Обеспечение информационно-психологической безопасности детей в Европейском союзе

(Смирнов А. А.) («Информационное право», 2010, N 4)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ

А. А. СМИРНОВ

Смирнов Александр Александрович, ведущий научный сотрудник НИЦ N 7 ФГУ «ВНИИ МВД России», кандидат юридических наук.

Рецензент — заместитель директора СВФ РПА Минюста России по учебной, научной и воспитательной работе, кандидат юридических наук, доцент Танимов Олег Владимирович.

В статье освещается опыт Европейского союза в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности несовершеннолетних. Обосновывается актуальность проблемы защиты детей от деструктивного информационного воздействия масс-медиа в условиях информационного общества, изучаются положения правовых актов ЕС в рассматриваемой сфере и приводится характеристика программы ЕС «Безопасный Интернет».

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, Европейский союз, защита детей, информационное общество.

Ensuring informational-psychology safety of children in the European Union A. A. Smirnov

The article shows the experience of the European Union in the sphere of ensuring informational-psychology safety of minors; substantiates the topicality of the problem of protection of children from destructive informational influence of mass media in conditions of informational society, studies the provisions of legal acts of the EC in this sphere and gives characteristics of the program of the EC «Secure Internet».

Key words: informational-communication technologies, European Union, protection of children, informational society.

XX в. стал периодом революционных перемен в жизнедеятельности человечества, существенно трансформировав окружающую его среду. Одним из наиболее глубоких изменений стало значительное усиление роли информационной сферы, что позволило ученым говорить о становлении информационного общества и начале нового, постиндустриального этапа исторического развития. Определяющую роль в лавинообразном нарастании процессов информационного обмена сыграло развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Данные технологии являются «одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества» <1>. Бурное развитие ИКТ во второй половине XX — начале XXI в., наряду со многими положительными последствиями, принесло и новые угрозы для человечества, связанные с «возрастанием уязвимости общественных процессов от информационного воздействия» <2>. ——————————— <1> См.: Окинавская Хартия глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. N 8. С. 51 — 56. <2> См.: Уфимцев Ю. С., Ерофеев Е. А. Информационная безопасность России. М.: Экзамен, 2003. С. 6.

Одним из следствий развития процессов информатизации стало повышение роли средств массовой информации в жизни как национальных социумов, так и международного сообщества в целом. Масс-медиа во многом заменили межличностное общение в роли основного источника получения адаптивно-значимой информации для жителей развитых стран. В настоящее время они оказывают определяющее влияние на мировоззрение людей и играют роль агентов социализации. Возрастание потенциала влияния масс-медиа на общественное сознание несет в себе потенциальную угрозу, связанную с распространением ими негативной общественно опасной информации. Наибольшую опасность она представляет для детей в силу особой уязвимости их психики от деструктивного информационного воздействия. В пространстве ЕС осознание данной проблемы привело к выработке как на национальном, так и на общеевропейском уровне политико-правовых механизмов защиты детей от деструктивного влияния СМИ. Изучение опыта ЕС в данной сфере представляет несомненный интерес для России, где подобные меры только начинают прорабатываться. Опросы общественного мнения свидетельствуют о поддержке гражданами России таких начинаний. По данным ВЦИОМ, 58% респондентов полагают, что государственная цензура российским СМИ нужна. При этом большинство (40%) рассматривают цензуру как заслон на пути избыточного насилия, разврата, пошлости в СМИ <3>. По данным же более раннего исследования Левада-центра, в необходимости цензуры нравственной (ограничения показа насилия, секса и т. п.) убеждены почти все (89% против 7%) <4>. ——————————— <3> См.: Пресс-выпуск ВЦИОМ N 980 от 18.06.2008. <4> См.: Пресс-выпуск Левада-центра «Социально-политическая ситуация в России» (декабрь 2004 г.) от 12.01.2005.

