Лесное законодательство: практика надзора
(Куницына Е. А.)
(«Законность», 2011, N 5)
ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ПРАКТИКА НАДЗОРА
Е. А. КУНИЦЫНА
Куницына Елена Александровна, помощник прокурора г. Сосногорска Республики Коми.
Статья посвящена вопросам прокурорского надзора за исполнением лесного законодательства на территории Республики Коми. В статье приводится опыт работы органов прокуратуры республики по надзору за исполнением законодательства в указанной сфере.
Ключевые слова: лесное законодательство; прокуратура; надзор; незаконная рубка леса; пожарная безопасность.
Forest law: the practice of supervision
E. A. Kunitsyna
The article focuses on issues of prosecuto-rial supervision over execution of forest legislation in Komi Republic. The author describes the experience of work of the prosecutorial authorities supervising over execution of forest legislation.
Key words: forest legislation; Public Prosecution Service; supervision; illegal logging; fire safety.
Природа наделила Республику Коми многими богатствами, но все же основное ее достояние — леса. Республика Коми — один из ведущих лесных регионов России. Как указано в Постановлении Правительства РК от 14 сентября 2010 г. «Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы «Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов в Республике Коми (2011 — 2013 годы)», общая площадь земель лесного фонда в Коми на 1 января 2010 г. составила 36262,3 тыс. га, или 87,2% территории республики.
Наличие на территории Коми значительного количества земель лесного фонда предопределяет приоритетность одного из важнейших направлений работы органов прокуратуры Республики Коми — надзора за исполнением лесного законодательства, являющегося одним из ключевых и носящих комплексный, системный характер.
В силу задач, определенных Законом о прокуратуре, распорядительными документами Генеральной прокуратуры РФ, территориальных и природных особенностей Республики Коми вопросы надзора за исполнением лесного законодательства находятся на постоянном контроле органов прокуратуры республики. Эта работа проводится в постоянном и тесном взаимодействии с органами исполнительной власти республики.
В сфере надзора за исполнением лесного законодательства органы прокуратуры республики наладили постоянный анализ сведений о состоянии законности, обеспечено взаимодействие с государственными учреждениями — лесничествами, позволяющее оперативно обмениваться информацией. При наличии сведений о нарушениях закона в рамках полномочий, предоставленных Законом о прокуратуре, проводятся соответствующие проверки исполнения требований лесного законодательства, в случае необходимости применяются меры прокурорского реагирования.
Всего за 2010 г. органы прокуратуры республики при осуществлении надзора за исполнением лесного законодательства выявили 1170 нарушений закона, в том числе 3 незаконных правовых акта. По итогам проверок вынесено 486 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых органами административной юрисдикции привлечено к административной ответственности 486 лиц, внесено 115 представлений об устранении нарушений лесного законодательства, по результатам рассмотрения которых 119 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, принесено 3 протеста, в суды направлено 89 заявлений на общую сумму 1314 тыс. руб. Кроме того, в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в правоохранительные органы направлено 22 материала прокурорских проверок, по результатам которых возбуждено 15 уголовных дел.
Наиболее редко встречающейся в практике прокуратуры Республики Коми мерой прокурорского реагирования, применяемой в рамках надзора за исполнением лесного законодательства, является протест. Тем не менее значение протеста в решении поставленных перед органами прокуратуры задач по снижению коррупциогенности правовых актов приобретает все большую актуальность. Так, Печорским природоохранным межрайонным прокурором принесен протест на решение главы сельского поселения «Митрофан — Дикост» «Об утверждении ставок платы за единицу объема недревесных лесных ресурсов». Дело в том, что решение главы поселения не содержало указаний о применении ставок платы за единицу объема древесины применительно к древесине, заготавливаемой на землях, находящихся в муниципальной собственности поселения. Этот факт устанавливал для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, включая возможность применения введенных муниципальным правовым актом ставок платы за единицу объема древесины применительно к древесине, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, а также собственности субъектов Федерации. Указанное в силу ФЗ от 17 июля 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» относится к коррупционным факторам и недопустимо. На основании протеста прокурора противоречащее закону решение главы поселения отменено.
Большинство выявляемых нарушений лесного законодательства в Коми приходится на долю специализированных природоохранных прокуратур республики, активно осуществляющих прокурорский надзор за деятельностью государственных учреждений — лесничеств и их сотрудников. В подтверждение этому — несколько примеров.
В результате одной из прокурорских проверок выявили несанкционированную свалку отходов производства и потребления, образовавшуюся в результате ненадлежащей организации и проведения работ со стороны сотрудников лесничества. По итогам проверки в адрес руководителя лесничества внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства с требованием решить вопрос по разработке и организации выполнения санитарно-оздоровительных мероприятий, направленных на очистку территории, захламленной отходами.
Другой проверкой, проведенной природоохранной межрайонной прокуратурой, был установлен факт ненадлежащего исполнения должностных обязанностей лесничим ГУ «Койгородское лесничество», который пренебрег обязанностями и в нарушение должностной инструкции не проверил качество отвода делянки лесозаготовителю, в результате чего в период с апреля по октябрь 2009 г. незаконно вырублено 875 куб. м деревьев породы сосна и 21 куб. м деревьев породы береза. По причине неисполнения лесничим своих должностных обязанностей лесному фонду был причинен крупный ущерб в размере более 100 тыс. руб.
По результатам проверки следственным управлением МВД по РК в отношении лесничего возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК (халатность).
