О проекте Концепции информатизации в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре

(Наумов В. Б., Пчелинцев Г. А., Савельев Д. А.)

(«Информационное право», 2008, N 2)

О ПРОЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ

АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ — ЮГРЕ

В. Б. НАУМОВ, Г. А. ПЧЕЛИНЦЕВ, Д. А. САВЕЛЬЕВ

Наумов В. Б., кандидат юридических наук, партнер юрфирмы «Байтен Буркхардт», доцент СПбГУ.

Пчелинцев Г. А., юрист юрфирмы «Байтен Буркхардт».

Савельев Д. А., кандидат юридических наук, зам. директора компании «Информационные технологии «Кодекс» (Петрозаводск).

Развитие ИТ-индустрии в России как конкурентоспособной на мировом уровне отрасли экономики сопровождается формированием отраслевого федерального законодательства, а также появлением региональных решений — инициатив субъектов Российской Федерации, направленных на поддержку информационных технологий. Региональные инициативы возникают в связи с тем, что субъекты Федерации заинтересованы в том, чтобы перспективное направление — информационные технологии — стало одним из самостоятельных сегментов экономики в регионах, и предпринимают для этого определенные шаги.

Для того чтобы определить, какие ключевые вопросы возможно разрешить на уровне субъекта Российской Федерации, необходимо обратиться к Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 71 Конституции к исключительному ведению Российской Федерации относятся федеральные информация и связь и правовое регулирование интеллектуальной собственности. В ст. 72 указывается, что является предметами совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В частности, это:

— вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

— общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

— установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

— административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Статья 73 Конституции РФ указывает, что «вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти». Указанные нормы, а также анализ действующего федерального законодательства позволяют сделать вывод, что субъект Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в области создания и распоряжения информацией, обладателем которой он является, оказывать государственную поддержку развитию науки, образования и промышленности в данной сфере.

За последние три года в значительном количестве субъектов Российской Федерации разработано и принято законодательство о научно-технической политике, государственной поддержке инновационной деятельности, о развитии инновационной инфраструктуры и технопарках.

Обобщая уже имеющийся опыт регионов России в сфере регулирования ИТ и отталкиваясь от состава полномочий Российской Федерации в рассматриваемой сфере, можно сделать выводы, что определение эффективных форм поддержки индустрии ИТ и инноваций в субъекте Федерации возможно, в частности, за счет:

— предоставления налоговых льгот;

— предоставления инвестиционных налоговых кредитов;

— предоставления бюджетных кредитов за счет средств бюджета;

— предоставления бюджетных инвестиций за счет средств бюджета;

— предоставления объектов недвижимости, технических средств и иного имущества, находящегося в собственности, включая льготные арендные ставки;

— предоставления субсидий за счет средств бюджета автономного округа для компенсации инвесторам части затрат по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам.

Систематизации отношений в области государственного управления ИТ и индустрии ИТ также, в частности, посвящена утвержденная распоряжением Правительства РФ от 3 июля 2007 г. N 871-р «Типовая программа развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации».

Типовая программа имеет рекомендательный статус, ориентирована на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и содержит в целом существенный для управления ИТ методологический материал. Программа упоминает формирование «электронного правительства» в субъекте Российской Федерации, использование информационных и телекоммуникационных технологий для социально-экономического развития субъекта, развитие его информационной и телекоммуникационной инфраструктур. Также важным для бизнеса является то, что выделены среди возможных направлений развития «Создание условий для развития конкурентоспособного сектора информационных и телекоммуникационных технологий в субъекте Российской Федерации» и «Подготовка специалистов в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в субъекте Российской Федерации.

Несмотря на опыт развития законодательства субъектов Российской Федерации, практически все регионы, к числу которых относится и Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, испытывают потребность в системных мероприятиях, в том числе организационно-правового характера, связанных с развитием информационных технологий в регионе.

В Ханты-Мансийском автономном округе — Югре развитие экономики и социальной сферы также определяют актуальность государственной задачи, связанной с поддержкой процессов формирования самостоятельной индустрии экономики в регионе — индустрии информационных технологий.

