Совершенствование практических навыков государственных обвинителей
(Чернышев И.)
(«Законность», 2008, N 11)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБВИНИТЕЛЕЙ
И. ЧЕРНЫШЕВ
Чернышев И., заместитель прокурора Омской области.
Прокуратурой Омской области уделяется повышенное внимание обучению государственных обвинителей. Основополагающие моменты при определении его форм — уровень их теоретической подготовки и опыт работы. При этом гособвинителям со стажем работы до 3-х лет уделяется особое внимание.
Мероприятия отраслевого управления по повышению профессионального уровня гособвинителей включают в себя стажирование и рецензирование работников, проведение с ними учебных и семинарских занятий, подготовку и направление индивидуальных заданий. Хорошо зарекомендовали себя рецензирование и направление индивидуальных заданий. Рецензирование заключается в наблюдении за поведением гособвинителя в судебном заседании, избираемой им тактикой допроса и выступления в прениях с последующим разбором допускаемых при этом ошибок и дачей практических рекомендаций.
Кроме того, молодым гособвинителям и тем работникам, которые наиболее часто допускают неправильное применение закона, направляются индивидуальные задания, которые составляются по наиболее распространенным ошибкам, выявляемым на стадии кассационного и надзорного пересмотра судебных решений. В последующем выполненные индивидуальные задания были проверены, по результатам выполнения этих заданий гособвинители по отдельному списку приглашались на учебные занятия, где предлагаемые для самостоятельного разрешения уголовно-правовые ситуации решались на флипчарте с разбором допущенных ошибок.
Помимо использования традиционных форм совершенствования профессионального мастерства гособвинителей (учебные семинары, стажирование, рецензирование, подготовка индивидуальных заданий), прокуратура Омской области организует тренинги по развитию практических навыков поддержания обвинения. В ноябре 2005 г. и июле 2006 г. такие занятия были проведены прокуратурой области совместно с представительством Министерства юстиции США при Посольстве США в Российской Федерации.
При этом при проведении практических занятий прокуратурой используются Методические рекомендации к тренингу по совершенствованию навыков участия прокурора в состязательном процессе по уголовным делам Института повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры РФ (М., 2006).
В ноябре 2007 г. прокуратурой области был проведен очередной семинар государственных обвинителей по совершенствованию практических навыков участия в судебном процессе. В целях надлежащей организации проведения этого учебного мероприятия прокурор области издал приказ, которым регламентировалось его проведение.
Цель семинара — не только доведение до сведения оперативных работников положений уголовного, уголовно-процессуального законов и судебной практики, но и отработка практических навыков поддержания обвинения.
Необходимость мероприятия была продиктована кадровыми изменениями корпуса гособвинителей, обусловленными созданием Следственного комитета при прокуратуре РФ и переводом в эту структуру части оперативных работников также переходом ряда следователей на должности помощников прокурора.
В работе семинара приняли участие 19 оперативных работников из окружных и районных прокуратур: 4 заместителя районных прокуроров и 15 помощников прокуроров. При этом заместители ранее работали следователями и на должность курирующих уголовно-судебное направление заместителей были назначены в сентябре 2007 г. Стаж работы участвующих в семинаре помощников прокуроров составлял в основном от 1,5 месяца до 1 года, а некоторых — и менее месяца.
Проведению семинара предшествовала соответствующая подготовительная работа. Тщательным образом была разработана программа, состоящая из лекционных и практических занятий. Учитывался опыт подобных мероприятий, проводившихся в ноябре 2005 г. и июле 2006 г. совместно с Омским юридическим институтом с участием прокуроров США. На указанных семинарах практические мероприятия в небольших группах участников проводились на базе реального уголовного дела. Выступления каждого помощника анализировались с предложением конкретных рекомендаций инструкторами с американской и российской стороны, которую представляли прокуроры отраслевого управления прокуратуры области.
