Духовно-нравственные принципы как основа модернизации гражданского права
(Савчук Л. Ф.) («Юридический мир», 2011, N 7)
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРИНЦИПЫ КАК ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Л. Ф. САВЧУК
Савчук Людмила Федоровна, доцент кафедры гражданского права филиала Российского государственного социального университета в г. Анапе, кандидат юридических наук.
Статья посвящена проблеме создания духовно-нравственных основ частного права. Автор формулирует содержание нравственных принципов, предлагает изменить определение понятия предпринимательской деятельности и т. д.
Ключевые слова: духовно-нравственные принципы, частное право, предпринимательская деятельность, зрелищное предпринимательство.
Spiritual and moral principles as a basis for the modernization of civil rights L. F. Savchuk
This article is devoted to the creation of spiritual and moral foundations of private law. The author formulates the content of moral principles, proposes to amend the definition of entrepreneurship, etc.
Key words: spiritual and moral principles, civil law, entrepreneurship, entertainment business.
В докладе «Освободительные реформы и правовая модернизация России» Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькин выделил три основных направления российской правовой модернизации: 1) социально-нормативная и правовая модернизация российского общества; 2) модернизация системы права; 3) правовая модернизация государства. Характеризуя первое направление, он указал, что это прежде всего то самое нравственное воспитание масс, о котором говорили В. С. Соловьев и другие российские политические мыслители и которое невозможно без провозглашения и последовательного отстаивания системы духовно-моральных идеалов <1>. Идеи В. С. Соловьева вышли за рамки собственно философии права и были восприняты отраслями юриспруденции. «Вопрос поиска «потерянной идеи» права… утверждение высшей цели права как расширения общественной солидарности свободных личностей, — все эти проблемы, — писал И. А. Покровский, — актуальны также и для гражданского права» <2>. Различие права и нравственности не предполагает антагонизма обеих областей. «Такая противоположность могла бы быть лишь тогда, если бы право было силой или интересом или проявлением экономики. Но так как право есть проявление высшего этического порядка, охватывающего собой и религию, и нравственность, то очевидно, что речь может идти только о самостоятельности, но не о противоположности обеих областей» <3>. В современности роль начала частного права в онтологическом смысле продолжает играть экономика. Такое сугубо материалистическое понимание сужает и упрощает картину образования права. Необходимо рассматривать право как феномен культуры, особую сферу духовной жизни, вневременную ценность. Именно культура, духовная жизнь людей и есть объективные факторы образования права, но такая онтология права все еще остается за пределами нашего познания. Между духовностью и правом «невозможно провести резкую и точную границу раз и навсегда» <4>. Русский философ Н. Н. Алексеев писал: «Если духовная жизнь есть общение со святым и ценным, то право является одним из способов такого общения…» <5>. В сфере отношений частного права провозглашение общечеловеческих ценностей как основных начал гражданского права непосредственно в его нормах о принципах гражданского права — именно тот подход, который представляется наиболее отвечающим воспитательной роли права. В создании нравственных правил в повседневном общении людей, в их имущественных и личных неимущественных связях гражданское право взаимодействует с моральными (в том числе религиозными) основами. Эти основы, выработанные человечеством на протяжении тысячелетий, существуют в обществе объективно, ими руководствуется этика — и религиозная, и светская. Указание в нормах права на соблюдение моральных норм не только не противоречит основам законотворчества, но и придает праву духовно-нравственный характер. Принципы, приобретающие духовное содержание, способны стать основными началами частного права в том смысле, какой придавался основным началам теоретиками дореволюционного частного права. Включение в частное право принципов духовно-нравственного содержания — есть возврат к философскому осмыслению истоков частного права, сближению и слиянию понятий «основные начала» и «принципы» права. Принципы как «идеологическое отражение потребностей