Сельскохозяйственный производственный кооператив (некоторые вопросы создания и деятельности)

(Демьяненко В.)

(«Законодательство и экономика», N 12, 1999)

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ

(НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

В. ДЕМЬЯНЕНКО

В. Демьяненко, преподаватель Саратовской государственной академии права, кандидат юридических наук.

Согласно ст. 107 ГК РФ производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности (в том числе в области сельского хозяйства), основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. При этом кооператив является коммерческой организацией.

Гражданский кодекс характеризует кооператив как артель — особую форму организации трудовой, хозяйственной и предпринимательской деятельности на началах равенства всех ее участников: паевые взносы членов кооператива и их размер сами по себе не влияют ни на количество голосов у его членов, ни на размер получаемого ими дохода; каждый член кооператива имеет только один голос при принятии решений независимо от размера пая; чистый доход распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, а не пропорционально паям (вкладам).

В отличие от ГК в ст. 1 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. определены конкретные (помимо извлечения кооперативом как коммерческой организацией прибыли) цели производственной и иной хозяйственной деятельности кооператива — «удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива». «Иные потребности» (наряду с экономическими) названы также в абз. 1 данной статьи. Имеются в виду, несомненно, социальные, культурно-бытовые, духовно-нравственные потребности. Таким образом, здесь подчеркивается двуединая цель кооператива — материальное и духовное благосостояние его членов.

Сельскохозяйственный производственный кооператив — это признанная государством в качестве субъекта российского права (юридического лица) организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной прибыльной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции (а также для осуществления дополнительно иной не запрещенной законом деятельности), основанной на объединении их имущественных паевых взносов и личном трудовом участии членов кооператива в целях удовлетворения их материальных, социальных и культурных потребностей.

В юридической литературе до недавнего времени бытовало мнение, что образование совершенно новых сельскохозяйственных производственных кооперативов происходит лишь в результате реорганизации. Да и закон не содержал прямых указаний о порядке образования коллективных хозяйств. Ныне кооперативы создают граждане, ведущие фермерские и (или) личные подсобные хозяйства, а также другие лица, включая вынужденных переселенцев и беженцев. (К примеру, в Чернском районе Тульской области недавно создан колхоз-община имени Л. Толстого — переселенцами-духоборами из высокогорных районов Грузии; в опустевшей деревне Слободка расселились христиане-молокане, приехавшие из Армении; вскоре на чернскую землю начали интенсивно приезжать русские из Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Азербайджана.) Миграционный поток в Россию, по прогнозным оценкам, будет все более возрастать. Многие предпочтут селиться отдельными семьями. Но для тех, кто избирает общинную форму, неизмеримо возрастает значение сельскохозяйственных производственных кооперативов — структурного звена социальной экономики, обеспечивающего расширение занятости, создание новых рабочих мест.

Кооператив организуется по желанию граждан исключительно на добровольных началах. Ими формируется организационный комитет, в обязанности которого входит, кроме всего прочего, подготовка проекта устава кооператива. В Законе «О сельскохозяйственной кооперации» предусматриваются обязательные требования к уставу, при несоблюдении которых кооператив не подлежит регистрации. В то же время Закон дает большую свободу для решения ряда важных вопросов в уставе.

При составлении этого важнейшего учредительного документа необходимо проявлять крайнюю осторожность и осмотрительность, определяя размер обязательного пая. Он не должен быть слишком большим, так как может стать серьезным препятствием при вступлении в кооператив новых членов, особенно молодежи.

Далее. Должны иметь разумные пределы и размеры субсидиарной ответственности членов кооператива. Кроме того, условия ее наступления следует определить в уставе ясно и четко. Нельзя, как это часто бывает, бездумно включать в него п. 2 ст. 37 Закона о сельскохозяйственной кооперации, согласно которому члены сельскохозяйственного производственного кооператива «несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в размере, предусмотренном уставом кооператива, но не менее чем в размере 0,5 процента обязательного пая». В такой редакции остается неопределенной верхняя граница ответственности. Мало того, в проекте устава сельскохозяйственного производственного кооператива, разработанном Аграрным институтом РАСХН, записано: «10.4. Члены несут солидарную ответственность по обязательствам кооператива в совокупных пределах всех невыплаченных взносов Членов и Ассоциированных членов». Подобную норму Закон о сельскохозяйственной кооперации относит к потребительскому, а не производственному кооперативу (п. 3 ст. 37). Произвольное и малопонятное определение размера и условий субсидиарной ответственности способно лишь дискредитировать кооперативную форму организации и ведения сельскохозяйственного производства.

Устав может и должен обеспечивать гарантии трудовых прав членов кооператива, предусматривая разработку правил внутреннего распорядка, положения об оплате труда, положения о порядке рассмотрения трудовых споров, положения о материальной ответственности за ущерб, причиненный кооперативу, и др.

Кроме того, в уставе следует урегулировать деятельность кооператива в области социального развития коллектива (например, управление трудовыми ресурсами, совершенствование организации и оплаты труда, охрана здоровья и т. п.). По своей природе социальная деятельность носит непроизводственный характер. Однако ее роль в жизнедеятельности хозяйствующих субъектов далеко не второстепенна.