Между тем особенностью этого семинара стало то, что он был проведен только силами отраслевого управления, а именно: прокурорами отдела государственных обвинителей и кассационно-надзорного отдела. Помимо непосредственно теоретического материала к выступлению на лекционных занятиях работники управления подготовили наглядные пособия и материалы для практических занятий. Так, отраслевое управление разработало учебное дело, с использованием которого проводились все практические занятия. Оно было сформировано на основе конкретного дела, рассмотренного Омским областным судом, но переработанного применительно к условиям семинара.
С. обвинялся в том, что после совершения кражи, желая удержать похищенное, путем нанесения не менее 7 ударов ножом, совершил убийство Б., который пресекал его незаконные действия. Приговором Омского областного суда от 13 июня 2007 г. С. был оправдан. Решение суда первой инстанции было отменено Верховным Судом РФ по кассационному представлению гособвинителя. Несмотря на то что фабула дела была достаточно простой, оно имело сложную доказательственную базу. Вопросы квалификации содеянного были сопряжены с необходимостью оценки версии подсудимого о наличии в его действиях необходимой обороны, исключающей уголовную ответственность. Кроме того, при поддержании обвинения необходимо было решить вопрос о допустимости ряда доказательств.
Для проведения семинара также подготовили два теста для проверки знаний работников прокуратуры по вопросам уголовно-процессуального законодательства, а также карточки-задания, где в качестве условий, требующих разрешения задач, приводились часто встречаемые в судебной практике ситуации; наглядные пособия в виде конкретных экспертных заключений, демонстрирующих особенности и возможности разных видов экспертизу заключения экспертов, специально переработанные таким образом, чтобы показать допускаемые ошибки с целью отработки навыков поведения в подобных ситуациях гособвинителей, направленных на недопущение исключения доказательств и на восполнение пробелов следствия.
Кроме того, при изложении теоретического материала выступающими использовались компьютерная техника и проектор, с помощью которых все лекционные занятия сопровождались демонстрацией слушателям на большом экране необходимых процессуальных документов и некоторых видов доказательств. Таким образом, наглядность демонстрируемого материала помогала усвоению и пониманию прослушанного.
Темами лекционных занятий были вопросы досудебной подготовки к процессу и изучения материалов уголовного дела; допустимости доказательств; общие условия судебного разбирательства, а также роль прокурора в исследовании доказательств; использование вещественных доказательств, результатов ОРД, заключений экспертов при представлении доказательств в суде.
На лекционных занятиях вниманию слушателей предлагались конкретные тактические приемы и методики, используемые при разрешении ходатайств о недопустимости доказательств, при допросах подсудимого и свидетелей, использовании вещественных доказательств и заключений экспертов, допросах эксперта и специалиста, при выступлении в прениях.
После лекции следовало занятие в малых группах, на которых отрабатывались практические навыки по применению полученных теоретических знаний. При этом участники разбивались на группы по 6-7 человек, чтобы дать возможность каждому участнику семинара провести прямой и перекрестный допрос, разобрать заключения эксперта, аргументировать позицию по ходатайству защиты и т. д.
После выступления гособвинителя следовала оценка инструктора, в качестве которых выступали работники управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Поскольку анализ ошибок на конкретном примере в большей мере способствует недопущению их повторения на практике, разбор инструктора не сводился к формальной оценке выступления, а преследовал цель оказания помощи каждому участнику с учетом его профессионального мастерства. Давались конкретные рекомендации, отмечались не только неудачные, но и положительные моменты для возможного использования их другими слушателями. Кроме того, на практических занятиях также была предоставлена возможность задавать вопросы, делиться опытом и имеющимися проблемами.
С целью создания соответствующей атмосферы, способствующей проявлению творческого подхода и деловой активности, все участвующие в семинаре работники областной прокуратуры были ориентированы на корректность критики обучающихся и поощрение их инициативы. Для преодоления возможного психологического барьера в общении с коллегами между учебными и практическими занятиями были организованы кофе-паузы.
В первый день семинара были разобраны темы, посвященные досудебной подготовке к процессу, методике изучения материалов уголовного дела, допустимости доказательств, судебному производству, предварительному слушанию, общим условиям судебного разбирательства, а также роли прокурора в исследовании доказательств.
