Органы военной юстиции советских войск в Центральной Европе в 1945 — 1955 годы

(Кодинцев А. Я.) («Военно-юридический журнал», 2012, N 5)

ОРГАНЫ ВОЕННОЙ ЮСТИЦИИ СОВЕТСКИХ ВОЙСК В ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ В 1945 — 1955 ГОДЫ

А. Я. КОДИНЦЕВ

Кодинцев А. Я., профессор кафедры теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, доктор юридических наук.

Статья продолжает серию публикаций, посвященных истории органов советской военной юстиции за рубежом. В марте-октябре 1944 г. советские войска вступили на территории Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии, Польши и Восточной Пруссии. К лету 1945 г. вся Центральная Европа (за исключением Албании, Югославии и Греции) была занята советскими войсками. Вместе с наступавшими частями на территории Европы оказались советские органы военной юстиции. Непосредственно на январь 1945 г. органы юстиции имели следующую структуру. В 1945 г. армейские военные трибуналы включали: ВТ Красной Армии, в т. ч. военные трибуналы дивизий, бригад, корпусов, дивизионов, районов авиабазирования, укрепрайонов, армий, городов, областей, авиации дальнего действия, групп; ВТ фронтов, округов, отдельных армий; военные трибуналы ВМФ, в т. ч. ВТ центральных учреждений и частей ВМФ, военно-морских баз, военно-морских гарнизонов, соединений морской пехоты, укрепленных районов, флотилий, флотов, ВВС ВМФ. Отдельно действовали трибуналы НКВД. Одновременно существовали военные прокуратуры фронтов, армий, соединений (корпусов, дивизий, бригад), войск НКВД по охране тыла фронта, железнодорожных войск, фронтов ПВО, авиации дальнего действия, военных округов, районов авиабазирования, учебных бригад, флотов, флотилий, военно-морских баз, морских оборонительных районов, секторов береговой обороны и т. д. Приказы по структуре военных трибуналов менялись ежеквартально. По штатам 1944 года военные трибуналы округов (фронтов) делились на литеры «А», «Б», «В», «Г», штаты ВТ областей/республик/армий — литеры от «А» до «Ж». Составы судов колебались от 53-х до 8 человек, от 17-ти до 2 судей <1>. ——————————— <1> Голунский С. А., Карев Д. С. Судоустройство. Ашхабад, 1942. С. 26 — 33; На страже советских законов. М., 1972. С. 375; Обухов В. В. Правовые основы организации и деятельности военных трибуналов войск НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. (историко-правовое исследование): Дис. … канд. юр. наук. М., 2002. С. 88 — 95; Строгович М. С. Основные принципы организации советской военной юстиции // Ученые труды ВИЮН. Вып. 8. М., 1946. С. 115, 121; ГАРФ. Ф. Р-9492, оп. 1а, д. 247а, л. 40; д. 309, л. 25.

