Правовой статус обучающегося: некоторые проблемы действующего законодательства и его совершенствование

(Шугрина Е. С.) («Юридическое образование и наука», 2012, N 1)

ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБУЧАЮЩЕГОСЯ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ <*>

Е. С. ШУГРИНА

——————————— <*> Shugrina E. S. Legal status of student: certain problems of curren tlegislation and improvement thereof.

Шугрина Екатерина Сергеевна, профессор кафедры конституционного и муниципального права МГЮА им. О. Е. Кутафина, доктор юридических наук.

В статье рассматриваются отдельные аспекты правового статуса обучающихся. Автор сопоставляет нормы действующего Закона об образовании и проекта нового федерального закона.

Ключевые слова: обучающийся, образование, образовательная организация.

The article considers certain issues of legal status of students. The author compares norms of current law on education and new draft federal law.

Key words: student, education, educational organization.

Терминология. В действующем Законе РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (ред. от 03.12.2011) (далее — Закон «Об образовании») отсутствует легальное определение термина «обучающийся», не содержится указания на виды обучающихся. Поэтому на практике этот термин используется в разных значениях. Например, в Модельном образовательном кодексе для государств — участников Содружества Независимых Государств, принятом в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 Постановлением N 27-12 на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ <1>, разграничиваются обучающиеся, воспитанники и студенты. Получается, что воспитанники и студенты не являются обучающимися. ——————————— <1> Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2007. N 39 (ч. 2). С. 103 — 221.

В проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» <2> (далее — Проект) под обучающимся предлагается понимать лицо, зачисленное в установленном порядке в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и (или) заключившее в установленном порядке договор об образовании (от имени которого в установленных настоящим Федеральным законом случаях заключен договор об образовании) и осваивающее образовательную программу, либо осваивающее образовательную программу в форме семейного образования или самообразования. В проекте выделяют десять видов обучающихся (в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации): воспитанники, учащиеся, студенты (курсанты), соискатели, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажеры, слушатели, экстерны, аспиранты. ——————————— <2> Использован проект, размещенный на сайте Министерства образования Рос. Федерации. URL: http://mon. gov. ru/dok/proj/7786.

Поступление в образовательные учреждения. Согласно ст. 5 Закона «Об образовании» гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом. Данная норма не согласуется с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающей возможность ограничения основных прав человека исключительно Федеральным законом. Кроме того, обращает на себя внимание, что не все элементы права на образование, равенство получения образования гарантируются законом, и, следовательно, некоторые имеют декларативный характер. Например, требует дополнительного регулирования порядок поступления в школьные или дошкольные учреждения в зависимости от проживания — появившийся в последнее время шквал судебных решений только высвечивает эту проблему. С использованием процедуры ЕГЭ в московские вузы поступает большое количество иногородних обучающихся. Однако во многих вузах отсутствует возможность обеспечить всех нуждающихся общежитиями. В проекте эти проблемы обозначаются, но механизмы разрешения фактически отсутствуют. Так, ст. 40 проекта посвящена особенностям обеспечения местами для проживания в общежитии. Указывается, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают каждого нуждающегося в жилой площади обучающегося по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в очной форме обучения местом в общежитии, отвечающем санитарным нормам и иным требованиям, при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций в порядке, установленном локальными нормативными актами этих организаций. Иными словами, все опять отдано на откуп самим образовательным учреждениям. Вместе с тем установлена определенная гарантия для обучающихся: размер платы за пользование жилым помещением в общежитии для обучающихся за счет федерального бюджета в федеральных государственных образовательных организациях не может превышать пяти процентов размера государственной академической стипендии. Размер и порядок платы за пользование жилым помещением в общежитиях федеральных государственных образовательных организаций определяются Правительством РФ, государственных образовательных организаций субъекта РФ — органами государственной власти субъекта РФ, муниципальных образовательных организаций — органами местного самоуправления. При поступлении в государственные или муниципальные образовательные учреждения некоторые категории граждан обладают льготами. В ряде случаев количество претендентов, пользующихся льготами, превышает количество бюджетных мест. Причем такие коллизии могут возникать между поступающими, имеющими льготы в силу своего социального статуса (например, сироты, инвалиды и др.), и абитуриентами, завоевавшими данное право, победив в конкурсах, олимпиадах. Очевидно, что интересы вуза и российского государства как социального государства могут расходиться. Решение таких коллизий требует правового регулирования. Анализ текста проекта показывает, что в нем отсутствует механизм разрешения данной коллизии. Государство гарантирует гражданам получение высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов. В настоящее время действуют стандарты, предусмотренные для бакалавриата, специалитета и магистратуры. Причем в стандартах отсутствует определенная преемственность. Было бы целесообразно предусмотреть механизм, в соответствии с которым, например, поступать в магистратуру может только лицо, имеющее диплом бакалавра (специалиста) по соответствующей специальности (направлению). В противном случае идея с магистратурой девальвируется, преподаватели вынуждены давать азы профессии. Особенности правового регулирования обучения иностранных граждан. Действующее законодательство весьма пробельно регулирует вопросы, вытекающие из особенностей обучения в российских образовательных учреждениях иностранных граждан. Это касается и вопросов оплаты обучения и необходимости дополнительного обучения русскому языку, признания иностранных образовательных документов и многих других вопросов. Комплексного подхода к решению этих вопросов нет. Имеется фрагментарное правовое регулирование, например, в рамках программ поддержки соотечественников за рубежом. Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 638 (ред. от 08.09.2010) «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» весь комплекс проблем в названной сфере также не решило. В проекте есть ст. 73, в которой предусматривается, что иностранным гражданам предоставляется право поступления в образовательные организации высшего образования по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией. Статья 82 проекта призвана урегулировать целый комплекс вопросов организации получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях. Дополнительные образовательные услуги. Образовательная деятельность является лицензируемой деятельностью; органы публичной власти обеспечивают контроль и надзор за качеством образования. Однако некоторые виды образовательной деятельности оказываются вне пределов правового пространства или имеют фрагментарное правовое регулирование, например, репетиторские услуги. Причем в данном случае возникают проблемы не только с обеспечением качества образовательных услуг, но и с незаконной предпринимательской деятельностью. Законодательство в сфере образования основывается на принципе добросовестности обучающегося, вместе с тем в последние годы существенно возросло количество письменных работ, выполняемых одними лицами за деньги в интересах обучающихся. Необходимо внести соответствующие изменения, направленные на усиление ответственности педагогических и административных работников, а также самих обучающихся. Обычно перечень платных дополнительных образовательных услуг, которые может оказывать образовательное учреждение за рамками образовательных программ и государственных образовательных стандартов, включает следующее <3>: ——————————— <3> Суняева Р. Л. Права студентов, учащихся и абитуриентов. М.: Юрайт-Издат, 2007. 169 с.

