Уголовно-процессуальная самостоятельность следователя в свете требований нового УПК Республики Таджикистан
(Мухиддинов А. А.) («Российский следователь», 2012, N 4)
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СЛЕДОВАТЕЛЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ НОВОГО УПК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН <*>
А. А. МУХИДДИНОВ
——————————— <*> Mukhiddinov A. A. Criminal-procedure independence of investigator in light of requirements of new Criminal Procedure Code of the Republic of Tadzikistan.
Мухиддинов Алишер Абдувахидович, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминалистики юридического факультета Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики, кандидат юридических наук.
В данной статье автор рассматривает некоторые вопросы, касающиеся уголовно-процессуальной самостоятельности следователя в свете требований нового УПК Республики Таджикистан.
Ключевые слова: следователь, процессуальная самостоятельность, судья, прокурор, процессуальные решения следователя, следственный комитет.
The author of the present article considers certain issues related to criminal-procedure independence of investigator in light of requirements of new Criminal Procedure Code of the Republic of Tadzhikistan.
Key words: investigator, procedural independence, judge, procedural decisions of investigator, investigation committee.
Среди многих проблем организации предварительного следствия и деятельности следователя одно из главных мест занимает, безусловно, вопрос о процессуальной самостоятельности следователя. Обеспечение процессуальной самостоятельности следователя независимо от его ведомственной принадлежности является важным условием, отражающим инициативу и ответственность следователя в досудебном производстве и стержнем успешного выполнения им своих процессуальных задач. Процессуальная самостоятельность следователя является одним из ключевых факторов, определяющих уголовно-процессуальный статус следователя. Следователь наряду с иными субъектами уголовного процесса (дознавателя, прокурора и судьи) оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием. Следует отметить, что обеспечение процессуальной самостоятельности следователя является одним из факторов, обеспечивающих эффективность осуществления предварительного следствия, обеспечения законного и обоснованного расследования дела. Как справедливо отмечает В. Д. Дармаева, следователь должен быть самостоятельным в своих решениях и действиях, быть готовым к принятию ответственных и властных решений, а также отвечать за их результаты <1>. Наделение следователя самостоятельностью в решении разнообразных вопросов в ходе предварительного расследования — это необходимое условие выполнения возлагаемых на него обязанностей. ——————————— <1> Дармаева В. Д. Следователь в уголовном судопроизводстве. М., 2007. С. 95.
К сожалению, нарушение принципа процессуальной самостоятельности нередко допускается и самими следователями. Не имея собственного твердого убеждения, некоторые следователи безоговорочно выполняют указания прокурора, следственных или оперативных начальников, целиком полагаясь на их авторитет. Иные следователи настолько привыкают к опеке, что каждое ответственное решение стараются согласовать с непосредственным начальником или прокурором. Такая позиция следователей, как отмечает Б. Я. Гаврилов, есть не что иное, как обратная сторона нарушения принципа процессуальной самостоятельности <2>. ——————————— <2> Гаврилов Б. Я. О процессуальной самостоятельности следователя: история, реальное состояние, перспективы развития // Право и политика. 2001. N 2. С. 92.
Обеспечение быстрого и полного раскрытия преступления, полноты, всесторонности и объективности расследования требует от следователя проявления инициативы. Одним из необходимых условий эффективности работы следователей является предоставление им процессуальной самостоятельности и ее правовых гарантий <3>. ——————————— <3> Мухиддинов А. А. Обеспечение процессуальной самостоятельности следователя // Вестник Ташкентского государственного института. Ташкент, 2007. N 6. С. 82.
Проводимая в настоящее время в Таджикистане судебно-правовая реформа прежде всего направлена на улучшение качества работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью, введение в правовой оборот новых для нашего судопроизводства институтов, т. е. установление судебного контроля за предварительным следствием, в частности получение судебного разрешения на производство некоторых следственных действий и порядок избрания мер принуждения и т. д.; более гуманное отношение к лицу, попавшему в сферу уголовно-процессуальных отношений. Успех борьбы с преступностью в существенной мере определяется тем, насколько быстро и полно будет раскрыто каждое преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении. Правильное решение следователем вопросов, входящих в предмет доказывания по каждому уголовному делу, во многом предопределяет законность и справедливость судебного приговора. Следователь в первую очередь выявляет событие преступления, доказывает виновность лица в его совершении, определяет юридическую оценку преступления, характер и размер причиненного преступлением ущерба и т. д. Раскрытие и расследование преступлений, изобличение виновных, восстановление доброго имени человека составляет сущность работы следователя. От его профессиональных навыков, настойчивости и оперативности, инициативы и самоотверженности во многом зависит исход дела <4>. ——————————— <4> Мухиддинов А. А. Процессуальное положение следователя в уголовном процессе (на материалах Республики Таджикистан). Ташкент, 2009. С. 4.
