Оказание бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре

(Анисимов В. Ф.)

(«Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ», 2009, N 1)

ОКАЗАНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ — ЮГРЕ

В. Ф. АНИСИМОВ

Анисимов Валерий Филиппович, президент Адвокатской палаты Ханты-Мансийского АО, представитель ФПА в Уральском ФО — вице-президент ФПА, доктор юридических наук.

Обеспечение конституционного права граждан на оказание квалифицированной юридической помощи в соответствии с нормами Федерального закона об адвокатуре и адвокатской деятельности в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре обладает целым рядом особенностей, представляет нам этот обеспечительный правовой механизм, иногда и как трудноразрешимую задачу, с учетом всех географических, национальных, инфраструктурных особенностей одного из территориально крупнейших субъектов Российской Федерации — Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Специфика обеспечения и оказания квалифицированной юридической помощи в округе обусловливает построение деятельности Адвокатской палаты ХМАО с учетом большой удаленности территорий, зачастую труднодоступных и малонаселенных. В отдельные населенные пункты: пос. Горноправдинск, Ханты-Мансийского района; с. Болчары Кондинского района; пгт Игрим Березовского района и т. д. (всего 138), в период паводковых вод добраться физически возможно только вертолетным транспортом. В ряд практически таежных поселений: с. Саранпауль Березовского района, пгт Кондинское Кондинского района, такой воздушный путь является единственным способом сообщения. При этом не приходится говорить об участии адвокатов при производстве следственных действий на местах происшествий у мест проживания (стойбищ) коренных малочисленных народов Севера, где, к большим хлопотам следственных аппаратов, регулярно совершаются преступления (преимущественно бытового, насильственного или корыстного характера), вследствие чего обеспечение участия адвоката и его присутствия порождает действительно трудноразрешимые задачи как в конкретных случаях адвокатской практики, так и в целом организации деятельности Адвокатской палаты ХМАО, в частности в организации вопросов дежурства адвокатов, обеспечения судебного корпуса согласно норме — не менее двух адвокатов на одного судью (в особенности — мировых судебных участков) и уж тем более обеспечения адвокатской помощи лицам, имеющим право на оказание бесплатной юридической помощи.

Так, с целью разрешения такого ряда специфических задач в рамках неразрывного взаимодействия с законодательным органом нашего субъекта Федерации — Думой Ханты-Мансийского АО — Югры была предпринята попытка урегулирования хотя бы основ обеспечения адвокатской помощи в ХМАО и 16 марта 2005 года Думой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры был принят Закон N 17-оз «Об обеспечении оказания адвокатской помощи на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», распространяющий свое действие на правоотношения в ХМАО, возникшие с 1 января 2005 года. К слову будет сказать — до этого момента в округе действовал Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 15 декабря 2002 года N 81-оз «О перечне и порядке представления документов, необходимых для получения отдельными категориями граждан бесплатной юридической помощи на территории Ханты-Мансийского автономного округа» (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа. 2002. N 11. Ст. 1423).

В Законе, принятом в соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», предприняты попытки урегулировать вопросы материально-технического и финансового обеспечения оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, а также компенсации расходов адвокатам по оказанию бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, а в частности:

предусмотрено, что материально-техническое и финансовое обеспечение оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, расположенных на территории автономного округа, осуществляется за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (ежегодно включаются в бюджет автономного округа как расходное обязательство субъекта РФ) и включает в себя затраты на содержание помещений для работы адвокатов, транспортные и командировочные расходы.

В принятом Законе в соблюдение требований федеральных норм предусмотрено, что гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, а также одиноко проживающим гражданам, доходы которых ниже указанной величины, юридическая помощь предоставляется бесплатно при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; истцам по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; ветеранам Великой Отечественной войны по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий по вопросам, связанным с реабилитацией; несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (во всех случаях).

Одновременно в принятом Законе предусмотрен перечень документов, необходимых для получения бесплатной юридической помощи (исключение — несовершеннолетние):

— заявление об оказании бесплатной юридической помощи с указанием характера необходимой помощи (представляется гражданином или его законным представителем в соответствующее адвокатское образование!!!);

— справка, подтверждающая постановку гражданина на учет в категории малоимущих, выданная органами социальной защиты населения по месту жительства;

— удостоверение ветерана Великой Отечественной войны или удостоверение гражданина, пострадавшего от политических репрессий.

Стоит сказать, что фактически — при прибытии адвоката в удаленный и (или) труднодоступный населенный пункт, поселение (а то и стойбище) максимально ожидаемый из перечисленных документов — удостоверение ветерана ВОВ, да и то, как показывает практика, это исключительный случай. При таком приезде адвоката для оказания бесплатной юридической консультации граждан в поселение — это событие, так же как и редчайший вертолетный «борт» с медикаментами и предметами первой необходимости…

Очевидным является в таких обстоятельствах тот факт, что ни одному адвокату его чувство профессионального долга не позволит отказать в оказании юридической помощи и консультировании граждан, взамен требуя справки малоимущего или удостоверения репрессированного (какие также практически отсутствуют).

Кроме того, при оказании бесплатной юридической помощи адвокатами — защитниками по назначению в судах общей юрисдикции и органах предварительного расследования предусмотрена и производится компенсация оплаты труда на основании постановлений, вынесенных судом, следователем или дознавателем об оплате труда адвоката. А при таких бесплатных юридических консультациях — согласно принятому Закону ХМАО предусмотрена компенсация только транспортных и материально-технических, суточных расходов, что, разумеется, не повышает ни в какой форме желание адвокатов ездить в такие командировки только с компенсацией расходов, тем более что дорога в одну сторону может занимать до 2 суток…

И несмотря на то что Правительством автономного округа принято в исполнение вышепоименованного Закона Постановление от 4 августа 2006 года N 185-п и им утверждены Положение о порядке компенсации расходов адвокатам, оказывающим адвокатскую помощь в малонаселенных и труднодоступных местностях, а также отдельным категориям граждан, определен Перечень населенных пунктов, относящихся к труднодоступным и малонаселенным местностям, заключено Соглашение между Правительством ХМАО и Департаментом по вопросам юстиции ХМАО от 9 марта 2007 года, практическая реализация положений Закона осталась трудновыполнимой.

В частности, в Департамент за 2007 год поступило только четыре отчета (из которых только один соответствовал установленным положениями ХМАО требованиям), а в 2008 году отчетов не поступало вообще.

Это напрямую указывает на единичный случай работы всех разработанных и принятых нормативных актов — предпринятый достаточно большой объем нормотворческой работы фактически не привел ни к какому результату. Почему?

Полагаем, что одной из причин является указанное обстоятельство: предусмотренная компенсация перекрывает лишь, как нормативно прописано, компенсацию по содержанию помещений для работы, транспортных расходов адвоката и затрат на командировочные расходы, без компенсации оплаты самого труда соразмерно затраченному времени.

Резюмируя вышесказанное, следует обозначить вывод: даже при наличии соответствующей нормативной базы финансирование и механизм реализации предписаний и норм в указанной проблемной сфере правоотношений адвокатов и государства должны быть реально обеспеченными и реально действующими как финансово, так и материально-технически.

——————————————————————