Осмотр места дорожно-транспортного происшествия

(Гамзиков А. Г.)

(«Транспортное право», 2009, N 3)

ОСМОТР МЕСТА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

А. Г. ГАМЗИКОВ

Гамзиков А. Г., юрист, соискатель кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского государственного индустриального университета муниципального унитарного предприятия ЖКХ (следователь СО при 10-м УВД МВД России).

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) являются одним из наиболее распространенных видов правонарушений, в результате которых погибает и получает травмы большое количество граждан. Организация расследования по делам этой категории строится в тесном взаимодействии следователя с экспертами-криминалистами и работниками других служб. Оперативное и качественное расследование этих преступлений имеет свои специфические особенности, которые объясняются в известной мере неожиданностью и быстротечностью событий, сопровождающихся движением в транспортном потоке, сложными условиями, затрудняющими восприятие события свидетелями, потерпевшими.

Первоначальными следственными действиями по этим делам являются:

— осмотр места происшествия;

— осмотр транспортных средств;

— розыск и задержание транспортных средств и водителей, скрывшихся с мест происшествия;

— допрос потерпевших, свидетелей и водителей;

— освидетельствование водителя.

В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия последовательность первоначальных следственных действий может быть различной, но осмотр места происшествия, как правило, предшествует всем остальным. Местом дорожно-транспортного происшествия чаще всего является проезжая часть дороги (улица, шоссе), где при быстро меняющейся обстановке сложно сохранить в неизмененном виде первоначальную обстановку. Иногда бывает невозможно в этих целях оградить место происшествия и направить поток транспорта в объезд, а если это и удается, то только в пределах минимального отрезка времени. Поэтому осмотр проводится оперативно, без расчета на повторный осмотр, т. к. очевидно, что после восстановления движения все следы и вещественные доказательства, не попавшие в поле зрения при первом осмотре, будут уничтожены потоком транспорта и пешеходов.

При ДТП требуется сначала осмотреть прилегающий дорожный участок, а потом само место происшествия, т. е. осмотр ведется от периферии к центру. Потому что следы и иные вещественные доказательства, находящиеся на дороге, могут быть уничтожены быстрее, чем находящиеся непосредственно на месте происшествия. Таким образом, сохранность обстановки на месте ДТП относительна. Потерпевшие к моменту прибытия следователя обычно отсутствуют, нередко транспортные средства перемещаются с проезжей части дороги на обочину, например, для спасения находящихся под ними или в них людей, с этой целью могут разбиваться стекла, двери. Учитывая специфику ДТП лица, которые первыми прибыли на место (чаще всего это инспекторы ГАИ), обязаны выполнить действия, направленные на сохранение следов происшествия. Если пострадавшего необходимо увезти для оказания медицинской помощи, то место его нахождения нужно отметить контуром (мелом, кирпичом) на поверхности дороги. В случае перемещения транспортных средств их первоначальное положение помечается таким же образом. Особое внимание должна привлечь фиксация тормозного пути, от его начальной до конечной точки. По прибытии на место происшествия эксперт-криминалист оказывает следователю помощь в определении границ осмотра. Место ДТП может иметь значительную протяженность, и нельзя допускать его неоправданное сужение до пределов, в которых находятся пострадавший или транспортные средства, причастные к происшествию. Существенную информацию может дать не только место нахождения основных объектов, но и прилегающая к ним территория. Здесь целесообразен линейный (фронтальный) способ осмотра в обе стороны от места нахождения основных объектов. При этом осматривается не только проезжая часть дороги, но и ее обочины с целью обнаружения следов и объектов, которые могут быть связаны с ДТП. Лишь убедившись, что следов нет, можно ограничить зону осмотра.

Следственная ситуация на месте ДТП определяется в зависимости от того, находится ли транспортное средство, участвовавшее в происшествии, на месте, или водитель скрылся на транспортном средстве, здесь внимание сосредоточивается на обнаружении, фиксации и изучении следов, которые позволят разыскать скрывшееся транспортное средство.

В ходе осмотра проезжей части нужно отметить, а затем указать в протоколе наличие дорожных знаков, светофоров и других средств регулирования уличного движения, особенности пути (поворот, уклон и др.).

В протоколе приводятся результаты измерений, которые играют особо важную роль.

Протокол осмотра дополняется фотоснимками. В ряде случаев целесообразно применить стереофотосъемку, а также цветную фотографию.

Осмотр транспортных средств производится с целью: определить вид транспорта и его техническое состояние; обнаружить на транспортном средстве различные вещественные доказательства (кровь, волосы, части одежды потерпевшего, стекла и пр.). Если транспорт находится на месте происшествия, его осмотр является частью осмотра места происшествия. В случаях, когда аварийные машины убраны с места происшествия, они осматриваются отдельно.

