К вопросу о понятии энергетического права
(Селиверстов С. С.) («Энергетическое право», 2008, N 1)
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВА
С. С. СЕЛИВЕРСТОВ
Селиверстов С. С., младший партнер юридической фирмы «Соколов, Маслов и партнеры», старший преподаватель кафедры правового регулирования ТЭК МГИМО (У), пожизненный член Клер Холл Колледжа (Кембриджский университет), кандидат юридических наук.
С учетом того, насколько порой бывает важна терминология в юридической науке и практике, определение понятия энергетического права должно являться отправной точкой для углубленного исследования и правильного применения массива энергетического законодательства и международно-правовых актов в этой сфере. С одной стороны, необходимо определить место энергетического права в общей системе права, причем не только применительно к правовой системе Российской Федерации. Важно установить, является ли энергетическое право отдельной отраслью со своим специфическим предметом либо простой совокупностью правовых предписаний. С другой стороны, следует определить, каким образом термин «энергетическое право» соотносится с такими терминами, как «природоресурсное право», «энергетические ресурсы». При этом представляется, что ответ на второй вопрос если и не даст ответа на первый, то, очевидно, приведет ближе к его решению. Вполне возможно, что рассматриваемые в данной статье вопросы могут показаться чересчур теоретическими. Тем не менее автор данных строк вполне разделяет утверждение классика о том, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория. В российской правовой доктрине принято определять ту или иную отрасль права или правовой институт через регулируемые ими общественные отношения. Применительно к энергетическому праву можно с достаточной степенью определенности очертить тот круг общественных отношений, которые так или иначе могут регулироваться интересующей нас совокупностью правовых норм. Энергетика, согласно традиционному определению, представляет собой область народного хозяйства, охватывающую энергетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии <1>. Таким образом, энергетика как отрасль экономики (область народного хозяйства) и существующие в рамках данной отрасли общественные отношения как раз и представляют собой ту основу, на которую накладываются регулирующие их нормы энергетического права. В этой связи важно понимание того, что представляют собой энергия и энергетические ресурсы. ——————————— <1> Советский энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1980. С. 1564.
«Энергетические ресурсы» и «природные ресурсы» — соотношение понятий
Именно через понятие «энергетические ресурсы» определяет энергетическое право австралийский правовед А. Брэдбрук, характеризуя его как «распределение прав и обязанностей, относящихся к разработке и использованию каких-либо энергетических ресурсов, между частными лицами, между частными лицами и правительством, между правительствами и между государствами» <2>. Очевидно, что сам теоретический подход к определению совокупности норм как «распределению прав и обязанностей, относящихся к чему-либо», несколько чужд отечественной правовой доктрине, тем не менее упоминание энергетических ресурсов в качестве ключевого элемента является, безусловно, важным и значимым. ——————————— <2> Bradbrook A. Energy Law as an Academic Discipline // Journal of Energy & Natural Resources Law. 1996. Vol. 14. P. 194.
Ответ на вопрос, что же представляют собой энергетические ресурсы, дается австралийским ученым путем прямого перечисления первичных и вторичных источников энергии, причем как исчерпаемых, так и неисчерпаемых. В этот список включаются нефть, природный газ, уголь, уран, солнечная энергия, энергия ветра, волн, приливов и отливов, гидроэнергетика, биомасса, водородное топливо, геотермальная энергия и электроэнергия. Интересно отметить, что автор включает в число энергетических ресурсов энергосбережение <3>. Подобный подход не лишен логики, поскольку сэкономленная энергия есть та же самая энергия, с той лишь особенностью, что получена она не в результате сгорания угля или действия ветра, а в результате применения мер по уменьшению уровня энергопотребления. ——————————— <3> Там же.