а) изучение специальных дисциплин сверх часов и предусмотренной программы; б) репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения или просто с абитуриентами; в) различные курсы: — по подготовке к поступлению в данное учебное заведение; — по изучению иностранных языков и т. д. Стоимость обучения и размер платы за предоставление дополнительных образовательных услуг (в т. ч. и стоимость подготовительных курсов) устанавливаются ректором вуза. В проекте есть ст. 33, в которой регулируются отдельные особенности правового статуса лиц, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность. В проекте устанавливается, что индивидуальная педагогическая деятельность представляет собой деятельность по обучению, воспитанию и развитию обучающихся, осуществляемую физическим лицом, имеющим соответствующий образовательный ценз и квалификацию, вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Причем индивидуальная педагогическая деятельность осуществляется по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; педагогическая деятельность осуществляется без лицензии. Физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации не допускаются к педагогической деятельности, не вправе заниматься индивидуальной педагогической деятельностью. Очевидно, что в данном случае предлагается больше внимание уделять законной/незаконной предпринимательской деятельности. Указаний на формы или методы контроля за качеством собственно обучения нет. Особенности прав, обязанностей и гарантий обучающихся. Согласно Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» лицам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков (с возможностью присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам) для сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах соответственно по сорок календарных дней, на последующих курсах — соответственно по пятьдесят календарных дней; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов — четыре месяца, сдачи государственных экзаменов — один месяц. Вместе с тем на практике работодатели игнорируют указанные положения. Необходимо на федеральном уровне предусмотреть действенные механизмы гарантированности права на образование тем лицам, которые совмещают работу с учебой, а также ответственности работодателей, нарушающих образовательное законодательство. К сожалению, значительное количество прав обучающегося регулируется на локальном уровне, документами образовательного учреждения. Это, безусловно, снижает защищенность обучающегося. После принятия проекта многие вопросы получат регулирование на уровне федерального закона. В проекте предусматривается существенное увеличение объема прав и гарантий обучающихся, в т. ч. следующие меры социальной поддержки и стимулирования: 1) полное государственное обеспечение, обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; 2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; 3) обеспечение местами в общежитиях, интернатах в порядке, установленном жилищным законодательством и законодательством об образовании; 4) транспортное обеспечение в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; 5) стипендии, материальная помощь и другие денежные выплаты, предусмотренные законодательством об образовании; 6) предоставление в установленном порядке образовательного кредита. Отдельные статьи посвящены весьма подробному регулированию следующих вопросов (ст. ст. 36 — 43 проекта): пользование учебниками и учебными пособиями; стипендии и другие денежные выплаты; обеспечение питанием; обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем и другими предметами первой необходимости; обеспечение местами для проживания в общежитиях; транспортное обеспечение; охрана здоровья обучающихся; психолого-педагогическая и медико-социальная помощь обучающимся, осваивающим основные общеобразовательные программы. Таким образом, в предлагаемом проекте существенно большее внимание уделяется правовому статусу обучающихся, однако резервы для совершенствования текста по-прежнему имеются.

——————————————————————