Педагогические условия формирования этнической толерантности будущего юриста

(Евдошенко О. В.) («Юридическое образование и наука», 2010, N 3)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ БУДУЩЕГО ЮРИСТА <*>

О. В. ЕВДОШЕНКО

——————————— <*> Evdoshenko O. V. Pedagogical conditions of formation of ethnic tolerance of future lawyer.

Евдошенко О. В., старший преподаватель СКФ ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», г. Краснодар.

Проблема формирования этнической толерантности будущего юриста в процессе профессиональной подготовки остро обозначена в поликультурном регионе в связи с проявлениями межнациональной нетерпимости. В процессе профессиональной подготовки студентов был реализован комплекс педагогических условий. Результаты исследования показали значительную динамику увеличения уровня этнической толерантности будущего юриста.

Ключевые слова: этническая толерантность, полиэтническая структура общества, этнонациональные противоречия, межэтническая напряженность.

The problem of the formation of ethnic tolerance, the future lawyer in the process of training sharply marked in a multicultural region in connection with the manifestations of ethnic intolerance. In the process of training students was implemented complex educational environment. The results showed a significant increase in the level of the dynamics of ethnic tolerance, the future lawyer.

Key words: ethnic tolerance, political-ethnics structure of the society, ethnic-nationality discrepancies, inter-ethnic tension.

