Реализация Пакта Рериха и современность. Рецензия на книгу: Баренбойм П., Захаров А. Пакт Рериха в XXI веке
(Баев В. Г., Силин Д. В.) («Культура: управление, экономика, право», 2011, N 4)
РЕАЛИЗАЦИЯ ПАКТА РЕРИХА И СОВРЕМЕННОСТЬ. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: БАРЕНБОЙМ П., ЗАХАРОВ А. ПАКТ РЕРИХА В XXI ВЕКЕ <*>
В. Г. БАЕВ, Д. В. СИЛИН
——————————— <*> Баренбойм П., Захаров А. Пакт Рериха в XXI веке. М.: Летний сад, 2010. 160 с.
Баев В. Г., зав. кафедрой конституционного права Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, профессор, доктор юридических наук.
Силин Д. В., студент Института права ТГУ им. Г. Р. Державина.
Защита памятников архитектуры, объектов культуры, истории и искусства — одна из центральных и актуальнейших задач, стоящих перед государствами и правительствами на современном этапе их развития. Государство существует до тех пор, пока оно действует в рамках Конституции и законов, хранит лучшее из прошлого, заимствует полезное из настоящего, соблюдает право, обычаи и традиции своего многонационального народа во имя движения в будущее. Такого же мнения придерживался в начале XX в. великий русский мыслитель и художник Николай Рерих, внесший лепту в дело защиты объектов истории. В настоящее время широкие массы населения имеют весьма скудное представление о его личности и деятельности. После смерти Н. Рериха прошло более семи с половиной десятилетий: в свете новых вызовов Пакт Рериха как нормативно-правовой документ не мог не растерять своего значения и влияния на международной арене. Настоящая монография, изданная в год 75-летия со дня подписания Пакта Рериха, возродила в научных кругах дискуссию о ценности и необходимости более широкого применения указанного документа на практике. Рецензируемая книга представляет собой особый интерес еще и потому, что ее авторами являются заведующие лабораториями Института экономики переходного периода П. Баренбойм и А. Захаров, более известные научному сообществу своими исследованиями в экономико-правовой и конституционной сфере. Центральное место в представленной монографии, несомненно, занимает сам Пакт Рериха. Первые идеи о необходимости защиты памятников истории возникли у Николая Рериха в 1904 г. С началом Первой мировой войны он обращается к правительствам России, США и Франции с просьбой о защите объектов культуры, но так и не получил поддержки. В 1929 г. Николай Рерих при поддержке директора Парижского университета Георгия Шклявера подготавливает проект Пакта «О защите сокровищ культуры». В 1930 г. проект Пакта был представлен в Комитет по делам музеев Лиги наций, где получил одобрение. Ратификация Пакта «О защите учреждений, служащих целям науки и искусства, а также исторических памятников» состоялась 15 апреля 1935 г. в кабинете Франклина Д. Рузвельта в Белом доме в присутствии представителей 21 государства Америки. Считаем необходимым отметить: хотя Пакт Рериха и не стал актом международного права, тем не менее с течением времени он занял прочное и авторитетное положение в массиве международно-правовых документов. Авторы книги считают 15 апреля 1935 г. рубежом, ставшим мощным импульсом для внедрения в жизнь эстетической концепции государства, разработанной великим художником. Рерих полагал, что «…развитие культуры и искусства само по себе приведет к оздоровлению жизни государства и общества, снизит уровень политического, религиозного и межнационального противостояния, уровень насилия как внутри государств, так и в межгосударственных отношениях» <1>. П. Баренбойм и А. Захаров видят в Пакте Рериха воплощение концепции правового государства, основанного «…на примате развития и охраны культуры по отношению к другим сферам государственной деятельности» <2>. ——————————— <1> Баренбойм П., Захаров А. Пакт Рериха в XXI веке. М.: Летний сад, 2010. С. 14. <2> Там же. С. 18.
Tempora mutantur et noc mutamur in illis <3>. Реалии современного развития государственности, основанной на рыночных отношениях, вносят в эстетическую концепцию государственности конституционно-экономические элементы. Достижения в области искусства и науки укрепляют престиж государства, которое, в свою очередь, прибегает к государственной защите и поощрению науки и искусств. В XXI в. упомянутый механизм защиты должен быть закреплен в конституциях государств. Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию «демократическим федеративным правовым государством», культивируя тем самым положения «об ответственности перед будущими поколениями, обеспечении благополучия и процветания, почитании памяти предков, передаче веры в добро и справедливость» <4>. Настоящий тезис, как представляется, еще подлежит разработке в общей теории философии права. Говоря же о возможности его закрепления в Конституции РФ, важно учитывать, что примерно те же самые идеи закрепляются в ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 26, ст. ст. 38, 42, 44 и 58 Конституции РФ. ——————————— <3> Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. <4> Баренбойм П., Захаров А. Пакт Рериха в XXI веке. С. 15.