Деятельность специалиста при осмотре места происшествия и транспортного средства соединяет в себе консультации и техническую помощь. Специальные познания используются при осмотре дорожного покрытия, прилегающих к дороге участков, предметов окружающей обстановки, транспортных средств, одежды и обуви потерпевших.

Участие эксперта-криминалиста в осмотре начинается на подготовительном этапе. Получив сообщение о ДТП, специалист выясняет характер события и решает, какие научно-технические, поисковые вспомогательные средства могут ему понадобиться, а также обеспечивает их исправность и готовность к применению.

По приглашению следователя эксперт-криминалист принимает участие в обсуждении тактики осмотра, высказывает предложения о целесообразности использования различных научно-технических средств или привлечения к осмотру других специалистов, обладающих познаниями в определенных отраслях знаний (биология, химия, физика и др.). Следователь и эксперт в процессе осмотра строят модель события ДТП и выдвигают наиболее вероятные версии о его механизме. Эксперт-криминалист оказывает помощь в тщательной и объективной фиксации дорожной обстановки при осмотре места происшествия, что является гарантией качественного расследования дела. Важное значение приобретают действия, направленные на выявление имеющихся технических повреждений и следов взаимодействия на автотранспортных средствах, чтобы составить достоверную картину механизма наезда или столкновения. При столкновении транспортных средств между собой, а также с отдельными предметами и объектами каждое из них является не только следообразующей, но и следовоспринимающей поверхностью, изучение таких объектов производится во взаимосвязи. Любая царапина, деформация или сдвиг металла являются источником информации о происшествии. Поэтому каждое транспортное средство подвергается тщательному осмотру, и если для этого нет условий непосредственно на месте происшествия, то можно осмотр повторить в более благоприятных условиях. Необходимо тщательным образом выявить следы взаимодействия (контакт объектов) в процессе происшествия:

— транспортного средства и человека;

— транспортного средства;

— с предметами дорожной обстановки, при заносе и опрокидывании;

— транспортных средств между собой и с человеком.

При исследовании следов взаимодействия специалист-криминалист может оказать помощь в установлении таких обстоятельств расследуемого события, как:

— количество объектов, взаимодействующих (контактирующих) в процессе происшествия;

— характер и исправление движения объектов непосредственно перед контактом: какой из них находился в состоянии покоя, какой в движении;

— механизм взаимодействия объектов.

Идентификационную значимость зачастую имеет весь комплекс повреждений и следов, отобразившихся на всех объектах, взятых в их взаимосвязи и взаимообусловленности, определяемой путем анализа сложившейся ситуации.

В процессе взаимодействия транспортных средств чаще всего деформируются внешние детали, поэтому конечное состояние этих деталей после взаимодействия не соответствует их первоначальному состоянию. Сохранение следов, оставшихся на месте ДТП, как уже отмечалось выше, приобретает важное значение. Поэтому специалист, уяснив обстановку, намечает план своих действий: уточняет границы, последовательность осмотра по обнаружению, фиксации и изъятию следов и вещественных доказательств, а после согласования со следователем приступает к его реализации, что должно увязываться с общим порядком осмотра.

На месте ДТП специалист производит фотографирование, кино — или видеосъемку, при этом технические особенности (выбор дистанции масштабных мер, ракурса, освещения и т. д.) определяются специалистом. Вначале, до внесения изменения в обстановку, специалист производит ориентирующую (метод — линейная или круговая панорама) и обзорную фотосъемки.

Линейную панорамную съемку желательно производить с обеих сторон дороги. Способом линейной панорамы фотографируются и следы значительной протяженности. При обзорной съемке целесообразно использовать метод перекрестного фотографирования — с четырех сторон так, чтобы было отчетливо видно взаиморасположение автотранспортных средств и иных объектов. Если на месте ДТП находится труп, желательно найти возможность для фотосъемки участка дороги сверху. Необходимо, чтобы на обзорных и узловых снимках имелось отображение одного и того же предмета-ориентира для использования в дальнейшем при изучении обстановки места происшествия по снимкам.

При выполнении детальной (масштабной) съемки добиваются, чтобы повреждения и следы взаимодействия отображались так, чтобы можно было судить не только об их форме и размерах, но и о локальных особенностях. Естественно, что условия съемок на месте происшествия хуже лабораторных, но откладывать съемку не следует, так как возможны скоротечные изменения следа при транспортировке или от погодных условий.

