Факультатив по истории государства и права зарубежных стран на тему: «Идеи о государстве, праве и правосудии в искусстве, музыке и античной литературе»

(Вишневский В. Г.) («История государства и права», 2011, N 9)

ФАКУЛЬТАТИВ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН НА ТЕМУ: «ИДЕИ О ГОСУДАРСТВЕ, ПРАВЕ И ПРАВОСУДИИ В ИСКУССТВЕ, МУЗЫКЕ И АНТИЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» <*>

В. Г. ВИШНЕВСКИЙ

——————————— <*> Vishnevskij V. G. Elective course on the «history of state and law of foreign countries» on the topic ideas on the.

Вишневский Владимир Григорьевич, старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В данной статье автор проводит анализ необходимого соответствующего воспитания современных правоведов, дабы создаваемое ими право было актуально в бурно развивающихся тенденциях общественных отношений современного мира.

Ключевые слова: общественные отношения, демократические тенденции, стратегические задачи.

The author of this article makes analysis of the relevant necessary education of contemporary legal scientists for the law created by them to be topical in developing tendencies of public relations of contemporary world.

Key words: public relations, democratic tendencies, strategic tasks.

В настоящее время мировой кризис охватил все сферы и области общественных отношений. Вскрылись многие негативные последствия проводимой ранее политики не только в экономике, политике, идеологии, но и в сфере образования. Данное обстоятельство позволило посмотреть на образование как на непреходящую ценность, которая в конечном итоге и должна определить будущие концепции продвижения человечества по пути прогрессивного развития. Немаловажную роль в этом процессе играет подготовка и формирование корпуса правоведов, способных обеспечить и защитить тенденции новых, передовых идей и концепций общественного развития, права и свободы человека и гражданина. Законодатели, судьи, прокуроры, адвокаты создают своей деятельностью необходимые условия устойчивого развития во всех сферах общественных отношений. От них во многом будет зависеть установление и реализация демократических тенденций развития современного мира, объединяющегося в единое мировое сообщество. Эту стратегическую задачу возможно решить благодаря высокой профессиональной подготовленности корпуса правоведов и духовного богатства личности. Овладеть профессией в той или иной области общественных отношений современному человеку нетрудно, а вот сформировать личность в специалисте является сложной задачей. Она требует принятия неординарных мер, выбора новых методов и способов ее решения. Президент Российской Федерации предложил новую правовую концепцию — проведения гуманизации действующего законодательства. Законодательство должно развиваться не по пути устрашения и ужесточения, а по направлению расширения демократических принципов права: законности, социальной справедливости, гуманизма, равенства всех в судебном процессе, нет преступления — нет наказания, наказание должно соответствовать тяжести совершенного преступления и т. д. В судах должны господствовать не месть и произвол, а законность и справедливое воздаяние. Преступник должен знать, что наказание наступит неотвратимо, но не по произволу и насилию, а на основании права и законности. Процветание правового нигилизма, неуважение к закону, непонимание ценности права влекут за собой неустойчивость общественных отношений, социальную напряженность, возникновение социальных конфликтов и т. п. В этих условиях идея гуманизации действующего законодательства является необходимой мерой повышения правовой культуры не только законодателя, специалиста-правоведа, но и общества в целом. Правовая культура представляет собой лишь часть общей духовной культуры общества. Законодатели, судьи, прокуроры, адвокаты и др. также нуждаются в поднятии общего уровня культуры в широком смысле этого слова. Ибо только внутреннее духовное богатство человека делает его личностью. Возрождает в нем высокое нравственное начало, способное раскрыть потенциальные возможности творческого, цивилизованного и гуманного человека. Правоведы формируют представления о справедливом и несправедливом, о правомерном и неправомерном поведении людей, о путях развития общества и государства. От деятельности юристов зависит устойчивость общественных отношений, благополучие граждан. Данное обстоятельство приводит к необходимости создания высокой степени требований к подготовке специалистов-правоведов. Они должны обладать глубокими познаниями не только о государстве, праве и правосудии, но и в различных сферах общественных отношений. К областям, оказывающим влияние на формирование духовной культуры общества, нужно отнести: искусство, музыку и античную литературу. Однако они непосредственно не влияют на развитие науки юриспруденции, но, оказывая активное воздействие на формирование общественного сознания, его идеологию, уровень и степень духовного развития человека, косвенно оказывают воздействие на развитие государства, права и правосудия. В ряде случаев они непосредственно соприкасаются с идеями государства, права и правосудия и находят свое материальное воплощение в архитектуре (египетские пирамиды, римские базилики, здания современных судов), в скульптуре, например, образ Фемиды символизирует идею права, правопорядка и справедливого правосудия. В музыке это наглядно проявляется в сочинениях государственных гимнов, отражающих идеи