Определение того, что являет собой энергия <*>, явно выходит за рамки юриспруденции; в этой связи ограничимся лишь ссылками на различного рода энциклопедии и справочники: «общая количественная мера различных форм движения материи» <4>; «одно из основных свойств материи — мера ее движения, а также способность производить работу» <5>; «характеристика движения и взаимодействия тел, их способности совершать изменения во внешней среде; количественная мера материи» <6>. ——————————— <*> В юридической литературе преобладает иная точка зрения. Анализ различных высказываний о юридических аспектах понимания энергии см.: интервью с профессором А. Г. Быковым в настоящем номере журнала; Лахно П. Г. Энергия, энергетика и право // Энергетическое право. 2006. N 1. С. 2 — 14. <4> Советский энциклопедический словарь М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1980. С. 1564. <5> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1975. С. 835. <6> www. ru. wikipedia. org
«Само понятие «энергия» является составным: «ерг» (эрг) — вторая часть этого термина собственно означает действие (работу), а приставка «эн», производная от первоначального «ин» — «в», подчеркивает направленность этого действия вовнутрь системы, т. е. внешний характер проявления силы (действия), прикладываемой к системе и вызывающей ее движение… Термин «энергия» используется и применяется не только в естественных науках, но имеет и более общее философское значение. Энергия есть всякое действие, осуществление, в противовес потенции (potentia) как возможности, а энергетика по большому счету — система, реализующая имеющийся потенциал, преобразующая его в энергию, в действия, направленные на достижение желаемого результата» <7>. ——————————— <7> Лахно П. Г. Энергия, энергетика и право // Энергетическое право. 2006. N 1.
Поскольку ресурсы представляют собой «запасы, источники чего-нибудь» <8>, то вполне логично было бы в общем виде обозначить энергетические ресурсы как совокупность источников энергии. ——————————— <8> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1975. С. 625.
Представляется неоднозначным ответ на вопрос, включаются ли энергетические ресурсы в своей совокупности в природные ресурсы или выходят за их рамки. Тем не менее определенность в данном вопросе имеет важное юридическое значение, поскольку она позволит, в частности, установить, в какой мере общественные отношения по поводу энергетических ресурсов охватываются нормами природоресурсного права, а также насколько применимы к энергетическим ресурсам общие принципы правового регулирования использования природных ресурсов, коль скоро таковые имеются. В общем виде природные (или естественные) ресурсы можно охарактеризовать как «тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества» <9>. При этом выделяются такие виды природных ресурсов, как солнечная энергия, внутриземное тепло, земельные, минеральные ресурсы, растительные ресурсы, ресурсы животного мира <10>. В данной связи важно отметить естественность происхождения всех указанных ресурсов, поскольку своим появлением они обязаны тем или иным природным процессам. ——————————— <9> www. ru. wikipedia. org <10> Советский энциклопедический словарь. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1980. С. 1073.
Выделение категории природных ресурсов позволяет при исследовании теоретических вопросов недропользования сделать вывод о наличии такой обособленной совокупности норм, как природоресурсное право, представляющее собой «систему юридических норм, регулирующих общественные отношения по использованию природных ресурсов для удовлетворения потребностей природопользователей» <11>. При этом природоресурсное право рассматривается наряду с природоохранным правом как часть более обширной системы — экологического права. ——————————— <11> Кокин В. Н. Недропользование: теоретико-правовой анализ. М.: Нестор Академик Паблишерс, 2005. С. 42.
Некоторые энергоресурсы или источники энергии появляются в результате деятельности человека (хотя при этом возможно их появление и в естественной природной среде) — к таковым можно отнести электрическую и паровую энергию. Энергосбережение, если рассматривать его как энергоресурс, является производной исключительно техногенных факторов и деятельности человека. Кроме того, такие природные ресурсы, как нефть, газ и уголь, залегающие в недрах, по своей правовой характеристике отличаются от извлеченных нефти, газа и угля. В первом случае они представляют собой природные ресурсы in situ, правовой статус которых регулируется законодательством о недрах, а во втором случае — товар, в отношении которого законодательство о недрах не применяется, зато может применяться гражданское, таможенное, транспортное и иное законодательство, регулирующее вопросы перехода права собственности на них и их перемещения как товара. Представляется, что в обоих случаях, будучи и природными ресурсами in situ, и товаром, нефть, газ и уголь не перестают быть источниками энергии, то есть энергетическими ресурсами. Иными словами, правовой статус энергетических ресурсов распространяется на них и в тот момент, когда они являются находящимися в недрах природными ресурсами, и когда они, будучи добытыми из недр, выступают как товар.
