Особенности назначения стипендий и выплаты стипендий учащимся образовательных учреждений

(Шугрина Е. С.) («Административное и муниципальное право», 2012, N 9)

ОСОБЕННОСТИ НАЗНАЧЕНИЯ СТИПЕНДИЙ И ВЫПЛАТЫ СТИПЕНДИЙ УЧАЩИМСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Е. С. ШУГРИНА

Шугрина Екатерина Сергеевна, доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Российской Федерации Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина.

В предлагаемой статье рассматриваются особенности назначения и выплаты стипендий учащимся образовательных учреждений согласно действующему законодательству и предлагаемому проекту Федерального закона об образовании. Более подробно раскрываются особенности начала и окончания выплаты, продолжительность выплаты, исследуются критерии назначения стипендиальных выплат, показываются особенности процедуры назначения и выплаты стипендии.

Ключевые слова: стипендия, бакалавры и магистры, критерии назначения стипендии, образовательное учреждение, продолжительность выплаты, проект закона об образовании, типовое положение, стипендиальное обеспечение, учащийся.

Peculiarities of granting scholarships and payment of scholarships to university students E. S. Shugrina

The given article is devoted to the peculiarities of granting scholarships and payment of scholarships to university students based on applicable laws and a draft Federal Education Law. The author describes in detail when such a scholarship is started and expired, how long the scholarship is usually paid and studies the criteria for granting of scholarships. The author also describes the general procedure of scholarship granting and payment.

Key words: scholarship, bachelors and masters, criteria for granting scholarships, university, duration of scholarship, draft education law, standard provisions, scholarship, student.

Начало, окончание выплаты, продолжительность выплаты

По общему правилу стипендии начисляются и выплачиваются ежемесячно по результатам сдачи экзаменационной сессии (т. е. решение о выплате стипендии касается одного семестра). Стипендии аспирантам и докторантам устанавливаются по результатам зачисления, ежегодной аттестации (т. е. решение касается учебного года). Дополнительные стипендии (стипендии Президента РФ, Правительства РФ, а также именные или персональные стипендии), как правило, устанавливаются на более длительный срок, который составляет 1 — 3 года. Например, государственные научные стипендии для выдающихся ученых России и государственные научные стипендии для талантливых молодых ученых России присуждаются на срок до 3 лет <1>. ——————————— <1> Постановление Правительства РФ от 9 марта 1994 г. N 193.

Назначение стипендии Президента РФ студентам очной формы обучения образовательных учреждений высшего профессионального образования и аспирантам очной формы обучения образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования и научных организаций, обучающимся по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется ежегодно, с 1 сентября, на один учебный год <2>. ——————————— <2> Указ Президента РФ от 10 января 2012 г. N 50.

Выплата стипендии осуществляется в соответствии с решением руководителя образовательного учреждения. Основанием для принятия решения служат результаты экзаменационной сессии (аттестации), сданной в установленный графиком учебного процесса срок. Выплата стипендии прекращается в случае прекращения действия основания, по которому стипендия была назначена; отчисления из университета. В ряде положений образовательных учреждений дополнительно указывается, что выплата стипендии студенту, аспиранту и докторанту прекращается с месяца, следующего за месяцем издания приказа о его отчислении. Согласно действующему Типовому положению о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов <3> (далее — Типовое положение о стипендиальном обеспечении) процедура назначения стипендий студентам, аспирантам и докторантам регулируются в порядке, утвержденном ученым советом (советом) образовательного учреждения в соответствии с его уставом и согласованном со студенческой (объединенной) профсоюзной организацией (при ее наличии) и с представителями студентов. ——————————— <3> Утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2001 г. N 487 (ред. от 23 августа 2007 г.).