В сфере уголовного судопроизводства в последние годы в Таджикистане большое внимание уделяется проблеме независимости одного из основных субъектов — судьи, что позволило создать достаточно полноценный правовой институт. Судья исследует результаты деятельности следователя и выносит свое решение — приговор, исходя из собранных следователем доказательств. Поэтому совершенно справедливым является мнение о том, что независимость суда не будет достаточно прочной, если не будет обеспечена независимость органов, содействующих правосудию <5>. ——————————— <5> Смирнов А. В. Эволюция исторической формы советского уголовного процесса и предварительное расследование // Советское государство и право. М., 1990. N 12. С. 57 — 63; Кудинов Л. Д. Независимость как основа уголовно-процессуального положения следователя в правовом государстве // Формирование правового государства и вопросы предварительного следствия: Тезисы доклада российской конференции. Волгоград: ВСИ МВД РФ, 1992. С. 82; Деришев Ю. В. Оптимизация досудебного производства в уголовном процессе России: Дис. … к. ю.н. Омск: ОИ МВД РФ, 1998. С. 3.
Как справедливо отмечает В. Рохлин, «следователь во многом должность равнозначная должности судьи. Без доброкачественных, полных, на основании и в соответствии с законом собранных материалов суд не сможет осуществлять правосудие и принять законное и обоснованное, справедливое решение. Такие материалы дает следователь в результате проведенного предварительного следствия. Но если посмотреть на положение судьи и следователя, то в глаза бросается явное несоответствие их обеспеченности в выполнении обязанностей. У судьи помощник, секретарь суда и судебного заседания, исполнение его решения и безопасность работы обеспечивают приставы. А у следователя? Решения судьи обязательны для исполнения. А решения следователя? Как и кем они обеспечиваются?!» <6>. ——————————— <6> Рохлин В. Следователь: положение и полномочия // Законность. 2005. N 10. С. 22.
Вообще в борьбе с преступностью следователю принадлежит определяющая роль. Основную массу черновой работы в уголовном процессе выполняет именно следователь. Ради справедливости надо отметить, что нынешняя ситуация, в которой находится следователь, на наш взгляд, нуждается в преобразовании. Прежде всего это обусловливается потерей престижности этой профессии, недостаточным материально-техническим обеспечением, низкой заработной платой, практическим необеспечением процессуальной самостоятельности следователя и рядом других факторов. В борьбе с преступностью следователь находится в первых рядах этого фронта, и ему приходится часто сталкиваться с преступниками и с теми условиями, которые заставляют возбуждать уголовное дело. И с этого момента он несет ответственность. Но у нас положение сложилось так, что в ходе развития уголовно-процессуальной науки и законодательства получилось так, что следователь загнан в такой тупик, что он практически все решения должен согласовывать с прокурором, с начальником следственного отдела, судьей. Это положение, на наш взгляд, значительно ущемляет и ограничивает процессуальную самостоятельность и независимость следователя в принятии наиболее важных процессуальных решений. Мы должны сделать так, чтобы следователь по возможности имел более широкую самостоятельность, свое мнение и работал так, как предписано ему законом, а не так, как ему диктуют. По действующему УПК РТ в большинстве случаев следователь не может принять решение самостоятельно и реализовать свои полномочия, без согласия на то прокурора. Так, следователь, обосновывая в постановлении свои выводы о применении меры пресечения — заключения под стражу, в соответствии с ч. 2 ст. 111 УПК РТ, сначала должен получить согласие прокурора, а затем представить суду соответствующее ходатайство (с сопроводительным письмом, подписанным прокурором). Аналогичное правило установлено для получения разрешения суда на производство обыска, выемки (п. 6 ст. 192 УПК РТ), домашнего ареста (ч. 3 ст. 110 УПК РТ); временное отстранение от должности (ч. 2 ст. 114 УПК РТ), наложение ареста на имущества (ч. 2 ст. 116 УПК РТ), почтово-телеграфной корреспонденции (ч. 4 ст. 195 УПК РТ) и др. Прокурор перед изложением своего согласия должен оценить законность и обоснованность проведения такого рода процессуальных действий, законность получения и использования доказательственной информации в ходе дальнейшего расследования. Суд же не вправе без согласия прокурора не только решить вопрос по существу, но даже принять к рассмотрению ходатайство следователя. Плохо, когда человек работает под диктовку, под указания. И в то же время у нас по многим вопросам страдает сам прокурорский надзор. Лучше бы сделать хороший надзор и повысить качество этого надзора, чем руководить следствием. Очень часто следователи лучше знают, как расследовать, какие бывают тонкости, чем прокурор. Прокурор все-таки не занимается расследованиями постоянно. Так что по логике мы должны думать о том, чтобы следователю дать больше самостоятельности, больше работы. Анализ норм уголовно-процессуального законодательства