Необходимо отметить, что характеристики воздействия масс-медиа на детей могут различаться в зависимости от особенностей культуры стран и даже народов в рамках одной страны. Данное обстоятельство имеет особое значение для ЕС, в который в результате последних двух расширений вошли страны Центральной и Восточной Европы, существенно расширив не только географию ЕС, но и культурное разнообразие Союза. В контексте исследуемой проблемы имеет значение и цифровой разрыв между старыми и новыми членами ЕС. В рамках политики ЕС в сфере информационного общества (Information society) <5>, аудиовизуальной продукции и СМИ (Audiovisual and Media) большое внимание уделяется защите детей (Protection of minor), включая повышение медиаграмотности в цифровую эпоху (Media literacy in the digital age). Конкретные решения нашли свое отражение в юридических актах. С целью учета культурного разнообразия стран ЕС использован такой источник права ЕС, как директивы, в которых указаны подлежащие достижению цели и результаты при предоставлении национальным властям права самим определять механизм их имплементации <6>. В качестве отправной основы для принятия данных актов выступает ст. 3 Договора о Европейском союзе <7>, провозглашающая защиту прав детей в качестве одной из целей деятельности ЕС. ——————————— <5> См.: Europ’s information_society. Thematical portal. URL: http:// ec. europa. eu/ information_society/ index_en. htm. <6> См.: Энтин Л. М. Европейское право. Право Европейского союза и правовое обеспечение защиты прав человека: Учебник. М.: Норма, 2007. С. 108 — 109. <7> См.: Лиссабонский договор от 13 декабря 2007 г.

Основным документом ЕС в сфере масс-медиа длительное время являлась Директива Совета ЕС 89/552/ЕЕС от 3 октября 1989 г., известная как Директива «Телевидение без границ» (Television without Frontiers Directive), действовавшая в редакции Директивы 97/36/ЕС от 19 июня 1997 г. <8>. В ней содержалась специальная глава 5 «Защита несовершеннолетних и общественного порядка», а также другие нормы, направленные на защиту несовершеннолетних и предусматривающие: ——————————— <8> См.: Council Directive 89/552/EEC of 3 October 1989 on the coordination of certain provisions laid down by Law, Regulation or Administrative Action in Member States concerning the pursuit of television broadcasting activities, amended by Directive 97/36/EC of the European Parliament and of the Council of 30 June 1997. На русском языке текст Директивы можно найти на сайте Центра «Право и средства массовой информации» по адресу: http:// www. medialaw. ru/ laws/ other_laws/ european/ conv_tr_tv. htm.

— запрет рекламы табачных изделий (ст. 13); — ограничения на рекламу алкогольных напитков (ст. 15): в частности, согласно Директиве телевизионная реклама алкогольных напитков и телеторговля ими «не должны быть специально адресованы несовершеннолетним и, в особенности, не показывать несовершеннолетних за употреблением этих напитков»; — требование о недопустимости причинения рекламой физического или морального ущерба несовершеннолетним (ст. 16), конкретизированное следующими правовыми запретами: а) она не должна обращаться к несовершеннолетним с призывами приобрести товары или услуги, используя их неопытность и доверчивость; б) она не должна непосредственно склонять несовершеннолетних к тому, чтобы они побуждали родителей или третьих лиц к приобретению рекламируемых товаров или услуг; в) она не должна использовать особое доверие, которое несовершеннолетние испытывают к родителям, учителям или другим людям; г) она не должна показывать несовершеннолетних, без особых на то причин, в опасных ситуациях. В развитие данных положений в ЕС были приняты Рекомендации по защите несовершеннолетних и человеческого достоинства 98/560/ЕС от 24 сентября 1998 г. <9> и 2006/952 ЕС от 20 декабря 2006 г. <10>, которые закрепили комплекс мер, направленных на защиту детей от деструктивной информации в СМИ и сети Интернет. ——————————— <9> См.: Protection of minors and human dignity (1998 Recommendation). <10> См.: Protection of minors and human dignity in audiovisual and information services (2006 Recommendation).