Следы взаимодействия весьма разнообразны. В случае наезда на человека следами взаимодействия являются волокна одежды потерпевшего на деталях транспорта, частицы тканей человеческого тела (волосы, кровь и т. д.), вмятины на кузове, на капоте, облицовке, а также следы шин на одежде и теле потерпевшего и др. При наезде транспорта на предметы дорожной обстановки остаются следы наслоения краски автомобиля, осколки стекла, частицы древесины и др. После фотосъемки следов взаимодействия желательно изъять участки объекта, на которых они обнаружены. Если это невозможно сделать, то с объемных следов целесообразно изготовить слепки (гипсовые, полимерные) или изъять частицы вещества.

Практика показала, что применение видеозаписи (киносъемки) места ДТП позволяет ускорить осмотр и устранить последствия происшествия, быстрее освободить проезжую часть дороги и восстановить движение. Кроме того, видеозапись (киносъемка) облегчает описание результатов осмотра, связанного с использованием специальной терминологии.

Значительную помощь эксперт-криминалист оказывает следователю по обнаружению, изъятию, фиксации и предварительному исследованию микроследов, которые нередко становятся единственными источниками информации при решении вопроса о лице, управлявшем транспортным средством в момент ДТП, или о транспорте, его совершившем.

На дорожном покрытии специалист может обнаружить частицы краски, резины, стекла, смазки, части и детали транспортных средств, столкновение которых имело место. Аналогичные микроследы могут быть обнаружены и при наезде транспортного средства на препятствие или столкновении транспортных средств.

Для решения вопроса о лице, управлявшем транспортным средством, большую помощь могут оказать следы рук на руле, потожировые отложения, изъятые со спинки сиденья водителя, слюна на окурке, изъятом в кабине, и т. п. В процессе осмотра специалист обращает внимание следователя на следы и объекты, изучение которых поможет установить механизмы ДТП, определить направление движения транспортных средств и людей, вид скрывшегося транспортного средства и возможные повреждения на нем, которые облегчат его розыск.

Специалисту, участвующему в осмотре места происшествия, предоставляется право предварительного исследования материальных следов и других улик, что может оказать существенную помощь в раскрытии преступления и розыске транспортных средств и лиц, скрывшихся с места ДТП.

При проведении предварительных исследований могут применяться передвижные криминалистические лаборатории, оснащенные техническими средствами, обеспечивающие сохранность исследуемых объектов, следов. При производстве таких исследований специалисты используют приемы сопоставления, совмещения, наложения и др.

Особое внимание следует уделять поиску и предварительному исследованию частиц лакокрасочных материалов и покрытий автотранспортных средств. Их можно обнаружить на дорожном покрытии, одежде потерпевшего, транспортных средствах и преградах, поврежденных при столкновении. Исследование частиц позволяет установить: являются ли обнаруженные на месте происшествия частицы лакокрасочным покрытием автомобиля; какого цвета был автомобиль; подвергался ли он ремонтной окраске; какому типу (марке) автомобиля могли принадлежать найденные частицы лакокрасочного покрытия.

А место их обнаружения позволяет выдвигать версии о механизме автотранспортного происшествия. Составляя протокол осмотра, специалист оказывает помощь в описании признаков следов, сообщая сведения о том, какие средства применялись для выявления следов, способы их изъятия (вместе с предметом или его частью, слепком и т. д.); местонахождение следов (предмет, на котором след обнаружен, характер его поверхности); количество следов, их вид, форма, размер, индивидуальные особенности.

Особенно необходима помощь специалиста в выявлении, замерах и фиксации следов транспорта (следы протектора или «юза», их размеры, рисунок и особенности протектора; установление радиуса поворота или угла уклона дорожного покрытия и другие характеристики, важные для определения в дальнейшем скорости и направления движения транспортных средств).

После фотографирования следов и описания их в протоколе специалист-криминалист, если это требуется, приступает к получению копий (моделей) со следов, обнаруженных на месте происшествия.

Заключительный этап работы специалиста — упаковка изъятых с места происшествия следов, слепков и других вещественных доказательств. Участие специалиста в осмотре и результаты его работы отражаются в протоколе, составленном следователем.

Если ДТП произошло в темное время суток, то проводится следственный эксперимент по определению видимости в темное время суток.

Литература

1. Белкин Р. С. Криминалистика. М., 1998.

2. Иларионов В. А. Дорожно-транспортная экспертиза. М., 1999.

3. Коновалов Е. Ф. Криминалистика. Ч. 1 и 2. М., 1996.

4. Яблокова Н. П. Криминалистика. М.: БЕК, 1995.

——————————————————————