Бесплатный доступ к правосудию: преграды на пути

(Колоколов Н.) («ЭЖ-Юрист», 2012, N 20)

БЕСПЛАТНЫЙ ДОСТУП К ПРАВОСУДИЮ: ПРЕГРАДЫ НА ПУТИ

Н. КОЛОКОЛОВ

Никита Колоколов, доктор юридических наук, профессор кафедры судебной власти и организации правосудия НИУ-ВШЭ, г. Москва.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» не содержит подробного регламента организации ее оказания негосударственными структурами. Неудивительно, что лица, вознамерившиеся организовать оказание такой помощи без государственной поддержки, столкнулись с административными преградами.

Предприниматель хотела организовать негосударственный центр бесплатной правовой помощи на территории Республики Башкортостан (причем совершенно бескорыстно), но оказалось, что сделать это сейчас совершенно невозможно технически. И как это сделать, никто не знает. Согласно ст. 25 Закона N 324-ФЗ «негосударственный центр бесплатной юридической помощи и его учредители в течение десяти дней со дня его создания направляют в территориальный орган уполномоченного федерального органа исполнительной власти уведомление, в котором должны содержаться следующие сведения о негосударственном центре бесплатной юридической помощи…». Но дело в том, что в настоящее время нет такого уполномоченного органа. А в Управлении Минюста России по Республике Башкортостан неуверенно говорят: «Ну направляйте нам». Согласно ч. 2 ст. 25 Закона N 324-ФЗ «в случае если негосударственный центр бесплатной юридической помощи создается в качестве юридического лица, порядок его создания и деятельности регламентируется Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом». Таким образом, получается, что бесплатный юридический центр может создаваться не только в форме юридического лица, а прибыль получать он может, только если это не противоречит основной — бесплатной (некоммерческой) — деятельности. Как быть? Проблемы эти далеко не новы. Важнейшая из них — нежелание авторов Закона N 324-ФЗ выяснить, кто именно и, главное, за счет каких средств будет оказывать бесплатную юридическую помощь населению. Совершенно очевидно, что деятельность организации не может приносить одни лишь убытки, ибо, прежде чем таковые понести, она должна получить средства, часть из которых в соответствии с уставом может позволить потратить и на бесплатную юридическую помощь. Как видим, такая помощь, если это не блажь мецената, должна иметь весьма прочную финансовую и организационную основу. О возможных формах организации мы писали в статье «Бесплатная юридическая помощь: инновации неизбежны» (ЭЖ-Юрист. 2011. N 19). Очевидно и то, что для того, чтобы запустить механизм негосударственной бесплатной юридической помощи, изначально следует набрать положительный опыт по формированию системы организаций, специализирующихся на данном виде правозащитной деятельности. В условиях отсутствия такого опыта максимум, что могли сделать авторы Закона N 324-ФЗ, — это отослать будущих альтруистов к вышеназванным Законам N 7-ФЗ и 129-ФЗ. Но, как все общее по своей природе, эти законы лишены искомых частных регламентов. Впрочем, определенный опыт оказания бесплатной юридической помощи некоммерческими организациями в России есть <1>. ——————————— <1> Бесплатная юридическая помощь и обеспечение доступа к правосудию в России. М.: ЛигалСтадис. РУ: консалтинг и коммуникации, 2010; Доступ к правосудию и субсидируемая юридическая помощь: анализ международного и российского опыта: Сборник материалов. М.: Вариант, 2010.

——————————————————————