Классификация объектов розничной торговли для целей налогообложения

(Ляпидевский А. В.)

(«Налоги» (журнал), 2007, N 6)

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

А. В. ЛЯПИДЕВСКИЙ

Ляпидевский А. В., аспирант, СПбГИЭУ.

Обобщая многочисленные мнения, высказанные в литературе, а также подводя некоторый итог сложившейся практики, можно выделить следующие типы магазинов розничной торговли.

Универмаг является магазином с торговой площадью от 3500 кв. м с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров и продовольственных товаров повседневного спроса. В зарубежной литературе указывается, что универмаги представляют собой крупные магазины с широким ассортиментом товаров, обязательно включающим одежду. В розничной торговле непродовольственными товарами за рубежом этот тип магазинов играет ведущую роль.

Универсам — предприятие с торговой площадью не менее 400 кв. м, работающий по методу самообслуживания. Ассортимент товаров включает свыше 2000 наименований. Отличительными особенностями универсамов являются: универсальность и полнота ассортимента полностью расфасованных продовольственных товаров, наличие в продаже непродовольственных товаров повседневного спроса.

Супермаркет — крупный магазин самообслуживания с площадью торгового зала не менее 400 кв. м, торгующий преимущественно продовольственными товарами, непродовольственные товары составляют в его ассортименте около 30%. За рубежом в супермаркете обеспечиваются более низкие цены, в России цены в этих магазинах достаточно высокие.

На протяжении ряда лет понятие «супермаркет» определялось по-разному. Когда супермаркеты только появились, это определение имело целью выделить их из распространенных в то время универсамов. Сегодня можно говорить о супермаркете как о магазине с большой ассортиментной насыщенностью, высоким качеством обслуживания и эффективным использованием площадей. Как правило, на той же площади, что и в универсаме, оборот в супермаркете в 3 — 5 раз больше.

В 1998 г. в Москве было 160 супермаркетов, что составляло больше половины общероссийского показателя. Сегодня в России 0,2% продовольственных товаров реализуется в супермаркетах, в США эта цифра достигает 70%, в Бразилии — 31%, в Польше — 13%.

Основная отличительная черта гипермаркета — доступные цены, а не разнообразие торгового обслуживания и дополнительных услуг. Гипермаркет отличается от супермаркета большими размерами (от 5 тыс. кв. м по российскому стандарту) и тенденцией установления прямой связи между изготовителем и потребителем. Все товары транспортируются поставщиками напрямую в гипермаркеты. Этот принцип прямых связей показателен для французской компании «Каррефур», владеющей огромным количеством гипермаркетов в разных странах мира. Ассортимент — от товаров повседневного спроса до предметов роскоши.

Гипермаркеты с общей площадью 10 — 50 тыс. кв. м представляют собой крупные рационально организованные предприятия. Номенклатура товаров — 25 — 35 тыс. наименований. Гипермаркеты преимущественно распространены в Германии, Франции, Бельгии.

Гастроном — это универсальный продовольственный магазин небольшой площади (от 400 кв. м), работающий традиционным методом. Как правило, в нем несколько необходимых секций: молочная, мясная, гастрономия, напитки, бакалея, хлебобулочные изделия (если хватает места), сопутствующие товары. Они работают и в те дни, когда более крупные магазины закрыты. Роль гастрономов в торговле продтоварами не уменьшается в связи с открытием более крупных продовольственных магазинов типа универсамов и супермаркетов. Поскольку размеры супермаркетов с каждым годом увеличиваются и расширяется зона, обслуживаемая каждым таким магазином, имеется потенциальная возможность развития сети гастрономов, расположенных «по соседству» с покупателями, где можно купить срочно понадобившиеся товары. В соответствии с требованиями стандарта в гастрономе должны реализовываться товары повышенного качества.

Мини-маркеты имеют небольшую площадь (60 — 400 кв. м). В них принят традиционный метод продажи, некоторые работают по методу самообслуживания. Товары поставляются от дистрибьюторов или оптовых магазинов.

Специализированные магазины работают с одной товарной группой или ее частью, товарооборот от товаров основного ассортимента составляет 80%. Основная отличительная черта их — насыщенность и глубина ассортимента и оказание сервиса при выборе товара.

Но у этих магазинов есть и недостатки: при специализации ограничивается комплексность покупки, что нередко создает неудобства покупателям, вызывая необходимость посещать несколько магазинов; ограниченный круг посетителей; конкуренция со стороны крупных супермаркетов, руководство которых постоянно работает над расширением и углублением товарных групп; продавцы должны обладать гораздо большими знаниями о товаре.

Специализированные магазины «Продукты» и другие продуктовые магазины составляют 80 — 90% общего числа розничных торговых точек России, и на них приходится приблизительно 60% общих объемов сбыта продуктов (не считая киосков и павильонов).

