Новая форма контроля

(Агалакова Н.)

(«Законность», 2006, N 10)

НОВАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ

Н. АГАЛАКОВА

Н. Агалакова, старший помощник прокурора Чувашской Республики по организационным вопросам и контролю исполнения.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации используются разные формы контроля за деятельностью подчиненных органов прокуратуры. Такие, как выезды с проведением тематических и комплексных проверок, оказание практической помощи. В прокуратуре Чувашской Республики, наряду с получившими широкое распространение, используются нетрадиционные формы контроля.

Аппарат прокуратуры Чувашской Республики постоянно работает над созданием системного механизма контроля за деятельностью горрайпрокуратур. Одно из звеньев этого механизма — выезды на места так называемых мобильных групп для проверки общей организации работы в прокуратуре.

Чувашия — республика небольшая. За соблюдением законности на ее территории надзирают 25 горрайпрокуроров, транспортный и спецпрокурор. До самого дальнего района можно доехать за 3 часа.

Исходя из этой специфики аппарат прокуратуры ЧР ввел в практику, наряду с плановыми проверками, оперативные выезды на места мобильных групп.

Название «мобильные» соответствует их содержанию.

Во-первых, проверка проводится в течение 1 рабочего дня, как правило, с половины восьмого до 18 часов.

Во-вторых, состав группы — 3 — 4 человека. Это наиболее подготовленные работники аппарата прокуратуры Республики.

Руководителя группы назначает прокурор Республики из числа своих заместителей.

Цель мобильной группы — определить состояние управленческой деятельности и организации надзора в прокуратуре по основным направлениям; выявить упущения и недостатки для их последующего устранения, позитивную практику — для распространения положительного опыта работы, а также оказать практическую помощь.

Деятельность группы регламентируется распоряжением прокурора Республики и Положением о порядке проведения проверок мобильными группами.

Итак, мобильная группа прибывает в подчиненную прокуратуру к началу рабочего дня. На месте проверяется соблюдение трудовой дисциплины.

Руководитель группы выясняет, проверяется ли до начала рабочего дня дежурная часть ОВД, ИВС, поступает ли в прокуратуру ежедневная оперативная сводка о совершенных преступлениях, проводит ли прокурор утреннее оперативное совещание с подчиненными работниками с обсуждением оперативной обстановки за прошедший день, владеет ли прокурор информацией о месте нахождения подчиненных работников, предстоящих на день мероприятиях.

Во время беседы и осмотра представленных документов выясняется, владеет ли прокурор информацией об оперативной обстановке на поднадзорной территории. Здесь в первую очередь проверяющих интересует осведомленность об уровне преступности, работа по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, состояние законности при рассмотрении сообщений о преступлениях, какова задолженность по заработной плате и налоговым платежам, эффективность и качество внесения кассационных представлений по уголовным и гражданским делам.

И, конечно, знание прокурором приоритетов в работе, которые ежегодно определяются Генеральным прокурором РФ, прокурором Чувашской Республики и решениями соответствующих коллегий.

Членов группы закрепляют за конкретными оперативными работниками, непосредственно осуществляющими соответствующий вид надзора, чтобы оценить их организацию работы.

Члены группы изучают состояние рабочего места, распределение рабочего времени, планирование, системность в работе, осуществляют совместные выходы на запланированные проверки, в органы внутренних дел, в суды, принимают участие в проводимых руководством горрайпрокуратуры совещаниях, встречах с общественностью.

В маленьких прокуратурах на каждого проверяющего приходится по 1 — 2 человека, в больших — по 6 — 10. Когда проверка проходит в больших прокуратурах, один проверяющий идет в суд и работает там с помощниками, участвующими в рассмотрении дел; второй — в ОВД с заместителем и курируемыми им помощниками; третий в течение дня успевает ознакомиться с процессом организации проведения проверок еще 5 — 6 оперативников. Остальные работники горрайпрокуратуры, как правило, находятся на своих рабочих местах и занимаются подготовкой актов реагирования, составлением справок, рассмотрением обращений граждан. Эту их работу проверяют сразу же после участия в утреннем оперативном совещании.

Таким образом, охватить можно достаточно большое количество сотрудников. Главное — правильно распределить силы мобильной группы.

Основные моменты, на которые обращается внимание в ходе проверки, это:

— планирование работы;

— рациональность распределения обязанностей между оперативными работниками;

— личная роль прокурора в организации надзорной и следственной деятельности прокуратуры, организация контроля за исполнением организационно-распорядительных документов вышестоящих прокуратур, формы контроля, которые избрал прокурор;

— эффективность использования рабочего времени;

— личная роль заместителей прокурора в организации работы по курируемым направлениям деятельности;

— порядок ведения координации деятельности правоохранительных органов;

— взаимодействие прокуратуры с органами местного самоуправления;

— организация работы по профилактике преступлений и правонарушений;

— личная роль прокурора в организации надзора за следствием в прокуратуре и РОВД;

— организация работы по устранению нарушений трудового, налогового законодательства, предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— организация работы по надзору за правовыми актами органов местного самоуправления;

— организация работы по обеспечению участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства (здесь в обязательном порядке дается оценка качества поддержания государственного обвинения в суде);

— организация надзора за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции;

— организация надзора за законностью привлечения лиц к административной ответственности;

— организация работы по рассмотрению жалоб и обращений граждан, приему граждан;

— организация взаимодействия со средствами массовой информации, общественностью;

— работа с молодыми специалистами;

— работа канцелярии;

— информационное и техническое обеспечение работников прокуратуры;

— состояние рабочего места оперативных работников и спецпомещений.

Руководитель группы в течение дня организует встречу с руководителями органов представительной и исполнительной власти района (города), правоохранительных и контролирующих органов, суда, а также выборочно с руководителями муниципальных образований низшего звена.

Осуществляется выход на предприятие, где есть большая задолженность по заработной плате, для встречи с трудовым коллективом, где выясняется обстановка, определяются меры для устранения задолженности по заработной плате.

Позиций, подлежащих оценке, много. Но в ходе этих проверок не ставится цель «объять необъятное». Задача мобильной группы — оценить грамотность самой организации работы, которую проводит прокурор. Образно говоря, за те ли ниточки и в нужный ли момент он дергает.

Выезды помогают вскрыть факты неправильной организации работы руководством горрайпрокуратур. Их результаты в обязательном порядке обсуждаются на оперативных совещаниях при прокуроре Республики с участием руководителей структурных подразделений аппарата прокуратуры. В некоторых случаях приглашаются все прокуроры городов и районов.

По итогам совещания выносятся конкретные решения, в том числе планируются выезды работников аппарата уже по предметно-зональному принципу.

В ряде случаев по результатам мобильных выездов планировались комплексные проверки.

Представляется, такая форма контроля за работой прокуроров позволяет своевременно корректировать их деятельность и определять пути устранения недостатков в работе.

Мы рекомендовали бы использовать выезды мобильных групп при назначении на должность нового прокурора, чтобы помочь ему грамотно организовать работу уже на стадии «вхождения» в должность, при поступлении сведений из разных отделов аппарата об имеющихся «болезненных точках» на том или ином направлении надзора прокуратуры или, например, при поступлении неоднократных жалоб от населения района (города) на бездействие прокуратуры.

А иногда бывает полезно посмотреть, насколько эффективно и слаженно работает организационная система у опытных руководителей, так сказать корифеев. Особенно при резком снижении результативности их деятельности.

——————————————————————