За войсками, вступившими на территорию Европы, следовали оперативные подразделения НКВД фронтов и различные органы военной юстиции. Они оказались вне СССР и вынуждены были решать новые, не свойственные им задачи. Военным трибуналам и прокуратурам соответствующих фронтов подчинялись органы военной юстиции армий, корпусов, дивизий, бригад, железнодорожных частей и т. д. Кроме того, уже зимой 1944 — 1945 гг. командование фронтов стало предлагать сформировать новые трибуналы/прокуратуры и расширить штаты уже существующих в связи со вступлением на чужую территорию. Увеличение этих органов диктовалось двумя основными причинами. Во-первых, среди советских военнослужащих увеличилось количество преступлений, во-вторых, войска оказались на территории противника, и можно было ожидать враждебных действий со стороны немцев и союзников Германии. В тылу на оккупированной территории стали формироваться военные трибуналы и прокуратуры, имеющие территориальное значение. Например, в ноябре 1944 г. наркому юстиции Рычкову предлагали сформировать три военных трибунала железнодорожного транспорта в Германии и Венгрии со штатом в 12 человек. На территориях, занятых советскими войсками, создаются временная военная администрация, как правило, военные комендатуры, различные управления на транспорте и в землях. Какое-то время они продолжали подчиняться Военным советам фронтов. Например, 17 января 1945 г. в тылу 2, 3 Украинского и 3 Белорусского фронтов были организованы три управления военно-эксплуатационных и центральное управление водного сообщения. Военные трибуналы и прокуратуры железнодорожных войск соответствующих фронтов обслуживали эти управления. Стандартный военный трибунал железнодорожного транспорта (например, трибунал железнодорожных войск 2-го Белорусского фронта) состоял в то время из 1 судьи и 3 секретарей. Вступление на немецкую территорию привело к расширению штатов трибунала до 9 человек, и он был переведен из категории «Б» (самый маленький тип трибунала) в категорию «А». Число судей должно было вырасти до 4 человек, но штаты были долго не укомплектованы. Военный трибунал железнодорожных войск 3 Белорусского фронта действовал на территории Восточной Пруссии в апреле 1945 г. и включал председателя, 3 членов, 3 секретарей и машинистку. Чтобы оценить количество органов военной юстиции, достаточно привести пример 2-го Белорусского фронта. В его составе действовало 100 военных трибуналов и столько же прокуратур <2>. ——————————— <2> ГАРФ. Ф. Р-9492, оп. 4, д. 52, л. 64 — 66; д. 115, л. 5 — 15; д. 116.

29 мая 1945 г. на базе войск 2-го Белорусского фронта была сформирована Северная группа войск (просуществовала до 17 сентября 1993 г.) на территории Померании, Силезии и Польши. Бывшие военные трибуналы железнодорожных войск были реорганизованы. Военный трибунал железнодорожных войск 2 Белорусского фронта был реорганизован в военный трибунал железнодорожных войск Северной группы войск, затем он был переименован в военный трибунал ВЭУ-5 (УВВР-9). Вместе с железнодорожными войсками трибунал уехал на Урал. Военный трибунал войск 3 Белорусского фронта (действовал на территории Восточной Пруссии) был реорганизован в военный трибунал железнодорожных войск УВВР-4. На территории Польши и бывших восточных немецких земель действовали Военный трибунал и прокуратура Северной группы войск. Соответственно, сохранялись органы юстиции армий, корпусов, дивизий, гарнизонов и т. д. Например, в 1945 — 1947 гг. дела немцев и поляков, проживающих на территории, где располагалась Северная группа войск, рассматривал трибунал охраны тыла НКВД. Также действовали органы военной юстиции Кенигсбергского военного округа. Они рассматривали дела немецких граждан, проживающих в Восточной Пруссии до 1945 г. В 1945 — 1947 гг. немцы, проживающие на территории Померании, Силезии и Восточной Пруссии, были депортированы в Советскую зону оккупации Германии <3>. ——————————— <3> ГАРФ. Ф. Р-9492, оп. 4, д. 115, л. 5 — 15; д. 116.

С 15 июня 1945 по 10 февраля 1947 г. существовала Южная группа войск на территории Болгарии и Румынии, сформированная на основе войск 3-го Украинского фронта. С 10 июня 1945 г. по 1955 г. существовала Центральная группа войск, сформированная из войск 1-го Украинского фронта. Она располагалась на территории Венгрии, Чехословакии (в 1945 — 1946 гг.) и Австрии. Соответственно, существовали органы военной юстиции указанных групп войск. В том числе был военный трибунал и военная прокуратура Центральной группы войск. Им подчинялись различные органы военной юстиции. Например, в июне 1945 г. были организованы военная прокуратура Дунайского бассейна и военный трибунал Дунайского пароходства с центром в Будапеште (они подчинялись Военно-воднотранспортной коллегии Верховного Суда СССР, Главному управлению военных водных трибуналов транспорта Минюста СССР и Главной Военной прокуратуре морского и речного флота). Участки прокуратуры и трибунала располагались в Белграде, Галаце, Джурдже и Вене. Военная прокуратура Венского участка расположилась в двух 2-этажных виллах, приобрела машину. При этом вся прокуратура состояла из одного прокурора и следователя. Прокуратура обслуживала порты Вены, Братиславы, Комарно, судоремонтные заводы в Корнайбурге, Братиславе и Комарно, а также надзирала за Австрийским морским агентством и 14 управлениями военно-полевого строительства (УВПС), отряды которых поднимали и ремонтировали затонувшие суда. Штат венского участка был укомплектован и к декабрю 1945 г. составлял 5 человек. Также существовали военные трибуналы/прокуратуры армий, корпусов, дивизий и т. д. Например, 10 лет действовала военная прокуратура и военный трибунал Венского гарнизона. Отдельно действовал ВТ охраны тыла НКВД Центральной группы советских войск <4>. ——————————— <4> ГАРФ. Ф. Р-8131, оп. 37, д. 4048; оп. 38, д. 265, л. 23 — 198.