Конституция РФ и законодательные акты (терминология)
Природные ресурсы упоминаются в Конституции РФ <12> трижды. Статья 9 предусматривает, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Статьей 36 закрепляется, что «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц». Устанавливающая предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации статья 72 относит к данной категории вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. ——————————— <12> Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
Толкование текста статьи 72 приводит к выводу о том, что в понятие «природные ресурсы» включаются земля, недра и водные ресурсы, однако данный список не является исчерпывающим. Тем не менее очевидно, что происхождение данных ресурсов является естественным, то есть не является результатом деятельности человека. Это свидетельствует о том, что в данное понятие могут включаться лишь источники энергии (энергетические ресурсы) естественного происхождения. Ответ на вопрос, входят ли в их число уже добытые нефть, газ, уголь и ядерные руды, вряд ли представляется однозначным исходя лишь из текста Конституции. Устанавливая особенности права собственности на недра, Закон РФ «О недрах» <13> в статье 1.2 предписывает, что содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. При этом добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Таким образом, если энергетические ресурсы добыты из недр, они, согласно данному Закону, сохраняют статус «полезных ископаемых и иных ресурсов», но перестают быть ресурсами недр и могут находиться в собственности более широкого круга лиц. При этом по-прежнему не до конца очевидно, теряют ли они после извлечения на поверхность статус природных ресурсов. ——————————— <13> Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 26.06.2007) // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» <14> содержит общее определение природных ресурсов, согласно которому к ним относятся «компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность» <15>. Другой Федеральный закон — «Об энергосбережении» <16> — раскрывает понятие «энергетический ресурс» как «носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе» <17>. ——————————— <14> Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.06.2007) // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». <15> Статья 1 ФЗ «Об охране окружающей среды». <16> Федеральный закон от 03.04.1996 N 28-ФЗ «Об энергосбережении» (в ред. от 18.12.2006) // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». <17> Статья 1 ФЗ «Об энергосбережении».
Сопоставляя содержание Конституции и данных Законов, можно сделать однозначный вывод о том, что энергетические ресурсы представляют собой совокупность вещей и явлений, не идентичную природным ресурсам, хотя во многом с ними совпадающую. Это служит весомым аргументом для отделения энергетического права от природоресурсного права как элемента национальной правовой системы Российской Федерации. Следует также отметить, что вопрос об отнесении тех или иных энергетических ресурсов к природным ресурсам не находит однозначного ответа в российском законодательстве. Не совсем очевидно, могут ли добытые полезные ископаемые (нефть, газ, уголь) быть квалифицированы как природные ресурсы. Скорее всего, ответ на этот вопрос будет отрицательным. В противном случае их следовало бы признать «основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории», по смыслу Конституции РФ, и они являлись бы объектом регулирования природоресурсного и природоохранного законодательства, и в частности Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Международные договоры Российской Федерации и Договор к Энергетической хартии (терминология)
Определения, характеризующие те или иные виды источников энергии и природных ресурсов, содержатся в целом ряде международных договоров, участником или подписавшей стороной в которых является Российская Федерация, в частности в Договоре к Энергетической хартии <18> (далее — ДЭХ), Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года <19> (далее — Конвенция ООН по морскому праву), соглашениях о сотрудничестве в развитии топливно-энергетических комплексов, о совместной разработке топливно-энергетического баланса и других. ——————————— <18> Договор к Энергетической хартии и связанные с ним документы. Брюссель: Секретариат Энергетической хартии, 2004. <19> Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г. // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
В Договор к Энергетической хартии включена отдельная статья, отчасти содержащая понятие энергетических ресурсов, это статья 18 «Суверенитет над энергетическими ресурсами». Представляется, что речь в ней идет исключительно об энергетических ресурсах, содержащихся в недрах. То есть принятое в Договоре к Энергетической хартии понятие энергетических ресурсов ограничивает их исключительно природными ресурсами in situ. Это подтверждается, в частности, положениями пункта 3 указанной статьи, в котором закрепляется право каждого государства «решать, какие географические районы в пределах его Территории будут выделены для разведки и разработки его энергетических ресурсов…». В ДЭХ содержится также иной термин, относящийся к источникам энергии, — «Энергетические Материалы и Продукты» (далее — ЭМП), который означает позиции, включенные в приложение ЕМ к ДЭХ и взятые на основе Гармонизированной системы Совета таможенного сотрудничества и Комбинированной номенклатуры Европейских сообществ <20>. ЭМП представляют собой извлеченные из недр энергоносители, нефтепродукты, электроэнергию, топливную древесину и древесный уголь, с правовой точки зрения квалифицируемые как товары. Интересно отметить, что Гармонизированная система Совета таможенного сотрудничества (в настоящее время — Всемирная таможенная организация) и Комбинированная номенклатура Европейских сообществ являются документами, используемыми для целей, прежде всего таможенного оформления товаров при пересечении ими таможенных границ. ——————————— <20> Статья 1(4) Договора к Энергетической хартии.