Вместе с тем на практике возникают ситуации, когда вузы злоупотребляют своим правом в ущерб обучающихся. Например, на практике возникали проблемы с тем, следует ли платить студентам в первом семестре стипендию. По мнению руководства некоторых вузов студенты еще не сдавали сессию, т. е. отсутствуют формальные основания для выплаты стипендии. По-разному решается вопрос о том, следует ли платить стипендию за время нахождения студента на практике, в каникулярное время. Появилось даже несколько писем Минобрнауки РФ, в которых разъясняются отдельные вопросы назначения и выплаты стипендий <4>. Например, в письме Рособразования от 2 апреля 2010 года N 539/12-16 подчеркивается, что в период с начала учебного года до сдачи зачетов и (или) экзаменов первой текущей аттестации (т. е. до завершения первой (зимней) экзаменационной сессии) академические стипендии выплачиваются всем студентам 1 курса очной формы обучения, обучающимся за счет средств федерального бюджета. ——————————— <4> См.: письма Минобрнауки РФ от 18 декабря 2007 г. N 03-2863, от 13 июля 2011 г. N АФ-278/17; от 23 января 2002 г. N 35-55-35ин/02-07; письмо Рособразования от 2 апреля 2010 г. N 539/12-16.

Для исключения нарушения прав обучающихся представляется важным урегулировать наиболее важные вопросы, связанные с началом, окончания назначения и выплаты стипендий, ее продолжительностью, урегулировать именно на федеральном уровне, тем более, что это де-факто происходит. В качестве одного из возможных вариантов такого правового регулирования можно привести советский опыт (интересно отметить, что некоторые положения нижеприведенного фрагмента фактически используются отдельными образовательными организациями при разработке своих положений) <5>. Так, в Инструкции о порядке назначения и выплаты стипендий студентам высших учебных заведений, утвержденной Приказом Министра высшего и среднего специального образования СССР от 1 октября 1963 г. N 301, предусматривалось, что студентам первого курса высших учебных заведений стипендии в первом семестре назначаются с учетом оценок, полученных на вступительных экзаменах, и материального положения в обычном размере без 25% надбавки за получение отличных оценок на вступительных экзаменах. Во втором и последующих семестрах стипендии студентам назначаются с первого числа, следующего за экзаменационной сессией месяца. Студентам, получившим неудовлетворительные оценки и пересдавшим экзамены по этим дисциплинам после экзаменационной сессии, стипендии, как правило, не назначаются, независимо от того, какие оценки они получили. Ректору вуза предоставляется право по ходатайству стипендиальной комиссии, в виде исключения, назначать стипендию в межсессионный период студентам при изменении их материального положения и с учетом оценок предыдущей экзаменационной сессии, а также отдельным нуждающимся студентам, пересдавшим экзамены в установленном порядке. Студенты, утратившие право на получение стипендии по результатам экзаменационной сессии, не получают стипендию, начиная с первого числа следующего за окончанием экзаменационной сессии месяца. Студентам, переведенным в соответствии с приказом соответствующего министерства (ведомства) из одного вуза в другой или с одной специальности на другую в том же учебном заведении, стипендии назначаются до следующей экзаменационной сессии по результатам экзаменов, сданных по прежнему месту учебы, независимо от наличия академической задолженности, образовавшейся вследствие разницы в учебных планах. ——————————— <5> См., напр.: Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов ФГБОУ ВПО «Уральская государственная академия ветеринарной медицины».

