Кто несёт ответственность за разбитый товар в магазине?

Иногда возникают ситуации, когда обычный поход в супермаркет способен испортить настроение на всю неделю. Причина – случайно разбитый товар. Хорошо если это просто бутылка пива или тарелка, а если дорогостоящий коньяк или набор хрустальной посуды! Звон стекла привлечёт внимание всех сотрудников магазина, которые будут требовать с посетителя немедленного возмещения товара. Обязан ли покупатель оплачивать разбитый товар в магазине? Ответит на данный вопрос действующее законодательство.

Кто оплатит разбитый товар?

Статья 211 Гражданского Кодекса РФ гласит: «Риск непреднамеренной порчи имущества несёт его владелец, если иное не предусматривается соглашением или действующим законодательством». А в соответствии со статьёй 459 ГК: «Риски переключаются на потребителя с того момента, когда продавца можно считать выполнившим свои обязанности по передаче товара потребителю».

Может сложиться ошибочное мнение, что можно прийти в магазин, разбить товар и остаться безнаказанным. Но этого не позволит статья 1064 ГК России. Она гласит: «Вред, нанесённый имуществу юридических лиц, подлежит компенсации в полном объёме лицом, нанёсшим этот вред».

Потребитель может освободиться от ответственности за неприобретённый товар лишь тогда, когда докажет свою невиновность.

«Обратите внимание!» Ответственность за баловство детей (нанесение ими ущерба) будет возложена на их родителей.

Когда потребитель обязан уплатить за разбитый товар

Разбитый товар возмещается покупателем в таких случаях:

  • когда товар находился в руках;
  • если потребитель пребывал в состоянии алкогольного опьянения;
  • порча имущества произошла вследствие драки в магазине;
  • преднамеренное разбитие товаров.

Если с покупателем произошёл один из перечисленных случаев, то ему придётся возместить испорченное имущество. На кассе ему обязаны выбить чек на вынужденную покупку, после чего он становится полноправным собственником разбитого товара. Кстати, потребитель имеет право забрать остатки того, что осталось целым. К примеру, в упавшем наборе посуды могли уцелеть несколько чашек. Мелочь, а приятно.

Когда возмещать порчу товара не нужно

Потребитель не обязан платить за испорченный товар в таких случаях:

  • когда проходы в супермаркете слишком узкие, не отвечающие нормам – показатель ширины не должен быть меньше 1,4 метра;
  • когда проход был заставлен «горой» ящиков с товаром;
  • если товары были расположены на витринах неустойчиво, например, пирамида из бутылок, и после взятия одной вся конструкция рухнула;
  • когда в торговом зале были мокрые полы и порча товаров произошла в результате падения;
  • покупка разбилась на кассовой ленте, потребитель не держал её в руках.

При возникновении перечисленных ситуаций супермаркет не вправе требовать с покупателя компенсации ущерба. Вся вина возлагается на плечи исключительно магазина.

Администратор требует оплаты: что делать?

Если администратор супермаркета вынуждает заплатить за порчу товара, который был разбит не по вине покупателя, то нужно потребовать у него книгу жалоб. Кроме того надо затребовать составления акта о разбитии товара, где покупатель указывает причину происшествия.

Затем потребителю необходимо будет отыскать двух свидетелей и предупредить администратора, что он будет просить возмещения ущерба в судебных органах. Как показывает многолетняя практика, в 98% случаев магазины не желают привлекать к своему бренду лишнего внимания со стороны контролирующих органов.