стран ЕЭС наглядно показывает, что следователю на получение санкции суда на арест, обыск, наложение ареста на имущества, прослушивание и запись телефонных переговоров не требуется получение предварительного согласия прокурора, что значительно облегчает работу следователя в этом направлении. Сам следователь, оперативный работник или полисмен непосредственно обращаются к суду, чтобы ему было разрешено произвести обыск, арест и т. д. В целях обеспечения процессуальной самостоятельности следователя, облегчить его работу, повысить его статус, мы полагаем, что законодатель должен идти по курсу законодательства стран ЕЭС. Надо идти к тому, чтобы следователь имел реальную самостоятельность, не был ограничен в своих действиях и принимаемых процессуальных решениях. Проведенный анализ деятельности следственных аппаратов показывает, что имеющиеся недостатки в настоящее время обусловливаются существованием ряда причин, к которым можно отнести низкую деловую квалификацию некоторых следователей, недостаточный уровень руководства следственной работой и оказания практической помощи со стороны начальников следственного органа и вышестоящих органов этой структуры. С другой стороны, на качество расследования также влияет недостаточный уровень научных исследований в области уголовного права и процесса, криминалистики, оперативно-розыскной деятельности, пробелы в нормах законов, кодексов, а также отсутствие комментария к Уголовно-процессуальному кодексу Республики Таджикистан. Процессуальная самостоятельность следователя обусловлена прежде всего тем, что он несет полную ответственность за законное и своевременное проведение предварительного следствия. Она необходима для оценки следователем собранных доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности. Оценка доказательств не по внутреннему убеждению, а по указанию каких-либо других органов или лиц может повлечь за собой принятие незаконных решений. Процессуальная самостоятельность следователя — полномочия, защищающие внутреннее убеждение следователя и позволяющие следователю настаивать на собственном мнении. Тем не менее следователи состоят в следственных подразделениях различных ведомств, а значит, за ними осуществляется и процессуальный, и административный контроль. Так, в органах прокуратуры прокурор — не только орган надзора, но и руководитель в административном порядке. Он назначает следователя на должность, освобождает от нее, налагает дисциплинарные взыскания. К тому же он вправе проводить любые следственные действия и принять к своему производству любое уголовное дело. Практика свидетельствует о том, что следователи, находясь в административном подчинении прокуроров, крайне редко пользуются своим правом обжалования указаний прокурора. Аналогично процессуальное положение следователя в органах внутренних дел. Начальники органов внутренних дел вправе осуществлять административное руководство и контроль за деятельностью следователя. Они не вправе вмешиваться в ход решения следователем процессуальных вопросов, но давление с их стороны тем не менее имеет место, несмотря на запрещающие это приказы МВД. Так, на практике встречаются случаи, когда руководители горрайорганов под прикрытием «заботы об интересах горрайотдела» оказывают прямое административное давление на руководителей следственных подразделений и непосредственно на следователей, толкают их на нарушение законности в ходе расследования, на незаконное задержание, незаконное и необоснованное привлечение к уголовной ответственности с использованием незаконных методов проведения работниками уголовного розыска «опросов», «бесед», «обысков», «допросов». Получались так называемые добровольные явки с повинной, признательные показания, а также другие фальсифицированные формы доказательств по делу. В этом участвовала и часть следственных работников, руководителей следственных аппаратов. Примером может служить уголовное дело, возбужденное в одном из СО ОВД области по факту кражи трансформаторов. В ходе расследования по подозрению в причастности к совершению данного преступления в ОВД был доставлен гражданин Т. В отношении последнего были применены недозволенные методы (принуждение к даче показаний путем применения насилия) со стороны работников уголовного розыска. Гр-н Т. под насилием дал «признательные» показания. Начальник ОВД вовремя не передал соответствующие материалы следователю, не организовал должное взаимодействие между следователем и оперативными работниками. Используя свою административную власть, дал поручение работникам уголовного розыска работать «дальше, до установления вещественных доказательств». Вследствие чего по делу других вещественных доказательств не было добыто, а гражданин Т. был освобожден. Впоследствии прокуратурой по факту применения недозволенных методов в отношении работников уголовного розыска было возбуждено уголовное дело <7>. ——————————— <7> Обзор о состоянии соблюдения законности в органах внутренних дел Республики Таджикистан // Информационный бюллетень СУ МВД Республики Таджикистан. Душанбе, 2010. N 1 (6). С. 23 — 34.