Определенный интерес представляет и опыт, имеющийся в ряде современных вузов. Например, в Южно-Уральском государственном университете студентам, не явившимся на экзамен в период экзаменационной сессии по уважительным причинам (болезнь или иные причины, подтвержденные соответствующими документами) и которым распоряжением директора филиала продлена сессия на срок не более одного месяца следующего семестра, государственная академическая стипендия назначается на общих основаниях при условии сдачи экзаменов (зачетов) в установленные индивидуальные сроки, т. е. с 1 февраля — по результатам первого семестра и с 1 июля — по результатам второго семестра. Студентам, переведенным по их личному заявлению из другого вуза, а также с заочного отделения на очное, государственная академическая стипендия назначается по результатам первой после перевода сессии. Право на получение государственной академической стипендии сохраняется за студентами: в период производственной практики; в период их работы на предприятиях и в организациях на оплачиваемых должностях в свободное от учебы время (в том числе, во время каникул). Назначение государственной академической стипендии производится с 1 числа следующего за экзаменационной сессией месяца. В исключительных случаях по решению стипендиальной комиссии филиала стипендия может быть назначена в межсессионный период. Выплата государственной академической стипендии производится один раз в месяц. Форма выплаты стипендии — безналичное перечисление денежных средств на лицевые счета студентов. Студенты высказывают пожелания обязать образовательные учреждения включать в положения о стипендиальном положении более конкретные сроки выплаты стипендий, позволяющие обучающимся планировать свои расходы. Очевидно, что с учетом выходных, праздничных дней точно это сделать затруднительно, но было бы полезно обязать вузы более конкретно устанавливать срок выплаты — например, до 5 числа следующего месяца или на четвертой неделе каждого текущего месяца. Также студенты обращают внимание на то, что они не всегда заранее знают, когда и каким образом будут получать стипендию за летние месяцы (а в отдельных случаях задают вопросы о том, будут ли получать стипендию за каникулярное время. Такие вопросы возникают, например, после ознакомления со следующими формулировками: «Государственная академическая стипендия назначается на период с 1 сентября текущего календарного года до последнего дня месяца, в котором проводится первая промежуточная аттестация». Позитивные примеры такого правового регулирования имеются. Так, согласно Положению о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов Российского государственного социального университета <6> за период летних каникул академическая стипендия выплачивается суммарно за 2 месяца (июль — август) в сентябре. ——————————— <6> http://www. rgsu. net

Критерии назначения стипендиальных выплат

Все многообразие стипендий, выплачиваемых в настоящее время, можно условно разделить на две группы. Во-первых, стипендии, выплата которых обусловливается социальным статусом обучающегося (нуждающиеся, сироты и др.). В настоящее время перечень лиц, которым полагается этот вид выплат, достаточно четко определен действующим законодательством. Анализ положений образовательных организаций о стипендиальном обеспечении показывает, что разделы, регулирующие особенности выплаты стипендий этого вида, являются наиболее точными, подробными и наименее противоречивыми. Безусловно, на практике могут возникать проблемы с выплатами социальных стипендий (государственных социальных пособий), связанные с тем, что студент не может предоставить требуемых документов; не может предоставить их вовремя по различным объективным и субъективным причинам <7>. Для исключения таких проблем можно было бы в Типовом положении более четко прописать заявительный механизм получения социальной стипендии. ——————————— <7> См., напр.: Определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.07.2012 N 33-9932/2012.

Есть случаи, когда критериям нуждающихся полностью соответствуют студенты, обучающиеся на коммерческой основе. Например, родственники студента, который не добрал чуть-чуть баллов при поступлении, на последние средства получают образовательный кредит; фактически семья отвечает критериям малообеспеченных. Представляется целесообразным предоставить вузу право выплачивать социальную стипендию за счет внебюджетных средств, в случае, если студент соответствует установленным критериям и может это подтвердить документально. Типовым положением о стипендиальном обеспечении предусматривается, что объем бюджетных средств, направляемых образовательным учреждением на выплату государственных социальных стипендий, не может превышать 50% бюджетных средств, предназначенных для выплаты государственных академических и социальных стипендий. В некоторых вузах принимается решение о выплате социальных стипендий за счет внебюджетных средств. Имеются случаи, когда студенты, обучающиеся на бюджетных местах в рамках целевого набора, получают социальную стипендию, также выплачиваемую за счет собственных средств образовательного учреждения, поскольку четкий механизм возмещения средств на таких студентов отсутствует. Об этом более подробно будет говориться ниже. Во-вторых, стипендии, выплата которых является результатом активной учебной, научной, спортивной и иной деятельности (как правило, эти стипендии называются государственными академическими, именными, персональными и др.). Следует обратить внимание на то, что многие образовательные организации переходят на балльно-рейтинговую систему. В этом случае важно указывать в положении о соотношении баллов с традиционными оценками. Необходимость установления соотношения разных средств оценивания учащихся может быть связана и с повышением мобильности студентов, получением ими в иностранных вузах зачетных единиц «кредитов» по результатам освоения соответствующим дисциплин. Таким образом, представляется важным использование единой школы, предполагающей установление взаимосвязи «оценки-баллы-кредиты». В настоящее время перечень видов такой деятельности и подробная характеристика каждого вида содержится в Постановлении Правительства РФ от 18 ноября 2011 г. N 945 «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях профессионального образования». В Постановлении называются следующие виды деятельности учащихся: достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой и спортивной деятельности. В положения о стипендиальном обеспечении, как правило, эти критерии в том или ином виде воспроизводятся. В качестве дополнительных критериев, дающих право на получение повышенной стипендии, как правило, называются: — обучение по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики; — выполнение студентом определенных управленческих функций (староста группа, староста курса, председатель студсовета общежития и др.); — рейтинг студента (в том числе его личностные качества, которые составляют часть балльно-рейтинговой системы); — принятие учащимся мер по сохранности и приумножению материально-технической базы образовательной организации; — сдача донорской крови. В соответствии с Положением о стипендиальном обеспечении обучающихся в Санкт-Петербургском государственном университете распределение стипендиального фонда производится с учетом <8>: ——————————— <8> http://edu. spbu. ru/index. php/normativnye-akty/lokalnye-nor-mativnye-akty-spbgu

