Военная прокуратура в России: 145 лет на службе Отечеству и Закону

(Фридинский С. Н.)

(«Прокурор», 2012, N 4)

ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА В РОССИИ: 145 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ

ОТЕЧЕСТВУ И ЗАКОНУ

С. Н. ФРИДИНСКИЙ

Фридинский С. Н., заместитель Генерального прокурора Российской Федерации — Главный военный прокурор.

1 сентября 1867 г. Александр II назначил первого в истории России Главного военного прокурора. Им стал Владимир Дмитриевич Философов. Должность Главного военно-морского прокурора занял Константин Яковлевич Яневич-Яневский.

Создание органов военной прокуратуры в России неразрывно связано с формированием регулярной российской армии. 19 января 1706 г. по Указу Петра I вступил в силу разработанный при его личном участии Устав прежних лет. Согласно его второй части, названной «Воинский наказ», в армии вводился новый постоянный институт, участвовавший в отправлении правосудия, — военный аудит, состоявший из Генерал-аудиторов и аудиторов, основным предназначением которых являлось обеспечение объективного исследования обстоятельств уголовного проступка военнослужащего, вынесение по нему справедливого судебного решения.

Генерал-аудитор должен был быть сведущим в военном и общем праве; «осторожный и благой совести человек», так как на суде «конечное и последнее заключение от него зависит, и он должен в сомнительных случаях генералитету и прочим офицерам изъяснять, что все народные права и военные артикулы о том гласят, никому не похлебствовать и не обращать внимание на знатность особы судимой». К 1711 г. в русской армии действовали 6 высших, 12 старших и 87 низших аудиторов.

27 января 1812 г. Александр I утвердил новую организацию Военного министерства. Вместо Генерал-аудиториата был создан Аудиторский департамент, а Генерал-аудитор как директор департамента подчинен непосредственно военному Министру.

Начало становлению органов военной прокуратуры как системы положила Судебная реформа 1864 г., цель которой — усовершенствование военно-юридического управления в войсках и на флоте. Законодательной основой создания «вертикали» органов военной прокуратуры стали утвержденные императором Александром II 15 мая (по новому стилю — 28 мая) 1867 г. Военно-судебный и Военно-морской судебный уставы. В каждом военном округе, на тот период их было 12 (Петербургский, Виленский, Варшавский, Киевский, Одесский, Московский, Казанский, Кавказский, Туркестанский, Омский, Иркутский и Приамурский), были созданы военно-окружные суды. В их штат включены должности военного прокурора и его помощников, которые не подчинялись военному командованию.

В соответствии с названными уставами военные прокуроры обеспечивали надзор за точным исполнением законов при дознании и следствии; обвинение в судебных инстанциях с дачей суду предварительных заключений по существу произведенного расследования и мерам наказания; осуществление полномочий по пересмотру судебных решений. В 1884 г. циркуляром Военного министра на военную прокуратуру возложен надзор за правильностью разрешения дел полковыми судами.

К концу XIX в. новый институт надзора за исполнением законов — военная прокуратура практически был сформирован и достаточно эффективно осуществлял свои функции, несмотря на небольшую общую численность военно-прокурорских должностей (не более 150 единиц). К ноябрю 1917 г. в Российской империи военные судебно-прокурорские органы составляли систему органов военной юстиции России, куда входили: Главное военно-судное и Главное военно-морское судное управления Военного и Морского министерств. Военные прокуроры и их помощники при двенадцати военно-окружных судах, трех военных судах фронтов, семи армий и пятидесяти корпусов, всего численностью свыше 600 офицеров и гражданских чинов; военно-морские прокуроры и их помощники при трех военно-морских судах, дислоцированных в городах Кронштадте, Севастополе и Владивостоке, всего численностью до 50 человек. Главное военно-судное управление штатной численностью до 100 офицеров и гражданских чинов располагалось в городе Петрограде. В его штате содержались два заместителя Главного военного прокурора, а также пять отделений, военно-тюремный отдел и канцелярия, которые, в свою очередь, подразделялись на столы и части.

