Прокурорский надзор за местами содержания под стражей (о некоторых аспектах правового регулирования контроля и надзора за местами содержания под стражей)
(Козлов В. В.)
(«Право в Вооруженных Силах», 2012, N 7)
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА МЕСТАМИ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ
(О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЯ
И НАДЗОРА ЗА МЕСТАМИ СОДЕРЖАНИЯ ПОД СТРАЖЕЙ)
В. В. КОЗЛОВ
Козлов В. В., кандидат юридических наук.
Анализируются некоторые аспекты правового регулирования контроля и надзора за местами содержания военнослужащих под стражей.
Ключевые слова: военнослужащие, содержание под стражей, прокурорский надзор.
Prosecutorial oversight of Places of detention
V. V. Kozlov
Examines some aspects of regulation of control and supervision of places of military custody.
Key words: military, detention, public prosecutor’s supervision.
Правовое регулирование контроля и надзора за местами содержания под стражей осуществляется системой нормативных правовых актов, состоящей из федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов: Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Приказов Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2007 г. N 19 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и от 8 августа 2011 г. N 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)». Также имеются и иные федеральные законы и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся места заключения под стражу, регулирующие в пределах своей компетенции правоотношения в сфере осуществления контроля и надзора.
Напомним, что согласно ст. 7 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» к местам заключения под стражу относятся:
— следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;
— изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
— изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности.
В случаях, предусмотренных названным Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты. Также Законом предусмотрено, что местами содержания под стражей могут быть приспособленные для этих целей помещения, например в том случае, если задержание по подозрению в совершении преступления произведено в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — УПК РФ) начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками.
Контроль за указанными местами содержания под стражей осуществляют в пределах своей компетенции: Президент Российской Федерации; Председатель Правительства Российской Федерации; Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации; представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций на основании соответствующих международных договоров Российской Федерации; высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на то законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах соответствующих территорий и иные лица и организации.
Места содержания под стражей следует отличать от учреждений, исполняющих наказания; например, наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в ст. 77 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ), — следственным изолятором. Лица, осуществляющие контроль за деятельностью указанных учреждений, перечислены в ст. 38 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
В соответствии со ст. ст. 7, 51 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» контроль и надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». В ст. 38 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» указано, что прокуратура осуществляет контрольно-надзорные функции в отношении мест лишения свободы. Прокурорский надзор за местами содержания под стражей имеет свою специфику по сравнению с прокурорским надзором за учреждениями, исполняющими наказания. В предлагаемой вниманию читателей статье мы рассмотрим некоторые аспекты первого.
Прокурорский надзор, помимо Генерального прокурора Российской Федерации, осуществляют уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу в пределах соответствующих территорий (например, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур).
Согласно Приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2007 г. N 19 соответствующим прокурорам предписано рассматривать надзор за исполнением требований уголовно-исполнительного законодательства как одну из составных частей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в местах содержания под стражей, а также содержащихся в дисциплинарных воинских частях.
В целях организации надзора Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуратуры издают правовые акты, которыми осуществляется закрепление определенных прокуратур и их должностных лиц за соответствующими местами содержания под стражей.
Предметом надзора в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» является:
— во-первых, законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения;
— во-вторых, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
В отношении первого аспекта необходимо отметить следующее.
Основанием содержания под стражей в изоляторах временного содержания лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, является протокол задержания, составленный в порядке, установленном УПК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 94 УПК РФ по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном п. 3 ч. 7 ст. 108 данного Кодекса.
Основанием содержания под стражей в следственном изоляторе подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке, установленном УПК РФ. В соответствующем судебном решения в обязательном порядке указывается срок содержания под стражей. Согласно ч. 2 ст. 29 УПК РФ только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу; о продлении срока содержания под стражей; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы и другие решения. Согласно ст. 109 УПК РФ содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать два месяца; вместе с тем в случае невозможности закончить предварительное следствие в вышеуказанный срок и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен по ходатайству соответствующего должностного лица следственного органа, представленному в суд в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
В случае выявления нарушения вышеназванного порядка прокурор или его заместитель, в соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований либо в нарушение закона подвергнутого задержанию или предварительному заключению.
В отношении второго аспекта необходимо отметить следующее.
Особенности правового статуса подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, регулируются, помимо вышеназванного Федерального закона, Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950, Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. N 189, и иными нормативными правовыми актами. Особенности правового статуса осужденных, содержащихся под стражей в соответствии со ст. 77.1 УИК РФ, регулируются, помимо вышеуказанных нормативных правовых актов, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста России от 3 ноября 2005 г. N 205, и иными нормативными правовыми актами.
При осуществлении прокурорского надзора в указанной сфере осуществляется проверка соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых на свидания с защитником, родственниками и иными лицами; на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами; на ведение переписки; на соответствующее материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение; на пользование ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа и других прав, установленных действующим законодательством.
Контроль за соблюдением законодательства в местах заключения под стражу характеризуется возможностью влияния на управленческие решения контролируемого субъекта. Данный контроль представляет собой одну из юридических гарантий обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых. По этому вопросу можно привести следующие примеры:
во-первых, в области нормотворческой деятельности по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются:
— перечень исправительных учреждений, на территориях которых могут содержаться подозреваемые и обвиняемые;
— правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
во-вторых, в области соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых:
— по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации или соответствующими прокурорами в местах содержания под стражей вводится режим особых условий;
— размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором;
— с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести;
— соответствующее постановление прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов в местах содержания под стражей, является основанием освобождения подозреваемых и обвиняемых из-под стражи.
В целях реализации мероприятий при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор в отношении поднадзорного места содержания под стражей уполномочен:
— посещать в любое время места содержания задержанных, предварительного заключения и иные органы и учреждения, перечисленные в ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»;
— опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
— знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;
— требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
— проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации следственных изоляторов и изоляторов временного содержания и иных органов и учреждений, указанных в ст. 32 названного Федерального закона;
— требовать объяснения от должностных лиц;
— вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях;
— отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.
Согласно ст. 34 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 51 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы. О результатах рассмотрения протеста на противоречащий закону правовой акт прокурору сообщается в письменной форме в течение 10 дней с момента его поступления. Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению, а в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, и о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В случае умышленного невыполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, должностное лицо места содержания под стражей может быть привлечено в соответствии со ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.
——————————————————————