О проектах планировки и межевания территорий, предусматривающих размещение линейных объектов
(Семенченко Е. А.) («Юрист», 2012, N 15)
О ПРОЕКТАХ ПЛАНИРОВКИ И МЕЖЕВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ РАЗМЕЩЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ
Е. А. СЕМЕНЧЕНКО
Семенченко Екатерина Александровна, начальник отдела градостроительных исследований и методического обеспечения ООО «Институт территориального планирования «Град».
Проекты планировки и межевания территорий, предусматривающих размещение линейных объектов, имеют значение для возведения недвижимости в России, таким образом, предмет научно-практического исследования представляется актуальным. Автором проанализирован комплекс норм в сфере подготовки размещения линейных объектов, что имеет значение для организации градостроительного проектирования. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в правоприменительной практике.
Ключевые слова: линейные объекты, межевание территорий, планировка, Градостроительный кодекс.
About the projects of planning and surveying of lands providing placement of linear objects E. A. Semenchenko
Projects of planning and surveying of lands providing placement of linear objects are relevant for real estate construction in Russia therefore the object of scientific and practical research seems to be topical. The author has analysed a set of rules in the field of preparation of linear object placement which is important for organizing an urban designing. The conclusions made in the article may be used in law-application practice.
Key words: linear objects, surveying of lands (territories), planning, Urban Planning Code.
Одним из мероприятий, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 15 июня 2010 г. N 982-р, стала отмена требования о подготовке градостроительного плана земельного участка в отношении земельных участков при размещении линейных объектов. Осуществление проектирования при отсутствии разрешительной документации, определяющей условия размещения объекта, могло привести к значительным негативным последствиям, поэтому документом, заменившим градостроительный план земельного участка, стал проект планировки и межевания, предусматривающий размещение линейного объекта (далее по тексту при употреблении понятия «проект планировки и межевания, предусматривающий размещение линейного объекта» имеется в виду проект, предусматривающий размещение как одного, так и нескольких линейных объектов). Некоторые аспекты, касающиеся порядка и условий разработки и представления проектов планировки и межевания территории, предусматривающих размещение линейного объекта, были опубликованы в блоге на сайте Института территориального планирования «Град» <1>, настоящая статья является логическим продолжением данной публикации. Основная цель статьи — с учетом преемственности положений градостроительной документации рассмотреть требования к видам, составу, содержанию и порядку подготовки проектов планировки и межевания территории, предусматривающих размещение линейных объектов. ——————————— <1> Семенченко Е. А. О проектах планировки и межевания территории, предусматривающих размещение линейных объектов // Официальный сайт ООО «ИТП «Град». URL: http://itpgrad. ru/node/349.
ПРОЕКТЫ ПЛАНИРОВКИ И МЕЖЕВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ, ВИДЫ И ТРЕБОВАНИЯ
ГрадК РФ в статьях, регламентирующих состав и содержание проекта планировки и проекта межевания, устанавливает единые требования к документации по планировке территории вне зависимости от ее вида. В письме Минэкономразвития России от 20 июня 2011 г. N Д23-2609 по вопросу о порядке подготовки и согласования документации по планировке территории, в частности проекта планировки территории и проекта межевания территории, с целью получения разрешения на строительство линейных объектов; о составе проекта планировки территории и проекта межевания территории указано: «Особый порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории в отношении линейных объектов градостроительным законодательством не установлен. По вопросу о составе проекта планировки территории и проекта межевания территории сообщаем, что содержание данных документов установлено ст. 42, 43 Градостроительного кодекса. Дополнительно сообщаем, что, по мнению Минэкономразвития России, действующая редакция Градостроительного кодекса не учитывает особый порядок размещения линейных объектов и составлена для целей размещения площадных объектов». Представляется, что состав правовых актов федерального уровня, регламентирующих состав и содержание документации по планировке территории, может быть дополнен следующими актами: — Постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 г. N 150 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» (далее — Постановление N 150), действует в части, не противоречащей ГрадК РФ; — РДС 30-201-98. Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, принят Постановлением Госстроя РФ от 6 апреля 1998 г. N 18-30 (далее — Постановление N 18-30), действует в части, не противоречащей ГрадК РФ. Кроме того, ГрадК РФ предусматривает некоторые особенности состава проектов планировки территорий, разрабатываемых на основании документов территориального планирования: — состав и содержание проектов планировки территорий, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования Российской Федерации, устанавливаются ГрадК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 7 ст. 42 ГрадК РФ); — состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются ГрадК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ч. 8 ст. 42 ГрадК РФ). Иными словами, нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации не могут изменять состав и содержание проектов планировки территории, установленные ГрадК РФ, но могут дополнять его