Осторожно: электричество
(Алещев И.)
(«ЭЖ-Юрист», 2007, N 3)
ОСТОРОЖНО: ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
И. АЛЕЩЕВ
Алещев Илья, руководитель юридического отдела «ЭЖ-Юрист».
Организация арендует офисные и складские помещения, в которых расположено оборудование (электропогрузчики, промышленные холодильники и т. п.). Договор энергоснабжения заключен между арендатором и энергоснабжающей организацией. Арендодатель требует от арендатора подписать акт разграничения ремонтно-эксплуатационной ответственности электроустановок (между арендодателем и арендатором), а также назначить лицо, ответственное за электрохозяйство. Правомерны ли данные требования?
М. Коробкин, г. Ростов
Поставленный вопрос целесообразно разделить на два самостоятельных вопроса: во-первых, о правомерности требований арендодателя по заключению с арендатором акта разграничения и, во-вторых, о наличии у арендатора обязанности назначить лицо, ответственное за электрохозяйство.
В отношении акта разграничения ремонтно-эксплуатационной ответственности электроустановок следует отметить, что в действующем законодательстве и подзаконных актах данный документ не упоминается.
В то же время в п. 1.8.1 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утв. Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6) (далее — Правила) предусмотрено составление акта разграничения сетей по имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и потребителем.
При этом понятие «электрическая сеть» определено в преамбуле Правил следующим образом: «Совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций, распределительных устройств, токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи, работающих на определенной территории».
Как следует из вопроса, арендодатель, во-первых, не имеет статуса энергоснабжающей организации, а во-вторых, собственником и балансодержателем расположенных в офисных и складских помещениях электрических сетей является арендодатель.
В связи с этим заключение между арендатором и арендодателем акта разграничения сетей по имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности представляется некорректным.
Попутно следует отметить: тот факт, что арендатор-потребитель электроэнергии должен заключать акт не с арендодателем, а с энергоснабжающей организацией, находит свое подтверждение в арбитражно-судебной практике (см., например, Постановление ФАС УО от 17.04.2006 N Ф09-2732/06-С5).
В отношении второго вопроса отметим, что упомянутыми выше Правилами (п. 1.2.3) установлена обязанность руководителя организации-потребителя назначить «ответственного за электрохозяйство организации и его заместителя», при этом они должны быть назначены «из числа руководителей и специалистов потребителя».
В то же время из данного правила установлен ряд исключений (полностью либо частично). Учитывая, что из содержащейся в поставленном вопросе информации невозможно сделать однозначный вывод о том, распространяются ли какие-либо из этих исключений на арендатора, целесообразно перечислить все эти исключения.
Во-первых, в п. 1.1.2 Правил указано, что они «распространяются на организации… владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В».
Во-вторых, в силу п. 1.2.4 Правил у потребителей, не занимающихся производственной деятельностью, электрохозяйство которых включает в себя только вводное (вводно-распределительное) устройство, осветительные установки, переносное электрооборудование номинальным напряжением не выше 380 В, ответственный за электрохозяйство может не назначаться. В то же время Правилами установлено, что в такой ситуации руководитель потребителя ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок может возложить на себя по письменному согласованию с местным органом госэнергонадзора путем оформления соответствующего заявления-обязательства без проверки знаний.
В развитие этой нормы Правил определение круга организаций, не занимающихся производственной деятельностью, дано в письме Минэнерго РФ от 24.02.2004 N 32-01-05. В нем указано, что к услугам, подпадающим под определение «производственная деятельность», относятся услуги производственного характера, выполняемые с применением средств труда, в процессе выполнения которых не создается новая продукция, но изменяется качество уже имеющейся, созданной продукции (классификация видов услуг приведена в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, утв. Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст).
В-третьих, в абз. 2 п. 1.2.3 Правил предусматривает, что «у потребителей, установленная мощность электроустановок которых не превышает 10 кВА, работник, замещающий ответственного за электрохозяйство, может не назначаться».
Таким образом, в случае, когда ни одно из указанных выше исключений из общего правила п. 1.2.3 Правил к арендатору не применимо, у него существует обязанность назначить из числа своих работников лицо, ответственное за электрохозяйство организации, и его заместителя.
Неисполнение этого требования может повлечь применение к арендатору административной ответственности, установленной ст. 9.11 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб.; на юридических лиц — от 10000 до 20000 руб. или административное приостановление деятельности юридического лица на срок до девяноста суток.
——————————————————————