Советская власть Декретом Совета народных комиссаров РСФСР «О суде» от 24 ноября (5 декабря — по новому стилю) 1917 г. N 1 упразднила прокурорский надзор и одновременно органы военной прокуратуры в России. Главные военно-судное и военно-морское судное управления прекратили свое существование 1 июля 1918 г. В этот день Главный военный прокурор генерал-лейтенант В. А. Апушкин издал свой последний Приказ N 112 об упразднении российской военной юстиции, в котором рапортовал истории: «Ликвидация военно-судебных установлений закончена на пространстве всей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Русская военная юстиция перестала быть. Начало ее положено было Петром Великим совместно с организацией регулярной армии… Военная юстиция поставлена на один уровень с юстицией общегосударственной. Февральская революция 1917 г. открыла военной юстиции новые совершенствования. Военной прокуратуре дано было совершенно независимое положение. Ныне военно-судебные установления признаны не соответствующими принципам коммунистического строя России, и распоряжением Народного комиссариата деятельность их ликвидирована. С закрытием сегодня Главного военно-судного управления военная юстиция отходит в область предания…»

Вместе с тем необходимость поддержания правопорядка и законности в частях Красной армии уже в первые годы Гражданской войны потребовала аппарата их обеспечения. В начале 1918 г. на всех фронтах Советской Республики были сформированы революционные военные трибуналы и военно-транспортные революционные трибуналы.

Постановлением ВЦИК РСФСР от 28 мая 1922 г. в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная прокуратура. В качестве Прокурора Республики ее возглавил Народный комиссар юстиции. При нем состояли помощники, один из которых выполнял прокурорские обязанности при Верховном трибунале ВЦИК и руководил военными прокурорами. Последние состояли в штатах революционных военных трибуналов и военно-транспортных революционных трибуналов.

На военных прокуроров в те годы возлагалось осуществление надзора за соблюдением законов учреждениями и должностными лицами военного ведомства, железнодорожного и водного транспорта в тех местах, где не было других органов прокуратуры, в том числе в ряде окраинных районов, освобожденных от интервентов или контрреволюционных местных правительств, где обстановка требовала поддержания режима военного времени.

В соответствии с Положением ЦИК и СНК СССР о военных трибуналах и военной прокуратуре от 20 августа 1926 г. военные прокуроры на местах были отделены от военных трибуналов и преобразованы в самостоятельные органы при военных округах. С января 1929 г. на военную прокуратуру был возложен общий надзор за законностью действий не только должностных лиц Красной армии, но и военизированной охраны путей сообщения Народного комиссариата путей сообщения СССР, военизированной охраны предприятий и сооружений, имеющих особое государственное значение.

В Приказе Реввоенсовета СССР от 25 октября 1932 г. отмечено: «За 10 лет существования военная прокуратура вместе с командованием и политорганами частей, организуя борьбу с преступностью в армии, неустанно укрепляла железную воинскую дисциплину… Отмечая десятилетие работы военной прокуратуры, имеющей значительные достижения в борьбе за революционную законность с нарушителями революционной дисциплины, требую от командования и политических органов частей Красной армии и впредь усиленной работы по воспитанию подчиненных военнослужащих в духе точного и безоговорочного выполнения всеми законов Советского государства, уставов РККА, приказов Революционного военного совета Союза».

17 декабря 1933 г. Положением о Прокуратуре Союза ССР в качестве структурного подразделения в составе Прокуратуры Союза ССР определена Главная военная прокуратура. В связи с мероприятиями по строительству и укреплению Военно-Морского Флота Постановлением СНК СССР от 31 октября 1939 г. создана Главная прокуратура Военно-Морского Флота (впоследствии — Военная прокуратура Военно-Морских Сил).

С первых дней Великой Отечественной войны система органов военной прокуратуры приведена в соответствие со структурой войск. Созданы военные прокуратуры фронтов, армий, корпусов и дивизий. Согласно Указу от 22 июня 1941 г. в местностях, объявленных на военном положении, все функции государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности возлагались на военные власти. В эти годы надзор военных прокуроров за исполнением законов был распространен не только на Вооруженные Силы, но и на военные объекты, предприятия военной промышленности, железнодорожный, водный, воздушный транспорт. Созданы Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта и Главная военная прокуратура морского и речного флота (упразднены в послевоенное время).

В поле зрения военной прокуратуры находились вопросы исполнения боевых приказов, осуществления боевых операций, своевременного и бесперебойного снабжения войск вооружением, боеприпасами, продовольствием и обмундированием, эвакуации мирного населения из прифронтовой зоны, возведения оборонительных инженерных сооружений, сбора и учета трофейного имущества, обеспечения раненых медицинской помощью и многие другие. В Приказе Главного военного прокурора Красной армии от 26 июня 1941 г. военным прокурорам предписывалось принять меры к тому, чтобы вся эта работа проводилась быстро, доброкачественно и в полном соответствии с мероприятиями командования.

