роль в общении: подчиняет своим требованиям, непреклонен, властен. Рекомендуемый стиль в общении: индивидуальная беседа и косвенные предъявления требований — совет, намек и т. п. Публичное порицание резким тоном вызывает агрессию. Характеристика типа «флегматик»: невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний; малоэмоциональный, тихий, с повышенной застенчивостью, но способный к энергичным действиям; самооценка несколько занижена, в группе не на виду, скромен; доводит начатое дело до конца, не стремится делать лучше, чем требуется. Положительные черты: надежность, основательность. Недостатки: медлительный, эмоционально бедный (нередко на грани с черствостью). В учебной деятельности: стойкое предпочтение стереотипных способов действия, пунктуальное выполнение однажды принятого распорядка, а некоторую замедленность реакций флегматик восполняет тщательным планированием действий и педантичным контролем. Роль в общении: спокойный созерцатель. Рекомендуемый стиль в общении: нецелесообразно настаивать на немедленном выполнении требований, для этого нужно время. Характеристика типа «меланхолик»: впечатлительный, склонный к глубоким переживаниям; легко ранимый, но внешне слабо реагирует на окружающее; со сдержанными движениями и приглушенностью речи; имеет ограниченный круг знакомых; легко переносит одиночество, предпочитает уединение; при неудаче чувствует подавленность, страх. Положительные черты: способен на глубокие, устойчивые чувства. Недостатки: упрям, обидчив, замкнут; склонен принимать только те мнения, которые совпадают с его собственными. В учебной деятельности: меньше устает и раздражается, чем представители других типов темперамента, выполняя однообразные действия. Однако при больших нагрузках быстро устает. И работоспособность снижается. Противопоказаны ситуации, требующие быстрого принятия решений и «холодной головы». Роль в общении: подопечный, беззащитный. Стиль общения: индивидуальная беседа, косвенные предъявления требований — совет, намек. Публичное порицание вызывает глубокую и длительную обиду. Проведенное исследование влияния темперамента на профессиональную деятельность по методике выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) руководителей учебных подразделений военно-специальных учебных заведений показывает следующие общие результаты. Меланхолик. Интроверт. Коммуникативные и организаторские склонности низкие. Энергичность в работе выше, чем в общении с людьми. Высокая ригидность говорит о трудном переключении с одного вида деятельности на другой. Предпочитает средний темп в работе, но при этом низкий уровень реакций на постороннее воздействие. Обладает высокой эмоциональностью как в работе, так и в общении с людьми. Высокая активность. Больше внимания уделяет своей работе, нежели общению с людьми. Сангвиник. Экстраверт. Коммуникативные и организаторские склонности низкие. Энергичность в работе и в общении с людьми примерно одинакова, хотя в целом средняя. Высокая ригидность не мешает средней пластичности в работе, но при этом трудно переключается с одного человека на другого. Предпочитает средний темп в работе и средний уровень реакций на постороннее воздействие. Эмоционально уравновешен, но при этом обладает очень высокой активностью. Флегматик. Интроверт. Коммуникативные и организаторские склонности средние. Энергичность в работе и в общении с людьми низкая. Обладает низкой пластичность, поэтому переключение с одного вида деятельности на другой сильно затруднено. Предпочитает низкий темп в работе и замедленно реагирует на внешние раздражители. Эмоционально уравновешен, обладает низкой активностью. Холерик. Экстраверт. Отмечено наличие средних показателей по организаторским качествам и низких по коммуникативным склонностям. Энергичность в работе выше, чем в общении с людьми, при общем среднем уровне. Высокая пластичность обусловливает хорошее переключение с одного вида деятельности на другой. Предпочитает средний темп в работе, но имеет высокий уровень реакций на постороннее воздействие. Эмоционально неуравновешен и обладает очень высокой активностью. Преобладающая экстраверсия характера сопутствует общению с людьми, нежели концентрации на работе. Таким образом, рассмотрев проблему взаимосвязи темперамента и деятельности руководителей учебных подразделений военно-специальных учебных заведений, можно сделать следующие выводы: 1. Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. В структуру личности обычно включаются перцептивные процессы, способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства, выбор способа достижения цели. 2. Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведение человека, иногда определяет его поступки, индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя. Он выступает как бы связующим звеном между организмом, личностью и познавательными процессами. 3. Между различными психодинамическими и социально формируемыми качествами существуют компенсаторные отношения, наличие которых связано прежде всего с индивидуальным стилем деятельности и общения, позволяющим использовать положительные стороны индивидуальности человека и по возможности нейтрализовать отрицательные. Индивидуальный стиль во многом обеспечивает гармоничное развитие личности, успешность процесса социализации, что приобретает особое значение в настоящее время в связи со значительными социально-экономическими, культурными, политическими изменениями в обществе, когда такие качества, как личностная активность, самостоятельность в суждениях, волевые черты характера, несомненно, становятся залогом полноценной жизни человека в социуме.

Литература

1. Батаршев А. В. Диагностика темперамента и характера. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007. 2. Еникеев М. И. Общая и социальная психология: Учебник. М.: НОРМА, 2009. 3. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер, 2004. 4. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2000. 5. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия / Под ред. Д. Л. Райгородского. М.: Бахрах-М, 2000. 6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007. 7. Русалов В. М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. N 1. 8. Русалов В. М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности // Психологический журнал. 1986. Т. 7. N 4.

——————————————————————