Реформа органов юстиции

(Гулягин А., Поротников М.)

(«Законность», 2006, N 12)

РЕФОРМА ОРГАНОВ ЮСТИЦИИ

А. ГУЛЯГИН, М. ПОРОТНИКОВ

А. Гулягин, прокурор Центрального района г. Хабаровска.

М. Поротников, заслуженный юрист России, кандидат юридических наук.

В настоящее время в России проходят динамичные процессы реформирования и становления органов юстиции. Реформы требуют системного, научного подхода при разработке концепции развития этих органов.

Необходимо выделить три приоритетные составляющие в процессе завершения реформирования органов юстиции.

Во-первых, это деятельность, связанная с экспертизой нормативных правовых актов, относимая Концепцией реформирования органов и учреждений юстиции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996 г., в разряд действий, направленных на обеспечение единства правового пространства.

Эта деятельность представляет собой не что иное, как оценку уполномоченным органом (органом юстиции) акта иного государственного органа, влекущего наступление правовых последствий и носящего подзаконный характер на предмет его соответствия Конституции РФ, федеральным и иным законам.

Территориальные органы Минюста России призваны проводить экспертизу правовых актов, при этом в случае выявления нарушений законов они должны направить заключение для рассмотрения в орган, допустивший принятие незаконного правового акта. В свою очередь, этот орган, рассматривая заключение, вправе как учесть его, так и оставить нормативный акт в прежнем виде. Это обстоятельство обусловлено тем, что заключение органа юстиции носит рекомендательный характер. В подобном случае у органа юстиции нет права применить действенные меры, направленные на обеспечение законности. Эффективной, а тем более обеспечивающей законность такую работу не назовешь. Более того, аналогичную по содержанию работу проводят органы прокуратуры России. При этом они обладают надзорными полномочиями, в силу чего эффективнее обеспечивают законность в сфере нормотворческой деятельности. Представляется, Министерство юстиции РФ и его территориальные органы выполняют лишнюю функцию. Выход из этой проблемы видится в постепенном выведении из компетенции Минюста России этой функции с переориентацией деятельности работников, проводящих экспертизы, на иные направления деятельности.

Во-вторых, это деятельность, связанная с созданием в России органов ювенальной юстиции, призванных бороться с преступностью несовершеннолетних. При этом основной акцент необходимо делать на профилактическую работу среди них, а также на восстановление их нарушенных прав.

Ювенальная юстиция — термин международный, означающий специализированную систему правосудия в отношении несовершеннолетних. Этот термин в последнее время все чаще используют и российские юристы, особенно те, которые выступают за создание специализированных судов по делам несовершеннолетних и ссылаются на опыт зарубежных стран и международные стандарты правосудия.

Несмотря на то, что упор в основном делается на суд как краеугольный камень органов ювенальной юстиции, в случае создания таких органов они должны быть отнесены к органам юстиции ввиду того, что содержат в себе принципы и институты общей юстиции, опираясь при этом на идею профилактики преступности несовершеннолетних и защиту их прав, а не на наказание за совершенное правонарушение.

Необходимость создания в России органов ювенальной юстиции обусловлена тем, что наша страна взяла на себя определенные международные обязательства, а также тем, что в стране высокий уровень преступности несовершеннолетних, во многом разрушены идеалы семьи, утрачены былые моральные устои, в соответствии с которыми происходило воспитание ребенка, а также разрознены существующие органы, призванные решать обозначенные проблемы.

При этом принципы, на которых эта система органов должна быть построена, следующие: соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних; приоритет профилактической направленности перед карательной; четкая иерархия органов ювенальной юстиции, разграничение их предметов ведения; признание государством приоритета семьи как наиболее приемлемой и естественной среды для воспитания несовершеннолетних; поиск и внедрение социально-правовых технологий и методов защиты прав несовершеннолетних.

И, в-третьих, это работа органов юстиции, направленная на обеспечение правовой защиты интеллектуальной деятельности, особенно военного, специального и двойного назначения.

Конституцией РФ установлено, что интеллектуальная собственность охраняется законом. В свою очередь, Гражданский кодекс РФ определяет, что интеллектуальная собственность — это исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (ст. 138).

Но ситуация здесь непростая. Потенциал отечественных конструкторов-изобретателей, действующих в сфере военных и специальных разработок, весьма высок, и при грамотном подходе к оформлению и защите их личных прав, а также прав государства в том случае, когда разработки осуществляются за счет его средств, эти разработки становятся весьма важными в экономическом плане. За их счет возможны значительные поступления в бюджет.

Проблема в том, что до настоящего времени закрепление компетенции федеральных органов исполнительной власти разрозненно и неэффективно. Есть много нормативных актов, регламентирующих работу органов юстиции на этом направлении. Представляется, необходим федеральный закон, который бы закреплял перечень действенных механизмов правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности, а также круг субъектов этих правоотношений, участвующих в правовой защите.

——————————————————————