В Рекомендациях 98/560/ЕС от 24 сентября 1998 г. отмечается озабоченность проблемами свободного (включая непреднамеренный) доступа пользователей к вредоносному и незаконному контенту в сети Интернет, а также сложностью идентификации источника распространения информации в Сети. Рекомендации содержат четыре блока мероприятий по защите несовершеннолетних, выделенных по критерию субъектов их осуществления: 1) Меры со стороны государств-участников для создания атмосферы доверия: а) способствовать принятию национального законодательства для защиты детей и человеческого достоинства с привлечением различных сторон (пользователей, потребителей, бизнеса и публичных властей) к его разработке, исполнению и оценке, а также созданию правовых основ для саморегулирования операторов онлайн-услуг; б) поощрять вещателей на добровольной основе искать и внедрять новые способы защиты несовершеннолетних и информирования пользователей; в) противодействовать распространению в онлайн-службах незаконного контента, унижающего человеческое достоинство, путем рассмотрения жалоб и уведомления компетентных национальных органов власти о предположительно незаконном контенте, а также осуществлять межгосударственное взаимодействие данных органов; г) способствовать обеспечению безопасного использования аудиовизуальных и информационных онлайн-услуг несовершеннолетними, прежде всего путем повышения информированности среди родителей, преподавателей и учителей о возможностях новых услуг и способах обеспечения безопасности несовершеннолетних при их использовании. Кроме того, государства — участники ЕС должны способствовать идентификации качественного контента и услуг для несовершеннолетних, включая предоставляемые услуги по доступу в Интернет в образовательных учреждениях и общественных местах. 2) Меры со стороны производителей аудиовизуальных и информационных онлайн-услуг и иных заинтересованных участников: а) развивать сотрудничество с национальными властями в создании структур, представляющих всех заинтересованных участников; содействовать участию в координации усилий по защите несовершеннолетних и человеческого достоинства как на европейском, так и на международном уровне; б) поощрять взаимодействие в принятии кодексов поведения для защиты несовершеннолетних и человеческого достоинства применительно к онлайн-услугам; в) способствовать развитию на добровольной основе средств защиты несовершеннолетних и информирования пользователей; г) развивать сотрудничество по отслеживанию и регулярной оценке инициатив, реализуемых на национальном уровне в качестве дополнения к данным рекомендациям. 3) Меры со стороны Европейской комиссии: а) способствовать налаживанию связей между органами, ответственными за определение и реализацию рамочных правовых основ саморегулирования на национальном уровне; б) способствовать распространению передового опыта в ЕС и на международном уровне; в) поощрять взаимодействие и распространение передового опыта между институтами саморегулирования и институтами рассмотрения жалоб на незаконный контент; г) развивать во взаимодействии с компетентными национальными органами власти методологию оценки мер, принимаемых во исполнение данных рекомендаций. Рекомендации по защите несовершеннолетних и человеческого достоинства 2006/952 ЕС от 20 декабря 2006 г. стали следующим шагом на пути выстраивания взаимодействия между государствами — членами ЕС, производителями и другими заинтересованными участниками по обеспечению защиты несовершеннолетних и человеческого достоинства в телевещании и секторе интернет-услуг. В рекомендациях подчеркивается необходимость бдительности в отношении новых ИКТ в тех случаях, когда они затрагивают сферу защиты прав человека. При этом отмечается потребность в гарантировании законности контента аудиовизуальных и информационных услуг, уважения человеческого достоинства и недопустимости причинения вреда развитию несовершеннолетних. Рекомендации 2006/952 также предусматривают комплекс необходимых мер по защите несовершеннолетних и человеческого достоинства на всех уровнях: ЕС, государств-участников, производителей и других заинтересованных субъектов. 