О совершении нотариальных действий органами местного самоуправления: проблемы теории и практики

(Чакалова М. С.) («Нотариус», 2008, N 6)

О СОВЕРШЕНИИ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

М. С. ЧАКАЛОВА

Чакалова М. С., управляющий делами Администрации МО Тельмановского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, соискатель, СГУ.

Нотариат (от лат. notarius — писец) — государственный орган, официально удостоверяющий различные юридические акты (договоры, завещания, доверенности), обладающий правом засвидетельствовать подлинность копий документов и подписей на документах. Нотариат представлен нотариальными конторами, должностными лицами которых являются нотариусы <1>. ——————————— <1> Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. ИНФРА-М, 2006; СПС «КонсультантПлюс».

М. Мерлотти, нотариус, член Исполкома Международного союза латинского нотариата, дает следующие определения <2>: ——————————— <2> Мерлотти М. Нотариат — это инструмент мира // Российская юстиция. 2003. N 5. С. 8.

— «нельзя стать нотариусом, не овладев в полной мере курсом наук, требуемых в каждой стране для занятия юридическими профессиями. Рекомендуется также, чтобы кандидат на должность нотариуса успешно сдал экзамены по теории и практике»; — «нотариус строго беспристрастен в своей деятельности. На этот счет устанавливаются жесткие требования, невыполнение которых несовместимо с деятельностью нотариуса». Таким образом, нотариальные действия может осуществлять юрист, обладающий специальными знаниями, беспристрастный в своей деятельности. Думается, что муниципальный служащий, который, решая вопросы местного значения, представляет интересы населения, не может быть беспристрастен по отношению к нему. Только благодаря постоянной заботе о повышении квалификации нотариус сможет успешно выполнять роль беспристрастного советника и ручаться за составление только таких нотариальных актов, содержание которых в полной мере отвечало бы девизу «Lex est quodcumque notamus» («Удостоверенное нотариусом — закон») <3>. ——————————— <3> См.: Мерлотти М. Нотариат — это инструмент мира // Российская юстиция. 2003. N 5. С. 9.