Магазин-склад — предприятие розничной торговли с торговой площадью от 650 кв. м, реализующее продовольственные и (или) непродовольственные товары универсального ассортимента по форме самообслуживания преимущественно из транспортной тары населению, предприятиям для последующей перепродажи, использования в мелком производстве для оказания услуг населению.

Дом торговли — предприятие розничной торговли с торговой площадью от 1000 кв. м, реализующее товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин, использующее различные методы продажи товаров.

Вышеуказанные типы предусмотрены российским стандартом. Проведенный анализ отечественной практики и зарубежной литературы показывает, что имеется большое количество других типов магазинов.

Торговый дом — многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономические сферы. Первые торговые дома в России возникли в 50 — 60-х годах XIX в. Темпы их развития были высокие: если в 1851 — 1860 гг. их было лишь 2, то к 1890 г. — уже 138, а к 1915 г. — 6147. История российских торговых домов представляет собой ценнейшую составную часть опыта торгового предпринимательства, широко используемого во всем мире. В настоящее время торговые дома успешно функционируют в США, Японии, Франции, Южной Корее и других странах. В торговых домах реализуется широкий ассортимент непродовольственных товаров, имеются отделы продовольственных товаров, кафетерий.

За рубежом известны и другие типы магазинов, перечислим их ниже.

Суперсторы специализируются на продаже определенных товаров, но торгуют они не продовольственными, а потребительскими товарами. Разница между ними и гипермаркетами становится в чем-то ощутимой только при площадях последних свыше 5000 кв. м.

Суперетта (небольшие магазины): магазин самообслуживания с площадью торгового зала от 120 до 400 кв. м. Торгуют продовольственными товарами повседневного спроса.

Кауфхалле — магазин самообслуживания по торговле товарами повседневного спроса. В торговом зале площадью 200 — 300 кв. м продаются продовольственные и непродовольственные товары, последние занимают в товарообороте около 8%. Располагается в отдельно стоящих одноэтажных зданиях. В настоящее время построены кауфхалле с площадью торгового зала 1500 кв. м и более, приближающиеся по типу к супермаркетам. Распространены в Германии.

Суперонтер — магазин по торговле скоропортящимися товарами, располагающийся чаще всего вне города.

Конвиннесонтер — небольшой магазин с ограниченным ассортиментом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупному магазину).

Бентам — мини-маркет с универсальным ассортиментом продовольственных товаров, имеет площадь торгового зала 90 — 300 кв. м. В отличие от привычных для нас магазинов типа «Гастроном» или «Продукты» использует самообслуживание, рядом с магазином имеется место для парковки автомобилей. Режим работы — удобный для покупателей (часто круглосуточно и без выходных дней).

Супертриадо — новая модель крупного магазина, представляющая современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зону супермаркета-склада, зону продажи товаров улучшенного качества.

Арагонтер — розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций, где принимают кредитные и дебиторские карточки.

Другим широко распространенным видом продовольственных магазинов в США является «конвиниэнс стор» (удобный магазин) — небольшой продовольственный магазин самообслуживания с продленными часами работы и ограниченным ассортиментом продовольственных товаров. Торговая площадь этих магазинов колеблется в пределах 100 — 320 кв. м. Как правило, магазин располагается в легкодоступном и удобном месте, имеет небольшую стоянку для автомашин и часто реализует бензин, удельный вес в товарообороте страны составляет свыше 10%. Во многих странах Западной Европы и США функционируют специализированные магазины самообслуживания типа «Гарден-центр» с широким ассортиментом товаров для садоводства. Размещаются они на окраинах вблизи автомагистралей.

Обобщая научно-практический опыт, мы можем систематизировать классификацию субъектов розничной торговли.

Признак классификации Типы субъектов розничной торговли

Организационно-правовые ООО ЗАО МУП ПБОЮЛ

формы

Особенности торгового торговля через торговля через торговля

обслуживания покупателей стационарную передвижную пересылкой

торговую (развозную и (оплаченных,

разносную) заказанных)

торговую сеть товаров

По месту в сфере занимающие занимающие занимающие

товарного обращения самостоятельное самостоятельное самостоятельные

место, место и не места

но связанные связанные с (торговые

с посредниками посредниками единицы)

По району деятельности действующие в пределах одной действующие в

административно-территориальной нескольких

единицы административно —

территориальных

единицах

По выполняемым функциям с полным с ограниченным с узким

набором набором набором

функций функций функций

Анализ отечественной и зарубежной теории и практики показывает, что различия в типизации обусловлены уровнем развития производства и торговли, жизненным уровнем населения, а признаки, характеризующие один и тот же тип магазина, могут не только не совпадать, но и противоречить друг другу.

——————————————————————