Понятие «Энергетические Материалы и Продукты» служит основой для описания термина «Хозяйственной Деятельности в Энергетическом Секторе», который означает «хозяйственную деятельность, относящуюся к разведке, добыче, переработке, производству, хранению, транспортировке по суше, передаче, распределению, торговле, сбыту или продаже Энергетических Материалов и Продуктов… или относящуюся к подаче тепла многим потребителям» <21>. Кроме того, Заключительный акт Конференции по Европейской энергетической хартии содержит Понимание <22>, приводящее примеры видов деятельности, которые могут быть квалифицированы как Хозяйственная Деятельность в Энергетическом Секторе. ——————————— <21> Статья 1(5) Договора к Энергетической хартии. <22> Договор к Энергетической хартии и связанные с ним документы. Брюссель: Секретариат Энергетической хартии, 2004. С. 17 — 18.
При рассмотрении последнего из указанных терминов следует отметить, во-первых, полноту содержащегося в нем описания деятельности в энергетическом секторе. Указанная деятельность и общественные отношения, складывающиеся в процессе ее реализации, а также административного воздействия публичных органов на данную деятельность, являются основой для определения предмета регулирования норм энергетического права как такового. Во-вторых, можно указать на некую двойственность в понимании термина «Энергетические Материалы и Продукты». Как уже обозначено выше, в статье 18 ДЭХ речь идет о расположенных в недрах энергетических ресурсах, а приводимое в статье 1(4) понятие «Энергетические Материалы и Продукты» включает в себя уже добытые из недр нефть, природный газ, уголь, руды и концентраты. В то же время при определении хозяйственной деятельности говорится о «разведке и добыче Энергетических Материалов и Продуктов», хотя с учетом проводимого в ДЭХ разделения терминов логичнее было бы говорить о «разведке и добыче энергетических ресурсов». Конвенция ООН по морскому праву, устанавливая статус архипелажных вод и исключительной экономической зоны, оперирует такими понятиями, как «ресурсы недр» <23>, «природные ресурсы в недрах морского дна» <24>. Кроме того, в статье 56, регулирующей права, юрисдикцию и обязанности прибрежного государства в исключительной экономической зоне, содержится указание на суверенное право такого государства на «производство энергии путем использования воды, течений и ветра». ——————————— <23> Статья 49 Конвенции ООН по морскому праву. <24> Статья 56 Конвенции ООН по морскому праву.