Также органы прокуратуры республики выявляли факты ненадлежащего исполнения сотрудниками лесничеств должностных обязанностей, что выражалось, например, в формальном фиксировании либо нефиксировании допущенных лесопользователями нарушений лесохозяйственных требований.
В частности, при проведении Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проверки было установлено, что лесничий проводил проверки лесопользователя Л., по результатам которых были составлены акты, содержащие выводы о необходимости производства уборки древесины и проведения очистки мест рубок, однако по результатам проведенных им проверок акт о лесонарушении в отношении Л. не составлялся, предписание об устранении нарушений лесного законодательства не выдавалось.
Сотрудник лесничества своим бездействием не пресек длительное нарушение со стороны лесопользователя Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г., что создает пожароопасную угрозу в лесах.
По результатам проверки в адрес руководителя лесничества внесено представление об устранении нарушений лесного законодательства. Лесничий за допущенные нарушения привлечен к дисциплинарной ответственности.
В целом анализ работы органов прокуратуры республики по надзору за исполнением лесного законодательства свидетельствует о том, что наиболее распространены следующие нарушения со стороны лесопользователей: незаконные рубки лесных насаждений, самовольный захват, несоблюдение Правил заготовки древесины, ненадлежащее использование и загрязнение земель лесного фонда, нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.
Например, незаконная рубка лесных насаждений в особо крупном размере с использованием служебного положения была совершена лесничим ГУ «Удорское лесничество» летом 2010 г.
По версии следствия, лесничий, вопреки установленному порядку осуществления лесозаготовок, без каких-либо разрешающих документов на рубку лесных насаждений, используя свое служебное положение, дал незаконное указание находящимся в его подчинении работникам произвести рубку леса. В результате лесному фонду был причинен материальный ущерб в особо крупном размере на общую сумму более 240 тыс. руб., в связи с чем было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 260 УК (незаконная рубка лесных насаждений).
Примечательно, что виновный был не только служащим государственного учреждения, в обязанности которого входила охрана и защита леса, но и депутатом представительного органа местного самоуправления одного из поселений района республики.
Также известен случай причинения лесному фонду в результате незаконной рубки леса, произошедшей в Усть-Цилемском районе, материального ущерба в размере 2452727 руб. В сентябре 2005 г. ЗАО ТК «Пижма» в лице начальника К. заключило несколько договоров с Усть-Цилемским лесничеством на оказание услуг по проведению рубок. При этом в договорах был указан срок производства рубок. По окончании срока действия договора ЗАО ТК «Пижма» не выполнило свои обязательства, а следовательно, утратило основания для производства рубки леса. Несмотря на это, по указанию К. в декабре 2007 г. на отведенных по утратившему силу договору делянках была осуществлена незаконная рубка лесных насаждений, которая в общем объеме составила 422,12 куб. м древесины, в результате чего государству был причинен указанный ущерб.
Виновный привлечен судом к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 260 УК, по заявлению прокурора в порядке гражданского судопроизводства с К. взыскан причиненный материальный ущерб.
Для всех лесных регионов страны, в том числе и для Республики Коми, всегда актуальны проблемы пожарной безопасности.
Следует отметить, что прокуратура республики совместно с органами власти региона принимает комплекс мер, направленных на предупреждение и ликвидацию лесных пожаров. В целях усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите лесов от пожаров, минимизации чрезвычайных ситуаций прокурор республики издал распоряжение «О принятии дополнительных мер по надзору за исполнением законодательства о пожарной безопасности», для оперативного и своевременного реагирования на факты нарушений закона в указанной сфере в прокуратуре республики создана и действует рабочая группа. Помимо этого, при Правительстве Республики Коми создана и функционирует комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, в деятельности которой регулярно принимает участие представитель прокуратуры республики.
В пожароопасный период органами прокуратуры республики обеспечивается ежедневный мониторинг ситуации с лесными пожарами, дается оценка полноте и своевременности принимаемых мер органами местного самоуправления и контролирующими органами по предупреждению и ликвидации лесных пожаров, а также защите граждан от чрезвычайных ситуаций, проводятся соответствующие проверки, по результатам которых применяется комплекс мер прокурорского реагирования.
Активную позицию на этом направлении занимают также и специализированные прокуратуры. Например, Сосногорская транспортная прокуратура провела несколько проверок исполнения требований противопожарного законодательства в полосе отвода железной дороги. В результате были установлены нарушения, которые допускали должностные лица дистанций путей ОАО «РЖД», осуществляющие свою деятельность на территории, поднадзорной прокуратуре. В частности, не соблюдались требования пожарной безопасности в лесах и Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. Одним из серьезных нарушений стало наличие в черте полосы отвода железной дороги отработанных железнодорожных шпал и порубочных остатков деревьев и кустарников. Это создавало пожароопасную ситуацию в прилегающих к дороге лесах.
По результатам проверок Сосногорский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц подготовил и направил в суд три исковых заявления к ОАО «РЖД». В исковых требованиях прокурор просил возложить на железнодорожников обязанности по приведению полосы отвода железной дороги в соответствие с требованиями противопожарного законодательства. Одно из заявлений уже рассмотрено, требования прокурора суд удовлетворил в полном объеме. Подводя итоги сказанному, следует отметить, что одна из основных задач органов прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением лесного законодательства — принятие мер, направленных на недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения лесного фонда в результате пожаров, незаконной рубки лесных насаждений либо иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, в связи с чем органы прокуратуры Республики Коми в рамках предоставленных им полномочий осуществляют весь комплекс мер прокурорского реагирования.
——————————————————————