Об обязанностях адвокатов по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем

(Аграновский А. В.)

(«Право и экономика», N 11, 2004)

ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ АДВОКАТОВ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ

ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

А. В. АГРАНОВСКИЙ

Аграновский Андрей Владимирович

Адвокат Адвокатского бюро АЛМ Фельдманс. Специализация — безналичные расчеты.

Родился 15 октября 1978 г. в г. Москве. В 2000 г. окончил юридический ф-т МГУ им. Ломоносова, в 2003 г. — аспирантуру Института государства и права РАН.

31 августа 2004 г. вступили в силу поправки к Закону РФ от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Поправки были внесены Законом РФ от 28 июля 2004 г. N 88-ФЗ.

Смысл поправок в концептуальном плане состоит в следующем: адвокатские образования, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере юридических и бухгалтерских услуг, обязаны принимать ряд мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включающих в себя:

организацию и осуществление процедур внутреннего контроля;

представление необходимых сведений в уполномоченный государственный орган;

запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых в их отношении мерах.

Из всех перечисленных мер первичное значение, с моей точки зрения, имеют процедуры внутреннего контроля. Данный вывод продиктован тем, что процедуры внутреннего контроля наиболее тесным образом затрагивают правовой статус регулирующих и регулируемых лиц. Кроме того, в отсутствие нормативно-правовой регламентации таких мер, как представление необходимых сведений в уполномоченный государственный орган и запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых в их отношении мерах, проведение анализа может быть квалифицировано как преждевременное.

Внутренний контроль заключается, в основном, в разработке правил внутреннего контроля и программы его осуществления, назначении специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ.

Правила внутреннего контроля должны регламентировать, в частности, процесс идентификации клиентов с фиксированием в отношении их определенных сведений, а также хранения копий документов, необходимых для такой идентификации.

В ходе разработки правил внутреннего контроля необходимо учитывать рекомендации, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2002 г. N 983-р и Приказом Комитета РФ по финансовому мониторингу от 11 августа 2003 г. N 104.

Ввиду непродолжительного периода действия указанных выше поправок отсутствует ясность по ряду принципиальных вопросов.

1. В каких случаях адвокатские образования, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере юридических и бухгалтерских услуг, обязаны идентифицировать клиента, зафиксировать о нем информацию и хранить ее?

В пункте 1 ст. 7.1 Закона РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» указывается, что такие случаи включают в себя подготовку или осуществление от имени или по поручению своего клиента следующих видов сделок:

с недвижимым имуществом;

по управлению денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

по управлению банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

по привлечению денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

по созданию организаций, обеспечению их деятельности или управлению ими, а также по купле-продаже организаций.

Анализ вышеупомянутой статьи в увязке с разделом II Основ законодательства РФ от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 «О нотариате» показывает, что нотариус не занимается подготовкой или осуществлением отмеченных выше сделок: в состав его компетенции входит совершение лишь удостоверительных надписей на сделках.

Для адвокатских образований и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере юридических и бухгалтерских услуг, подготовка или осуществление сделок, напротив, элемент уставной деятельности.

В контексте рассматриваемой проблемы представляется целесообразным исключить из п. 1 ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ упоминание нотариусов.

2. Другой, не менее важный вопрос: в каком объеме адвокатские образования и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере юридических и бухгалтерских услуг, обязаны запрашивать у своих клиентов документы, необходимые для их идентификации?

Исходя из подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, идентификация клиента состоит в установлении в отношении его определенных сведений.

Для физического лица такими сведениями являются: фамилия, имя, отчество; гражданство; реквизиты документа, удостоверяющего личность; данные миграционной карты; данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации; адрес места жительства (регистрации) или места пребывания; идентификационный номер налогоплательщика.

В отношении юридического лица эти сведения включают в себя: наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации; государственный регистрационный номер; место государственной регистрации и адрес местонахождения.

Вместе с тем п. 9 рекомендаций, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2002 г. N 983-р, расширяет объем сведений, необходимых для идентификации клиента — юридического лица, дополняя его кодами форм федерального государственного статистического наблюдения, составом учредителей (участников) юридического лица, структурой органов управления юридического лица и их полномочиями, размером зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или размером уставного фонда, стоимостью имущества.

Примечательно, что в анкете идентификации клиента — юридического лица, приведенной в рекомендациях, утвержденных Приказом Комитета РФ по финансовому мониторингу от 11 августа 2003 г. N 104, отсутствуют графы для указания дополнительных сведений. Это представляется, на мой взгляд, юридически наиболее корректным, поскольку требование об их предоставлении носит рекомендательный характер. В то же время данная позиция имеет право на существование лишь до тех пор, пока упомянутые рекомендации не будут заменены соответствующими нормативно-правовыми актами.

3. Последний из рассматриваемых вопросов: в какие сроки, начиная с 31 августа 2004 г., адвокатские образования и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере юридических и бухгалтерских услуг, обязаны разработать и утвердить правила внутреннего контроля?

Актуальность данного вопроса обусловлена следующими обстоятельствами.

Согласно абз. 9 п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ.

Порядок утверждения правил внутреннего контроля определен Постановлением Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 6, п. 1 которого предусматривает, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца:

для создаваемых организаций — со дня их государственной регистрации в установленном порядке;

для иных организаций — со дня вступления в силу данного Постановления.

Таким образом, для адвокатских бюро и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере юридических и бухгалтерских услуг, срок разработки и утверждения правил внутреннего контроля действующим законодательством Российской Федерации не установлен.

Представляется, что в целях разрешения данной правовой коллизии необходимо в кратчайшее время внести соответствующие изменения в п. 1 Постановления Правительства РФ от 8 января 2003 г. N 6.

——————————————————————