Роль прокуратуры в обеспечении юридической помощи осужденным
(Коптяева О.)
(«Законность», 2006, N 12)
РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ
ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ
О. КОПТЯЕВА
О. Коптяева, старший юрисконсульт НИИ ФСИН России.
Находясь в условиях строгой изоляции, осужденные лишены полноценного общения с внешним миром. В связи с этим по сравнению с гражданами, находящимися на свободе, они существенно ограничены в возможности выбора по своему усмотрению субъектов для получения юридической помощи.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ закрепляет право осужденных получать юридическую помощь не только от адвокатов, но и от иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи (ч. 8 ст. 12).
Однако законом не предусмотрено, какие именно лица, кроме адвокатов, имеют право на оказание такой помощи осужденным к лишению свободы. Бесконтрольный допуск к оказанию юридической помощи всех желающих или приглашенных самим осужденным лиц противоречит требованию Конституции РФ (ч. 1 ст. 48) о праве не просто на юридическую помощь, а на квалифицированную (профессиональную) юридическую помощь. Допуск в качестве защитника (представителя) лица, не сведущего в данного рода деятельности, может оказаться вовсе не помощью для осужденного, а, напротив, навредить ему.
Исходя из того, что оказание юридической помощи гражданам, в том числе осужденным, является одной из функций правоохранительной деятельности государства, логично предположить, что Уголовно-исполнительный кодекс РФ под иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, прежде всего имел в виду представителей правоохранительных органов, так как на всех них лежит обязанность не только по защите прав личности, но и по оказанию юридической помощи путем разъяснения прав и способов их обеспечения как в рамках различных видов судопроизводства, так и при организации и проведении приема посетителей. Из числа правоохранительных органов, оказывающих юридическую помощь осужденным, прежде всего должна быть выделена прокуратура.
Ярким проявлением правозащитного предназначения прокуратуры предстает осуществляемый ею надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и как его составная часть — надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Эта отрасль прокурорского надзора не только непосредственно связана с укреплением законности в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в целом. В не меньшей мере она состоит в реальной защите и обеспечении прав и законных интересов осужденных, которые в силу изоляции от общества остаются наименее защищенными.
Согласно ст. 32 Закона о прокуратуре в предмет ее надзора входит законность нахождения осужденных в исправительных учреждениях, соблюдение установленных законодательством их прав и обязанностей. Особое внимание при осуществлении надзора уделяется соблюдению норм Уголовно-исполнительного кодекса РФ, определяющих правовое положение осужденных.
Прокурор, осуществляющий надзор, вправе в любое время посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения, опрашивать осужденных, знакомиться с документами, на основании которых они были осуждены и отбывают наказание, с оперативными материалами.
Осужденные имеют право обращаться в органы прокуратуры лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения. Это их конституционное право как граждан России.
Предложения, жалобы и заявления осужденного, адресованные прокурору, просмотру и цензуре не подлежат. Они могут подаваться в письменном виде или излагаться устно, например, на личном приеме осужденных прокурором или при опросах осужденных, проводимых во время прокурорской проверки. Обращения осужденных, свидетельствующие о грубых нарушениях закона со стороны персонала учреждений уголовно-исполнительной системы, берутся прокурором под особый контроль. Прокурор обязан рассмотреть поступившие предложения, заявления и жалобы осужденных в установленные законом сроки, принять необходимые меры и сообщить о своем решении лицам, их подавшим. Обращения о наиболее серьезных нарушениях проверяются с выездом на место.
При этом работники прокуратуры располагают как уголовно — и административно-процессуальными, так и гражданско-процессуальными возможностями, а также процедурой протеста и представления.
Надзор прокуратуры действует постоянно и непрерывно. Прокурору не обязательно ждать поступления обращений осужденных или иных заинтересованных лиц, чтобы начать проверку. Согласно ч. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре основанием для проведения проверки исполнения законов может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором. Важно отметить, что обстоятельства большинства нарушений прав и свобод осужденных таковы, что не требуют применения сложной процедуры судебного разбирательства, и прокурор избирает более оперативный путь разрешения правового конфликта, указав тот конкретный орган, который правомочен восстановить нарушенные права и свободы. Он также разъясняет содержание закона, в соответствии с которым должен разрешаться спор о восстановлении нарушенного права.
При необходимости прокурор может провести проверку внезапно, чтобы предотвратить сокрытие факта нарушения закона или его последствий. Законом, а также приказами Генерального прокурора РФ установлены жесткие сроки рассмотрения в органах прокуратуры жалоб и заявлений осужденных по поводу нарушения законности и жесткий контроль за сроками, порядком и правильностью рассмотрения обращений со стороны вышестоящих прокуратур.
Одним из важнейших свойств прокурорского надзора, отражающим его специфику, является инициативность. Именно инициативность позволяет прокуратуре, например, выявлять и устранять незаконные правовые акты министерств, ведомств, органов власти и местного самоуправления, которые довольно редко попадают в орбиту судебного контроля по обращениям осужденных. В то же время полномочия суда по контролю за законностью обладают императивностью. Если прокурор собственными надзорными средствами не устранил нарушения закона, то он обращается в суд и благодаря императивности судебных полномочий может добиться восстановления законности.
В отличие от адвокатов, оказывающих юридическую помощь осужденным, весьма немаловажным для прокурорского надзора является бесплатность, а значит, доступность для осужденных. Обращения в прокуратуру не требуют оплаты государственной пошлины, привлечения дорогостоящих адвокатов. Более того, в случае нарушения прав и свобод осужденных, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В этом случае осужденный освобождается и от значительных материальных затрат. Не случайно осужденные, когда они считают, что их права нарушены, обращаются главным образом в прокуратуру. Когда у прокурора нет полномочий по разрешению возникшей проблемы, он подсказывает осужденным, куда они могут обратиться за защитой своих прав, тем самым разъясняя законодательство, оказывая им юридическую помощь в виде устных советов и справок.
Возможность комплексно подходить к вопросам устранения нарушений закона, прав и свобод осужденных, инициативность и безвозмездность надзора позволяют прокуратуре выступать надежным средством правозащиты.
Все эти и множество иных доводов свидетельствуют, что встречающиеся порой предложения об ограничении или тем более отстранении прокуратуры от правозащитной деятельности находятся в резком противоречии с интересами общества и государства. Реализация подобных предложений приведет к тому, что защита прав осужденных будет осуществляться лишь посредством судебного контроля. При этом, с одной стороны, осужденные будут вынуждены обращаться к адвокатам и платить им немалые деньги за юридические консультации, за составление документов, оплачивать государственной пошлиной исковое заявление, жалобу и т. д., а с другой — судам, которые и так перегружены, прибавится новая работа, которую ныне осуществляет прокуратура.
На современном этапе общественного развития ограничение полномочий прокурора в этой сфере деятельности преждевременно, так как без активной роли прокурора права осужденных надлежащим образом гарантированы и защищены быть не могут.
——————————————————————