Изучив опыт регионов, федеральные инициативы, а также законодательство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, в рамках работ по выполнению в конце 2007 г. государственного контракта «По разработке основных положений (документов) по реализации задач и проектов в сфере развития индустрии информационных технологий в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и государственной поддержки развития информационных технологий и технопарков на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» был разработан проект Концепции регулирования развития индустрии информационных технологий в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре и представлено содержание будущих основных предметных нормативно-правовых актов региона.

Указанная Концепция представлена на четвертой научно-практической конференции «Организационно-правовые аспекты региональной информатизации» (2 — 3 апреля 2008 г., г. Ханты-Мансийск) и находится в стадии обсуждения.

Цели и сфера действия Концепции

Концепция направлена на создание организационно-правовых условий для развития индустрии информационных технологий в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.

Современное состояние развития индустрии информационных технологий в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, не реализованные на настоящий момент возможности и потенциал региона и отсутствие специального отраслевого регионального законодательства требуют осуществить комплекс действий по поддержке и стимулированию развития индустрии.

В соответствии с настоящей Концепцией органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры принимают меры по развитию правового регулирования и государственной поддержке деятельности предприятий и граждан в сфере создания продукции индустрии информационных технологий.

В результате реализации Концепции, принятия на ее основе программ развития региона в сфере индустрии информационных технологий и их выполнения, а также разработки и принятия нормативно-правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры должны быть достигнуты следующие цели:

1) создание за счет государственных и негосударственных средств и ресурсов на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры устойчивого сектора экономики — индустрии информационных технологий;

2) привлечение на территорию Ханты-Мансийского автономного округа — Югры российских и иностранных ИТ-компаний, а также стимулирование создания новых организаций, специализирующихся в сфере разработки, использования и обслуживания информационных технологий, а также инновационной сферы в целом;

3) создание в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре научных, образовательных, производственных и кадровых ресурсов, специализирующихся в сфере информационных технологий и инноваций, для стабильного развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и обслуживания потребностей существующих отраслей экономики региона, поддержки государственного управления и обеспечения эффективного функционирования социальной сферы;

4) организация экспорта продукции индустрии информационных технологий из Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Основные понятия

Для целей Концепции применяются следующие специальные определения объектов и субъектов правоотношений в сфере информационных технологий.

Индустрия информационных технологий — совокупность коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющих в качестве основной деятельности создание и распространение информационных технологий, а также обеспечение возможности их использования организациями и гражданами.

Продукция индустрии информационных технологий — программы для ЭВМ, базы данных, ноу-хау, технологии, аппаратное оборудование и услуги по обеспечению их использования.

ИТ-компания — юридическое лицо, производящее и распространяющее продукцию индустрии информационных технологий.

Инновационная деятельность — осуществление деятельности, направленной на создание продукции с новыми потребительскими свойствами, создание или модернизацию существующих технологий ее производства или применение иных организационных и финансово-экономических нововведений, обеспечивающих существенную экономию затрат при создании продукции.

Технопарк — форма организации деятельности в индустрии информационных технологий, служащая для создания единой инфраструктуры и эффективного ведения бизнеса в сфере информационных технологий и инноваций и способствующая его компактному расположению на обособленной территории.

Управляющая компания технопарка — организация, являющаяся собственником или арендатором комплекса недвижимого и движимого имущества, на основе которого создается технопарк, и которая обеспечивает и координирует оказание услуг компаниям-резидентам технопарков, обеспечивающим эффективное ведение бизнеса в сфере информационных технологий.

Компания-резидент технопарка — ИТ-компания, арендующая часть площадей и потребляющая услуги технопарка для целей эффективного ведения бизнеса в сфере информационных технологий.

Услуги технопарка — услуги, оказываемые управляющей компанией технопарка либо уполномоченными ею лицами компаниям-резидентам технопарков в сфере аренды помещений и оборудования, их обслуживания, телекоммуникаций и связи, найма и обучения персонала, ведения бизнеса и маркетинга, поиска заказчиков, партнеров и сбыта продукции, защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, сертификации и контроля качества, а также в иных сферах.