Кооператив как юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (наше право не знает так называемых фактических юридических лиц, известных в ряде стран). Гражданский кодекс РФ наделил коммерческие негосударственные организации, а следовательно, и производственные кооперативы общей правоспособностью. Поэтому сельскохозяйственные производственные кооперативы наряду с производством, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции вправе осуществлять также «иные не запрещенные законом виды деятельности» (ст. ст. 3, 6 Закона о сельскохозяйственной кооперации). Однако производимая сельскохозяйственная продукция у кооператива как юридического лица должна составлять более 50% от общего объема производимой им продукции, а не менее 50% объема работ в производственном кооперативе должно выполняться его членами (п. 6 ст. 3 Закона о сельскохозяйственной кооперации). Вместе с тем в уставе целесообразно закрепить конкретные (помимо извлечения прибыли) цели и предмет деятельности. В результате его правоспособность как юридического лица становится специальной. Это положение нельзя, однако, понимать ограничительно. Кооператив как юридическое лицо может вступать в любые правоотношения, способствующие достижению указанной в уставе и законе цели, а также прямо или косвенно — осуществлению стоящих перед ним задач.

Производственный кооператив — единый и единственный собственник имущества, переданного ему в качестве паевых взносов его членами, а также произведенного и приобретенного в процессе деятельности. Вместе с тем имущество кооператива (за исключением того, которое составляет неделимые фонды) делится в денежном выражении на паевые взносы его членов в соответствии с уставом. Производственный кооператив относится к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права. Подобное регулирование паевых взносов не означает экспроприацию прав крестьян на земельные доли и имущественные паи, предоставленные реформой. Экспроприация в переводе на русский язык означает принудительное отчуждение, изъятие чего-нибудь у кого-нибудь. По ГК РФ и Закону о сельскохозяйственной кооперации первостепенным принципом создания и функционирования сельскохозяйственных кооперативов является добровольность членства. Заявление с просьбой о приеме в члены кооператива должно содержать добровольное обязательство соблюдать требования устава, в том числе внести паевой взнос (в денежной, земельной или имущественной форме). Выходящему, опять же по своему желанию, из кооператива возвращается паевой взнос в порядке, предусмотренном уставом, включая выплату стоимости паевого взноса в натуральной форме — в виде земельного участка или другого имущества.

Одним из основополагающих принципов функционирования сельскохозяйственного производственного кооператива является управление его деятельностью на демократических началах. Носители воли кооператива как юридического лица — его члены, организованные в общее собрание, которое правомочно решать любые вопросы кооперативной жизни. Важнейшие же имущественные и социальные вопросы вообще относятся к исключительной компетенции общего собрания. Нарушения норм внутрикооперативной демократии влекут за собой серьезные правовые, в том числе и гражданско-правовые последствия.

Закон о сельскохозяйственной кооперации не воспринял линии на упрочение роли председателя в руководстве деятельностью кооператива. Более того, в ст. 19 Закона («Структура органов управления кооперативом») он вовсе не упоминается. И лишь ниже, в п. 7 ст. 26 («Правление кооператива и его полномочия»), предусмотрено, что уставом кооператива вместо избранного правления может быть предусмотрен избранный председатель. Там же определяются его полномочия. Возможно и наделение некоторых членов правления генеральными полномочиями.

Некоторые юристы полагают, что во многих случаях фигура председателя и вовсе не будет известна сельскохозяйственному кооперативу (в таких кооперативах может быть нанята исполнительная дирекция, компетенция которой будет устанавливаться уставом кооператива). Но пример нижегородской уставной модели кооператива свидетельствует о том, что работающая по найму исполнительная дирекция стоит, в сущности, над кооперативом и его членами. Дирекция (пусть лишь исполнительная) как орган управления — нечто чужеродное в структуре внутрикооперативной демократии, а потому не соответствует задачам оздоровления и развития последней.

И происходит такое по сути обезглавливание кооперативов в то время, когда эффективность их хозяйственной и социальной деятельности как никогда зависит от воли, таланта, умения, предприимчивости руководителей. В связи с этим на практике предпринимаются попытки найти выход из подобного тупика. Так, в примерном уставе сельскохозяйственного производственного кооператива (с численностью членов свыше 50 человек), разработанном Центром аграрной реформы администрации Тюменской области, предусмотрено: правление кооператива наделяет одного из членов правления генеральными полномочиями; член правления, наделенный генеральными полномочиями, является председателем кооператива. Но подобное отступление от Закона о сельскохозяйственной кооперации может повлечь за собой отказ в регистрации кооператива. Представляется более целесообразным закрепить в его уставе, что наделенный генеральными полномочиями член правления является его (правления) председателем, организующим работу исполнительно-распорядительного органа и должностных лиц кооператива. Наилучшим же (с точки зрения законности) правоустановлением в этом отношении представляется норма, согласно которой в состав исполнительных органов входят правление и (или) председатель кооператива (ст. 110 ГК РФ).

В заключение отмечу, что развитие агропродовольственной сферы является ключом к подъему экономики страны. Тем не менее сельскохозяйственные кооперативы, способные обеспечить интересы сельских товаропроизводителей, развить сельскохозяйственное производство, повысить материальное и духовное благосостояние всех слоев населения, не находят надлежащей поддержки со стороны государства. И это при том, что на сегодня более 40% продуктов питания завозится к нам из-за рубежа. Такого позора Россия еще не знала. Назрела острая необходимость в проведении всероссийского съезда сельскохозяйственной кооперации, на котором нужно обобщить передовую практику, обсудить изменения и дополнения к Федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации» (либо проект его новой редакции), а также примерный устав сельскохозяйственного производственного кооператива.

——————————————————————