В положениях Конвенции, посвященных континентальному шельфу, говорится об осуществлении суверенных прав прибрежного государства в целях разведки и разработки природных ресурсов. При этом уточняется, что «упомянутые в настоящей части (часть VI Конвенции ООН по морскому праву — «Континентальный шельф») природные ресурсы включают минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр». Статья 133 Конвенции, открывающая часть XI, регулирующую правовой режим международного района морского дна, содержит специфическое определение ресурсов, применяемое для целей данной части Конвенции. «Ресурсы» означают все твердые, жидкие или газообразные минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции, in situ в Районе на морском дне или в его недрах». При этом «ресурсы, когда они извлечены из Района, рассматриваются как «полезные ископаемые». Если применить приведенные выше положения Конвенции ООН по морскому праву к ископаемым видам топлива (прежде всего, нефти и природному газу), то очевидно, что данные энергоносители будут иметь правовой статус «ресурсов» или «ресурсов недр» до момента их добычи и извлечения на поверхность и статус «полезных ископаемых» — после. Кроме того, вода, течения и ветер упоминаются в качестве источника энергии, однако ресурсами не называются. Подобное разделение представляется вполне обоснованным с учетом специфики Конвенции, регулирующей, прежде всего, статус морских территорий и подводных пространств и полномочия государств в отношении данных пространств. Тем не менее представляется не совсем правильным давать данным терминам Конвенции ООН по морскому праву расширительное толкование, то есть переносить их содержание на объекты и явления, находящиеся за рамками ее регулирования. Заключенные в 1993 — 1994 годах между Правительством Российской Федерации и правительствами Казахстана <25>, Туркменистана <26>, Белоруссии <27> и Украины <28> Соглашения о сотрудничестве в развитии топливно-энергетических комплексов регулируют в ряду других вопросов отношения по поставкам топливно-энергетических ресурсов. Тем не менее содержание данного термина ни в одном из перечисленных договоров не раскрывается. Очевидно, однако, что речь идет об энергетических ресурсах, выступающих в качестве товаров, в том числе об уже добытых полезных ископаемых. ——————————— <25> Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Казахстан о сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов от 25 декабря 1993 г. // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». <26> Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Туркменистана о сотрудничестве в развитии топливно-энергетических комплексов от 15 сентября 1994 г. // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». <27> Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Беларусь о сотрудничестве в развитии топливно-энергетических комплексов от 1 сентября 1994 г. // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». <28> Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Украины о сотрудничестве в развитии топливно-энергетических комплексов от 7 сентября 1994 г. // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
Соглашение между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Корея о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетического комплекса <29> упоминает такие виды деятельности, как разведка, разработка, добыча, переработка и транспортировка топливно-энергетических ресурсов. В преамбуле Соглашения между Правительством Российской Федерации, правительством Республики Болгарии и правительством Греческой Республики о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас — Александруполис <30> фигурирует понятие «транспортировка углеводородов и других энергетических ресурсов». Приведенные примеры свидетельствуют о вариативности использования определений в различных международных договорах. ——————————— <29> Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о сотрудничестве в отраслях топливно-энергетического комплекса от 10 октября 2000 г. // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». <30> Соглашение между Правительством Российской Федерации, правительством Республики Болгарии и правительством Греческой Республики о сотрудничестве при сооружении и эксплуатации нефтепровода Бургас — Александруполис от 15 марта 2007 г. // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
Перечень топливно-энергетических ресурсов (хотя и не до конца исчерпывающий) содержится в приложении к Соглашению о совместной разработке топливно-энергетического баланса государств — членов Евразийского экономического сообщества <31>. Данный список включает в себя нефть, автомобильный бензин, дизельное топливо, топочный мазут, природный и попутный газ, уголь и электроэнергию. Неполнота перечня объясняется тем, что он приводится для целей составления совместного и национального топливно-энергетических балансов государств — членов ЕврАзЭС. Очевидно, что в этой связи он не включает в себя, к примеру, урановые и ториевые руды. ——————————— <31> Соглашение о совместной разработке топливно-энергетического баланса государств — членов Евразийского экономического сообщества от 27 сентября 2005 г. // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
Тем не менее само наличие подобного списка наименований важно с точки зрения установления содержания понятия «энергетические ресурсы» как синонима термина «топливно-энергетические ресурсы». Позиции данного перечня со всей очевидностью свидетельствуют, что энергетические ресурсы выходят за рамки только природных ресурсов. Также следует отметить, что в данном Соглашении составные термина «топливно-энергетические ресурсы» в значительной степени совпадают с перечнем Энергетических Материалов и Продуктов, приведенным в приложении ЕМ к Договору к Энергетической хартии.