Обеспечению процессуальной самостоятельности следователя должно способствовать и организационное построение органов предварительного следствия, определение его места в системе государственных органов. В настоящее время следственный аппарат сосредоточен в органах прокуратуры, внутренних дел и безопасности, агентства по надзору и контролю за наркотиками при Президенте РТ, агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией. На наш взгляд, назрела необходимость создания независимого следственного аппарата. Целесообразность выделения следственного аппарата в самостоятельный орган обосновывается следующим: — в институте подследственности появится специализация расследования по видам преступлений (против собственности, в сфере экономики, убийства и т. д.), что, несомненно, будет способствовать росту профессионализма следователя; — обеспечит процессуальную и организационную независимость следственных работников от вмешательства в их деятельность руководителей различных ведомств; — улучшит форму и содержание контроля за их работой. Как участник уголовного процесса, следователь обладает широкой процессуальной самостоятельностью. В соответствии с абзацами 1 — 3 ч. 1 ст. 39 УПК Республики Таджикистан, при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение согласия от прокурора или разрешение суда, и несет полную ответственность за их законное и своевременное выполнение. По Уголовно-процессуальному кодексу РТ редакции 1961 г. в случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями прокурора следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Их обжалование прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев несогласия со следующими решениями или указаниями прокурора: 1) о привлечении лица в качестве обвиняемого; 2) о квалификации преступления и об объеме обвинения; 3) о направлении дела для предания обвиняемого суду; 4) о прекращении дела. В этом случае прокурор или отменяет указания нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю <8>. ——————————— <8> Уголовно-процессуальный кодекс Таджикской ССР. Душанбе, 1989. С. 27.
Возможность несогласия с указаниями прокурора по четырем вопросам, указанным ст. 45 УПК РТ старой редакции, является юридической основой и стержнем процессуальной самостоятельности следователя. Действующий УПК РТ, т. е. абзац 7 ч. 1 ст. 39, предписывает, что следователь в случае несогласия с указаниями прокурора вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Однако их обжалование вышестоящему прокурору приостанавливает их исполнение или не приостанавливает — это законодательством не урегулировано. УПК РТ указывает на обязательность исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами требований, поручений следователя (ст. 39 УПК РТ), однако не предусматривает последствий их неисполнения. Нет ответственности за неявку к следователю без уважительных причин, за нарушение порядка во время проведения следственных действий, отказ в предоставлении информации, документов, в выделении специалистов и т. д., не установлен срок, в течение которого орган дознания обязан исполнить поручение или указание следователя. На практике по аналогии применяются положения ст. УПК РТ, устанавливающей десятидневный срок отдельного поручения. Срок исполнения поручения или указания следователя органами дознания должен быть определен следователем с учетом обстоятельств конкретного дела. Поэтому в УПК РТ необходимо внести дополнение о том, что поручения и указания должны исполняться в срок, определенный следователем с учетом обстоятельств конкретного дела. Это положение усиливает элемент процессуальной самостоятельности следователя. Для эффективной организации расследования уголовного дела, находящегося в производстве следователя, следует расширить его процессуальную самостоятельность с тем, чтобы у него была возможность выступить с инициативой о создании следственной или оперативно-следственной группы, поскольку ему известна необходимость установления множественных обстоятельств для правильного решения по многоэпизодному уголовному делу <9>. ——————————— <9> Мухиддинов А. А. Обеспечение процессуальной самостоятельности следователя // Вестник Ташкентского государственного юридического института. 2007. N 6. С. 82.
Важность обеспечения процессуальной самостоятельности следователя большинством авторов не ставится под сомнение. Более того, очень модной в последнее время стала тема о воссоздании института «судебного следователя», который должен, по мнению некоторых ученых, стать действительно независимым и процессуально самостоятельным органом предварительного расследования <10>. ——————————— <10> Махов В. Реформа досудебного производства в уголовном процессе России необходима // Уголовное право. 2004. N 4. С. 66 — 68; Николюк В. В., Деришев Ю. В. Оптимизация досудебного производства в уголовном процессе России: Монография. Красноярск, 2003. С. 193; Рощина Ю. Судебный следователь гарантирует объективность // Российская юстиция. 2003. N 5. С. 60 — 61.
Вопросы обеспечения процессуальной самостоятельности следователя, осуществляемого в Российской Федерации в последнее время, представляет особый интерес. В 1999 г. в системе МВД Российской Федерации был создан Следственный комитет, а затем Следственный комитет при Генеральной прокуратуре РФ, с вертикальным подчинением всех низовых структурных подразделений. Десятилетний опыт работы названных следственных комитетов положительно влиял на раскрытие и расследование преступлений, особенно тяжких и особо тяжких. С учетом требований времени в Российской Федерации в целях обеспечения процессуальной самостоятельности следственных органов сделан еще более важный шаг. В октябре 2010 г. Указом Президента РФ на базе Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ создан самостоятельный Следственный комитет Российской Федерации с вертикальным подчинением его низовых структурных подразделений <11>. ——————————— <11> Интернет-сайт Президента РФ.
Таким образом, обеспечение процессуальной самостоятельности следователя — одна из важнейших задач дальнейшего развития уголовно-процессуального законодательства.
——————————————————————