Задачи органов государственной власти Ханты-Мансийского

автономного округа — Югры по реализации Концепции

Для реализации указанных в Концепции целей органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры реализуют следующие задачи:

1) разработка, утверждение и реализация перечня мероприятий на 2008 — 2012 гг. по развитию индустрии информационных технологий и созданию технопарков на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;

2) организационно-правовое обеспечение деятельности по управлению развитием индустрии информационных технологий и созданию технопарков на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;

3) создание системы нормативно-правовых актов в сфере регулирования развития индустрии информационных технологий и создания технопарков на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;

4) создание благоприятных административных условий для открытия и ведения бизнеса в сфере информационных технологий на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, привлечение и защита адресных инвестиций в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре;

5) обеспечение снижения налогового бремени и финансирования создания инфраструктуры технопарков и деятельности различных субъектов предпринимательства в сфере информационных технологий;

6) участие в федеральных инициативах и разработке проектов федеральных нормативно-правовых актов, направленных на поддержку развития индустрии информационных технологий в Российской Федерации;

7) обеспечение взаимодействия и сотрудничества государственных органов, бизнеса, учреждений науки и образования в области принятия решений по регулированию развития индустрии информационных технологий и связанных с ней отраслей экономики.

Принципы регулирования развития индустрии

информационных технологий

В целях реализации Концепции регулирование правоотношений в сфере информационных технологий производится в соответствии со следующими принципами:

— законности;

— соблюдения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере информационных технологий;

— соблюдения и защиты прав и интересов граждан;

— соблюдения интересов коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры;

— главенства долгосрочных экономических интересов региона в сфере развития индустрии информационных технологий и приоритета развития региона в сфере инноваций и наукоемких технологий;

— комплексного правового регулирования и администрирования индустрии;

— устранения избыточных административных барьеров и ограничений;

— целевого выделения и использования государственных ресурсов и средств при стимулировании развития индустрии;

— обеспечения контроля за правомерностью получения налоговых и иных льгот и государственной поддержки в сфере информационных технологий;

— открытости и обеспечения организации сотрудничества государства, бизнеса и организаций науки и образования в сфере развития информационных технологий;

— содействия региональному бизнесу и представления его интересов за пределами региона;

— обеспечения комплексной экспертизы принятия государственных решений в сфере информационных технологий.

Развитие законодательства Ханты-Мансийского автономного

округа — Югры в сфере информационных технологий

Для целей реализации Концепции и на ее основе органы власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры разрабатывают и принимают в 2008 — 2009 гг. Закон «О государственной политике и регулировании в сфере индустрии информационных технологий в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» и Закон «О технопарках в сфере информационных технологий и инновационной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры».

Закон «О государственной политике и регулировании в сфере индустрии информационных технологий в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» определяет приоритеты развития индустрии информационных технологий в регионе и должен содержать нормы как прямого, так и непрямого действия, формирующие специальный статус индустрии информационных технологий и участников правоотношений.

В Законе определяются основные понятия предметной сферы, даны критерии и принципы, на которых строится государственное регулирование и поддержка отрасли, приводятся механизмы реализации мер ее государственной поддержки, состав уполномоченных органов исполнительной власти, порядок принятия предметных государственных решений, анализа и оценки инвестиционных проектов.

На основе норм Закона и программ(-ы) поддержки индустрии органы исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры формируют комплекс подзаконных актов органов, направленных на реализацию указанных норм, а также взаимодействуют в пределах своей компетенции с ИТ-компаниями и иными заинтересованными лицами.

Закон «О технопарках в сфере информационных технологий и инновационной деятельности на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры» должен определить понятия рассматриваемой сферы, установить критерии отнесения и получения субъектами отношений статусов управляющих компаний и компаний-резидентов технопарков, определить условия взаимодействия указанных лиц с органами государственной власти и местного самоуправления. Также Закон раскрывает нормы, связанные с созданием и эксплуатацией технопарков, выбором управляющих компаний, услугами технопарков, участием в этих отношениях субъекта Федерации и Российской Федерации, защитой инвестиций и обеспечением целевого выделения объектов недвижимости и инфраструктуры, а также расходованием государственных средств и ресурсов.

