Применение специальных знаний при анализе и установлении причинно-следственных связей механизма ДТП

(Хачатрян Э. Г.) («Российский следователь», 2008, N 1)

ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ И УСТАНОВЛЕНИИ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ МЕХАНИЗМА ДТП

Э. Г. ХАЧАТРЯН

Хачатрян Э. Г., аспирант кафедры криминалистики и правовой информатики Кубанского государственного университета.

Проведение исследования механизма ДТП имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой указанного вида криминальных событий и их расследования. В событии ДТП находят свое проявление законы механики движения, закономерности работы механизмов и узлов транспортного средства (далее — ТС), психофизиологические закономерности восприятия и реагирования водителя на опасность, возникающую при различных дорожно-транспортных ситуациях. Изложенные законы и закономерности составляют существо процессов аварийного взаимодействия в событии ДТП. Поэтому механизм ДТП определяется как совокупность промежуточных процессов, которые, взаимодействуя между собой, формируют процесс развития ДТП и определяют его последствия. Данное определение механизма ДТП в большей степени относится к технической стороне, хотя этот механизм относится к криминальным событиям и используется в методике экспертного исследования указанного вида преступления. В соответствии с задачами настоящего исследования в качестве актуального направления выбрана разработка положений экспертного анализа механизма ДТП как специфического отображения предмета доказывания, его криминалистической модели, конкретизирующего его правовую модель и интегрирующего ее в виде, приближенном к специфике выделенной категории преступлений. Проведение исследований механизма ДТП имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой указанного вида криминальных событий и их расследования. К ним, в частности, относятся следующие: — активная роль экспертизы в исследовании ДТП вытекает из того, что этот вид преступления является преимущественно техническим видом; при его расследовании большой объем принадлежит обстоятельствам, характеризующим объективную сторону преступления, практически полностью устанавливаемым в результате проведения экспертных исследований; — фактические данные о механизме ДТП, как правило, являются количественной характеристикой тех или иных объектов, процессов, образовавших взаимодействующую систему. К ним относятся данные о движении ТС или пешехода, месте нахождения ТС и т. д. В литературе механизм ДТП подразделяют на три фазы. 1. Начальная стадия события. На этом этапе рассматривается взаиморасположение участников движения, их место нахождения и действия в момент возникновения опасной ситуации. 2. Кульминационная стадия. На этом этапе рассматривается положение участников движения и транспортных средств в момент столкновения. 3. Финальная стадия происшествия. На этом этапе рассматривается положение участников движения и транспортных средств после происшествия <1>. ——————————— <1> См.: Глистин В. К., Воровских Б. Е. Классификация и методика расследования. Л., 1969. С. 21.

Приведенный выше структурный анализ механизма ДТП является рациональным и компактным, но авторы в данном случае ограничили анализ механизма аварийного события фактом возникновения опасности и актом причинения вреда. Раздел кульминационной и финальной стадий происшествия, на наш взгляд, не может серьезным образом влиять на практику расследования, поскольку все происходит с момента соприкосновения транспортного средства с препятствием, которое лежит за пределами непосредственной причины аварии и волевых действий, связанных с нарушением правил безопасности движения. Таким образом, с этих позиций криминалистический анализ механизма транспортного происшествия и причинение вреда полностью укладываются в рамки причины и следствия. Поэтому для совершенствования расследования и доказывания хода события происшествия необходим детальный анализ механизма ДТП, который целесообразно дифференцировать на несколько основных стадий развития опасного события. Схематически это будет выглядеть следующим образом.

t ФСНБД \ \

ВОС ОРВ АС СП ПП

/ p /

Рисунок 1

— Возникновение опасной ситуации (ВОС). — Ответная реакция водителя (ОРВ). — Аварийная ситуация (АС). — Событие происшествия (СП). — Последствия происшествия (финальная стадия) (ПП). — Факторы, способствующие нарушению безопасности движения (ФСНБД).