общественного развития» (по определению О. А. Красавчикова <6>) должны быть закреплены в законе в виде достаточно четких и понятных определений их духовного содержания. Следует дать формулировку новой модели существующим в науке гражданского права реалиям добросовестности, разумности, справедливости, равенства и т. д., наполнив их конкретным содержанием, чтобы избежать утилитарного и чисто технического подхода и не сводить восприятие этой модели к приему юридической техники как в теории, так и на практике: ——————————— <1> Зорькин В. Д. Освободительные реформы и правовая модернизация России: Доклад на научно-практической конференции «Великие реформы и модернизация России» (3 марта 2011 г.) // URL: http:// www. ksrf. ru/ News/ Speech/ Pages/ Viewltem. aspx? Paramld=41 (дата обращения: 28.01.2011). <2> Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М.: Статут, 1998. С. 319. <3> Михайловский И. В. О религиозно-нравственных основаниях права // Русская философия права (антология) / Сост.: А. П. Альбов, Д. В. Масленников, М. В. Сальников. СПб.: Издательство «Алетейя», 1999. С. 276. <4> Там же. С. 277. <5> Алексеев Н. Н. Основы философии права. СПб.: Издательство «Лань», 1999. С. 212. <6> Советское гражданское право: Учебник / Под ред. О. А. Красавчикова. М., 1968. Т. 1. С. 24.
Добросовестность — принцип, согласно которому имущественные и личные неимущественные правовые отношения между субъектами строятся на основе честности, в согласии с нравственным сознанием, побуждающим к истине и добру. Справедливость — принцип, согласно которому имущественные и личные неимущественные правовые отношения между субъектами строятся на основе праведности, неподкупности, осознания ценности интересов любого лица, независимо от положения в обществе. Разумность — принцип, согласно которому имущественные и личные неимущественные правовые отношения между субъектами строятся на основе обычного здравого мышления, обычно предъявляемых требований к пониманию значения, истинного смысла и цели деяний. Необходимо отнести к духовно-нравственным принципам и принцип сочетания индивидуальных и общественных интересов, впервые предложенный О. Н. Садиковым <7>. Духовное содержание этого принципа заключается в идее служения людям. Кант призывал: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» <8>. Для современного российского шоу-бизнеса часто зритель — всего лишь средство собственного обогащения, но не цель, требующая духовно-нравственной отдачи. Представляется полезным внести идеологическую посылку в виде указания на социальную полезность как важный признак предпринимательской деятельности. Принцип сочетания индивидуальных и общественных интересов означает требование о направленности воли субъектов гражданских правоотношений на служение всеобщему благу наравне со своим личным благом. ——————————— <7> Садиков О. Н. Принципы нового гражданского законодательства СССР // Советское государство и право. 1991. N 10. С. 20 — 29. <8> Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 1. С. 270.
Перед частноправовой наукой стоит проблема установления ценностного духовно-нравственного содержания принципа равенства. Признанное ныне «формальное» равенство должно трансформироваться в действительное правовое равенство свободных волеизъявлений субъектов права. Принцип равенства в гражданском праве означает такое положение субъектов в имущественных и личных неимущественных правоотношениях, при котором с помощью установления дополнительных гарантий, льгот и преимуществ фактически зависимому субъекту создается независимость его сознательной воли и волеизъявления от воздействия со стороны других субъектов прав. Принцип недопустимости злоупотребления правом, сформулированный Т. И. Илларионовой <9>, можно назвать более широко — принципом противодействия злу во всех его проявлениях. Клевета и оскорбление как проявления зла — есть способы посягательства на честь, достоинство, психологическое благополучие, целомудрие. Оскорблением является демонстрация непристойных зрелищ, которыми так изобилует наш культурно-зрелищный бизнес, в том числе телевидение. Принцип противодействия злу во всех его проявлениях состоит в отказе правовой защиты лицу при злоупотреблении своим правом, а также при совершении иных злонамеренных действий в отношении других лиц. ——————————— <9> Гражданское право: Учебник для вузов. Ч. 1 / Под ред. проф. Т. И. Илларионовой, Б. М. Гонгало, В. А. Плетнева. М., 1998. С. 12 — 14.
