Следственный «эксперимент»
(Саттаров В.)
(«ЭЖ-Юрист», 2007, N 35)
СЛЕДСТВЕННЫЙ «ЭКСПЕРИМЕНТ»
В. САТТАРОВ
Вагиз Саттаров, заместитель прокурора Республики Коми, старший советник юстиции.
7 сентября 2007 г. вступают в силу изменения в УПК РФ и Федеральный закон «О прокуратуре», в соответствии с которыми работники прокуратуры лишаются многих прежних полномочий. О том, насколько готовы прокуроры и следователи к начавшимся преобразованиям, рассказывают представители прокуратуры.
В настоящее время лица, вовлеченные в орбиту уголовного судопроизводства, стали свидетелями кардинальных изменений в деятельности органов предварительного следствия и прокуратуры. В структуре Прокуратуры РФ появился Следственный комитет. Одновременно прокуроры лишились полномочий по руководству предварительным следствием, и не только в органах прокуратуры, но и в остальных органах госвласти, которые по закону вправе осуществлять предварительное следствие (напомним, что к ним относятся органы внутренних дел, госнаркоконтроля, ФСБ).
По мнению разработчиков Закона, подобное решение вызвано необходимостью отделить организацию предварительного следствия от надзора за законностью в этом направлении. До недавнего времени данная обязанность возлагалась на прокурора.
Руководители следственных отделов займутся всем тем, что входит в комплекс действий по организационному и процессуальному руководству расследованием.
Кроме того, прокуроры лишились права на задержание, избрание меры пресечения, принятие решения об отводе следователей. Все эти права переходят к руководителям следственных подразделений. В отличие от существовавшего порядка требования прокуроров об устранении нарушений, допущенных в ходе предварительного следствия, не обязательны для руководителей следственных органов. Если ранее прокурор мог как самостоятельно расследовать любое поднадзорное ему уголовное дело, так и принимать участие в производстве отдельных следственных действий (допросах, обысках и т. д.), то в соответствии с новым Законом подобных прав у прокурора нет. Имея в своем распоряжении материалы о преступлении, он должен направить их в следственный орган для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Выявив незаконное и необоснованное решение следователя, прокурор теперь по общему правилу не вправе отменить его, он должен поставить об этом вопрос перед соответствующим руководителем следственного органа. При этом постановления прокурора, в которых поставлен вопрос о необходимости отмены решений следователей, не являются обязательными для руководителей следственных подразделений.
Итак, ранее согласие на возбуждение уголовного дела давал прокурор. Как показывает практика, данный порядок являлся серьезным «фильтром» для освобождения следственных подразделений от расследования заказных дел, возбужденных при отсутствии повода и законных оснований.
Прокуроры активно использовали свои полномочия по отказу в даче согласия на возбуждение уголовных дел, возвращению материалов для дополнительной проверки. Теперь прокурор будет лишен данного права, но за ним сохранится право в течение 24 часов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, если выявлены нарушения закона при его возбуждении.
Следовательно, прокуроры должны организовать работу так, чтобы в течение 24 часов постановления о возбуждении уголовного дела поступали прокурору, завести соответствующие журналы, учеты, регистрацию, чтобы прокурор или его заместители, на кого эта работа будет возложена, смогли проверить данные материалы и решить вопрос, есть основания для возбуждения уголовного дела или нет, а если дело возбуждено незаконно — отменить решение об этом. По истечении 24 часов полномочий об отмене постановлений у прокурора не остается. Данные полномочия прокурора весьма существенны, при своевременном и вдумчивом использовании они могут стать серьезным заслоном незаконному возбуждению уголовных дел. Кроме того, за прокурорами сохранено право на утверждение обвинительного заключения и направление его в суд для рассмотрения по существу.
Проводимая реформа имеет своей целью повышение самостоятельности следователей. Руководство дознанием — более упрощенной формой расследования по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести — в арсенале прокуроров законодателем за небольшими исключениями (кроме дачи согласия на возбуждение уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения) сохранено. По-прежнему за прокурором остается надзор за оперативно-розыскной деятельностью правоохранительных органов, а также за учетом и регистрацией преступлений. Не произошло изменений и в статусе прокурора как государственного обвинителя.
Причиной появления нового Закона стало нашедшее поддержку у законодателя мнение ряда процессуалистов о том, что совмещение в одном лице функций надзора за законностью предварительного следствия и руководства им не способствует объективности прокурора, который не может надзирать сам за собой. Данное утверждение является небесспорным. Осуществляя руководство следствием и надзирая за ним, прокурор вынужден быть объективным, принимать во внимание все обстоятельства по делу, в том числе и те, которые оправдывают виновного, иначе он рискует «провалом» обвинения в суде. Лишение новым Законом прокуроров права давать обязательные для следователей указания с точки зрения укрепления законности при производстве предварительного следствия вызывает озабоченность.
Как показывают проводимые обобщения, руководители следственных органов и в первую очередь органов внутренних дел (именно ими расследуется до 90% всех уголовных дел), которые уже сейчас имеют право давать такие указания, отменять незаконные постановления следователей о приостановлении предварительного следствия, очень слабо либо вообще не используют эти полномочия. Прокурорами ежегодно отменяются десятки тысяч незаконных решений следователей органов внутренних дел, принятых при попустительстве тех же руководителей следственных органов. Думается, что надежной заменой прокурору они пока не станут.
Будет ли работать новый Закон, покажет время. Но уже сейчас ясно: прокурорам придется значительно перестраивать свою работу в соответствии с принятыми изменениями. Основная задача — сохранить существующий потенциал, накопленную за годы действия существовавших уголовно-процессуальных регламентаций практику прокурорского надзора, наладить работу в новых условиях, умело распоряжаясь своими полномочиями.
К публикации подготовил Михаил Чеботарев,
обозреватель «ЭЖ-Юрист»
——————————————————————