Виды энергетических ресурсов
Существование различных трактовок понятия «энергетические ресурсы» и его соотношения с понятием «природные ресурсы» в международно-правовых актах и нормах внутреннего законодательства Российской Федерации свидетельствуют, с одной стороны, о сложности и многозначности данных понятий, а с другой — об их тесной связи. Проведенный анализ тем не менее позволяет выделить с правовой точки зрения основные виды энергетических ресурсов. К таковым относятся: 1. Природные энергетические ресурсы, включающие в себя энергетические ресурсы недр, энергию солнца, ветра, энергию водных потоков и т. д. 2. Производные энергетические ресурсы, представляющие собой добытые полезные ископаемые и продукты их переработки, электрическую и тепловую энергию. Данный вид энергетических ресурсов также подпадает под содержащееся в Договоре к Энергетической хартии определение Энергетических Материалов и Продуктов, поскольку обладает качествами товара для целей гражданского оборота. 3. Энергосбережение как своего рода «косвенный» энергетический ресурс. Как обоснованно отмечал А. Брэдбрук, «сэкономленная энергия так же эффективна в удовлетворении человеческих потребностей, как и энергия произведенная, и в этом смысле энергосбережение является эквивалентом использования первичных источников энергии» <32>. ——————————— <32> Bradbrook A. Energy Law as an Academic Discipline // Journal of Energy & Natural Resources Law. 1996. Vol. 14. P. 195.
Вся совокупность приведенных выше видов энергоресурсов является основой для определения общественных отношений в области энергетики и, как следствие, предмета регулирования энергетического права.
Предмет и метод энергетического права
Энергетическое право регулирует самые различные виды общественных отношений по поводу энергетических ресурсов. Для того чтобы их обозначить, необходимо обратиться к экономической характеристике энергетической отрасли экономики. При этом важно учитывать разнообразие видов источников энергии, поскольку те или иные аспекты деятельности могут быть актуальны для одних ресурсов и не представлять особой важности для других. К примеру, переработка и хранение имеют важное значение для нефтяного сектора, однако не столь актуальны в электроэнергетике. Для энергетических ресурсов недр определяющее значение имеет принадлежность права собственности на них, в то время как для энергии солнца или ветровой энергии такого вопроса возникнуть попросту не может. В качестве отправной точки при как можно более полном определении предмета энергетического права, на наш взгляд, можно взять уже приводившееся выше понятие «Хозяйственная Деятельность в Энергетическом Секторе» <33>, содержащееся в Договоре к Энергетической хартии. В приведенной формулировке охватывается практически вся производственная цепочка в энергетике. ——————————— <33> Хозяйственная Деятельность, относящаяся к разведке, добыче, переработке, производству, хранению, транспортировке по суше, передаче, распределению, торговле, сбыту или продаже Энергетических Материалов и Продуктов, или относящаяся к подаче тепла многим потребителям.
Полагаем, однако, что данное определение необходимо расширить за счет включения в него регулятивной деятельности публично-правовых образований, а также деятельности, связанной с инвестированием в энергетику. В самом деле, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, издаваемые ими нормативно-правовые акты и индивидуальные предписания имеют важное значение в связи с тем, что многие направления хозяйственной деятельности в области энергетики являются лицензируемыми, существенную роль играет налоговое и природоохранное регулирование. В связи с существенной капиталоемкостью энергетики инвестиции представляют ее ключевое звено. Кроме того, инвестиционная деятельность в данной отрасли экономики имеет ряд специфических особенностей и требует специального нормативного регулирования. Суммируя вышесказанное, можно говорить о том, что предметом энергетического права являются общественные отношения, складывающиеся в процессе хозяйственной, инвестиционной и регулятивной деятельности субъектов частного и публичного права, связанной с разведкой, добычей, производством, переработкой, хранением, транспортировкой, распределением, торговлей и потреблением энергетических ресурсов. Нормы энергетического права носят как императивный, так и диспозитивный характер. Исходя из этого, методом энергетического права является сочетание двух классических методов — административно-правового и гражданско-правового.
Энергетическое право в общей системе права
Важным представляется также определение места энергетического права в общей системе права. В качестве основного критерия выделения отраслей и институтов права выступает предмет правового регулирования <34>. «Отрасль права представляет собой обособленную совокупность юридических норм, институтов, регулирующих однородные общественные отношения. Она отражает более высокий уровень системообразующих связей, характеризуется определенной целостностью, автономностью» <35>. ——————————— <34> См., например: Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под ред. акад. В. С. Нерсесянца. М.: НОРМА, 2001. С. 329. <35> Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 317.