Окончание войны поставило на повестку дня вопрос о сокращении органов военной юстиции. И они действительно сокращались. Но в то же время и росли, главным образом на оккупированных территориях. Общее количество военных трибуналов и военных прокуратур Центральной, Северной и Южной групп войск не превышало 20 единиц и с 1947 г. постоянно сокращалось. К 1950 г. оставалось несколько трибуналов и прокуратур в Австрии, Польше, Румынии и Венгрии. Такая численность сохранялась до 1955 г. Например, в Польше действовал ВТ воинской части «14069». При трибунале работала юридическая консультация, которая включала заведующего В. А. Васильева и адвоката В. Г. Колобникова. С апреля 1954 г. заведующим консультацией при военных трибуналах в Румынии работал Л. Г. Кузнецов, в консультации также работал адвокат В. М. Тихонов. При австрийских трибуналах работали адвокаты С. П. Дмитриев (заведующий консультацией) и А. М. Баранов (адвокат). В момент ликвидации Центральной группы войск в 1955 г. в его составе оставалось три ВТ и три военные прокуратуры: ЦГВ (последним председателем трибунала в 1955 г. был А. В. Бочин), Армии и Венского гарнизона <5>. ——————————— <5> ГАРФ. Ф. Р-5446, оп. 48а, д. 2598, л. 16 — 27; д. 3405, л. 3; Ф. Р-9492, оп. 1, д. 115, л. 149; оп. 1а, д. 599, л. 2 — 30; д. 805, л. 42, 146.

Особым образом действовали военные трибуналы в отношении иностранных военнопленных. Положение о военнопленных предусматривало передачу дел о преступлениях иностранных военнопленных в военные трибуналы. Директива начальника УВТ от 4 июля 1941 г. передала дела о военнопленных в ведение ВТ войск НКВД. На них механически распространили те же правила, что применяли для советских граждан. Например, осуждали по ст. 58-10 УК за побег из лагеря, по той же статье за антисоветские высказывания. Общеуголовные преступления квалифицировали как государственные. Директива НКЮ СССР N 18/87с от 31 декабря 1942 г. передала дела на военнопленных в подсудность ВТ в/НКВД. Приказ НКЮ СССР от 9 сентября 1943 г. передал рассмотрение всех преступлений, совершенных иностранцами на территории СССР, в исключительную компетенцию ВТ войск НКВД <6>. ——————————— <6> Обухов В. В. Указ соч. С. 109, 118; ГАРФ. Ф. Р-9492, оп. 1а, д. 177, л. 254.