Духовно-нравственную роль в гражданском праве призван сыграть и принцип сопутствия обязанностей субъективным гражданским правам. В теории гражданского права и в законодательстве гражданская правоспособность определена как способность иметь гражданские права и нести обязанности. Однако содержание гражданской правоспособности раскрывается только через перечень основных гражданских прав, а субъективная гражданская обязанность рассматривается только по отношению к обязанному субъекту. В состав содержания правоспособности наряду с субъективными правами как обязательный элемент должны быть включены сопутствующие правам субъективные обязанности. Например, праву заниматься предпринимательской деятельностью соответствует обязанность нести риск убытков от нее, а главное — соблюдать общественные интересы, тем самым способствовать социально-экономическому развитию страны, подъему благосостояния народа, заботиться о будущих поколениях, о гармоничном развитии экономики и процветании страны в целом. Принцип сопутствия обязанностей субъективным гражданским правам означает установление законом меры общественно необходимого поведения управомоченного субъекта по отношению к каждой личности и обществу в целом. Основные духовно-нравственные принципы частного права должны стать основой всего гражданского законодательства, в особенности в сфере создания произведений массового искусства. Значение государственного заказа в сфере создания художественных произведений достаточно велико в современный период, потому что с помощью госзаказа на творчество становится возможным, с одной стороны, оказать государственную финансовую поддержку творческим личностям, а с другой — способствовать подъему духовно-нравственного уровня народа. Размещение заказа на создание произведения литературы или искусства, исполнения осуществляется путем проведения открытого конкурса в соответствии с главой 2.1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» <10>. Согласно пункту 2 статьи 31.6 этого Закона оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта в соответствии с критериями, которые установлены конкурсной документацией. Из пяти критериев оценки проектов художественных произведений (художественная и культурная значимость; качественные характеристики; сроки создания; квалификация участников конкурса; цена контракта) самыми важными критериями Законом объявлены третий и пятый — срок и цена. Им уделяется от 55 и более процентов (максимум не ограничен) от совокупной значимости критериев оценки. Критерий, названный в списке первым, — художественная и культурная значимость произведения — в результате оказывается совсем неважным, ибо на него приходится максимум одна треть от 45 процентов, т. е. от 1 до 15 процентов от совокупной значимости критериев оценки. Иными словами, согласно такому порядку на конкурсе побеждает заявка, предлагающая самый дешевый для производства художественный продукт, выполняемый в самый короткий срок. При этом допускается, что он может иметь незначительную художественную и культурную ценность, низкие качественные характеристики, исходить от людей с незначительным опытом работы и низкой квалификацией и вовсе не иметь социальной ценности, поскольку такой критерий оценки вообще отсутствует в данном Законе. Думается, что подобный подход к оценке качества проекта художественного продукта дискредитирует идею государственного заказа и открывает «зеленую улицу» продукту низкого качества, не имеющего ни социального значения, ни художественной ценности. Необходимо повышение роли духовно-нравственных начал в правовом регулировании отношений по созданию художественного продукта на основании государственного заказа. Для этого, по нашему мнению, следовало бы внести изменения в порядок заключения государственного контракта на создание художественного продукта: 1) ввести в перечень критериев оценки заявок на конкурс шестой критерий — «социальная ценность произведения»; определить его значимость достаточно высоко, наравне с критерием художественной и культурной ценности произведения; 2) изменить соотношение значимости критериев оценки заявок на конкурс в пользу критерия художественной и культурной ценности произведения (например, в пункте 4 статьи 31.6 указать, что совокупная значимость критериев, указанных в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 3 этой статьи, не должна составлять менее семидесяти пяти процентов). ——————————— <10> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.
Фундаментом модернизации гражданского и предпринимательского законодательства должны стать духовно-нравственные принципы частного права.
——————————————————————