в части: — характеристик планируемого развития территории основной части проекта планировки территории; — материалов по обоснованию в графической форме и пояснительной записки проекта планировки территории. Анализ положений ст. 45 и 46 ГрадК РФ, регламентирующих порядок подготовки документации по планировке территории, позволяет, в зависимости от значения линейного объекта и вида административно-территориального образования, выделить виды документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов: — проект планировки и межевания, предусматривающий размещение линейного объекта федерального значения; — проект планировки и межевания, предусматривающий размещение линейного объекта регионального значения; — проект планировки и межевания, предусматривающий размещение линейного объекта местного значения муниципального района; — проект планировки и межевания, предусматривающий размещение линейного объекта местного значения городского округа или поселения; — проект планировки и межевания, предусматривающий размещение линейного объекта. Наиболее важными в рамках настоящего исследования представляются первые четыре, поскольку согласно ГрадК РФ обеспечение подготовки проектов планировки и межевания, предусматривающих размещение линейных объектов, является обязанностью соответствующих органов и прямо предусмотрено ГрадК РФ. Возможность разработки проекта планировки и межевания, предусматривающего размещение линейного объекта местного значения городского округа или поселения, прямо не предусмотрена ГрадК РФ и следует из общей нормы ч. 5 ст. 45 ГрадК РФ, не запрещающей подготовку таких проектов. Таким образом, лицу, заинтересованному в принятии решения о подготовке проекта планировки и межевания, предусматривающего размещение линейного объекта, до момента обращения с предложением о его подготовке в первую очередь следует определить уровень (значение) такого линейного объекта и, соответственно, уполномоченный орган, ответственный за принятие такого решения. При определении уровня линейного объекта следует учитывать перечни объектов федерального, регионального и местного значения, определяемые соответственно Правительством или Президентом Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации (пп. 18 — 20 ст. 1 ГрадК РФ). Перечень объектов федерального значения, в том числе линейных, утвержден распоряжением Правительства РФ от 9 февраля 2012 г. N 162-р «Об утверждении Перечней видов объектов федерального значения, подлежащих отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации». Перечень линейных объектов федерального значения указан в табл. 1. Примерный перечень объектов регионального и местного значения указан в табл. 2 и 3.
Таблица 1
Перечень линейных объектов федерального значения
N Линейные объекты Примечание п/п
СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РФ В ОБЛАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
1 Железнодорожные пути общего пользования
2 Железнодорожные пути необщего пользования В случае если такие объекты предусматриваются инвестиционными программами субъектов естественных монополий
3 Внутренние водные пути и их инфраструктура
4 Автомобильные дороги федерального значения
5 Магистральные трубопроводы для транспортировки жидких и газообразных углеводородов
6 Сети газораспределения, предназначенные для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля и сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля
СХЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РФ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ
1 Линии электропередачи, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 220 кВ и выше
2 Электрические станции, установленная генерирующая мощность которых составляет 100 МВт и выше, и линии электропередачи (кабельные и воздушные), проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 кВ и выше, обеспечивающие выдачу мощности указанных станций
3 Линии электропередачи, пересекающие границу Российской Федерации, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 кВ и выше
4 Линии электропередачи и подстанции, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 кВ и выше, обеспечивающие соединение и параллельную работу энергетических систем различных субъектов Российской Федерации и необходимые для обеспечения выдачи мощности новыми электростанциями, мощность которых превышает 500 МВт
5 Линии электропередачи, проектный номинальный класс напряжения которых составляет 110 кВ и вывод из работы которых приводит к технологическим ограничениям перетока электрической энергии (мощности) по сетям более высокого класса напряжения
Таблица 2
Перечень линейных объектов регионального значения
N Вопросы регионального значения Линейные объекты п/п
1 Дорожная деятельность в отношении Автомобильные дороги автомобильных дорог регионального или регионального или межмуниципального значения межмуниципального значения
Автодорожные тоннели, мосты и путепроводы, расположенные на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения
2 Организация и осуществление Линии электропередачи 500, 220 межмуниципальных инвестиционных и 110 кВ проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие Магистральные газопроводы социальной и инженерной высокого давления (МГВД) инфраструктуры муниципальных образований
Таблица 3
Перечень линейных объектов местного значения
N Вопросы местного значения Объекты местного значения Муниципальное п/п образование
Линейные объекты МР ГО Поселение
1 Организация Линии электропередачи (ЛЭП): электроснабжения 110 кВ + + +
35 кВ + + +
10 кВ +
2 Организация газоснабжения Газопроводы высокого давления + +
Газопроводы среднего давления +
3 Организация теплоснабжения Магистральные сети + + теплоснабжения
4 Организация водоснабжения Магистральные сети + + водоснабжения
5 Организация водоотведения Магистральные сети + + водоотведения
