Конституционное право на квалифицированную юридическую помощь в странах СНГ

(Медведева Е. С.) («Конституционное и муниципальное право», 2007, N 7)

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ В СТРАНАХ СНГ

Е. С. МЕДВЕДЕВА

Медведева Е. С., аспирантка Тверского государственного университета.

Последнее десятилетие стало для государств СНГ периодом утверждения суверенной государственности, постепенной либерализации социально-экономического и общественно-политического строя, упрочнения демократических институтов публичной власти. Таким образом, процесс модернизации затронул фундаментальные общественные отношения, основы правового регулирования которых содержатся в конституциях государств Содружества. Все страны СНГ прошли два этапа конституционного реформирования. Первый этап начался с принятия деклараций о государственном суверенитете и внесения частичных изменений в республиканские конституции советского образца. Эти изменения касались наименования государства, переориентации социалистической модели общественного развития на капиталистическую; признания человека высшей ценностью; утверждения концепции правового государства и т. д. Демократизация правового статуса личности и другие общественные преобразования в странах Содружества потребовали концептуального пересмотра конституционных текстов. Поэтому второй этап конституционного развития стран СНГ связан с принятием новых и последующей модернизацией ныне действующих конституций этих стран <1>. Изменения в ряде случаев затронули и те положения конституций, которые закрепляют правовой статус личности, основные права и свободы человека и гражданина. ——————————— <1> Михалева Н. А. Конституционное законодательство стран СНГ на современном этапе (динамика развития) // Государство и право. 2004. N 9. С. 73.

Для обеспечения правового статуса личности важную роль играет закрепление на конституционном уровне группы прав по защите других прав и свобод. Среди них выделяют наряду с правом на судебную защиту рассмотрение дела в надлежащем суде, презумпцию невиновности и гуманизм правосудия, право на получение квалифицированной юридической помощи <2>. Возможность получения квалифицированной юридической помощи является одним из основополагающих прав человека и гражданина и одновременно важнейшей гарантией соблюдения целого ряда иных прав и свобод. ——————————— <2> См.: Авакьян С. А. Конституционное право России: Учебный курс: В 2 т. Т. 1. М.: Юристъ, 2005. С. 575.

Конституция Российской Федерации (далее — Конституция РФ) в ч. 1 ст. 48 гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Однако ни в Конституции РФ, ни в текущем законодательстве не содержится объяснения, раскрывающего содержание и смысл юридического понятия «квалифицированная юридическая помощь». В Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 28 октября 2003 г., 22 августа, 20 декабря 2004 г.) данное понятие раскрывается лишь применительно к характеру юридической помощи, оказываемой адвокатами в рамках их адвокатской деятельности, и не носит общего характера. Потому, помимо адвокатов, субъектами оказания юридической помощи являются и частнопрактикующие юристы. Посредством оказания правовых услуг может быть реализовано их конституционное правомочие на предпринимательскую деятельность, свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии (ст. 34; ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) <3>. ——————————— <3> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 15-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, Губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3282.