1) Меры на уровне государств — участников ЕС: а) обучение несовершеннолетних ответственному пользованию аудиовизуальными и информационными онлайн-услугами, включая меры по повышению уровня информированности родителей, учителей и воспитателей о возможностях новых услуг и мер по обеспечению безопасности их использования несовершеннолетними; б) формирование ответственной позиции со стороны производителей, посредников и пользователей путем: — поощрения производителей аудиовизуальных и информационных онлайн-услуг за допущение и борьбу с любой дискриминацией по признакам пола, расовой, национальной или религиозной принадлежности, убеждений, инвалидности, возраста, сексуальной ориентации; — стимулирования бдительности пользователей и уведомления о страницах, предположительно нарушающих законодательство; — разработки кодексов поведения, взаимодействуя с производителями и регулирующими властями на национальном и европейском уровнях. в) борьба с незаконной деятельностью в сети Интернет, которая может причинить вред несовершеннолетним, включая: — присуждение знака качества провайдерам услуг для того, чтобы пользователи могли легко проверить, соответствует ли предоставленная провайдером информация кодексу поведения; — принятие необходимых мер для создания возможности уведомления о незаконной или подозрительной деятельности в Интернете. 2) Меры на уровне производителей и провайдеров аудиовизуальных и информационных онлайн-услуг: а) принятие мер для обеспечения уважения человеческого достоинства и защиты несовершеннолетних при предоставлении своих услуг; б) реализация инициатив на благо несовершеннолетних, включая активное взаимодействие между регулирующими, саморегулируемыми и участвующими в регулировании институтами и организациями государств-участников и обмен опытом относительно таких вопросов, как системы общих наглядных символов или предупреждающих сообщений, которые могут помочь пользователям оценить предлагаемый им контент; в) изучение возможности создания фильтров, которые способны блокировать в Сети информацию, оскорбляющую человеческое достоинство; г) стимулирование мер по использованию систем маркировки контента, распространяемого в сети Интернет; д) поиск эффективных мер противодействия любым формам подстрекательства к дискриминации в аудиовизуальных и информационных онлайн-услугах, включая содействие разностороннему и реалистичному отображению способностей и потенциала мужчин и женщин в обществе. 3) Меры на уровне Европейской комиссии: а) предоставление европейских свободных телефонных номеров для обеспечения интернет-пользователей информацией по вопросам защиты несовершеннолетних и человеческого достоинства; б) посильная поддержка учреждения общего имени домена второго уровня, зарезервированного для проверенных сайтов, безопасных для несовершеннолетних; в) поддержка создания информационных сетей органами саморегулирования и обмена опытом между органами, осуществляющими оценку эффективности кодексов поведения и подходов, основанных на саморегулировании. 11 декабря 2007 г. принята новая Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2007/65/ЕС <11>, вносящая поправки в Директиву «Телевидение без границ» и трансформирующая ее в Директиву об аудиовизуальных медиауслугах (Audiovisual Media Services Directive). 10 марта 2010 г. принята кодифицированная версия данной директивы <12>. Она распространила свое действие на аудиовизуальные услуги, предоставляемые провайдером для просмотра программ по выбору зрителя (on-demand). В документе частично сохранены прежние и закреплен ряд новых норм, касающихся защиты несовершеннолетних. ——————————— <11> См.: Directive 2007/65/EC of the European Parliament and of the Council of 11 December 2007 amending Council Directive 89/552/EEC on the coordination of certain provisions laid down by law, regulation or administrative action in Member States concerning the pursuit of television broadcasting activities. <12> См.: Directive 2010/13/eu of the European Parliament and of the Council of 10 march 2010 on the coordination of certain provisions laid down by law, regulation or administrative action in Member States concerning the provision of audiovisual media services (Audiovisual Media Services Directive).

