Синергетическая организация права: теория и реальность
(Сигалов К. Е.) («История государства и права», 2011, N 19)
СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВА: ТЕОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ <*>
К. Е. СИГАЛОВ
——————————— <*> Sigalov K. E. Synergetic organization of law: theory and reality.
Сигалов Константин Елизарович, кандидат философских наук, доцент.
В статье рассматриваются теоретические принципы и практические возможности применения синергетики в праве, реальные возможности данного научного подхода к получению нового поля исследования в праве, расширению возможностей правовой науки.
Ключевые слова: порядок, хаос, самоорганизация, случайность, система, устойчивость, изменчивость, нелинейная, полифакторная и гетерогенная зависимость, альтернативные пути развития.
In article theoretical principles and practical possibilities of application of synergetrics in the right, real possibilities of the given scientific approach to reception of a new field of research in the right to expansion of possibilities of a legal science are considered.
Key words: the order, chaos, self-organising, accident, system, stability, variability, the nonlinear, polyfactorial and heterogeneous dependence, alternative ways of development.
В течение тысячелетий понимание сферы действия права ограничивалось исключительно сферой человеческих отношений. Но следует понимать, что в современном мире право становится таким элементом бытия, без которого жизнедеятельность невозможна в принципе, его энергетика, исходящий импульс организуют многие стороны жизни и выстраивают естественную жизнь по тем правилам, которые, по сути дела, отсутствовали во внеправовом существовании. Подобное положение на первый взгляд кажется банальным — любой студент с уверенностью скажет, что рождение права знаменует собой новый этап в развитии общества, что социумы во внеправовом мире суть первобытные реликты и т. п. На самом деле эта взаимосвязь гораздо более сложная и взаимообусловленная. «Необходимо признать, что юристам на сегодняшний день еще очень мало известно о реальных механизмах взаимосвязи правового и неправового в современной сложноорганизованной системе общественной жизни. Большинство исследователей, разделяя тезис о тесной взаимосвязи права с экономикой, политикой, моралью и т. п. на уровне догмы, избегают специального исследования этих проблем в своих работах. Более того, среди правоведов чрезвычайно распространено мнение о необходимости борьбы за «чистоту предмета» своей науки, что на практике приводит к решительному игнорированию тех вопросов, которые выходят за рамки собственно юридической проблематики» <1>. ——————————— <1> Шундиков К. В. Синергетический подход в правовой науке: проблемы адаптации // Правоведение. 2008. N 1. С. 150.
Природная среда права обусловлена его синергетической детерминацией <2>, таким типом причинности, которому присущ ряд характерных особенностей: 1) имеет вид нелинейной, полифакторной, гетерогенной зависимости; 2) отводит случайности ведущую роль в причинных объяснениях событий конструктивного и деструктивного характера; 3) сферой его действия является реальность, открытая во всех направлениях, испытывающая на себе многообразные воздействия. Как отмечает В. А. Бачинин, «синергетическое мировидение позволяет обратить внимание на такую особенность социально-правовой реальности, как множество сопутствующих неконтролируемых и непрогнозируемых неопределенностей, способных выступать в роли случайных факторов, которые своими воздействиями на события и обстоятельства делают действительность неподвластной тотальной регламентации… В сверхсложных социальных объектах традиционная, механистическая модель причинности имеет ограниченное поле приложения. Это относится и к правовой проблематике, где далеко не всегда срабатывает принцип линейно-каузальной детерминации» <3>. ——————————— <2> Следует заметить, что отечественная правовая наука обращала внимание на проблему синергетики еще в 80-е годы XX в.; см., например: Венгеров А. Б. Синергетика, юридическая наука, право // Государство и право. 1986. N 10. С. 36 — 45. <3> Бачинин В. А. Синергетическая организация в праве // Энциклопедия философии и социологии права. С. 788 — 789.
Теория обосновывает, а практика доказывает, что в мире происходят процессы самоорганизации в самых сложных системах, включая социальные, причем как движение от хаоса к порядку и возникновению новых форм, так и наоборот — к хаосу и деструктивному распаду созданного. Правовое в этом смысле ничем не отличается от прочего социального и природного — процессы синергетики объективны и всеобщи, происходят везде и всегда <4>. ——————————— <4> То, что они существуют, известно с глубокой древности, и многие мыслители — от Лао-цзы («Дао дэ цзин») до И. Пригожина, Г. Хакена и Г. Николиса — отмечали это.