В конституциях стран СНГ можно встретить самые различные термины применительно к понятию «юридическая помощь». Например, в ст. 61 Конституции Азербайджанской Республики (далее — Конституция АР), которая называется «Право на получение юридической помощи», устанавливается: «Каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно, за счет государства. У каждого лица с момента задержания, заключения под стражу, предъявления обвинения в совершении преступления со стороны компетентных государственных органов есть право пользоваться помощью защитника». В более ранней редакции Конституции АР в ст. 69, которая именовалась «Право на получение правовой помощи», законодатель использовал термин «качественная правовая помощь». Однако содержание понятий «квалифицированная» и «качественная» помощь в ныне действующей и предыдущей редакции Конституции АР не раскрывается. Очевидным является тот факт, что формулировка ст. 61 Конституции АР стала более походить на формулировку ст. 48 Конституции РФ. Термин «квалифицированная юридическая помощь» встречается также в Конституции Республики Казахстан (далее — Конституция РК) (ст. 13) и Конституции Кыргызской Республики (далее — Конституция КР): каждому гражданину КР обеспечиваются квалифицированная юридическая помощь и защита прав и свобод, гарантируемых Конституцией КР. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Конституции КР возлагается на омбудсмена (акыйкатчы) КР (ст. 40). Право каждого на юридическую (правовую) помощь без какого-либо указания на признак качества такой помощи содержится в Конституциях Республики Армения (далее — РА) (ст. 40), Украины (ст. 59), Республики Беларусь (ст. 62). Следует отметить, что составители белорусской Конституции в этом вопросе продвинулись немного дальше и попытались обозначить предмет юридической помощи путем обозначения субъектов и целей ее оказания: «Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается». В Конституциях других государств юридическая (правовая) помощь понимается как помощь защитника (либо используется термин «адвокат») с момента ареста, задержания, заключения под стражу, а также на протяжении всего процесса. Подобные положения содержатся в ст. 18 Конституции Грузии от 24 августа 1995 г., ст. 26 Конституции Республики Молдова от 29 июля 1994 г., ст. 19 Конституции Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. (в ред. от 22.06.2003). На наш взгляд, такой подход связан с господством в этих государствах представления о юридической помощи как о праве лица, привлекаемого к юридической, а именно уголовной ответственности. По примеру законодательного регулирования в Российской Федерации попробуем найти какую-либо конкретизацию понятия «юридическая помощь» в правовых актах, посвященных институту адвокатуры стран Содружества. Практически во всех государствах СНГ адвокатура и адвокатская деятельность стали предметом регулирования законодательных актов. Однако не во всех законодательных актах, посвященных институту адвокатуры, дается определение адвокатской деятельности. В законах РК и Республики Узбекистан (далее — РУз), например, лишь определяются назначение, задачи адвокатуры как правового института, включающего независимые добровольные профессиональные объединения лиц, занимающихся частной адвокатской практикой, оказывающих юридическую помощь в соответствии с Конституцией РУз физическим и юридическим лицам (ст. 1 Закона РУз); признанного содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией РК права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи (ст. 1 Закона РК) <4>. ——————————— <4> См.: Хван Л. Б. Некоторые вопросы регулирования адвокатской практики: сравнительно-правовой анализ законодательства стран СНГ (на материалах Армении, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана) // Журнал российского права. 2001. N 3. С. 86 — 95.

В Армении адвокатская деятельность определена как «вид правозащитной деятельности», направленной на осуществление не запрещенными законом средствами и способами интересов, преследуемых получателем юридической помощи (ст. 4) <5>. ——————————— <5> См.: Закон Республики Армения «Об адвокатской деятельности» от 18 июня 1998 г. // Официальный вестник Республики Армения. 1998. N 15. С. 39.

Законодатель Таджикистана говорит об адвокатуре как о независимом профессиональном объединении, обеспечивающем оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, и дает ее определение как вида социальной помощи, оказываемой в правовой области физическим и юридическим лицам, заключающейся в использовании любых законных средств и способов с целью защиты прав и законных интересов этих лиц <6>. ——————————— <6> См.: Конституционный закон Республики Таджикистан «Об адвокатуре» от 3 ноября 1995 г. // Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1995. N 21.

В Кыргызстане адвокатская деятельность определена как «деятельность адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов» (ст. 2 Закона КР) <7>. При этом адвокатом может быть только гражданин КР, имеющий лицензию на право занятия адвокатской деятельностью (ст. 4 Закона КР). К экзаменам на получение лицензии допускаются лица, имеющие высшее юридическое образование, опыт юридической работы не менее одного года или имеющие опыт работы в качестве помощника адвоката не менее одного года (ст. 8 Закона КР) <8>. Таковы квалификационные <9> требования, предъявляемые Законом КР к адвокатам как к разновидности субъектов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь. ——————————— <7> См.: Закон Кыргызской Республики «Об адвокатской деятельности» от 21 октября 1999 г. N 114 (в редакции Закона КР от 24 марта 2004 г. N 47). <8> Там же. <9> Одно из значений термина «квалифицированный» — субъект, обладающий специальными знаниями, навыками, уменьем, а также опытом. См.: Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. М.: Рус. яз., 2000. Т. 1: А — О. С. 659.