6 Организация связи Линии связи + +
7 Дорожная деятельность в Автомобильные дороги местного + + + отношении автомобильных значения дорог местного значения, Автодорожные мосты и включая создание и путепроводы обеспечение АвтодорожныЕ тоннели функционирования парковок Пешеходные мосты/переходы в (парковочных мест) разных уровнях с проезжей частью
Основанием размещения линейного объекта в соответствии с законодательством является: 1) при наличии утвержденных в соответствии с требованиями ГрадК РФ документов территориального планирования: — утвержденная схема территориального планирования Российской Федерации (для линейного объекта федерального значения); — утвержденная схема территориального планирования субъекта Российской Федерации (для линейного объекта регионального значения); — утвержденная схема территориального планирования муниципального района (для линейного объекта местного значения муниципального района); — утвержденный генеральный план городского округа (поселения) (для линейного объекта местного значения городского округа (поселения)); — программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционные программы субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, принятые после утверждения документов территориального планирования и предусматривающие создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, подлежащих отображению в документах территориального планирования (в течение 5 месяцев с даты утверждения таких программ и принятия таких решений) (ч. 7 ст. 26 ГрадК РФ); 2) при отсутствии утвержденных в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ документов территориального планирования: — до 1 января 2013 г. утвержденные в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу ФЗ N 41-ФЗ) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (ч. 13 ст. 11 ФЗ N 41-ФЗ); — до 1 января 2013 г. утвержденные границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, государственный или муниципальный контракт на подготовку проекта которых был заключен до дня вступления в силу ФЗ N 41-ФЗ (ч. 12 ст. 11 ФЗ N 41-ФЗ); — долгосрочная (федеральная) целевая программа, предусматривающая создание объекта капитального строительства федерального значения (для линейных объектов федерального значения) (п. 3 Положения о подготовке документации, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2011 г. N 77 «О порядке подготовки документации по планировке территории, осуществляемой по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти» (далее — Постановление N 77)); — решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объект капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенный в долгосрочную (федеральную) целевую программу (для линейных объектов федерального значения) (п. 3 Постановления N 77). Важно отметить, что с 31 декабря 2012 г. не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий и градостроительных планов земельных участков по заявлениям физических или юридических лиц, а также случая, предусмотренного ч. 6 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ (ч. 6 ст. 45 ГрадК РФ). Определение уровня линейного объекта и оснований его размещения имеет важное значение для подготовки документации по планировке территории. Во-первых, значение линейного объекта влияет на порядок разработки проекта планировки и межевания, например на наличие или отсутствие этапа согласования или публичных слушаний по проекту. Во-вторых, отсутствие вышеуказанных оснований размещения может стать основанием ДЛЯ отказа в принятии решения о разработке проекта планировки и межевания, предусматривающего размещение линейного объекта. Так, в соответствии с пп. «а» п. 9 Постановления N 77 основанием для принятия решения об отказе в подготовке документации по планировке территории является отсутствие «оснований» для подготовки документации по планировке территории. В-третьих, определение значения линейного объекта может повлиять на количество линейных объектов, планируемых к размещению в одном проекте планировки и межевания территории. В отличие от совместной подготовки документов территориального планирования (ст. 27 ГрадК РФ), законодательством не предусмотрен механизм совместной подготовки проектов планировки и межевания территории. Согласно ч. 2 — 5 ст. 45 ГрадК РФ: — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов федерального значения; — органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов регионального значения; — органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения; — органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки. Таким образом, один проект планировки и межевания территории может предусматривать размещение нескольких линейных объектов только в случае, если такие объекты являются объектами одного уровня — федерального, регионального или муниципального. В случае если линейный объект, в соответствии с утвержденными перечнями, является объектом соответствующего значения и при этом его размещение не предусмотрено в вышеуказанных документах, являющихся основаниями для размещения соответствующего объекта, лицу, заинтересованному в принятии решения о подготовке документации по планировке территории, следует обратиться в уполномоченный орган с предложением о внесении изменений в документ территориального планирования в части размещения данного линейного объекта. Так, исключается риск отказа в принятии решения о подготовке документации по планировке территории или ее последующего неутверждения по причине отсутствия соответствующей информации в документах территориального планирования. После определения значения линейного объекта заинтересованному лицу следует обратиться в уполномоченный орган с предложением о подготовке проекта планировки и межевания, предусматривающего размещение линейного объекта.