Ю. Ю. Ветютнев пишет: «Казалось бы, правовая сфера менее других пригодна для использования положений синергетики. В самом деле, право по своей сути нацелено как раз на устранение элементов самоорганизации из определенной системы путем установления неких «правил игры», органически не вытекающих из ее существа. Саморегулирование заменяется регулированием «со стороны», и это на первый взгляд прекращает действие законов синергетики. Однако синергетика — не частная гипотеза, а всеобъемлющая философская парадигма, претендующая на максимальный уровень обобщения. А если так, то она не терпит исключений и должна охватывать абсолютно все системные процессы, происходящие в мире. И действительно, если вдуматься, противоречия между синергетикой и правом носят чисто внешний характер» <5>. ——————————— <5> Ветютнев Ю. Ю. Синергетика в праве // Государство и право. 2002. N 4. С. 64.
Право — это открытая, самоорганизующаяся система, ее отношения с миром природы, социальной действительностью, цивилизационной определенностью и процессом познания всего сущего носят характер функционального непрекращающегося взаимного энергетического информационного обмена. В мире есть вероятностные, «пучкообразные» или альтернативные пути развития всего социального, в том числе и права. В идеале должны избираться наиболее оптимальные пути социального развития и наилучшие варианты развития правовой жизни, что не всегда получается на деле именно. Реформаторы отягощены политическими, династическими, религиозными, личностными проблемами, возможностями преодоления социальной косности и неподготовленности населения к преобразованиям. Далеко не все подвергается управленческому воздействию и заданному ритму реформ, а реальность порой довольно далеко отстоит от идеала. В различных правовых культурах сфера правотворчества с разной степенью глубины проникает в пространство свободы индивидуального экзистенциально-этического самоопределения личности. Это обусловлено многими причинами, в том числе и тем, насколько велики самостоятельность, неподотчетность и неподопечность индивидуума, насколько нравственность и религия могут конкурировать с правом и политикой в своей нормативно-регулятивной деятельности. Ритмы развития социума обладают собственной внутренней логикой, детерминированы многочисленными разновеликими и разнонаправленными основаниями. Реформы, в том числе и правовые, происходят с разной степенью эффективности, ибо могут совпадать по модусу общего развития с социумом, могут отставать, а могут и забегать вперед. В соответствии с этим правотворчество может иметь больший или меньший эффект, использовать все или только часть возможностей, которые были отведены тому или иному социуму. В отличие от традиционных методик общественного развития, прежде всего марксистской, синергетика считает «величину» фактора не самым важным аспектом существования <6>. Традиционные методики считают, что исключительно военно-политические факторы обосновывают логику развития общества, оставляют наиболее заметный след в истории и определяют характер действующего права. Синергетика вскрывает целую череду так называемых малых причин, которые в конечном счете обусловливают характер современности <7>. ——————————— <6> В октябре 1917 г. власть в России захватила не самая многочисленная и не самая популярная на тот момент партия, но, несомненно, обладающая особой внутренней энергетикой и руководимая особо одаренными и крайне амбициозными вождями. <7> Случайная гибель предводителя арабов ар-Рахмана в битве при Пуатье; различный характер воспитания сыновей Генриха II и Алеоноры Аквитанской — Ричарда I Львиное Сердце и Иоанна I Безземельного; детство Петра I, проведенное вне стен Московского Кремля; бестолковость рецидивиста Миранды, оговорившего себя перед полицейскими из Аризоны; запрет одного из Птолемеев вывозить пергамент за пределы Египта, приведший к использованию пергамента и созданию книг современного типа; хорошее настроение Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского, которые 2 января 1492 г. после взятия Гренады заключили договор с Колумбом об открытии западного пути в Индию, и т. п.