Закон РМ «Об адвокатуре» N 1260-XV от 19 июля 2002 г. (в ред. Закона N 215-XVI от 13.07.2006, вступившего в силу 11.08.2006) в ч. 1 ст. 1 содержит определение адвокатуры как самостоятельного правового института гражданского общества, призванного обеспечить оказание на профессиональной основе квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и законных интересов, а также обеспечения доступа к правосудию <10>. Следует отметить, что Конституция РМ, в отличие от Закона РМ «Об адвокатуре», не закрепляет право каждого на квалифицированную юридическую помощь. Однако здесь нет никакого противоречия, так как в ст. 15 Конституции РМ, которая именуется «Универсальность», содержится положение, предусматривающее, что граждане РМ пользуются правами и свободами, закрепленными Конституцией и другими законами, и имеют предусмотренные ими обязанности. ——————————— <10> См.: Мониторул Офичиал ал Р. Молдова. 2002. N 126-127. Ст. 1001.

Следует отметить и то обстоятельство, что в законах об адвокатуре ряда государств СНГ полномочием осуществлять защиту (как разновидность оказания квалифицированной юридической помощи) наделяется исключительно адвокат. Это, например, закреплено в ст. 5 Закона РА <11>, в ст. 4 Закона РК, согласно которым профессиональная защита по уголовным делам осуществляется только адвокатами <12>, в ст. 4 Закона АР — защитниками на судебном процессе по уголовным делам, предварительном следствии или дознании в соответствии с процессуальным законодательством АР могут быть только адвокаты <13>. ——————————— <11> См.: Закон Республики Армения «Об адвокатской деятельности» от 18 июня 1998 г. // Официальный вестник Республики Армения. 1998. N 15. С. 39. <12> См.: Закон Республики Казахстан от 5 декабря 1997 г. N 195-1 «Об адвокатской деятельности». <13> См.: Закон Азербайджанской Республики «Об адвокатах и адвокатской деятельности» // Собрание законодательства Азербайджанской Республики. 2000. N 1. Ст. 19.

Не случайно законодателем РК в ст. 4 Закона «Об адвокатской деятельности» отмечена профессиональность защиты, осуществляемой адвокатами по уголовным делам. Законодательство об адвокатской деятельности РК состоит из вышеуказанного Закона и иного законодательства, регулирующего адвокатскую деятельность. Процессуальные права и обязанности адвокатов при осуществлении ими защиты и представительства по делам физических и юридических лиц устанавливаются законодательными актами Республики Казахстан (ст. 2 Закона «Об адвокатской деятельности») <14>. Уголовно-процессуальный кодекс РК в качестве защитников допускает помимо адвокатов также и супруга (супругу), близких родственников или законных представителей обвиняемого, представителей профсоюзов и других общественных объединений по делам членов этих объединений (ст. 70) <15>. Из всех вышеперечисленных субъектов только помощь адвоката оказывается на профессиональной основе. ——————————— <14> См.: Закон Республики Казахстан от 5 декабря 1997 г. N 195-1 «Об адвокатской деятельности». <15> См.: Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г. N 206-1 (с изм. и доп.).

