Нужен новый вид дисциплинарной ответственности
(Тимофеев В.)
(«Законность», 2006, N 3)
НУЖЕН НОВЫЙ ВИД ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В. ТИМОФЕЕВ
В. Тимофеев, начальник отдела кадров прокуратуры Республики Татарстан.
Многим руководителям органов прокуратуры и работникам кадровых служб приходилось привлекать к дисциплинарной ответственности сотрудников, допустивших грубые нарушения по службе или явно не справляющихся с возложенными на них трудовыми обязанностями.
В ст. 192 ТК РФ приведен исчерпывающий перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены руководителем к нарушителю: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. Правда, далее в статье сделана оговорка, что федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Так, в ст. 41.7 Закона о прокуратуре приведен более широкий, по сравнению с ТК, перечень взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в классном чине; лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов прокуратуры.
Как видим, перечень не мал, но некоторые корректировки в него, полагаю, внести можно. Представляется, что такая мера дисциплинарного взыскания, как понижение в классном чине, либо совсем не применяется, либо применяется в единичных случаях. Дело в том, что ни в самом Законе, ни в иных актах не закреплен механизм реализации этого наказания. А вопросы здесь есть. Вправе ли прокурор субъекта Федерации понижать классный чин работника прокуратуры, если он присвоен не его приказом, а приказом Генерального прокурора РФ? Какой срок действует такое наказание и означает ли это, что по истечении одного года, если не будет наложено новое взыскание, работнику автоматически, без издания соответствующего приказа, будет восстановлен его прежний классный чин? Возможно ли применение этого наказания к лицу, имеющему самый низкий классный чин? Должно ли лицо, к которому применено это наказание, перешивать форменное обмундирование, если его новым званием предусмотрено ношение обмундирования иного покроя, и будет ли ему для этого выделен материал? Могут возникать и другие вопросы.
Думается, целесообразно заменить этот вид наказания другим, более эффективным. Наверное, многие руководители органов прокуратуры сталкивались с ситуацией, когда работник, занимающий какую-либо руководящую должность, не справляется с возложенными на него обязанностями в силу личностных качеств, недостаточной квалификации или других причин. Наложение различного вида взысканий может не дать нужного результата. Работник занимает явно не «свое место», но он неплохой специалист и хороший исполнитель и может успешно трудиться в органах прокуратуры на неруководящей либо менее ответственной должности. Руководитель лишен возможности по своей инициативе в качестве наказания понизить такого работника в должности. Практика идет по двум путям. Первый: работника толкают на то, чтобы он проявил инициативу и написал заявление об освобождении от занимаемой должности и о переводе на более низкую должность. А если он не соглашается написать подобное заявление? Тогда руководитель идет вторым путем: поручает аттестационной комиссии провести аттестацию работника, объявляет ему предупреждение о неполном служебном соответствии, назначает срок для исправления положения. Но ситуация не меняется, поскольку работник не может либо не хочет исправить положение. В результате человека, который мог бы еще с успехом работать на другой, менее ответственной должности, увольняют. Представляется, необходимо внести в Закон о прокуратуре изменения и дополнения: исключить из ст. 41.7 дисциплинарную ответственность в виде понижения в классном чине, а вместо этого предусмотреть понижение в должности. И разработать механизм реализации этого наказания.
——————————————————————