Если появляются такие обстоятельства, что и случайные, и неслучайные факторы совпадают, а их общий вектор не противоречит вектору развития всей правовой системы и соответствует тенденциям развития соответствующей правовой культуры, то возникает ситуация прорыва, историческое время становится судьбоносным. Согласно синергетике мир буквально соткан из миллионов неконтролируемых и непрогнозируемых неопределенностей во всех сферах деятельности людей, в том числе организации политической жизни и формировании права. Являясь на первый взгляд случайными факторами, эти события вносят фактор неопределенности в социальную реальность, делают ее «свободной» от презумпции безусловного детерминизма. Это обусловливает и тот феномен, который всегда приводит в уныние властителей и политиков: общество никогда не бывает полностью подконтрольно даже самому могущественному тирану, социальные процессы никогда полностью не развиваются по разработанным сценариям, и реформы (как правовые, так и политические) не всегда проходят так, как задумывали их создатели. В той же степени невозможно полностью исключить факты асоциального или отклоняющегося поведения в любом, даже самом благополучном и процветающем обществе. Какой бы правопорядок ни был установлен в обществе, всегда остается определенное пространство для маргинального или даже противоправного поведения; сколь бы сильны ни были идеология и показное единомыслие в тоталитарном обществе, явные и тайные диссиденты всегда будут существовать. Это обусловлено не только различными социальными и личностными причинами, исторической памятью и воспитанием конкретных индивидов, но и спецификой каждой конкретной цивилизации, а также «набором» закономерных и случайных факторов развития. Невозможно игнорировать роль личности в социальных процессах, но появление этих личностей, возможность получить доступ к властному или интеллектуальному ресурсу — очень часто стечение многих случайных обстоятельств, обусловленных к тому же и индивидуальными характеристиками этой личности. Право — это сложная социокультурная система, в которой внутренние связи элементов представлены в целостности, а энергия связи их между собой значительно превышает связи с другими системами (например, с политикой, религией, моралью и т. д.). Право действительно, по крайней мере внешне, отличается особой внутренней целостностью и непротиворечивостью. При этом системообразующими для права являются две группы совершенно различных по своему характеру, но в то же время имеющих одну направленность факторов. Одна группа обусловлена положительной обратной связью со средой обитания права, возможностью черпать из этой среды новые идеи, социальные конструкции, усложнять и совершенствовать имеющиеся структуры. Одновременно это позволяет очищаться, отбрасывать ненужное, чуждое, избыточное или устаревшее. Вторая группа факторов обусловлена отрицательной обратной связью. Для нее характерна тенденция к упрощению всех структур, разрыву связей, профанации сущностных характеристик, деформации отношений, что неминуемо приводит к разбалансированности системы, нарастанию кризиса и хаосу. Эти две противоположные тенденции постоянно взаимодействуют друг с другом, их перманентная борьба не только придает им определенность, но и выступает в роли демиурга права. Каждая социально-историческая форма права обусловлена именно каждодневным отстаиванием своих позиций, приспособлением к местным обычаям и условиям бытия населения, складывающимися технологическими, социально-экономическими и духовными условиями жизни, конкретными прецедентами и духовными интенциями правоведов и законодателей. Право как система характеризуется способностью вступать в определенные отношения со своей средой как источником всех имеющихся новаций. Из окружающей социальной среды право заимствует информацию о духовных запросах людей, получает представления об их реальной жизни и питается духовными интенциями интеллектуалов. В известной степени каждый из элементов системы как развивается в рамках самой системы, так и имеет возможности для собственного развития до той степени, чтобы не нарушить общий баланс и целостность всей системы. Для разных цивилизаций характерны различные способы направленности развития: линейность, нелинейность, синусоидальность, зигзагообразность, цикличность. Синергетическое понимание действия права предусматривает выявление общих механизмов самоорганизации большого пласта социокультурных феноменов, составляющих существо правовой жизни. Бытие права происходит в определенной среде, постоянно взаимодействующей с правом и постоянно ждущей от права импульсов реагирования. Среда, окружающая право (как и само право), находится в постоянном развитии — как становлении, так разрушении, деструкции. Реально мир существует именно в состоянии постоянного движения, постоянной неустойчивости и постоянного стремления к порядку, фиксации этого порядка на каком-то из этапов своего развития. Чем сложнее система, тем больше элементов неустойчивости, тем больше альтернативных возможностей для последующей деятельности и развития этой системы. Когда развитие системы стоит перед развилкой (находится в точке бифуркации), любое внешнее воздействие может произвести эффект, усиливающийся социальным резонансом, что может как вывести систему на новый уровень самоорганизации, так и оказать деструктивное воздействие. Применение методов синергетики неизбежно потребует некоторого «расширения объекта» юридической науки, включения в него тех элементов социальной практики, которые непосредственно задействованы в механизмах управления и самоорганизации правовой жизни. Взамен же правоведы получат возможность углубить свои теоретические представления об изучаемых ими явлениях, понимание реальных, а не абстрактно-схематичных механизмов их функционирования и развития. Следует также отметить, что использование синергетических конструкций в правовой науке сможет активизировать изучение правоведами тех проблем, которые ранее находились на периферии юридических исследований либо не рассматривались вовсе. Речь идет в первую очередь о таких проблемах, как неустойчивость, случайность, пороговые, кризисные и переходные состояния в правовой жизни общества, цикличность правового развития <8>. ——————————— <8> См.: Шундиков К. В. Синергетический подход в правовой науке: проблемы адаптации // Правоведение. 2008. N 1. С. 152.