Вместе с тем адвокатура не обладает монополией на оказание такого вида услуг, как квалифицированная правовая помощь. Так, в ст. 4 Закона «Об адвокатах и адвокатской деятельности» АР закреплено следующее положение: представление лиц в государственных и негосударственных органах и организациях, дачу консультаций, разъяснений и справок по правовым вопросам, составление заявлений, жалоб и документов юридического характера, а также иную правовую помощь в установленном законодательством порядке могут осуществлять и юристы, не являющиеся членами коллегии адвокатов. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что РА гарантирует квалифицированную юридическую помощь, допуская к этому виду деятельности субъектов, оказывающих правовые услуги только на профессиональной основе (это могут быть адвокаты или юристы, не имеющие статуса адвоката). Проанализировав конституционные положения, законодательство об адвокатуре некоторых стран СНГ, мы приходим к выводу о том, что юридическая помощь — это довольно сложная, внутренне согласованная совокупность многих составляющих. К ним относятся субъекты, качество, цели и тому подобное, существующие и действующие в юридической сфере. Поскольку же ни в одной из Конституций стран СНГ не содержится дефиниции понятия «квалифицированная юридическая помощь», это означает, что деятельность по раскрытию содержания данного понятия и аналогичных по своему смыслу иных понятий возложена в этих государствах на органы конституционной юстиции, подобно тому, как это практикуется в Российской Федерации. Практически всеми республиками бывшего СССР (исключение — Туркмения) была воспринята европейская модель конституционного судебного контроля. В государствах СНГ созданы конституционные суды, а в Казахстане по примеру Франции — Конституционный Совет. «Старейшими» являются органы конституционного контроля России (1991 г.), Казахстана (1993 г.), Беларуси, Кыргызстана (1994 г.). Надо подчеркнуть, что органы конституционного контроля создавались после принятия новых конституций. Правовой статус органов конституционного контроля определяется конституциями, а также законами о конституционном суде и регламентами конституционных судов, принимаемыми законодателем либо самим конституционным судом (например, в Беларуси). Вопросы толкования закона остаются в центре проблем юридической теории и практики в странах СНГ, так как толкование названными судами законов лишь складывается <16>. Конституционный Суд РМ рассмотрел лишь несколько таких дел. Так, была дана оценка конституционности некоторых положений ранее действующего Закона «Об адвокатуре» N 395-XIV от 13 мая 1999 г. <17>. По мнению авторов обращений в Конституционный Суд РМ, положения этого Закона в части, относящейся к обязанности заниматься адвокатской деятельностью только в составе Союза адвокатов и в соответствии с полномочиями этого Союза и его органов, ограничивают закрепленные в Конституции основные права и свободы граждан, противоречат ст. 1 (ч. 3), ст. 4, ст. 7, ст. 8 (ч. 2), ст. 15, ст. 1 6 (ч. 2), ст. 20, ст. 23 (ч. 1), ст. 26 (ч. 3), ст. 43 (ч. 1), ст. 54 Конституции РМ и международным актам о правах человека. Конституционный Суд отмечает, что, определяя условия и порядок допуска тех или иных лиц к профессиональной юридической деятельности, законодатель должен был установить требования, которые не противоречили бы конституционным принципам, что исключило бы возможность ограничения прав граждан. ——————————— <16> См.: Абдрасулов Е. Б. Практика толкования закона в странах СНГ в переходный период // Правоведение. 2002. N 4. С. 102. <17> См.: Постановление Конституционного Суда Республики Молдова «О контроле конституционности ряда положений Закона N 395-XIV от 13 мая 1999 г. «Об адвокатуре» Nr. 8 от 15.02.2000 // Мониторул Офичиал ал Р. Молдова. 2000. N 24-26. Ст. 11.

Положения ст. 2 (ч. 2), ст. 26 (ч. 6) и ст. 44 (ч. 4) данного Закона как по содержанию, так и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, фактически устанавливают, что для оказания квалифицированной юридической помощи и представительства в органах правосудия и следственных органах могут быть допущены только члены Союза адвокатов. По мнению судей Конституционного Суда РМ, такой подход законодателя лишил допуска в качестве защитника профессиональных юристов, не являющихся членами Союза адвокатов, но имеющих лицензию на право оказания юридической помощи, что является подтверждением их юридической квалификации, чем создал монопольное право членов Союза адвокатов оказывать юридическую помощь. Данные положения, как верно отметил Суд, установленные законодателем, ограничивают право гражданина, предоставляемое ст. 26 (ч. 2) Конституции РМ, самостоятельно реагировать законными способами на нарушение своих прав и свобод, и право на свободный выбор адвоката (защитника) при оказании ему квалифицированной юридической помощи. Закрепленное в ст. 26 (ч. 3) Конституции РМ право сторон на протяжении всего процесса пользоваться помощью адвоката, выбранного или назначенного, по мнению Суда, не следует расценивать как обязанность сторон обращаться за юридической помощью только к членам Союза адвокатов, что подтверждается положениями ст. 45 Уголовно-процессуального кодекса, предоставляющими возможность обвиняемому вообще отказаться от помощи адвоката и самостоятельно осуществлять свою защиту. Статья 26 (ч. 4) Конституции РМ предусматривает, что вмешательство в деятельность лиц, осуществляющих защиту в установленных пределах, наказывается законом. Конституционное положение «деятельность лиц, осуществляющих защиту» предоставляет гражданам право пользоваться юридической помощью не только адвокатов, то есть членов Союза адвокатов, но и других защитников <18>. ——————————— <18> Здесь Конституционный Суд дает толкование понятия деятельности лиц, осуществляющих защиту.

