Рецензия на учебник «Административное право» / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной

(Рысаев Ф. Б.) («Административное право и процесс», 2011, N 2)

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО» / ПОД РЕД. Л. Л. ПОПОВА, М. С. СТУДЕНИКИНОЙ <*>, <**>

Ф. Б. РЫСАЕВ

——————————— <*> Ry’saev F. B. Review of textbook «Administrative Law» / Ed. L. L. Popov and M. S. Studenikina. <**> Учебник «Административное право» / Под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. М.: Норма, 2008.

Рысаев Фархитдин Бадритдинович, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и финансового права Оренбургского института Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

Учебник, изданный коллективом ученых-юристов, актуален, теоретически обоснован, материалы тесно связаны с практикой деятельности органов исполнительной власти РФ. Структура учебника построена таким образом, что позволяет в соответствии с образовательным стандартом последовательно изучать учебный курс административного права. Удачная, логически выверенная композиция учебника отличает данный учебник от других учебников административного права тем, что рассмотрены с учетом гармоничных пропорций вопросы сущности и значимости основных институтов административного права, субъектов административного права, форм, методов государственной реализации исполнительной власти РФ, административной ответственности за правонарушения, особенностей управления различными отраслями народного хозяйства. Учебник состоит из четырех частей, 43 глав, впервые в соответствии с установленными требованиями и стандартами Министерства образования и науки РФ рассмотрены тенденции, современное состояние, принципы развития административно-правовых отношений в зарубежных странах. Данная новация отражает цели, задачи, методики развития данной отрасли науки в мире, теоретические основы и практическую значимость административного права в современный период развития нашего государства. Отмечая характерные элементы учебного материала, следует подчеркнуть, что благодаря удачной композиции и авторской находке в изложении учебного материала удалось в достаточно полной мере охватить такие значимые вопросы, как административно-процессуальные и административно-юрисдикционные особенности производства по делам об административных правонарушениях, различных актов управления, лицензирования, квотирования, сертификации и т. д. Материал изложен в соответствии с наработками административной реформы в Российской Федерации, с учетом перспективы реформирования государственной службы, национальными проектами и концепциями в государственном строительстве Российской Федерации. Авторы учебника рассматривают проблемы повышения эффективности органов исполнительной власти РФ и местного самоуправления в унисон с практикой государственного управления, вносят предложения о совершенствовании вертикали власти в рассматриваемой сфере, что отвечает современным реалиям. Изучающим административное право по данному учебнику, как отмечают студенты, можно разобраться в вопросах перспективы совершенствования политической системы Российского государства. В работе органически сочетаются теоретические воззрения авторов, в соответствии с учебной программой, что позволяет освоить наиболее острые «углы» в деятельности исполнительной власти нашего государства. Учебник имеет четкие разделы, последовательное, логически выверенное, лаконичное изложение тем, в свете действующего законодательства, имеющего большой динамизм. Отмеченное выше позволило авторскому коллективу учебника достаточно полно осветить и ответить на актуальные вопросы современного развития институтов административного права, что вызывает интерес студентов, которые находят ответы на возникающие вопросы в условиях широкого изложения в СМИ внутригосударственных и глобальных проблем государственного регулирования социального развития, развития экономики, обеспечения безопасности и др. Авторский коллектив в составе ученых-юристов: А. Б. Агапова, Э. П. Андрюхиной, М. В. Галкиной, С. И. Гридина, Л. А. Калининой, Ю. Ю. Колесниченко, Г. А. Кузьмичевой, Ю. И. Мигачева, Д. М. Овсянко, Л. Л. Попова, Л. В. Стандзонь, М. С. Студеникиной, А. С. Сухарева, Н. В. Сухаревой, С. В. Тихомирова, Е. В. Юрченко — издал актуальный, содержательный, интересный учебник, который отвечает современным требованиям, учебник используется не только студентами, но и аспирантами, преподавателями, студентами, обучающимися по программе второго высшего образования, руководителями подразделений исполнительной власти при организации занятий по повышению квалификации с коллективами специалистов. Отмечая положительные стороны в данном учебнике, можно сказать также об оригинальном построении оглавления, содержащего ключевые термины, темы, необходимые для подготовки к семинарским занятиям. Несомненно, важным качеством учебника является полное, соответствующее современным требованиям изложение отдельных институциональных проблем административно-правовой науки. Авторы учебника не оставляют без внимания вопросы перспективы развития исполнительной власти, административной юстиции, административной юрисдикции, роли исполнительной власти в рыночных преобразованиях. Далее, необходимо подчеркнуть, что, изучая учебник, можно найти ответы на такие сложные вопросы, как сущность и необходимость вертикали власти в период глобальных негативных явлений — кризисов финансовых, экологических, демографических; определение критериев эффективности государственного управления, совершенствование системы государственной службы, формы и методы реализации исполнительной власти РФ, и многие другие. Данные выборочного опроса студентов, которые пользовались учебником, показывают, что позитивными качествами являются простота изложения, позволяющая понять многие изучаемые вопросы административно-правовой науки и переосмыслить изученное. Кроме того, найдена кардинальная схема изложения «от простого к сложному» в Общей, Особенной и Специальной частях учебника «Административное право», что позволяет последовательно логически связанно освоить учебный курс. Хочется поблагодарить авторский коллектив за издание учебника, являющегося новым словом в развитии административно-правовой науки и в воспитании юристов нового поколения.

——————————————————————