а) распределения по направлениям подготовки и специальностям студентов, обучающихся по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета; б) распределения по направлениям подготовки и специальностям студентов, проживающих в общежитиях; в) успеваемости студентов, обучающихся по различным направлениям подготовки и специальностям; г) размера стипендии, установленного законодательством РФ для каждой категории обучающихся, и др. В Положении о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки слушателей, студентов, аспирантов и докторантов Ивановского государственного энергетического университета предусматривается, что студенты, обучающиеся по специальности «Атомные электрические станции и установки», получают ежемесячную надбавку к государственной академической стипендии в размере до 50% <9>. ——————————— <9> http://ispu. ru/node/128

Согласно ст. 35 проекта Федерального закона N 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации», внесенного в Государственную Думу 3 августа 2012 г. (далее — проект Закона об образовании), критерии назначения повышенной стипендии (поощрение за успехи) должны предполагать результаты в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности. Студенты регулярно жалуются, что действующие в образовательных организациях положения не содержат четких критериев назначения повышенной стипендии. Речь идет о положениях, содержащих примерно такие фразы: размер повышенных стипендий, а также критерии их назначения устанавливаются приказом ректора. При этом текст приказа ректора содержит только информацию о назначении повышенных стипендий конкретным учащимся; указания на наличие критериев, которыми руководствовался ректор при принятии соответствующего решения, отсутствуют. В ст. 3 проекта Закона об образовании предусмотрен принцип информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций. Одним из проявлений этого принципа должна быть публичность критериев, используемых при назначении стипендий. Более подробно данный принцип раскрывается в ст. 29, где говорится о том, что образовательные организации обеспечивают открытость и доступность сведений о наличии и условиях предоставления обучающимся стипендий, мер социальной поддержки. Отрадно констатировать, что есть положения, в которых эти критерии уже являются довольно прозрачными. Согласно Положению о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов Российского государственного социального университета размер академической стипендии устанавливается студенту, исходя из исчисления среднего рейтингового показателя его успеваемости <10>. Этот показатель определяется посредством деления суммы рейтинговых баллов по каждой дисциплине, полученных в течение семестра, и рейтинговых баллов по каждой дисциплине, полученных по итогам сдачи дисциплин в сессию, на общее количество изученных за семестр дисциплин. Базовый размер стипендии, установленный действующим законодательством РФ, умножается (в зависимости от возможностей соответствующего стипендиального фонда) на ту или иную величину условного коэффициента. Результат умножения составляет сумму академической стипендии, подлежащую выплате в установленном порядке. ——————————— <10> http://www. rgsu. net