Суд также указал на то, что в качестве защитников в соответствии со ст. 43 (ч. 5) Уголовно-процессуального кодекса РМ допускаются адвокаты, а по постановлению следователя или судьи, определению судебной инстанции — иные лица, получившие соответствующую лицензию. И сделал вывод о праве каждого гражданина пользоваться юридической помощью адвоката, независимо от того, является он или нет членом Союза адвокатов. Как отметил Суд, положения ст. 26 Конституции РМ в полной мере соответствуют признанным Республикой международным правовым стандартам в области обеспечения прав лиц, обвиняемых в совершении преступлений. Так, согласно ст. 14, ч. 3, п. «d», Международного пакта о гражданских и политических правах каждый обвиняемый в уголовном судопроизводстве имеет право защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника. Это право, как следует из основных принципов, касающихся роли юристов <19>, предполагает возможность обвиняемого обратиться к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания его прав и защиты его на всех стадиях уголовного разбирательства. Далее Конституционный Суд РМ пришел к выводу о том, что международные стандарты и нормы об основных правах человека также предусматривают право каждого на самостоятельный выбор защитника, а обязательное условие для юристов, допущенных к оказанию юридической помощи по лицензии Министерства юстиции, состоять в Союзе адвокатов РМ, ущемляет конституционные права граждан на свободу объединения и свободный выбор работы и профессии (ст. 42 и 43 Конституции РМ), а также противоречит Всеобщей декларации прав человека, предусматривающей, что никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию (ст. 20, ч. 2). Конституционный Суд РМ посчитал, что закрепление законом за членами Союза адвокатов монопольного права на осуществление адвокатской деятельности не только не способствует конкуренции между лицами, оказывающими юридическую помощь, но и препятствует ее развитию. Определение штатного расписания Союза адвокатов исключительно Съездом адвокатов в соответствии со ст. 28, ч. 3, п. «f», Закона N 395-XIV, по мнению Конституционного Суда РМ, может привести к искусственному созданию дефицита правовых услуг, что приведет к нарушению прав, предусмотренных ст. 26 (ч. 3) Конституции РМ. ——————————— <19> Приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, Куба, 27 августа — 7 сентября 1990 г. // Собрание международных документов «Права человека и судопроизводство». OSCE, Poland.

Конституционный Суд РМ также отметил, что ст. 2 (ч. 2) Закона N 395-XIV, предоставляющая право на занятие адвокатской деятельностью только членам Союза адвокатов, и ст. 26 (ч. 6) данного Закона, в соответствии с которой ни одна из коллегий адвокатов не может функционировать вне Союза адвокатов, противоречат ст. 1 (ч. 3), ст. 6, ст. 16, ст. 22, ст. 26, ст. 42 и ст. 43 Конституции РМ. Таким образом, не во всех конституциях стран СНГ закреплено право каждого на юридическую помощь, а критерий квалифицированности такой помощи встречается еще реже. Однако данное право детализируется в законодательстве об адвокатуре и процессуальном законодательстве этих стран. В некоторых государствах СНГ, например в РМ, при отсутствии конституционного закрепления, право на квалифицированную помощь содержится в текущем законодательстве. Следует также отметить, что вопрос, связанный с пониманием права на квалифицированную юридическую помощь и условий его реализации, уже стал предметом рассмотрения органов конституционной юстиции стран Содружества.

——————————————————————