В период Великой Отечественной войны более 1800 военных прокуроров и следователей были награждены орденами и медалями, на полях сражений погибли 236 работников военных прокуратур, 468 пропали без вести.

После Великой победы над Германией военно-прокурорские работники Ю. В. Покровский, С. Я. Розенблит, С. К. Пирадов были привлечены Р. А. Руденко — Главным обвинителем от СССР на Нюрнбергском процессе над главными немецкими военными преступниками к подготовке и участию в судебных заседаниях, а военные прокуроры Н. А. Базенко и А. И. Иванов активно содействовали обеспечению Токийского процесса над главными японскими военными преступниками.

В послевоенный период на военных прокуроров было возложено осуществление уголовного преследования и правосудия в отношении изменников Родины и лиц, сотрудничавших с немецко-фашистскими оккупантами. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1953 г. органам военной прокуратуры поручена проверка уголовных дел в отношении лиц, осужденных за государственные (контрреволюционные) преступления.

С 1953 г. и в последующие годы военными прокурорами по заявлениям осужденных и их родственников о незаконном применении политических репрессий изучены сотни тысяч дел и материалов. В соответствии с заключениями военной прокуратуры только в этот период восстановили свое честное имя свыше ста тысяч советских граждан. Среди них многие советские военачальники.

В декабре 1966 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утверждено Положение о военной прокуратуре, которым закреплены структура, задачи и полномочия военных прокуроров, существенно усилена независимость военной прокуратуры от командования, упорядочена их деятельность по надзору за законностью и правопорядком в войсках.

С вводом советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. в кратчайшие сроки были сформированы и приступили к работе в составе воинских формирований десять военных прокуратур гарнизонного звена в составе военной прокуратуры Туркестанского военного округа. Впервые за послевоенный период военным прокурорам свои знания и практические навыки пришлось применять в боевой обстановке. В основе работы военных прокуроров при выполнении интернационального долга стали вопросы правопорядка в местах расположения советских воинских частей и подразделений, предупреждение правонарушений среди военнослужащих, обеспечение законности при проведении боевых операций, оказание помощи в становлении органам военной прокуратуры вооруженных сил Демократической Республики Афганистан. Находясь в сложных условиях, офицеры военных прокуратур мужественно выполняли свой служебный долг по охране закона. И если того требовала обстановка, меняли ручку на автомат и вступали в бой. В октябре 1986 г. в неравном бою, прикрывая отход товарищей, погиб следователь военной прокуратуры старший лейтенант юстиции Евгений Евсеев. Будучи тяжело раненым, он до последнего сдерживал атаки боевиков. За проявленные мужество и героизм Евсеев посмертно награжден орденом Красной Звезды.

После катастрофы в апреле 1986 г. на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС вместе с военнослужащими соединений и воинских частей, участвовавших в ликвидации ее последствий, в зоне радиационного заражения осуществляли свою деятельность по обеспечению законности военные прокуроры 110-й военной прокуратуры. Вопросы защиты здоровья личного состава, обеспечения необходимым снаряжением и довольствием, поддержания дисциплины и правопорядка в районе отчуждения стали предметом повседневной деятельности военных прокуроров. За мужество и стойкость, проявленные в ходе ликвидации последствий чернобыльской аварии, многие офицеры военной прокуратуры удостоены государственных наград.

Произошедшие в стране в начале 90-х годов прошлого века демократические перемены предопределили правовое положение в государстве органов прокуратуры в целом и военной прокуратуры как ее составной части. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» определены статус, структура и полномочия органов военной прокуратуры.

Военная прокуратура сегодня — это три тысячи профессиональных сотрудников, осуществляющих свою деятельность на всей территории Российской Федерации, а также в составе воинских формирований за ее пределами.

Органы военной прокуратуры образуют: Главная военная прокуратура (на правах структурного подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации), военные прокуратуры четырех военных округов, трех флотов, Ракетных войск стратегического назначения и Московская городская военная прокуратура. Им подчинены 146 военных прокуратур гарнизонного звена, десять из которых осуществляют свою деятельность на территориях девяти иностранных государств: Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Украины, Южной Осетии и Абхазии, где в соответствии с законом на них возложено исполнение функций прокуратуры в целом.