В разных вузах по-разному формируются показатели наличия достижений в учебе. В некоторых образовательных организациях учитывают только экзамены и зачеты по основным дисциплинам, полученным во время сессии. В этом случае оказываются неучтенными результаты прохождения практики, курсовых работ. Определенные нарекания вызывают различия в вопросе о том, следует ли учитывать результаты освоения дисциплин по выбору, факультативов. С одной стороны, эти дисциплины являются не обязательными и формально не входят в обязательную часть программы. Но с другой — если студент записался на соответствующую дисциплину, взял на себя определенные обязательства по изучению предмета, то и эти показатели должны учитываться при решении вопроса о назначении стипендии. Представляется возможным установить такой критерий: если соответствующая дисциплина по выбору, факультатив предусмотрен учебным планом образовательного учреждения, то данную дисциплину следует учитывает при определении общих показателей учебных достижений. Если факультатив или иная дисциплина по выбору учебным планом не предусмотрена, организуется партнерской организацией и завершается получением дополнительного документа (удостоверения, сертификата, характеристики, справки о прохождении курса и др.), то такую учебную дисциплину, конечно, не следует учитывать. Есть примеры, когда студенты считают несправедливым получение повышенной стипендии по номинации, которую проще получить в силу того, что проще представить доказательства достижения определенных результатов. С этой точки зрения среди студентов бытует мнение, что одними из самых легко подтверждаемых результатов являются достижения в общественно-политической сфере. Однако есть примеры положений, которые решают и эту проблему. Такой опыт целесообразно распространить и на иные образовательные организации. Например, в Положении о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов, интернов, ординаторов, аспирантов и докторантов Челябинской государственной медицинской академии Минздравсоцразвития России не только перечислены критерии, но и обозначен удельный вес каждого критерия (по каждому критерию введено определенное количество баллов, которые должны суммироваться при соответствующих подсчетах). Установлено следующее соотношение групп критериев <11>: ——————————— <11> http://www. chelsma. ru/nodes/7281

— 20% общего объема увеличения стипендиального фонда направляется на выплату повышенной государственной академической стипендии за достижения студента в учебной деятельности; — 60% общего объема увеличения стипендиального фонда направляется на выплату повышенной государственной академической стипендии за достижения студента в научно-исследовательской деятельности; — 10% общего объема увеличения стипендиального фонда направляется на выплату повышенной государственной академической стипендии за достижения студента в общественной деятельности; — 5% общего объема увеличения стипендиального фонда направляется на выплату повышенной государственной академической стипендии за достижения студента в культурно-творческой деятельности; — 5% общего объема увеличения стипендиального фонда направляется на выплату повышенной государственной академической стипендии за достижения студента в спортивной деятельности. Положением о назначении повышенных академических стипендий студентам Челябинского государственного университета устанавливается, что при назначении повышенных стипендий количество стипендиатов за достижения по различным видам деятельности определяется в следующем порядке <12>: ——————————— <12> http://www. csu. ru/main. asp? method=GetPage&p;=1719&redir;=1270

— 30% — за научно-исследовательскую деятельность; — 20% — за учебную деятельность; — 20% — за общественную деятельность; — 15% — за культурно-творческую деятельность; — 15% — за спортивную деятельность. В этом Положении также довольно подробно раскрывается, какими документами можно подтвердить получение соответствующих достижений. Представляется целесообразным регулирование критериев выплаты повышенной стипендии не только для студентов, но и иных категорий обучающихся (в том числе магистров, аспирантов и др.). По мнению студентов, проблемы не в назначении стипендии и ее выплате, а в том, что она не выполняет своей стимулирующей функции. И это от того, что четко не прописаны критерии повышения стипендии, а если и прописаны, то не всегда адекватно применяются. В результате благодарности от руководства ложатся мертвым грузом в деле и никак не работают на студента.