На наш взгляд, вряд ли можно говорить об обособленности и однородности общественных отношений, являющихся предметом энергетического права в том виде, в каком он определен выше. Уже само перечисление видов деятельности в энергетике свидетельствует о том, насколько различна их природа. Более того, вряд ли можно признать однородными отношения между частными лицами и публичными институтами, представляющие собой отношения власти и подчинения, и отношения между изначально равноправными участниками гражданского оборота. Порой представляется проблематичным четко выделить совокупность общественных отношений, а как следствие, и совокупность правовых норм, непосредственно относящихся к энергетике и не затрагивающих иные сферы экономики. Тем не менее ряд исследователей рассматривают энергетическое право как отдельную отрасль законодательства. Так, например, П. Г. Лахно отмечает: «…энергетическое законодательство Российской Федерации необходимо рассматривать в качестве интегрированной комплексной отрасли законодательства, где предмет регулирования разнороден и включает в себя элементы других отраслей, не говоря уже о юридических режимах, методах и механизме правового регулирования» <36>. Можно согласиться с тем, что энергетическое право включает элементы различных отраслей права и разнородные механизмы правового регулирования. В приведенном определении, однако, не указывается, что представляет собой интегрированная комплексная отрасль законодательства и каковы ее отличительные особенности. Также не совсем очевидно, каким образом можно относить к одной отрасли права или законодательства правовые предписания с разнородным предметом регулирования <**>. ——————————— <36> Лахно П. Г. Энергия, энергетика и право // Энергетическое право. 2006. N 1. <**> О комплексных отраслях права и законодательства см.: Предпринимательское право Российской Федерации: Классический университетский учебник / Под. ред. Е. Л. Губина, П. Г. Лахно. М., 2005. С. 41 — 44.
Более того, отношения в области энергетики, как показано выше, регулируются нормами не только национального законодательства, но и международно-правовыми актами. Таким образом, энергетическое право, взятое в своей совокупности, носит полисистемный характер, поскольку национальное и международное право суть различные системы права. В указанной связи не представляется обоснованной характеристика энергетического права как отдельной отрасли права. Как отмечает академик В. С. Нерсесянц, «разделение права на отрасли, институты, иные структурные элементы по предмету и методу регулирования представляет собой основную, главную юридическую структуру предметной дифференциации права и законодательства» <37>. Тем не менее данный критерий выделения элементов правовой системы не является единственным. «…В юридической науке и практике наряду с дифференциацией правовых норм по отраслям и институтам права прочно сложились такие комплексы и массивы правовых норм, как морское, сельскохозяйственное право… В таких комплексных объединениях правовых норм главным является не выделение особых, юридически дифференцированных отраслей права, а, наоборот, интеграция специальных для той или иной сферы деятельности общества (отрасли хозяйства, управления, культуры, образования, здравоохранения и т. п.) разнородных норм права, т. е. норм, различных по юридически первоначальной дифференциации права и законодательства» <38>. Подобные совокупности правовых норм также носят наименование комплексных образований в системе законодательства <39>. ——————————— <37> Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под ред. акад. В. С. Нерсесянца. М.: НОРМА, 2001. С. 329. <38> Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под ред. акад. В. С. Нерсесянца. М.: НОРМА, 2001. С. 329 — 330. <39> Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. С. 319.
Какое из приведенных определений мы бы ни использовали, очевидно, что энергетическое право как раз следует относить к подобным совокупностям правовых норм. В энергетическое право как комплекс правовых норм входят институты и нормы таких отраслей права, как административное, гражданское, экологическое и налоговое, а также отдельные предписания конституционного и уголовного права. Кроме того, в состав энергетического права включаются предписания международно-правовых актов, то есть нормы отдельной системы права — международного права. Таким образом, энергетическое право можно определить как комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе хозяйственной, инвестиционной и регулятивной деятельности субъектов частного и публичного права, связанной с разведкой, добычей, производством, переработкой, хранением, транспортировкой, распределением, торговлей и потреблением энергетических ресурсов <***>. ——————————— <***> При подобном понимании предмета энергетического права, к сожалению, в нем не находится место энергии, энергетическим услугам (в свете, тепле, работе различных механизмов и т. п.). «Весь мир потребляет не просто нефть, газ или уголь, а услуги, которые создаются в различных отраслях, продающих определенные виды топлива, выработанные им из добытого ими сырья».
——————————————————————