Российский нотариат входит в состав Международного союза латинского нотариата — это международное объединение нотариальных корпораций 75 стран. Хотелось бы, чтобы нотариальные действия, совершаемые на территории Российской Федерации, независимо от того, кто их осуществляет, соответствовали международным стандартам. Нотариат, согласно подпункту «л» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления поселения в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса. Нотариальные действия органами местного самоуправления в поселениях совершаются в соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 256 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений». Анализ данного законодательного акта позволяет сделать следующие выводы: 1. Он не содержит формы надписей и журналов, а только ссылки на Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах», статьи из Гражданского кодекса и т. д. Специалист без специального образования и методических рекомендаций не осилит их. 2. Не предусмотрена отчетность, не указаны контролирующие органы, ни слова об ответственности. Думается, что осуществление нотариальных действий непрофессионалами без соответствующего контроля может привести к нарушению прав и законных интересов граждан и юридических лиц, гарантированных Конституцией Российской Федерации. 3. При совершении нотариального действия должностным лицом местного самоуправления на документы проставляется собственноручная подпись указанного лица и оттиск печати местной администрации поселения, гласит статья 8 данного Приказа. За пределами Российской Федерации документы с оттиском такой печати вряд ли будут иметь соответствующую силу, так как в названии муниципальных образований не указывается наименование государства, то есть «Российская Федерация». В статье 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» указано: «Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния». Следовательно, для использования органами местного самоуправления печати с Государственным гербом при совершении ими нотариальных действий необходимо наделить их данным государственным полномочием. 4. Сложно даже за пределами субъекта Российской Федерации определить правомочность нотариальных действий, совершенных органами местного самоуправления, так как не предусмотрено использование ими специальных бланков. Подлинность таких документов можно будет доказать только при запросе в соответствующие органы местного самоуправления. 5. Если умерший составит завещание в органах местного самоуправления не по последнему месту жительства, то его, думается, уже вряд ли можно будет обнаружить. По нашему мнению, Постановление Правительства Кыргызской Республики от 29 ноября 1999 г. N 650 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления» в этом отношении имеет ряд преимуществ: 1. Методическое руководство по совершению должностными лицами нотариальных действий осуществляют областные управления юстиции и районные государственные нотариальные конторы Кыргызской Республики (абзац 2 статьи 3). 2. Должностные лица, совершающие нотариальные действия по совершенным нотариальным действиям, ежемесячно подотчетны территориальным районным государственным нотариальным конторам (абзац 3 статьи 3). 3. Должностные лица, на которых возложено совершение нотариальных действий, обязаны оказывать содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. В необходимых случаях должностные лица по просьбе лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий, вправе составлять проекты документов и выписки из них, изготовлять копии документов, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий (статья 5). 4. Нотариальное делопроизводство осуществляется должностными лицами в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством юстиции Кыргызской Республики. На нотариально оформленные документы должна проставляться печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и наименованием исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (статья 6). 5. Инструкция содержит 45 приложений, т. е. все, что необходимо органам местного самоуправления для осуществления нотариальных действий: формы реестров, журналов, надписей и т. д., прилагается. Одной из основных причин, послужившей основанием для принятия законодателем решения о предоставлении органам местного самоуправления права на осуществление нотариальных действий, думается, является недостаточная организация предоставления данного вида публичной услуги нотариальными конторами: большие очереди у нотариусов, сложно организовать выезд нотариуса на место для составления завещания. Действительно, за совершением нотариальных действий гражданам приходится выезжать за пределы своего населенного пункта, что влечет для них дополнительные материальные и временные затраты. Но гражданам приходится выезжать в районный центр для оплаты государственной пошлины, предоставления заверенного документа. Существует множество организаций (Пенсионный фонд, регистрационная палата и т. д.), в которые приходится выезжать гражданам, и это не означает, что только по данному основанию нужно передавать осуществление отдельных государственных полномочий на местный уровень. Большое значение имеет не только доступность, но и качество составляемых завещаний: разъяснение гражданину его прав и обязанностей; предупреждение о последствиях совершаемого нотариального действия; правильное его оформление, регистрация и хранение, т. е. независимо от того, кто совершит нотариальное действие, последняя воля умершего должна быть доведена до сведения родственников и исполнена. Гражданин Российской Федерации имеет не только право на наследование по такому правовому основанию, как завещание, но и на гарантию прав согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации. Как нам представляется, качественное совершение нотариальных действий в случае отсутствия в поселении нотариуса возможно двумя способами: 1. Увеличение количества нотариусов, организация выездных приемных дней нотариусами, т. е. совершение нотариальных действий непосредственно теми лицами, которые должны этим заниматься. 2. Совершение нотариальных действий органами местного самоуправления. Так как отсутствуют нотариусы-профессионалы в пределах досягаемости, государству приходится идти на определенные риски <4>. Считаем, что существуют такие категории, которыми государство не должно рисковать, к ним относятся также права и свободы человека и гражданина. ——————————— <4> Фирсова С. Кто составит завещание? Местные руководители получили право совершать нотариальные действия // Ваше право. 2008. N 11. С. 10.

Большинство поселений имеют дотационные бюджеты, и совершение нотариальных услуг без соответствующего финансирования приведет к тому, что они будут предоставляться лицами без юридического образования, с минимальными затратами и без контроля, то есть определенно некачественно. Считаем, что совершение нотариальных действий органами местного самоуправления возможно только в случае наделения их полномочиями в соответствии с пунктом 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации и статьей 19 Федерального закона N 131-ФЗ. Это устроило бы все три стороны: гражданам будут оказываться качественные нотариальные услуги по месту жительства; государственные органы смогут контролировать их осуществление органами местного самоуправления и получать государственную пошлину; поселения получат правовую и финансовую поддержку государства.

——————————————————————