государственного суверенитета, единство государственного и общественного строя, права и свободы человека и гражданина и др. Кроме того, в классической музыке правовые идеи нашли свое отражение в произведениях выдающихся композиторов: Моцарта («Свадьба Фигаро»), Бетховена (3-я симфония — «Героическая»), Глинка (опера «Иван Сусанин») и др. Наконец, непосредственное влияние на развитие идей государства, права и правосудия оказала античная литература: «Илиада» и «Одиссея» Гомера, произведения Платона и Аристотеля, речи Лисия, Демосфена и Цицерона, комедии Аристофана, «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и т. д. Искусство, музыка и античная литература оказывали активное влияние на формирование правовых идей и представлений о справедливости, милосердии и гуманизма. Они расширяют кругозор студента на природу и содержание институтов государства, права и правосудия с неизвестной стороны, обогащая не только его правовую культуру, но и духовный мир, как человека и гражданина. Однако реализация программы факультатива возможна только через дополнительную подготовку студентов, повышение их общего образовательного уровня. Студенты первого курса, как правило, имеют недостаточную образовательную базу для углубленного усвоения юридических наук. Кругозор знаний о природе и обществе у студентов нередко имеет слишком узкий, примитивный характер, и формировать у такого контингента юридическое мировоззрение представляется не только трудной задачей, но и во многом непродуктивной. Возможно, и в связи с этим мы нередко сталкиваемся в жизни нашего общества со множеством проблем, особенно в правоприменительной практике государственных и муниципальных органах, судах, прокуратуре, милиции, связанной с принятием непродуманных решений, вынесением ошибочных определений и постановлений, вызывающих справедливое недоверие у населения к властям. Неслучайно по телевидению Президент открыто заявил, что выпускники юридических факультетов имеют низкий уровень профессиональной подготовки. Думается, что в какой-то степени это связано с недостаточным уровнем общего развития молодого поколения. Данное обстоятельство, как нам кажется, и не позволяет студентам успешно усвоить весьма сложную правовую материю, ее природу и сущность. Хотя формально разработанный Министерством высшего образования стандарт для юридических факультетов вполне по силам среднему человеку. Однако в науке есть не только формальные критерии, но и критерии по существу. Этим-то требованиям значительная масса студентов и не отвечает по своему уровню. Хотя формально государственные экзамены пятикурсники сдают успешно. Вот почему и обратил свое внимание Президент Д. А. Медведев в своей речи по телевидению на низкий уровень подготовки правоведов. Поэтому в соответствии с разработанной программой факультатива первым этапом подготовки студентов для успешного усвоения юридических наук необходимо поднять их общий уровень развития таким образом, чтобы у них сформировалось научное представление как о возникновении и развитии окружающей природы, так и возникновении и развитии человека и общества. Вторым и последующими этапами должно стать непосредственное ознакомление студентов с идеями о государстве, праве и правосудии в искусстве, античной литературе и музыке. Такое нетрадиционное формирование юридического мировоззрения у студентов позволит разработать фундаментальные представления о правовой культуре, без знания и понимания которой невозможно построить правовое государство, создать гражданское общество и справедливое правосудие. Выдающийся римский юрист классического периода Домиций Ульпиан высказал замечательную по содержанию мысль: «Знание права заслуживает наивысшего уважения: однако деньгами его ни оценить, ни обесчестить». Данное высказывание имеет не только узкое понимание, которое лежит на поверхности и выглядит как бы самоочевидным. Не менее важно, что оно скрывает глубокое теоретическое положение материального и духовного начал в развитии и жизнедеятельности общества, государства и права. Юриспруденция как система знаний о праве и государстве формирует не только юридическое, профессиональное мировоззрение студентов, но и их правовую культуру, которая является лишь частью духовной культуры общества и тесно с ней связана. Данные обстоятельства вызывают необходимость включения в систему образования элементов знаний общей духовной культуры, связанной с правом и государством: искусство (архитектура, скульптура и живопись), музыка и античная литература, в которых нашли свое отражение идеи государства, права и правосудия. Это направление развивает не только общие представления об искусстве, музыке и античной литературе, но главным образом подготавливает студентов для понимания роли права, государства и правосудия в общественной жизни в широком смысле этого слова. Повышает их общий уровень, формирует правильное юридическое мировоззрение, создает основу для усвоения студентами более глубокого понимания правовой материи, способствует развитию у студентов научного интереса и мотивации к учебе. На последующих курсах необходимо продолжить поиски новых методов и способов углубленного и неординарного изучения юридических наук. Предлагаемая программа факультатива имеет целью восполнить пробел в подготовке выпускников средних школ (студентов первого курса) для успешной учебы в высшем учебном заведении, на юридических факультетах университетов, академий и юридических институтах.

——————————————————————