Военные прокуроры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках МВД России, Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе безопасности, Федеральной службе охраны, Службе внешней разведки, а также других воинских формированиях и органах Российской Федерации, утверждая правовыми средствами законность и правопорядок, оказывая присущими формами и методами помощь командованию в обеспечении боеготовности, а также обороноспособности государства в целом.

Только в 2011 г. органами военной прокуратуры выявлено и в результате принятых мер устранено почти 250 тысяч нарушений закона, восстановлены права свыше 600 тысяч военнослужащих, членов их семей и иных граждан. Посредством активной позиции Главной военной прокуратуры и подчиненных военных прокуратур существенно улучшено состояние законности в жилищном обеспечении военнослужащих, их медицинском обслуживании, при осуществлении выплат денежного довольствия и заработной платы персоналу.

Практические меры военных прокуроров по исполнению законов при распоряжении государственным и военным имуществом, проведении закупок для государственных нужд позволили возвратить в казну более 3,7 млрд. рублей. Самое пристальное внимание уделяется вопросам борьбы с преступностью, в первую очередь с проявлениями коррупции, злоупотреблениями, насильственными преступлениями и посягательствами на порядок прохождения военной службы.

В 2011 г. с участием военных прокуроров судами рассмотрено более 7,5 тысячи уголовных дел.

Важнейшим направлением деятельности органов военной прокуратуры на современном этапе остается реабилитационная работа. Как результат — за последние 20 лет восстановлены честные имена свыше 124 тысяч наших граждан.

Военные прокуроры выполняют свои обязанности в тех же условиях, в которых действуют Вооруженные Силы и другие войска. Это предопределяет их профессиональную компетентность, мобильность, постоянную готовность действовать в экстремальных ситуациях, в том числе в регионах с тяжелыми климатическими условиями; в странах ближнего и дальнего зарубежья, где российские военнослужащие выполняли и выполняют миротворческие функции (Сербия, Босния и Герцеговина, Таджикистан и другие).

На протяжении последних лет военные прокуроры — непременные участники крупных военных учений Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований России, а также международных военных маневров. В 2007 — 2011 гг. российскими органами военной прокуратуры во взаимодействии с зарубежными коллегами осуществлялось надзорное сопровождение свыше 20 военных учений, в том числе «Мирная миссия-2007» и «Мирная миссия-2009», «Запад-2010», «Центр-2011» и ряда других. За прошедшие десятилетия военные прокуроры в составе экипажей боевых кораблей участвовали более чем в 30 морских походах в различные районы Мирового океана, в том числе по выполнению задач обеспечения безопасности мореплавания и противодействия пиратству.

В условиях проведения контртеррористических операций на Северном Кавказе прокурорский состав военных прокуратур подтвердил готовность решать самые сложные задачи в условиях быстро меняющейся боевой обстановки. На второй день с момента начала контртеррористической операции в Чеченской Республике была развернута и начала действовать первая военная прокуратура.

В невероятно сложных условиях боевой обстановки военные прокуроры самоотверженно осуществляли функции надзора за исполнением законов командованием, соблюдением уголовно-процессуального закона при расследовании уголовных дел, полнотой и своевременностью обеспечения деятельности войск, сохранностью жизни и здоровья военнослужащих.

Деятельность военных прокуроров позволила обеспечить высокий уровень правопорядка в воинских формированиях России на территории Южной Осетии, не допустить нарушений прав граждан этой суверенной Республики, которым была оказана необходимая правовая помощь по подготовке исков и заявлений в международные судебные инстанции в связи с противоправными действиями силовых структур Грузии.

За прошедшие годы практически весь прокурорский состав органов военной прокуратуры прошел через боевую школу Кавказа. Примеров самоотверженной работы военных прокуроров немало. Мужество и героизм в условиях, нередко сопряженных с риском для жизни, проявили подавляющее большинство офицеров военной прокуратуры. Недаром 77 из них за участие в контртеррористических операциях в Северо-Кавказском регионе награждены государственными наградами.

В современный период военная прокуратура наращивает усилия по защите прав и законных интересов военнослужащих и членов их семей, противодействию коррупции в войсках и воинских формированиях, обеспечению неукоснительного соблюдения уголовно-процессуального законодательства в ходе рассмотрения сообщений о преступлениях, при расследовании уголовных дел и их рассмотрении в судах.

——————————————————————