Полиэтническая структура российского общества — объективная реальность, имеющая глубокие исторические корни. Межнациональные отношения всегда были важным фактором социального развития России. Сегодня этнонациональные противоречия и конфликты не только тормозят развитие, но и вызывают тревогу за будущее страны. Эти обстоятельства обусловили необходимость повышенного внимания к формированию личности юриста, умеющего работать в условиях поликультурного общества, готового оказывать правовую помощь человеку любой национальности, владеющего знаниями этнокультурных особенностей клиента и навыками межкультурного диалога. В сложившейся ситуации именно на систему образования ложится большая ответственность в деле этнокультурной социализации нового поколения [4. С. 153]. Одна из важнейших функций образования, как подчеркивается в докладе Международной комиссии по образованию для XXI в., — научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимозависимость государств и этносов в сознательную солидарность. Идея подготовки молодежи к жизни в поликультурном мире также поддерживается в нашей стране. В обращении Президента Российской Федерации Д. А. Медведева к школьникам 1 сентября 2009 г. отмечено: «В нашей стране проживают более 180 народов, каждый из которых обладает уникальными культурными особенностями. Мы говорим более чем на 230 языках, а все вместе образуем единый многонациональный народ. И мы с вами должны постоянно учиться принимать друг друга такими, какие мы есть, независимо от национальности, вероисповедания, убеждений и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране… Современный человек — образованный, с уважением и интересом относящийся к взглядам и убеждениям других людей» [16]. Проблема межэтнической напряженности наиболее остро обозначена в поликультурных регионах России, в том числе в Краснодарском крае, который населяют представители 124 национальностей [2]. Ситуация усугубляется тем, что полиэтничность региона требует разработки специфических методов в организации полиэтнического образования с целью формирования и развития позитивной этнической идентичности и этнической толерантности. Однако, как показало исследование особенностей организации учебно-воспитательного процесса и содержания учебно-методического обеспечения, формированию этнической толерантности будущего юриста уделяется недостаточное внимание: государственные образовательные стандарты и учебно-методические комплексы не ставят перед педагогом данной задачи. В то же время примеры этнической нетерпимости встречаются не только в студенческой среде, но и, как показывает практика, в профессиональной деятельности юристов, молодые специалисты часто испытывают затруднения психологического характера при встрече с носителями другой культуры, что сказывается на качестве выполняемой ими работы. Формирование этнической толерантности студента связано с осознанием себя как представителя конкретного народа с его характерными чертами (этническая идентичность) [10. С. 248]. Конституцией установлено, что защита прав и свобод человека и гражданина — основная обязанность юриста — осуществляется «независимо от расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ) [1]. В основе этнической толерантности юриста лежит полное или частичное принятие культурных и национальных особенностей человека, способность независимо от этнической принадлежности к конструктивному сотрудничеству и диалогу, умение и желание выслушать своего оппонента, взглянуть на ситуацию глазами своего клиента для достижения общей цели законным путем. Юрист в процессе профессиональной деятельности должен стремиться проявлять неприятие к любому нарушению закона, в то же время оставаясь объективным в правовой квалификации дела, не обращая внимания на национальную принадлежность лица. Этническая толерантность будущего юриста проявляется в способности не переносить недостатки и негативные действия некоторых представителей национальности на конкретных людей, а учитывать «презумпцию национальной невиновности», которая также является основой объективности, справедливости и беспристрастности профессиональной деятельности. Формированию данного качества необходимо уделить особое внимание в процессе профессиональной подготовки юристов, в результате которой должно сформироваться представление о толерантности в целом, об этнической толерантности как одной из ее составляющих, при этом в основе знаний должна находиться идея равенства культур и религий, традиций и обычаев различных этнических групп. Целью проводимого исследования было повышение уровня этнической толерантности будущего юриста в процессе профессиональной подготовки. В ходе констатирующего эксперимента с помощью экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова) [7. С. 140] был выявлен исходный уровень сформированности этнической толерантности студентов, который показал, что для 13% характерен высокий уровень этнической толерантности, 69% — средний уровень, 18% — низкий уровень. Следует отметить, что среди девушек наблюдался более высокий уровень этнической толерантности, чем среди юношей. Для достижения поставленной цели в процессе формирующего эксперимента был реализован комплекс педагогических условий формирования этнической толерантности будущего юриста, предполагающий следующие мероприятия: 1. Проведение научно-методических семинаров для педагогов по вопросам этнической толерантности с целью повышения этнопедагогической компетентности. Осуществляя свою деятельность в поликультурном регионе, преподаватели периодически сталкиваются с проявлениями этнической нетерпимости студентов, в этой связи отмечают актуальность в современных условиях проблемы формирования этнической толерантности молодого поколения, однако педагогическую работу в данном направлении не проводят, мотивируя это недостаточной подготовленностью к подобной работе. Ситуация обостряется еще и тем, что педагоги юридического профиля в большинстве своем являются юристами-практиками, совмещая работу адвоката, судьи, сотрудника правоохранительных органов с преподавательской деятельностью (т. е. юристы, а не педагоги по образованию), они недостаточно осведомлены в вопросах общей педагогики, методики преподавания, педагогической психологии и т. д. Подобные семинары не только способствуют ликвидации пробелов в психолого-педагогической компетентности, но и преодолению этнических стереотипов педагога. Данное направление работы влияет на способность педагога к толерантному взаимодействию, готовность объективно воспринимать студента в условиях преломления разных культур, а не с позиции доминирования собственной культурной и национальной принадлежности. 2. Применение в процессе профессиональной подготовки авторского спецкурса на тему «Этническая толерантность», включающего в себя три этапа. Первый этап — обеспечение информационного базиса этнической толерантности — заключается в усвоении знаний об особенностях культуры народов Северного Кавказа. Семинарские занятия способствовали формированию адекватной «картины мира». Студенты — представители разных национальностей охотно рассказывали о традициях и обычаях, культуре и религии своего народа, испытывая чувство гордости. После таких занятий студенты отмечают, что становятся ближе друг к другу, начинают общаться теснее независимо от этнической и религиозной принадлежности, проходит былая неприязнь. Второй этап — осознание и формирование положительной этнической идентичности, что представлялось возможным достичь на основе информации, полученной на занятиях первого этапа, а также в ходе лекций и семинарских (практических) занятий на темы: «Этнические стереотипы», «Этнические конфликты — причины возникновения и способы урегулирования». Основная цель — научить будущего юриста умению правильно выявлять и анализировать этнические стереотипы, видеть в них как положительные, так и отрицательные стороны, решать возникающие межличностные этнические конфликты. На третьем этапе формирования этнической толерантности делался акцент на закреплении понятий «толерантность/интолерантность», развитии этнокультурной компетентности и навыков профессионального ненасильственного общения. Таким образом, этническая толерантность рассматривалась уже как профессионально важное качество будущего юриста. Не случайно программа спецкурса осуществляется в форме лекционных и семинарских (практических) занятий, так как в ходе последних есть возможность закрепить знания, полученные на лекции. Такая взаимосвязь занятий способствует формированию у студентов системности знаний по вопросам этнической толерантности. 3. С целью применения знаний, полученных в рамках спецкурса, и моделирования позитивного поведения в ситуациях межкультурного взаимодействия, предполагались организация и проведение тренинга «Этнокультурная компетентность и этническая толерантность», который проходил в игровой форме, поэтому студентам было легче раскрыться, быть готовыми к диалогу. Общение и сотрудничество было основано на желании студентов, у которых наблюдался положительный настрой по отношению к представителям другой культуры. В процессе выполнения упражнений будущие юристы проявляли активность (некоторые упражнения проводились в соревновательной форме), к выполнению заданий подходили творчески (искали нестандартные способы решения возникающих задач). На последнем занятии обсуждали результаты и подводили итоги. Помимо описания понравившихся упражнений, студенты рассказывали, что дали им занятия, какие проблемы решили, о чем заставили задуматься: они стали теплее относиться к окружающим, проявлять заботу, чаще идти на контакты, реже вступать в конфликты. Можно утверждать, что задачи тренинга — повышение уровня культуры межнационального общения, этнокультурной компетентности и этнической толерантности студентов — были достигнуты. Эффективность проведенной работы подтвердил контрольный эксперимент, который показал динамику увеличения уровня сформированности этнической толерантности студентов: высокий уровень этнической толерантности был выявлен у 63% респондентов. Данный показатель по сравнению с констатирующим экспериментом повысился на 50% за счет сокращения проявлений среднего и низкого уровней этнической толерантности (до 35% и 2% соответственно). Полученные данные подтверждают обоснованность выбора педагогических условий формирования этнической толерантности, так как их практическое использование привело к повышению уровня знаний о культуре, традициях и обычаях, религии, истории возникновения этнических групп, осознанию равенства культур, выработки положительной позиции в вопросах межнационального взаимодействия, изменилось также эмоциональное отношение к представителям других этнических групп на более позитивное. Используемый комплекс педагогических условий формирования этнической толерантности отвечает современному научному уровню и насущным потребностям российского общества и может быть использован в процессе профессиональной подготовки будущих юристов не только в Краснодарском крае, но и в других поликультурных регионах России.