Рассматривая схему и анализируя конкретное ДТП, можно сделать вывод, что некоторые стадии развития опасного события могут меняться местами. Так, например, в одних случаях исходная стадия возникновения опасной ситуации (ВОС) сразу же может быть в виде аварийной ситуации (АО) в управляемой и неуправляемой фазах транспортного средства. Все зависит от конкретной реальной ситуации, возможности водителя предотвратить опасную ситуацию, угрожающую происшествием. В каждой стадии развитие аварийного события зависит от интенсивности и характера возникающих факторов, способствующих нарушению безопасности движения (ФСНБД). Время (t) и пространство (p), необходимые для адекватного, сопоставимого с угрозой наступления аварийной обстановки и ответного реагирования водителя в системе ВАДС. Рассматривая вопросы исследования механизма ДТП, М. Н. Залиховский считает, что главным для исследования является возможность изучения события ДТП как единого целого, системы, состоящей из взаимосвязанных элементов и с учетом решаемых задач, выделение некоторой подсистемы с целью ее более глубокого изучения <2>. ——————————— <2> См.: Залиховский М. И. Экспертная реконструкция механизма ДТП по его следам: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.: ВНИИСЭ, 1992. С. 23.

Касаясь элементов указанной системы, следует отметить, что при расследовании и судебном разбирательстве дел о ДТП наиболее часто возникает необходимость установить обстоятельства, характеризующие техническую сторону механизма ДТП, вытекающие из материального субстрата, структуры (устройства, строения) или функции ТС (его механизмов, устройств). Познавательными аспектами исследования механизма ДТП являются установление материальных объектов, взаимодействие которых определенным образом связано с расследуемым событием, и определение связей установленных объектов между собой и с обстоятельствами ДТП. Исследования эксперта, специализирующегося в области экспертизы по делам о ДТП, базирующиеся на анализе механизма следообразования, по своей методологической направленности близко примыкают к криминалистическим исследованиям. Однако отмеченная общность не означает, что эти исследования сходны по своему характеру. Задачи и предмет исследования в автотехнической экспертизе, разумеется, отличаются от задач предмета исследования в криминалистической экспертизе, что, естественно, обусловливает и различает характер проводимых при этом исследований <3>. ——————————— <3> См.: Романов Н. С. Теоретические доказательственные вопросы судебной автотехнической экспертизы. Киев: РИО МВД УССР, 1968. С. 68.

Многообразие вариантов возникновения следов при ДТП, их различный характер, равно как и различие заложенной в них информации, с очевидностью свидетельствуют о необходимости их классификации. В наиболее общей форме следы ДТП подразделяются на: 1) следы с места происшествия; 2) следы и повреждения на ТС; 3) следы на одежде потерпевших от ДТП; 4) следы на теле пострадавшего. Модель экспертного исследования всего многообразия следов ДТП в их взаимосвязи и взаимообусловленности весьма далека от ее практической реализации. Определяющим фактором при этом является быстротечность события ДТП и невозможность сохранения части следов в неизменном состоянии. Поэтому решающее значение имеет сохранение информативности следов, их своевременный осмотр, фиксация, изъятие, изучение. В связи с изложенным и особенностью осмотра места ДТП возникает необходимость в проведении экспертизы на месте происшествия. Эта идея возникла в начале 70-х годов, сначала ее рассматривали применительно к трасологической экспертизе, а позже в широком аспекте <4>. ——————————— <4> См.: Морозов Л. Н. О возможностях трасологической экспертизы на месте происшествия // Материалы Всерос. науч. конф. раб. орг. милиции. М., 1964. С. 179 — 181.

По мнению. Б. М. Комаринца, экспертиза на месте преступления должна проводиться в случаях, когда: 1) для разрешения вопросов, стоящих перед ней, важно исследовать не только отдельные вещественные доказательства, но и обстановку на месте происшествия; 2) для ее успеха нужно исследовать взаимосвязь между следами на различных предметах, имеющихся на месте происшествия; 3) вещественные доказательства со следами преступления или преступника не могут быть доставлены с места происшествия в экспертное учреждение из-за громоздкости или вследствие опасности искажения или порчи следов при транспортировке.

——————————————————————