Надзор за исполнением лесного законодательства
(Куницына Е. А.)
(«Законность», 2013, N 12)
НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Е. А. КУНИЦЫНА
Куницына Елена Александровна, прокурор отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Коми, аспирант Академии Генеральной прокуратуры РФ.
Статья посвящена вопросам прокурорского надзора за исполнением лесного законодательства на территории Республики Коми. В статье приводится опыт работы органов прокуратуры республики по надзору за исполнением законодательства в указанной сфере.
Ключевые слова: лесное законодательство, прокуратура, надзор, коррупция, пожарная безопасность.
Supervision over implementation of forest legislation
Ye. A. Kunitsyna
The article focuses on issues of supervision over implementation of forest legislation in Komi Republic. The author describes the experience of work of the prosecutorial authorities supervising over execution of forest legislation.
Key words: forest legislation, Public Prosecution Service, supervision, corruption, fire safety.
С 1 января 2013 г. вступило в силу Постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. N 415, утвердившее новую Государственную программу республики «Развитие лесного хозяйства», согласно которой общая площадь земель лесного фонда региона по состоянию на 1 января 2012 г. составила 36262,3 тыс. га, или 87,2% территории.
Это свидетельствует о щедром наделении Республики Коми лесными ресурсами, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии и общества, выполняют важнейшие функции. С учетом специфики региона вопросы лесопользования весьма актуальны, а надзор за исполнением законодательства в названной сфере по праву можно назвать одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры республики.
В результате проведенных в 2012 г. проверок в области охраны окружающей среды, в том числе в сфере лесопользования, органы прокуратуры выявили 3605 нарушений закона, в целях их устранения принесено 80 протестов на не соответствующие федеральному законодательству правовые акты, в суды направлено 590 исковых заявлений, инициировано проведение 32 проверок в порядке, предусмотренном ст. ст. 144 — 145 УПК, по результатам которых возбуждено 31 уголовное дело.
Типичными нарушениями в указанной сфере остаются факты несоблюдения лесопользователями требований законодательства при заготовке древесины, факты ненадлежащей подготовки и оснащения пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря на арендованных участках леса, невыполнения противопожарных мероприятий в процессе заготовки древесины, нарушение санитарных правил в лесах.
В истекшем периоде 2013 г. прокуроры городов и районов, природоохранные прокуратуры при наличии информации, требующей принятия мер реагирования прокурором, ориентированы на проведение проверок полноты принятых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями мер, направленных на учет, охрану, воспроизводство лесных ресурсов при подготовке к пожароопасному периоду.
Печорским природоохранным межрайонным прокурором при проверке деятельности предприятий-лесопользователей установлено использование лесных участков без проектов освоения лесов и заключений государственной экспертизы проекта освоения лесов, что влечет невозможность осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе лесных пожаров. В связи с этим возбуждено 12 административных производств по ч. 4 ст. 8.25 КоАП, в суды направлено 2 исковых заявления о возложении обязанности разработать проект освоения лесов к договорам аренды лесных участков, находящихся в пользовании, руководителям предприятий внесено 4 представления об устранении нарушений лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды, по результатам рассмотрения которых 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
При осуществлении надзора за исполнением лесного законодательства особое внимание обращено на правомерность и своевременность исполнения контрольных функций в сфере лесных отношений органами исполнительной власти республики, а также полноту принятых ими мер в рамках предоставленных законом полномочий.
Так, проверкой, проведенной Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой по деятельности одного из указанных органов — Комитета лесов Республики Коми и подведомственных ему учреждений, установлено, что государственные инспекторы по пожарному надзору в лесах ГКУ РК «Койгородское лесничество», «Кажимское лесничество», «Сысольское лесничество» в рамках проведения прокурорских проверок в адрес юридических лиц вносили предписания с требованием выполнить работы по охране, защите и воспроизводству лесов с установлением конкретных сроков. Между тем указанные учреждения не осуществляли самостоятельных внеплановых проверок и внесение предписаний в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон) было необоснованным.
Кроме того, выдача предписаний в силу п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона повлекла бы за собой основания для проведения последующих внеплановых проверок по истечении срока исполнения ранее выданных предписаний, что фактически подменило бы законодательно установленную процедуру проведения проверок юридических лиц, в связи с чем на соответствующие предписания принесено 7 протестов, по результатам рассмотрения которых предписания отменены.
Проверкой также установлено, что Комитет лесов Республики Коми не использовал предоставленные законом полномочия, установленные ст. 29.13 КоАП, согласно которой орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий. По этому факту руководителю Комитета лесов Республики Коми внесено представление, 2 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
В действиях заместителя руководителя ГКУ РК «Сыктывдинское лесничество» вскрыты факты злоупотребления служебными полномочиями, выразившиеся в укрытии незаконной рубки лесных насаждений, в связи с чем в следственные органы в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК направлены материалы для решения вопроса об уголовном преследовании, по результатам рассмотрения которых в отношении последнего возбуждено уголовное дело, предусмотренное ч. 1 ст. 285 УК.
Органы прокуратуры республики на постоянной основе осуществляют проверку соответствия нормативных правовых актов органов местного самоуправления требованиям федерального законодательства, а также проведение их антикоррупционной экспертизы.