Литература

1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. N 237. 25 дек. 2. Постановление ЗС Краснодарского края от 28 февраля 2007 г. N 2908-П «Об утверждении краевой целевой программы гармонизации межнациональных отношений и развития национальных культур в Краснодарском крае на 2007 год». 3. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2001. 4. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2007. 5. Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г., Мартынова М. Ю. Межкультурный диалог: тренинг этнокультурной компетентности. М., 2003. 6. Олпорт Г. Природа предубеждения // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М., 2003. 7. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М., 2008. 8. Педагогика межнационального общения: Учебник для студентов вузов / Под ред. В. И. Матиса. Барнаул, 2003. 9. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. 10. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. М., 2008. 11. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Практикум. М., 2006. 12. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Под ред. Н. М. Лебедевой, А. Н. Татарко. М., 2002. 13. Юридическая педагогика / Под ред. проф. В. Я. Кикотя, проф. А. М. Столяренко. М., 2004. 14. Nicholson P. Toleration as a Moral Ideal // Aspects of Toleration. Methuen: J. Horton, S. Mendus (eds.), 1985. 15. Toleration: An Elusive Virtue / Ed. by D. Heyd. New Jersey: Princeton Univ. Press, 1996. 16. URL: http:// news. kremlin. ru/ news/ 5317.

——————————————————————