ЗАДАНИЕ НА ПОДГОТОВКУ ПРОЕКТА ПЛАНИРОВКИ И МЕЖЕВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО РАЗМЕЩЕНИЕ ЛИНЕЙНОГО ОБЪЕКТА
Согласно ч. 8 ст. 45 ГрадК РФ подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств. Однако порядок реализации данной возможности физическими и юридическими лицами ГрадК РФ не установлен. Положения, регламентирующие порядок направления предложений о подготовке документации по планировке территории физическими или юридическими лицами за счет их средств, могут быть установлены принятыми в соответствии с ГрадК РФ нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о порядке подготовки документации по планировке территории (ч. 18 — 20 ст. 45 ГрадК РФ). Таким образом, лицу, заинтересованному в подготовке проекта планировки и межевания, предусматривающего размещение линейного объекта, необходимо изучить положения вышеуказанных актов на территории и оформить свои предложения в соответствии с их требованиями. Так, п. 5 Постановления N 77 предусмотрено, что «инициатор направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения о подготовке документации по планировке территории, предложение о подготовке документации по планировке территории вместе с проектом задания на подготовку документации по планировке территории». Согласно п. 3 Постановления N 77 Минрегиону России поручено утвердить акт, определяющий состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования Российской Федерации, а также требования к составлению задания на подготовку документации по планировке территории и к исходным данным, необходимым для подготовки такой документации. В соответствии с п. 6 Постановления N 77 задание на подготовку документации по планировке территории разрабатывается в соответствии с утверждаемыми Минрегионом России требованиями к составлению задания на подготовку документации по планировке территории и к исходным данным, необходимым для подготовки такой документации (в настоящий момент не утверждены). В письме Минэкономразвития России от 20 июня 2011 г. N Д23-2609 по вопросу составления задания на подготовку документации по планировке территории указано, что «задание на подготовку документации по планировке территории регионального и муниципального уровней осуществляется аналогичным образом с учетом норм ст. 45 Градостроительного кодекса». Таким образом, исполнительным органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления фактически рекомендовано устанавливать своими актами требования к составлению задания на подготовку документации по планировке территории и к исходным данным, необходимым для подготовки такой документации. С учетом существующих требований к составу, содержанию и порядку подготовки документации по планировке территории в задание на подготовку проекта планировки и межевания, предусматривающего размещение линейного объекта, целесообразно включать следующие основные сведения: — вид документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания); — основание для разработки проекта (решение уполномоченного органа о подготовке документации по планировке, в том числе принятое по инициативе заинтересованных лиц); — источник финансирования работ (бюджетные средства или средства заинтересованных лиц); — наименование заказчика и разработчика; — нормативно-правовая база разработки проекта (нормативные правовые акты, устанавливающие требования к составу, содержанию и порядку подготовки проекта); — описание проектируемой территории с указанием ее наименования и ее характеристик (территория проектирования, вид планируемого к размещению линейного объекта, месторасположение начального и конечного пунктов планируемого к размещению линейного объекта); — цель разработки и задачи проекта; — состав проекта (состав проекта рекомендуется дополнять разработкой проекта зоны с особыми условиями использования территорий планируемого к размещению линейного объекта); — состав, исполнители, сроки и порядок представления исходной информации; — основные требования к содержанию и форме представляемых материалов по этапам разработки проекта, последовательность и сроки выполнения работы (рекомендуется представлять в электронном виде для целей размещения в ИСОГД); — порядок согласования, обсуждения и утверждения проекта (предусматриваются проверка, согласование или публичные слушания). Отдельным приложением в состав задания на подготовку проекта планировки и межевания, предусматривающего размещение линейного объекта, рекомендуется включать: 1) технико-экономические характеристики планируемого к размещению линейного объекта, предоставляемые заказчиком: — ориентировочные параметры планируемого к размещению линейного объекта: — трубопровод (транспортируемая среда, ориентировочный диаметр, способ прокладки, наличие сероводорода); — линия электропередачи (напряжение, способ прокладки); — автомобильная дорога (тип дорожной одежды); — линия связи (способ прокладки); — категория планируемого к размещению линейного объекта; — протяженность планируемого к размещению линейного объекта; — проектная мощность планируемого к размещению линейного объекта; — пропускная способность планируемого к размещению линейного объекта (для автомобильных и железных дорог); — грузонапряженность планируемого к размещению линейного объекта (для автомобильных и железных дорог); — интенсивность