Применение статей о воинских преступлениях в послевоенный период подробно проанализировал А. Е. Епифанов. Указ от 19.04.1943 (о военно-полевых судах) действовал как основной закон на территории Австрии, оккупированной советскими войсками до сентября 1947 г. В отношении австрийских граждан (не военнопленных), виновных в преступлениях против советских граждан и военнопленных, применялась ст. 58.2 УК РСФСР (вооруженное восстание или вторжение на советскую территорию контрреволюционных банд). Трибуналы оккупационных войск имели право рассматривать преступления против мира, против человечества. Преступным считался факт принадлежности к преступным организациям. Согласно директиве МВД/МГБ/Прокуратуры СССР от 29.11.1949 сам факт принадлежности к СС считался основанием для признания факта преступления. С 1947 г. началась передача компетенции трибуналов по преследованию национал-социалистских правонарушений в компетенцию австрийских судов. Подсудность определялась директивой Минюста (МЮ) СССР от 21.08.1947. Преступления по данной категории дел, совершенные военнослужащими, рассматривались ВТ вооруженных сил (далее ВТ ВС), все остальные — ВТ войск МВД. С конца 1947 г. основная часть дел на военнослужащих рассматривалась в ВТ ВС <7>. ——————————— <7> Епифанов А. Е. Ответственность за военные преступления, совершенные на территории СССР в период ВОВ: историко-правовой аспект: Дис. … д-ра юр. наук. М., 2001. Л. 46 — 58, 67, 214 — 217; Петров Н. В. Сталин и органы НКВД-МГБ в советизации стран Центральной и Восточной Европы. 1945 — 1953 гг.: Дис. … д-ра наук. Амстердам, 2008. С. 106 — 108; Советская военная администрация в Германии. 1945 — 1949. Справочник. М.: РОССПЭН, 2009. С. 758; ГАРФ. Ф. Р-5446, оп. 49а, д. 3423, л. 9.

В 1949 — 1953 годах шла дискуссия о судьбе немцев, осужденных военными трибуналами. В ходе дискуссии вспомнили об осужденных австрийцах. Так, не считая осужденных, содержащихся в тюрьмах Австрии, на территории СССР в спецлагерях оставалось 649 австрийцев. Большинство из них было передано австрийскому правосудию в 1955 г. Летом 1956 г. МИД СССР готовил проект Постановления ЦК КПСС «О досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания осужденных судебными органами СССР граждан народно-демократических стран». Согласно проекту решение вопроса о дальнейшем содержании в местах заключения лиц, осужденных советскими судами и переданных в распоряжение правительств указанных государств, является внутренним делом этих государств. Им должны быть переданы дела осужденных в месячный срок. Верховный Суд (ВС) СССР должен был пересмотреть дела на не переданных указанным государствам лиц, осужденных Особым совещанием <8>. ——————————— <8> ГАРФ. Ф. Р-9495, оп. 1а, д. 845, л. 361.

Управление военными трибуналами/прокуратурами осуществляли соответствующие военные управления Наркомюста (Минюста) СССР, Главные военные прокуратуры и военные коллегии ВС СССР (см. статью «Практика управления органами советской военной юстиции оккупационных войск Германии в послевоенный период // Военно-юридический журнал. 2011. N 9. С. 30 — 32). Управление органами военной юстиции СГВ, ЮГВ и ЦГВ принципиально не отличалось от управления аналогичными органами в Германии. Так же велся учет, командируемые работники (после утверждения специальной комиссии ЦК) направлялись за границу на 1 — 2 года, периодически проводились ревизии (например, в 1947 г. ГУВТ ВС ревизовало военный трибунал ЦГВ и его подопечные трибуналы), министр юстиции и председатели военных трибуналов назначали военных судей, военные трибуналы обобщали практику, проводили оперативные совещания, вели статистику, проводили аттестации и т. д. В системе военных трибуналов вооруженных сил оккупационных войск нередко допускались грубые нарушения процесса. В частности трибуналы не выясняли, как исполнялись приговоры в части возмещения ущерба. Зачастую дела рассматривались без свидетелей, защиты и обвинения. Дела рассматривались в течение нескольких минут, лица осуждались без наличия данных, подтверждающих виновность. Протоколы судебных заседаний готовились через десятки дней после вынесения приговора. В качестве заседателей привлекались случайные люди. Подсудимым несвоевременно вручались копии обвинительного заключения, не разъяснялись права, не предоставлялось слово. Плохо проводились подготовительные заседания. Значительные нарушения допускались при рассмотрении дел фашистских преступников. Мягкие приговоры по Указу ПВС СССР от 19.04.1943 неизменно опротестовывались. Зачастую по этим делам не было доказательств вины подсудимых, причинно-следственная связь не устанавливалась <9>. ——————————— <9> Епифанов А. Е. Указ. соч. Л. 58 — 59; ГАРФ, ф. Р-5446, оп. 50а, д. 4180, л. 76; Ф. Р-9492, оп. 1а, д. 470, л. 70 — 76; д. 44, л. 25.