Так, ст. 9 Директивы <13> закрепила следующую норму: ——————————— <13> См.: Директива об аудиовизуальных медиауслугах. 2007.

«1. Государства-участники гарантируют, что аудиовизуальные коммерческие коммуникации, поставляемые провайдерами медиауслуг, находящихся под их юрисдикцией, соответствуют следующим требованиям: (g) аудиовизуальные коммерческие коммуникации не будут причинять физического и морального вреда несовершеннолетним. Поэтому они не будут напрямую предлагать несовершеннолетним приобрести товар или воспользоваться услугой, используя их неопытность или доверчивость, напрямую подстрекать их уговаривать своих родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары или услуги, использовать особое доверие несовершеннолетних к родителям, учителям или другим лицам, либо необоснованно изображать несовершеннолетних в опасных ситуациях». Директива сохранила <14> специальную главу о защите несовершеннолетних в телевизионном вещании (глава 7), обновив ее содержание по сравнению с предыдущей Директивой и представив ее в следующей редакции: ——————————— <14> См.: Safer Internet Programme: Empowering and Protecting Children Online. URL: http:// ec. europa. eu/ information_society/ activities/ sip/ index_en. htm.

Статья 27 «1. Государства-участники будут использовать соответствующие меры для обеспечения того, чтобы передачи телевещателей, находящихся под их юрисдикцией, не включали программы, которые могут нанести серьезный вред физическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних, в частности программы, содержащие порнографию либо неоправданное насилие. 2. Меры, предусмотренные в параграфе 1 настоящей статьи, должны также распространяться на другие программы, которые могут нарушить физическое, духовное и нравственное развитие несовершеннолетних, за исключением тех случаев, когда посредством выбора времени трансляции или применения специальных технических средств исключена возможность просмотра или прослушивания несовершеннолетними таких передач. 3. Кроме того, когда такие программы транслируются в некодируемой форме, государства-участники должны гарантировать, что им будет предшествовать звуковое предупреждение, либо наличие визуального предупреждения на протяжении всей трансляции». Наряду с комплексом рассмотренных правовых актов в Европейском Союзе действует программа «Безопасный Интернет» <15>. Первая такая программа с объемом финансирования в 45 млн. евро реализована в период 2005 — 2008 гг. Благодаря ей осуществлены меры по борьбе с незаконным контентом в Сети, выявлению вредной информации, развитию безопасной интернет-среды, повышению осведомленности граждан. По данным основанной под эгидой плана Европейской комиссии «Безопасный Интернет» ассоциации INHOPE <16>, в IV квартале 2006 г. среднемесячный показатель получаемых ею сообщений о незаконном или вредоносном интернет-контенте составлял 19 тыс., а максимальный среднемесячный показатель — 32 тыс. сообщений <17>. В 2004 г. учрежден День безопасного Интернета (второй вторник февраля). ——————————— <15> См.: Международная ассоциация «горячих» интернет-линий. <16> См.: Inhope 2007 global Internet trend report. <17> См.: Лопатин В. Н., Пристанская О. В. О проекте Федерального закона «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию» // Информационное право. 2007. N 4; СПС «КонсультантПлюс».

В рамках новой программы «Безопасный Интернет» на 2009 — 2013 гг. выделено 55 млн. евро на следующие направления: обеспечение информированности детей, родителей и учителей о безопасном использовании Интернета; создание национальных контактных центров («горячих линий») для сбора сообщений граждан о незаконной и вредной информации в Сети; поощрение инициатив по саморегулированию; стимулирование детей на участие в создании безопасной интернет-среды; создание базы данных об использовании новых технологий и связанных с ними рисков с помощью исследователей, заинтересованных в обеспечении безопасности использования детьми Интернета на европейском уровне. Подводя итоги вышеизложенному, следует сказать, что в Европейском Союзе традиционные и новые виды масс-медиа рассматриваются не только как важные и влиятельные источники социально значимой информации в XXI в., но и как источники угроз информационно-психологической безопасности детей, которые могут причинить вред их физическому, духовному и нравственному развитию. В этой связи политика ЕС в области построения и развития информационного общества в качестве непременного атрибута включает в себя меры, направленные на защиту детей от деструктивной информации в СМИ, а также по недопущению использованию сети Интернет для совершения противоправных посягательств в отношении несовершеннолетних. Для этих целей используется инструментарий коммунитарного права. Принимая во внимание значительное культурное разнообразие пространства Европейского союза, приоритет отдается таким источникам вторичного права ЕС, как директивы и рекомендации, предоставляющие определенную свободу странам ЕС в интерпретации и реализации их положений с учетом национальной специфики. Кроме того, задействуется и метод программно-целевого планирования, выражающийся в действующей программе ЕС «Безопасный Интернет». Таким способом обеспечивается гармоничное сочетание усилий по построению «электронной Европы» (eErope) с надежной защитой прав несовершеннолетних как наиболее уязвимой части общества, активно вовлеченной в использование новейших ИКТ. Изучение опыта ЕС в данной сфере представляет особую значимость для современной России, так, в нашей стране при формировании и развитии информационного общества также необходимо выстраивать систему обеспечения информационно-психологической безопасности детей, которая сейчас находится в начальной стадии формирования. Исключительно важным шагом на данном пути стало бы принятие Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» <18>, который в настоящее время находится на рассмотрении в Государственной Думе.

——————————— <18> См.: Проект ФЗ «О защите детей от информационной продукции, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию».

——————————————————————