движения планируемого к размещению линейного объекта (для автомобильных и железных дорог); — сведения об основных технологических операциях планируемого к размещению линейного объекта в зависимости от его назначения; — основные параметры продольного профиля и полосы отвода планируемого к размещению линейного объекта; 2) ориентировочный маршрут прохождения трассы планируемого к размещению линейного объекта, предоставляемый заказчиком; 3) перечень основной исходной информации, предоставляемой заказчиком (прилагается). Получив или разработав задание на подготовку проекта планировки и межевания, предусматривающего размещение линейного объекта, располагая сведениями об основной исходной информации, необходимой для разработки проекта, заказчик может приступать к организации процесса разработки проекта планировки и межевания, предусматривающего размещение линейного объекта.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ СОСТАВА И СОДЕРЖАНИЯ ПРОЕКТА ПЛАНИРОВКИ И МЕЖЕВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО РАЗМЕЩЕНИЕ ЛИНЕЙНОГО ОБЪЕКТА
Целью проекта планировки и межевания территории, предусматривающего размещение линейного объекта, является обеспечение процесса архитектурно-строительного проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию планируемого к размещению линейного объекта. Основными задачами проекта с учетом требований к составу, содержанию и порядку подготовки документации по планировке территории, установленных ГрадК РФ, являются: — определение в соответствии с документами территориального планирования или в случаях, предусмотренных законодательством, иными документами, зоны планируемого размещения линейного объекта; — определение границ формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическому или юридическому лицу для строительства планируемого к размещению линейного объекта; — определение границ земельных участков, предназначенных для размещения линейного объекта федерального/регионального/местного значения; — обеспечение публичности и открытости градостроительных решений; — разработка проекта зоны с особыми условиями использования территории планируемого к размещению линейного объекта; — создание информационного ресурса ИСОГД в виде базы пространственных и иных данных об объектах градостроительной деятельности. Состав и содержание проекта планировки и межевания, предусматривающего размещение линейного объекта, как было отмечено выше, должны соответствовать общим требованиям ст. 42, 43 ГрадК РФ. При этом можно выделить некоторые особенности, которые следует учесть при подготовке проекта. В положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории основной части проекта планировки рекомендуется включать: — сведения об основных положениях документа территориального планирования, предусматривающего размещение линейного объекта; — технико-экономические характеристики планируемого к размещению линейного объекта; — характеристики планируемого развития территории, включая: — плотность и параметры застройки; — предложения по установлению публичных сервитутов; — территории общего пользования; — меры по защите территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и мероприятия по гражданской обороне. В связи с отсутствием в государственном кадастре недвижимости полных сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий на схеме границ зон с особыми условиями использования территорий материалов по обоснованию проекта рекомендуется отображать: — утвержденные в установленном порядке границы зон с особыми условиями использования территорий; — нормативные границы зон с особыми условиями использования территорий, отображаемые на основании требований законодательства и нормативно-технических документов и правил. Для достижения цели проектирования в состав материалов по обоснованию рекомендуется включать ориентировочный план трассы линейного объекта, подготовленный с учетом требований к составу и содержанию разделов проектной документации линейного объекта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87. В состав пояснительной записки материалов по обоснованию рекомендуется включать: — обоснование параметров планируемого к размещению линейного объекта (формируется на основании технико-экономических характеристик объекта, предоставленных заказчиком); — ведомость пересечений трассы линейного объекта с естественными и искусственными препятствиями, ведомость пересечения объекта с автомобильными и железными дорогами и сетями инженерно-технического обеспечения; — ведомость земельных участков разных форм собственности и мероприятия по обходу участков или предложения по выкупу (аренде данных участков) по трассе линейного объекта; — ведомость земель различных категорий по трассе линейного объекта и мероприятия по переводу земель из одной категории в другую (при необходимости); — сведения об инженерных коммуникациях, попадающих в зону строительства. Требован ия к содержанию проекта зоны с особыми условиями использования территории планируемого к размещению линейного объекта определяются в соответствии с законодательством в зависимости от вида планируемого к размещению линейного объекта. Подготовку чертежа межевания необходимо осуществлять с выделением земель, необходимых для строительства и эксплуатации планируемого к размещению