Деятельность компаний-резидентов должна соответствовать целям создания технопарка в сфере информационных технологий и инноваций. Для получения статуса резидентов технопарка, помимо заключения соответствующего договора аренды, компании-претенденты должны быть налоговыми резидентами в регионе, представить бизнес-план, который должен пройти проверку с точки зрения его коммерческой состоятельности и эффективности, а также соответствовать иным критериям, в том числе определяемым законодательством о проведении конкурсов и тендеров.

Закон определяет уполномоченный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию программы создания технопарков в целом, а также за поддержку деятельности технопарков и координацию действий других органов государственной власти при выполнении ими государственных функций в части взаимодействия с технопарками. Законом необходимо определить специальные полномочия указанного органа, направленные на реализацию положений Закона о технопарках и поддержку компаний-резидентов технопарков, а также на эффективный контроль деятельности технопарков и их резидентов с целью избежания возможных злоупотреблений со стороны последних.

На основе двух приведенных базовых Законов в соответствии с мерами государственной поддержки индустрии, приведенными в настоящей Концепции, будут разработаны и внесены поправки в современное налоговое, бюджетное, земельное и иные отрасли законодательства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Разработка и принятие нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в сфере информационных технологий должны происходить с учетом потребностей индустрии.

Меры государственной поддержки индустрии

информационных технологий

Для развития индустрии информационных технологий в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, в частности для поддержки роста внутреннего спроса на продукцию индустрии информационных технологий и организации ее экспорта, целесообразны следующие меры государственной поддержки.

1. Меры в сфере налогообложения.

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра считает необходимым использовать предоставленные ему Налоговым кодексом РФ полномочия для создания привлекательного и благоприятного режима налогообложения ИТ-компаний в регионе.

Снижение ставки налога на прибыль на 4% для всех ИТ-компаний, резидентов технопарков и управляющих компаний технопарков.

Установление дифференцируемой ставки по налогу на имущество организаций с предоставлением налоговой льготы от 60% до 100% (от установленной ставки налога в 2,2%) в зависимости от видов субъектов отношений, а также в зависимости от видов выпускаемой ими продукции и владения различными видами имущества.

Установление льготной ставки земельного налога муниципальными образованиями на территории Ханты-Мансийский автономного округа — Югры в связи с созданием технопарков на их территории.

Использование механизма инвестиционного налогового кредита при создании и эксплуатации технопарков.

2. Меры в сфере бюджетного финансирования.

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра считает необходимым в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, а также государственных гарантий в том случае, когда это предусмотрено соответствующим законом или целевой программой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

3. Создание государственного внебюджетного фонда.

4. Регулирование выделения земельных участков, создания и подключения инфраструктуры технопарков.

5. Регулирование организации поддержки и финансирования мероприятий и деятельности по обучению и подготовке специалистов в сфере информационных технологий.

6. Регулирование организации поддержки и финансирования мероприятий по защите интеллектуальной собственности и оценке нематериальных активов.

Законодательством могут быть установлены иные меры государственной поддержки индустрии информационных технологий.

Реализация предусмотренных настоящей Концепцией мер государственной поддержки должна быть прозрачной для субъектов отношений и способствовать оперативному процессу принятия государственных решений.

Учет и экспертиза в индустрии информационных технологий

Уполномоченные органы государственной власти организуют процесс сбора и обработки информации о развитии индустрии.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры организуется система учета сведений в отношении развития индустрии информационных технологий, включая создание информационного реестра с информацией о деятельности ИТ-компаний, резидентов технопарков и управляющих компаний технопарков. Условия доступа к соответствующей информации из реестра определяются законодательством Российской Федерации.

Для принятия государственных решений в сфере информационных технологий и для развития индустрии информационных технологий должна проводиться комплексная экспертиза предметных вопросов с учетом специфики индустрии и интересов государства и бизнеса, а также с использованием данных из указанного информационного реестра.

Взаимодействие и координация

в сфере информационных технологий

Все региональные и муниципальные инициативы в сфере регулирования развития индустрии информационных технологий должны координироваться с политикой Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в различных отраслях экономики, образования и социальной сферы.

Для обеспечения взаимодействия государства, бизнеса, организаций науки и образования применительно к развитию индустрии информационных технологий создается Координационный совет по вопросам развития индустрии информационных технологий. Условия и порядок его формирования, круг рассматриваемых им вопросов определяются законодательством Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

——————————————————————