Из практики прокурорского надзора по гражданским делам

(Редакционный материал)

(«Законность», 2009, N 12)

ИЗ ПРАКТИКИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

Заявление, поданное прокурором в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, в целях предупреждения причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органов местного самоуправления.

Прокурор Мошковского района Новосибирской области в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Мошковского поссовета, выразившегося в непринятии мер по организации, содержанию и развитию муниципального теплоснабжения. Прокурор просил обязать администрацию МО принять меры по обеспечению котельных N 1 и N 2 р. п. Мошково твердым топливом в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, как установлено п. 2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г.).

В обоснование заявления прокурор указал, что в ходе проверки по факту закрытия в р. п. Мошково детских садов «Рябинка» и «Улыбка» установлено снижение теплового режима до 15 градусов. Это обстоятельство обусловлено отсутствием на котельных района N 1 и N 2 ООО «УК МИКЭ» твердого топлива. На момент проведения проверочных мероприятий установлено, что в котельных N 1 и N 2 снижена на 10 градусов температура выхода теплоносителя. Недостаток угля в поселке создает угрозу прекращения подачи тепла на объекты поселка, в том числе и жилые дома. Прокурор района вносил главе администрации МО Мошковского поссовета представления об устранении нарушений федерального законодательства, которые проигнорированы. В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло — и водоснабжения и канализации. Поскольку администрация МО не выполняет требования федерального законодательства, прокурор просил суд признать бездействие незаконным и принять меры по обеспечению котельных N 1 и N 2 р. п. Мошково твердым топливом.

Определением судьи федерального районного суда общей юрисдикции Мошковского района Новосибирской области от 14 февраля 2006 г. заявление прокурора возвращено со ссылкой на неподсудность дела суду общей юрисдикции, поскольку это заявление подлежит рассмотрению арбитражным судом.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 апреля 2006 г. определение суда первой инстанции от 14 февраля 2006 г. отменено и вынесено новое определение, которым прокурору Мошковского района отказано в принятии заявления в связи с тем, что указанный спор не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Определением судьи Новосибирского областного суда от 16 апреля 2007 г. по представлению прокурора области отказано в истребовании указанного гражданского дела.

Председатель Новосибирского областного суда письмом от 2 июля 2007 г. оставил без удовлетворения представление прокурора.

Заместитель Генерального прокурора РФ внес в Верховный Суд РФ представление о пересмотре определения судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 апреля 2006 г.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 30 мая 2008 г. материал передан для рассмотрения по существу в президиум Новосибирского областного суда.

Постановлением президиума Новосибирского областного суда от 27 июня 2008 г. определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 25 апреля 2006 г. оставлено без изменения, представление заместителя Генерального прокурора РФ — без удовлетворения.

Заместитель Генерального прокурора РФ внес представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ, в котором указывалось следующее.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Закона о прокуратуре прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований.

Прокурором Мошковского района обжалуется бездействие администрации муниципального образования Мошковского поссовета, связанное с ненадлежащим исполнением возложенной на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению теплоснабжением граждан, проживающих на территории этого муниципального образования.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо — и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В целях исполнения указанного обязательства перед гражданами, проживающими на территории МО Мошковского поссовета, органу местного самоуправления надлежало совершить действия, предусмотренные п. п. 2.6.3, 2.6.4, 2.6.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.

Эти действия орган местного самоуправления не исполнил, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение качественной услуги по теплоснабжению. Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области теплоснабжения может создать угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, жизни, здоровью и имуществу граждан.

Суд надзорной инстанции, признавая определение суда кассационной инстанции законным, указал в постановлении, что избранный прокурором способ защиты нарушенного права действующим законодательством не предусмотрен.

Вместе с тем согласно ст. 12 ГК защита гражданских прав может быть осуществлена путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законами.

Права граждан могут быть нарушены не только действием, но и бездействием, что было в этом случае.

Поскольку ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложены функции по организации теплоснабжения, то требования прокурора об устранении нарушений действующего законодательства и выполнении администрацией МО Мошковского поссовета предусмотренных законом обязанностей правомерны.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ согласилась с доводами представления и направила материал для рассмотрения по существу в суд первой инстанции.

Отменяя состоявшиеся по делу судебные постановления, надзорная инстанция в Определении от 8 апреля 2009 г. указала, что заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, в целях предупреждения причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. Вопросы о причинах бездействия органа местного самоуправления, последствиях бездействия подлежат выявлению при рассмотрении заявления прокурора по существу.

——————————————————————