Пакт Рериха, к сожалению, не стал частью системы актов международного права ООН. Тому есть несколько причин. Первая заключалась в том, что СССР выступал противником названного документа, считая, что содержание Пакта противоречит основам законодательства Союза ССР. Вторая причина, как нам представляется, заключалась в самой ООН, стремившейся сохранить свою индивидуальность и главенствующие позиции в области охраны памятников истории, культуры и искусства. Руководствуясь таким видением политической обстановки, Знамя Мира («Паго») в тексте Гаагской Конвенции ООН «О защите ценностей в случае вооруженного конфликта» от 14 мая 1954 г. было заменено на бело-голубое знамя ООН. Положительным моментом, полагают П. Баренбойм и А. Захаров, стоит считать признание Конвенцией Пакта Рериха в части ст. 36 его текста. Если же вспомнить события не столь далекого прошлого, приходится признать, что упомянутая Конвенция не смогла защитить от разграбления солдатами США Багдадского исторического музея, спасти от попаданий снарядов вавилонские «Ворота Иштар» (Ирак) и статуи «стоящего Будды» под Кандагаром (Афганистан), взорванные талибами «по религиозным соображениям». И этот список далеко не полный. Достойно упоминания, что предмет исследования — Пакт Рериха — исследуется на межотраслевой основе, рассматривается не просто с точки зрения какой-либо отрасли права (в их числе конституционной, международной, права дипломатических отношений и т. д.), но и экономики, культурологии, истории, юриспруденции, политологии. Монография П. Баренбойма и А. Захарова включает в себя достаточно большой массив дополнительной информации по заявленной теме — начиная с предисловия, написанного директором Музея Николая Рериха в Нью-Йорке Даниэлем Энтиным, и заканчивая статьей авторов о международно-правовых мерах по реализации Пакта Рериха в XXI в. Помимо этого, монография включает и некоторые предварительные тексты статей Николая Рериха, посвященные разработке и принятию Пакта. Приведенные в книге проект и итоговый текст Пакта Рериха, тексты Конвенции «О защите ценностей в случае вооруженного конфликта» и Протоколы к ней от 14 мая 1954 г. заметно облегчают восприятие излагаемого материала книги, дают возможность каждому заинтересованному лицу провести, не отрываясь от страниц книги, правовой анализ упомянутых документов. Николай Рерих известен и как художник. Использование в монографии полноцветных репродукций его работ служит расширению эстетических знаний читателя о художнике-писателе. Справедливым является замечание авторов о том, что впервые эстетическая концепция государственности возникла не в прусско-австро-германской науке, согласно сложившемуся традиционному представлению, а в русской научной и философско-правовой школе, именно на тему этой концепции написаны отдельные работы А. И. Герцена, Николая Рериха, Н. А. Бердяева и др. Важное место в представленной работе П. Баренбойма и А. Захарова занимает попытка актуализации основ содержания Пакта Рериха, его адаптации к условиям современной действительности. Вызывает возражение поддерживаемое авторами понимание необходимости рассмотрения основ Пакта Рериха с точки зрения конституционно-экономических позиций, что вызывает искажение изначального смысла всей эстетической концепции государства. В авторском прочтении она, в конечном счете, сводится к симбиозу науки и государства, их взаимовыгодному сосуществованию, когда наука движет развитием государственности, а государство создает условия для процветания науки и искусств. Николай Рерих же говорил о преображении государства через искусство. По своей сути, материальные искусства и науки были лишь тенями божественной мудрости, и только проникновением в тайники природы человек может приблизиться к пониманию реальности, что приведет, в конечном итоге, к преобразованию государства. Преображение и преобразование — два ключевых слова концепции. Несколько лет назад Президент РФ Д. А. Медведев провозгласил курс на модернизацию страны. Считаем, что равное место в ней, наравне с введением инновационных технологий, должны занимать наука, образование и искусство. «Пакт Рериха в XXI веке» стал новой вехой в правовом и философско-юридическом анализе проблемы защиты под Знаменем Мира памятников архитектуры, объектов культуры, истории и искусства, обозначенной век назад Николаем Рерихом. Знамя Мира не заметено песками времени, оно реет над музеями имени Н. К. Рериха в России и США, многими культурно-просветительскими учреждениями, было поднято на полюсах планеты, побывало в открытом космосе. Считаем, что ряд научных публикаций и проводимых мероприятий, посвященных 75-летию со дня подписания Пакта Рериха, послужит более активному обращению теоретиков, практиков, философов-мыслителей и юристов к дальнейшим разработкам по данной проблематике.
——————————————————————
Вопрос: Может ли акционерное общество быть учредителем образовательного учреждения? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
Вопрос: Может ли акционерное общество быть учредителем образовательного учреждения?
Ответ: В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Согласно статье 7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в ее уставе и фирменном наименовании. Статья 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» устанавливает, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 11.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» устанавливает, что государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Так согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица. Указанная статья также ограничивает число лиц, которые могут выступать учредителями некоммерческой организации. А именно не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации: — иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации; — лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; — общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; — лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности; — лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов. Вместе с тем пунктом 1 статьей 11 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» установлено, что учредителем образовательного учреждения могут быть: — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования; — российские и иностранные коммерческие организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы); — российские и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные объединения и религиозные организации, а также объединения указанных юридических лиц (ассоциации и союзы); — физические лица. Согласно пункту 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием. Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Таким образом, коммерческие организации (акционерные общества) могут быть учредителями только негосударственных образовательных учреждений. А также выступать соучредителями негосударственных образовательных учреждений, так как для указанных образовательных учреждений законодательством Российской Федерации допускается совместное учредительство.
В. Г.Хромушина Консультант отдела правового обеспечения управления правового, инструктивного и аналитического обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
——————————————————————