Особенности процедуры назначения и выплаты стипендии

В Типовом положении о стипендиальном обеспечении содержится довольно большое количество процессуальных норм, которые достаточно добросовестно воспроизводятся образовательными учреждениями в собственных положениях. Типовым положением делегируется возможность распределения стипендиального фонда самим образовательным организациям: распределение стипендиального фонда и процедура назначения стипендий студентам, аспирантам и докторантам регулируются в порядке, утвержденном ученым советом (советом) образовательного учреждения в соответствии с его уставом и согласованном со студенческой (объединенной) профсоюзной организацией (при ее наличии) и с представителями студентов; назначение государственной академической стипендии производится приказом руководителя образовательного учреждения по представлению стипендиальной комиссии. В состав стипендиальной комиссии могут включаться представители студенческого профсоюзного комитета, представители студентов. Существующими положениями более или менее подробно регулируется процедура назначения стипендий. Вместе с тем представляется важным в каждом положении устанавливать единые правила назначения и выплаты стипендии: — при переводе студента с договорной (коммерческой основы) на бюджетную; — при переводе студента с другого факультета, специальности или образовательной организации; — при уходе студента в академический отпуск и выходе из него; — когда стипендия назначается и когда выплачивается; — когда выплата стипендии прекращается или приостанавливается; возможность принятия такого решения в течение семестра, а не только по результатам экзаменационной сессии; — когда выплачивается стипендия учащемуся за время нахождения студента на практике и на каникулах; — запрет на понижение академической стипендии; — запрет на понижение академической стипендии в связи с привлечением студента к дисциплинарной ответственности, но возможность снятия или уменьшения надбавки. Следует приветствовать практику ряда образовательных организаций, которые принимают отдельные положения о стипендиальном обеспечении, о стипендиальных комиссиях; вместе с тем данные нормы могут быть и составной частью единого положения, принимаемого в рамках образовательного учреждения. Анализ положений о стипендиальном обеспечении показывает, что в большинстве есть нормы, указывающие на состав стипендиальной комиссии, включения в нее представителей студенческого самоуправления. Представляется важным обратить внимание образовательных организаций на то, что процедура выплаты стипендий (в том числе состав стипендиальной комиссии, критерии назначения стипендии, продолжительность ее выплаты и другие существенные характеристики) отличаются для студентов (в том числе бакалавров, специалистов), магистров, аспирантов и докторантов. Так, аспиранты уже фактически не связаны со студенческими группами; в состав стипендиальных комиссий необходимо включать представителей отдела аспирантуры, профильных кафедр.

Библиографический список

1. Абалдуев В. А., Глушко Е. К., Дащинская З. П. и др. Комментарий к Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (постатейный) / Под ред. А. Н. Козырина // СПС «КонсультантПлюс». 2. Ласкина Н. В. Комментарий к Федеральному закону от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 3. Нарутто С. В. О некоторых проблемах законодательства об образовании и его систематизации // Юридическое образование и наука. 2012. N 2. 4. Шугрина Е. С., Нарутто С. В. Особенности управления системой образования в правоприменительной деятельности // Административное и муниципальное право. 2012. N 6. 5. Шугрина Е. С. Правовой статус обучающегося: некоторые проблемы действующего законодательства и его совершенствование // Юридическое образование и наука. 2012. N 1.

References (transliteration)

1. Abalduev V. A., Glushko E. K., Dashchinskaya Z. P. i drugie. Kommentariy k Federal’nomu zakonu «O vysshem i poslevuzovskom professional’nom obrazovanii» (postateynyy) / Pod red. A. N. Kozyrina // SPS «Konsul’tantPlyus». 2. Laskina N. V. Kommentariy k Federal’nomu zakonu ot 22 avgusta 1996 g. N 125-FZ «O vysshem i poslevuzovskom professional’nom obrazovanii» (postateynyy) // SPS «Konsul’tantPlyus». 3. Narutto S. V. O nekotorykh problemakh zakonodatel’stva ob obrazovanii i ego sistematizatsii // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2012. N 2. 4. Shugrina E. S., Narutto S. V. Osobennosti upravleniya sistemoy obrazovaniya v pravoprimenitel’noy deyatel’nosti // Administrativnoe i munitsipal’noe pravo. 2012. N 6. 5. Shugrina E. S. Pravovoy status obuchayushchegosya: nekotorye problemy deystvuyushchego zakonodatel’stva i ego sovershenstvovanie // Yuridicheskoe obrazovanie i nauka. 2012. N 1.

——————————————————————