После лекции провели практическое занятие, на котором гособвинители разрешали задачи, связанные с вопросами допустимости доказательств.
В этот же день слушатели увидели учебный фильм «Рассмотрение уголовного дела судом». Просмотр фильма помог создать необходимое представление о процедуре судопроизводства, что было особенно актуально для помощников, ранее не участвовавших в процессах.
Кроме того, по окончании первого дня семинара все участники были протестированы с целью проверки их знаний УПК. Полученные результаты в последующем учитывались инструкторами, которые при освещении учебных тем сделали акценты на вопросах, актуальных, как показали тесты, для слушателей.
Во второй день слушателям предложили темы, касающиеся проведения допроса свидетеля, подсудимого, использования вещественных доказательств, схем и приложений к протоколам следственных действий, использования результатов ОРД, заключений экспертов и пояснений специалиста в доказывании по уголовным делам.
Практические занятия полностью соответствовали прослушанным темам: участники применительно к условиям учебного дела проводили допросы свидетелей и подсудимого, разбирали ошибки, допущенные при производстве судебных экспертиз, обсуждали возможные варианты решений возникающих при этом проблемных ситуаций.
Третий день семинара был посвящен теме «Участие обвинителя в судебных прениях». Слушателям на лекционном занятии предложили возможные схемы построения речей в зависимости от особенностей дела, характера доказательственной базы, объема обвинения.
На этом же занятии демонстрировался фильм с выступлением гособвинителя в прениях по уголовному делу о должностном преступлении и покушении на убийство, совершенных работниками милиции. После этого с участниками семинара был проведен анализ просмотренного выступления. Инструкторы на конкретном примере пояснили присутствующим, какой может быть композиционная структура обвинительной речи, какие коммуникативные качества определяют ее убедительность, какие приемы придают выступлению выразительность.
Затем перед слушателями выступили два прокурора отдела государственных обвинителей с прениями по делам, рассмотренным Омским областным судом. Уголовные дела были с разной доказательственной базой, чтобы продемонстрировать возможные способы построения обвинительной речи.
Также участники семинара прослушали речь государственного обвинителя областной прокуратуры по используемому на практических занятиях учебному делу, в котором был предложен свой вариант оценки доказательств.
Затем оперативным работникам предоставили время для подготовки к выступлениям, после чего каждый участник продемонстрировал собственный вариант речи по учебному делу, которая анализировалась инструктором.
Последний день семинара завершался учебным занятием, посвященным требованиям, предъявляемым к государственному обвинителю в соответствии с приказами Генерального прокурора РФ и прокурора области. Помимо доведения до сведения слушателей конкретных положений указанных ведомственных актов гособвинители были нацелены на важность и исключительную ответственность поручаемой им работы на уголовно-судебном направлении. Особое внимание уделено необратимости последствий отказа гособвинителя от обвинения и необходимости в связи с этим тщательным образом подходить к оценке доказательств и представлению своей позиции по делу.
В конце семинара каждый участник получил сборник с образцами выступлений гособвинителей в прениях по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных различными составами УК, подготовленный отраслевым управлением в 2007 г.
В заключительной части семинара с целью выяснения мнения участников по поводу полезности проведения учебного мероприятия в подобной форме слушатели ответили на вопросы анкеты. Результаты тестирования показали, что все предложенные темы учебных занятий были полезными и востребованными. Несмотря на то что семинар проводился в течение трех полных дней, большинство слушателей высказали пожелание увеличить продолжительность проведения подобных учебных занятий.
В целом итоги работы семинара показали результативность и перспективность такой формы обучения профессиональному мастерству, позволяющей обеспечить индивидуальный подход к каждому работнику, возможность одновременного закрепления полученных знаний и проверки их усвоения слушателями. С учетом постоянно обновляющегося состава гособвинителей практика проведения подобных семинаров будет продолжена.
——————————————————————