Дела, рассматриваемые военными трибуналами на оккупированной территории, целесообразно разделить на несколько групп. В первую попадали категории преступлений, совершенных советскими гражданами против советских граждан и советской собственности. Во вторую попадали преступления, совершенные местными жителями против советских граждан и советскими гражданами против местных жителей. В первом случае применялось исключительно советское законодательство. Во втором случае — советское законодательство и законы Союзнических комиссий. Солдаты советских оккупационных войск совершали ряд преступных действий, направленных против населения. Например, 14.08.1945 красноармейцы в нетрезвом состоянии на стадионе в Бреслау устроили драку, разогнали две польские футбольные команды и зрителей. Герой Советского Союза, майор Г. С. Антонов, бежавший в американскую оккупационную зону Вены, был осужден ВТ по ст. 58-1б УК РСФСР на 25 лет. На этот же срок был осужден австриец Ф. Шролленберг, помогавший Антонову в бегстве. Герой Советского Союза, а в будущем рецидивист Г. А. Пилосян систематически угонял автомобили в Вене и Будапеште (в т. ч. у командующего французскими оккупационными войсками). Был осужден военным трибуналом на 4 года <10>. ——————————— <10> Звягинцев В. Е. Трибунал для героев. М., 2005. С. 443 — 445, 511; ГАРФ. Ф. Р-8131, оп. 38, д. 265, л. 36.

Военные трибуналы рассмотрели несколько тысяч дел по военным преступлениям, совершенным австрийцами, венграми и иными союзниками Германии. Например, весной 1951 г. военный трибунал Центральной группы войск приговорил четырех военных преступников: Робара, Дункль, Коухут и Элинауэр к длительным срокам тюремного заключения за совершение преступлений на советской территории. Правовое отделение Союзнической Контрольной Комиссии по Австрии от СССР вело постоянный поиск нацистских преступников. С каждым годом возможности отделения уменьшались. Так, в 1950 г. отделение добилось от союзников передачи 10 военных преступников, которые были преданы трибуналу ЦГВ <11>. ——————————— <11> ГАРФ. Ф. Р-9492, оп. 1а, д. 664, л. 44; д. 715, л. 46.

Враждебно настроенные граждане стремились причинить ущерб оккупационным войскам. Например, в 1945 г. австрийка Анна Рауш продала бойцам бассейнового отряда метиловый спирт — один солдат погиб, несколько потеряли зрение. Была привлечена по ст. 58.8 УК РСФСР, но осуждена ВТ Венского гарнизона к 2 годам по ст. 139 УК <12>. ——————————— <12> ГАРФ. Ф. Р-8131, оп. 38, д. 265, л. 77.

Особо необходимо выделить деятельность органов транспортной юстиции по обеспечению перевозки репатриируемых из Австрии грузов. Вопрос об объемах репатриации не был урегулирован. Пока шли переговоры, советская сторона стремилась вывезти из Австрии буквально все: патенты, рельсы, транспорт, станки и целые заводы. В соответствующих транспортных структурах работало много немцев (австрийцев). Они понимали, что происходит, и в ряде случаев старались с помощью саботажа сорвать вывоз материальных ценностей. Было зафиксировано много попыток сокрытия запасных и дефицитных материалов. Органы госбезопасности, МВД и военной юстиции стремились помешать им. Военная прокуратура на транспорте осуществляла надзор за транспортировкой грузов, вела обширную переписку, делала представления военному командованию. Главная функция прокуратуры заключалась в надзоре за перевозкой трофейных грузов, надзоре за соблюдением законности при охране трофейного имущества и демонтированного оборудования, надзоре за организацией учета трофейного имущества. Плюс добавилась борьба с массовым вывозом имущества частными лицами. Военная прокуратура водного транспорта боролась с непроизводительными простоями и авариями флота. Велось наблюдательное производство, проводились проверки по браковке вагонов, по жалобам. Собирались материалы о фактах саботажа, о готовящихся забастовках. Прокуратура выявляла нацистов и участвовала в чистках. Суда поднимали, восстанавливали, загружали трофейным имуществом и транспортировали в СССР. Были перевезены десятки предприятий, тысячи тонн грузов. Было введено в строй 250 судов. На основании норм международного права немецкие (австрийские) предприятия должны были перейти СССР. В 1945 г. военная прокуратура Венского участка выявила 34 случая нарушения воинской дисциплины, привлекла к ответственности 3 человек. Было возбуждено 16 уголовных дел, направлено в ВТ 11 дел <13>. ——————————— <13> ГАРФ. Ф. Р-8131, оп. 38, д. 265, л. 169 — 173.