Печорским межрайонным прокурором в связи с принятием за пределами компетенции органа местного самоуправления опротестовано постановление руководителя администрации МО ГП «Изъяю» от 11 января 2012 г. N 1 «Об отпуске леса на корню населению городского поселения Изъяю», которым разрешен отпуск леса на корню в иных нормативах, чем предусмотрено федеральным законодательством.
Прокурором г. Сосногорска опротестовано решение Совета МО СП «Ираель» от 3 февраля 2012 г. N 73 «О нормах платы за лес на корню, в том числе деловой древесины», которым утверждены нормы платы за лес на корню, деловую древесину, не содержащие в себе указаний о применении ставок платы за единицу объема древесины применительно к древесине, заготавливаемой на землях, находящихся в муниципальной собственности МО СП «Ираель».
В связи с тем что указанные нормативные правовые акты не позволяли определить обоснованность установления нормативов отпуска леса на корню, а также размера платы за лес, деловую древесину и устанавливали необоснованно широкие пределы для усмотрения правоприменителя, на соответствующие нормативные правовые акты принесены протесты, по результатам рассмотрения которых оспариваемые акты отменены.
Благодаря своевременному принятию превентивных мер, направленных на минимизацию последствий лесных пожаров, в 2012 г. на территории региона отмечено существенное снижение числа и площади лесных пожаров (2012 г. — 117 лесных пожаров на общей площади 1370,56 га; в 2011 г. — 591 пожар на площади 50907,10 га), в результате которых населенные пункты и граждане не пострадали. Достижению указанного результата способствовала слаженная и эффективная работа органов прокуратуры республики.
С учетом актуальности и значимости вопросов пожарной безопасности в лесах надзор за исполнением законодательства в названной сфере осуществляется в соответствии с Приказом Генерального прокурора от 10 февраля 2011 г. N 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий» и указанием Генерального прокурора РФ от 11 мая 2011 г. N 127/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров».
Прокурором Республики Коми 25 мая 2012 г. издано указание «О мерах по усилению прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере охраны лесов от пожаров», посредством которого организовано еженедельное поступление в прокуратуру республики оперативных сведений о принимаемых мерах реагирования, а также сведений о лесных пожарах на территории региона в пожароопасный период, что способствует предупреждению правонарушений, совершаемых в указанной сфере.
Для координации и надлежащего взаимодействия лиц, участвующих в тушении пожаров, органов власти и местного самоуправления в республике разработан и согласован с Рослесхозом Сводный план тушения лесных пожаров, Комитетом лесов Республики Коми разработан Регламент тушения пожаров, который предусматривает основные принципы взаимодействия участвующих в организации и непосредственно в тушении лесных пожаров лиц.
При прокуроре республики регулярно проводятся межведомственные совещания, на которых обсуждаются в том числе результаты работы в сфере охраны лесов от пожаров, вырабатывается комплекс мероприятий, направленных на совершенствование надзорной деятельности в названной сфере, перед прокурорами городов и районов, природоохранными межрайонными прокурорами указываются приоритетные направления и ставятся задачи при проведении проверок.
На заседаниях Координационного совета по вопросам местного самоуправления в Республике Коми с участием прокуроров городов и районов, глав муниципальных образований и представителей администрации главы Республики Коми, Правительства Республики Коми обсуждаются в том числе вопросы готовности населенных пунктов к прохождению пожароопасного периода, проблемы взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления, обозначаются приоритетные мероприятия, которые требуют незамедлительного выполнения, особое внимание обращается на ответственность руководителей и иных должностных лиц администраций муниципальных образований за нарушение требований законодательства, направленного на обеспечение пожарной безопасности в лесах, а также за ненадлежащее исполнение ими полномочий.
Наиболее эффективной мерой прокурорского реагирования, используемой в практике органов прокуратуры республики в целях устранения выявленных нарушений законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, является обращение с заявлением в суд.
Так, прокурор Корткеросского района предъявил заявления об обязании глав сельских поселений выполнить мероприятия по организации минерализованных противопожарных полос; прокурор Койгородского района направил в суд заявление об обязании МО СП «Ужга» обустроить необходимые противопожарные разрывы между населенными пунктами и лесным массивом; прокурор Сыктывдинского района предъявил заявление об обязании администрации МО МР «Сыктывдинский» обеспечить надлежащее состояние пожарных водоемов, а также заявления об обязании администраций сельских поселений «Выльгорт» и «Зеленец» принять в собственность муниципальных образований сельских поселений источники наружного противопожарного водоснабжения, находящиеся на административной территории поселений и не имеющие собственников. Требования, изложенные в заявлениях прокуроров, удовлетворены в полном объеме.
Всего по результатам проведенных в 2012 г. проверок исполнения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров выявлено 1240 нарушений закона, внесено 125 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 66 лиц, на не соответствующие федеральному законодательству правовые акты принесено 26 протестов, в суды направлено 226 исковых заявлений, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 82 лица.
Органы прокуратуры республики продолжают проводить проверки исполнения лесного законодательства с одновременной оценкой эффективности реализации органами исполнительной власти республики возложенных на них полномочий в сфере лесных отношений. Вопросы коррупционных проявлений и пожарной безопасности в лесах находятся на постоянном контроле прокуратуры республики.
——————————————————————