линейного объекта, т. е. земельных участков, предоставляемых в аренду на период строительства, и земельных участков, предоставляемых в долгосрочную аренду или для выкупа на период эксплуатации. Подготовку XML-документа, содержащего сведения о зоне с особыми условиями использования территории планируемого к размещению линейного объекта, необходимо осуществлять в соответствии с требованиями Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 8 февраля 2012 г. N П/54 «О внесении изменений в Приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24 марта 2011 г. N П/83 «О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Безусловно, в данной публикации затронута лишь малая часть вопросов, связанных с разработкой проектов планировки и межевания территории, предусматривающих размещение линейных объектов. Дискуссионно само понятие линейного объекта (перечень, установленный ГрадК РФ, является открытым), не определено соотношение понятий «линейный объект» и «объект капитального строительства», что прямо влияет на необходимость разработки проектной документации и получения разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию. Тщательной проработки и изучения с учетом положений Постановления N 150, Постановления N 18-30 требует вопрос содержания проекта планировки и межевания территории, предусматривающего размещение линейного объекта. Еще более сложными являются вопросы оформления прав на земельные участки, на которых предусматривается размещение линейных объектов. Между тем главную цель настоящей публикации — иллюстрация взаимосвязи документов территориального планирования и документации по планировке территории — можно считать реализованной. Надеюсь, что выводы и рекомендации, изложенные в данной статье, найдут отклик и будут использованы в процессе организации градостроительного проектирования и размещения линейных объектов.
Приложение 1
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ
1. Данные государственного кадастра недвижимости о границах субъекта РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, зонах с особыми условиями использования территории, территориальных зонах и земельных участках на проектируемой территории. 2. Материалы топографо-геодезических и инженерно-геологических изысканий: 2.1. Цифровая картографическая основа М 1 : 25 000 и ниже. 2.2. Карты (планы), представляющие собой ортофотопланы местности, масштаба 1 : 25 000 и ниже. 2.3. Иные материалы. 3. Материалы опорных (дежурных) и адресных планов, регистрационных планов подземных инженерных коммуникаций и атласов геологических выработок (в населенных пунктах). 4. Инвентаризационные данные по землепользованию, жилищному фонду, предприятиям и учреждениям обслуживания, другим объектам недвижимости. 5. Данные об улично-дорожной сети, гаражах и стоянках индивидуального автотранспорта, организации дорожного движения, транспортном обслуживании территории. 6. Историко-архитектурные планы, проекты зон охраны памятников истории культуры. 7. Информация: а) о размещении объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; б) о зонах с особыми условиями использования территорий; в) о территориях объектов культурного наследия; г) об особо охраняемых природных территориях; д) о территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; е) о результатах инженерных изысканий; ж) о месторождениях и проявлениях полезных ископаемых; з) иная информация о состоянии, об использовании, ограничениях использования территории. 8. Разрешительная документация: 8.1. Градостроительные планы земельных участков. 8.2. Архитектурно-планировочные задания, выданные по инициативе застройщика или заказчика. 8.3. Разрешения на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства. 8.4. Разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. 8.5. Решения органов государственной власти и местного самоуправления о предоставлении земельных участков физическим и юридическим лицам. 8.6. Решения органов государственной власти и местного самоуправления о резервировании земель. 8.7. Решения органов государственной власти и местного самоуправления об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. 8.8. Соглашения о выкупе земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам, в государственную или муниципальную собственность. 8.9. Иная разрешительная документация, устанавливающая или изменяющая правовой режим использования территории. 9. Сведения о стратегических и социально-экономических документах, на основании которых осуществляется размещение линейного объекта. 10. Нормативные правовые акты органов государственной власти (наименование субъекта РФ) и органов местного самоуправления (наименование муниципального образования) о составе и содержании документации по планировке территории. 11. Региональные и местные нормативы градостроительного проектирования. 12. Градостроительная документация (утвержденная и проекты): 12.1. Схемы территориального планирования РФ. 12.2. Схемы территориального планирования субъекта РФ. 12.3. Документы территориального планирования муниципальных образований. 12.4. Документация по планировке территорий. 12.5. Правила землепользования и застройки. 13. Комплексная транспортная схема муниципального образования. 14. Комплексная инженерная схема муниципального образования.
——————————————————————