Военные трибуналы осуждали граждан оккупированных территорий по ч. ч. 1 и 2 ст. 59.3 УК РСФСР (участие в массовых беспорядках). Осуждались австрийцы за простои транспорта, неисполнение предписаний, хищения. Осуждались советские граждане за дезертирство, самовольные отлучки, хищения, грабежи и разбои. Большинство осуждалось по ст. ст. 193.15 (сообщение секретных сведений), 193.17 (мародерство) и 193.16 (военный шпионаж) УК РСФСР, за хищения грузов по ст. 162, за хулиганство. Тех, кто совершил акты диверсий, осуждали по ст. 58.9, саботаж — по ст. 58.14 УК РСФСР. Были случаи осуждения австрийских и венгерских граждан по ст. ст. 58.1 (любая деятельность, направленная на подрыв Советской власти), 58.6 (участие в контрреволюционных организациях), 58.10 (антисоветская агитация и пропаганда) УК РСФСР. В отдельных случаях их осуждали по ст. ст. 109 (злоупотребление служебным положением), 111 (халатное отношение к службе), 118 (дача взятки), 167 (разбой) УК РСФСР. Например, 28.07.1945 со дна Дуная был поднят теплоход «Сталинград». Капитаном назначен Альфред Вечер (бывший член НСДАП). 30.07.1945 в 19.00 команда судна во главе с капитаном разошлась по домам, оставив теплоход без надзора и оставив открытыми бортовые кингстоны. Ночью «Сталинград» затонул в порту Вены. Вечер и Кунц (механик) были арестованы по ст. 58.9 УК, но позже осуждены на 5 лет по ст. 59.3 п. «в» ч. 1 УК РСФСР <14>. ——————————— <14> ГАРФ. Ф. Р-8131, оп. 38, д. 265, л. 52, 149, 198.

В 1953 — 1956 гг., во время первого этапа реабилитации осужденных граждан, военные трибуналы пересматривали дела на иностранцев, осужденных на оккупированных территориях. Военная коллегия рассмотрела в надзорном порядке много уголовных дел по ВТ групп войск. Военная коллегия рассмотрела в надзорном порядке в 1954 г. по ВТ СГВ 245 дел, в 1955 — 334 дела, за 3 квартала 1956 — 53 дела; по ВТ ЦГВ в 1954 г. — 156 дел, в 1955 году — 312 дел <15>. ——————————— <15> ГАРФ. Ф. Р-9474, оп. 10, д. 138, л. 25.

Судебная деятельность советских военных трибуналов в оккупированной Австрии и странах народной демократии Центральной Европы протекала в условиях правовой неопределенности. Органы военной юстиции привлекали граждан Австрии к уголовной ответственности на основании актов Контрольного Совета и уголовно-правовых законов СССР. Репрессиям подверглись тысяч иностранцев. Часть из них была репрессирована по сфальсифицированным материалам. Допускались грубые нарушения процессуальных норм. В 50-е годы многие австрийцы, поляки и венгры были освобождены по решениям партийных органов, т. е. их дела не пересматривались в судебном порядке.

——————————————————————