Изменения, происходящие в праве, только тогда попадают в такт с собственными тенденциями саморазвития социальной системы и ее подсистем, когда совпадают и с изменениями, происходящими в развитии общества в целом, т. е. тогда, когда обусловлены общими изменениями среды права. В идеале развитие права должно совпадать с общим развитием социума в целом. В противном случае степень энтропии будет непрерывно увеличиваться, будут возникать диссипации и дериваты, т. е. «микрохаосы» и функциональные отклонения, приводящие к диссонансу всей системы в целом. Именно поэтому первые действия системы, в которой меняется вектор развития, состоят в том, чтобы привести правовые отношения в тот порядок, который выгоден именно ей: при смене династии новый правитель издает новые законы, новый собственник приводит в порядок все документы, касающиеся наследования, права владения и управления имуществом. Цивилизации, в которых высоки ценности гражданского общества и правового государства, как правило, органично вырабатывают механизмы, позволяющие противодействовать деструктивным тенденциям, и на научной основе конструируют встречные, превентивные усилия антиэнтропийного характера, максимально используют правовые антиципации <9>. ——————————— <9> Антиципация, предвидение в праве — важнейшая составляющая многих отраслей права, позволяющая предотвратить многие эксцессы, заранее установить баланс интересов сторон.
Собственно, любая действующая система, и право в первую очередь, всегда стремится к равновесию, к устранению элементов хаоса, вторгающегося внутрь ее. Фиксированность и стабильность правовых и политических институтов, гарантирующих безопасность личности, объективно обусловливают стремление к стабильности. Правовая наука в этом смысле весьма консервативна, даже если и критикует сложившееся положение дел. Специфический каркас политических стереотипов политических культур обладает колоссальным запасом исторической стабильности и прочности, что обусловливает алгоритм «вызревания» социальных феноменов и открытия новых политических и правовых парадигм. Но далеко не всегда эта новая парадигма может открыться как в глобальных масштабах, так и в формате конкретной правовой ситуации. Здесь возможны по меньшей мере три сценария развития. Первый предполагает направленность к установлению равновесия системы, автаркии, стремление обезопасить ее от всего того, что грозит безопасности <10>. Второй предполагает стремление освоить сам механизм синергетической социодинамики, содействовать динамическому развитию социума, глубоко задействовать все возможности нормативного регулирования общества. «Одна из тонкостей синергетического анализа состоит в том, что процессы, являющиеся управленческими для одной из систем, одновременно выступают как элементы самоорганизации системы более высокого порядка. Поэтому любые управленческие связи между составляющими правовой системы (например, воздействие правосознания на правоотношения, правотворческая деятельность государственных органов и др.) есть, в сущности, частный случай самоорганизации правовой системы в целом. Чем крупнее и сложнее системный объект, тем выше в нем удельный вес самоорганизации» <11>. Следует признать, что включение крайне ограниченно не только в силу высочайшей сложности исполнения, но и потому, что у данного сценария всегда будет образовываться или внутренняя оппозиция, или «внутренняя периферия», которая будет сопротивляться (активно, открыто или пассивно, скрытно) и блокировать все позитивные интенции развития. Второй сценарий развития, таким образом, скорее теоретическая модель, нежели реальность. Третий сценарий развития — это различные степени сочетания первых двух. От того, какая тенденция преобладает, и зависит развитие общества. ——————————— <10> Цель сообществ, искусственно ограничивающих любые контакты с враждебным окружением, будь то средневековые Московия и Япония, современная Северная Корея или примитивные индейские племена, уходящие в глубь джунглей подальше от цивилизации, одна — сохранить тот порядок, который угоден именно этому сообществу, и развиваться исключительно по своим собственным внутренним установлениям. <11> Ветютнев Ю. Ю. Синергетика в праве // Государство и право. 2002. N 4. С. 69.
——————————————————————