Международно-правовые основы противодействия распространению негативного контента в масс-медиа и сети Интернет

(Смирнов А. А.) («Административное право и процесс», 2012, N 10)

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НЕГАТИВНОГО КОНТЕНТА В МАСС-МЕДИА И СЕТИ ИНТЕРНЕТ

А. А. СМИРНОВ

Смирнов Александр Александрович, докторант ВНИИ МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Рассматриваются вопросы международно-правового регулирования противодействия распространению негативного контента в масс-медиа и сети Интернет как одного из направлений обеспечения информационной безопасности. Анализируется достигнутый уровень развития международного права в названной области, и обозначаются перспективные направления его дальнейшей эволюции.

Ключевые слова: масс-медиа, Интернет, информационная безопасность, негативный контент, международное право.

International-law fundamentals of counteraction of distribution of negative content in mass media and Internet A. A. Smirnov

The author considers the issues of international-law regulation of counteraction of distribution of negative content in Mass Media and Internet as one of directions of ensuring international security. The author analyzes the achieved level of development of international law in the said sphere and points out perspective directions of the further evolution thereof.

Key words: Mass Media, Internet, informational security, negative content, international law.

Одной из ключевых тенденций мирового развития в начале XXI в. является процесс формирования глобального информационного общества. Как подчеркивается в Окинавской хартии глобального информационного общества от 22 июля 2000 г. <1>, «информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества». Представляется, что в среднесрочной перспективе роль обозначенного тренда будет усиливаться. ——————————— <1> Дипломатический вестник. 2000. N 8. С. 51 — 56.

Центром современной революции в сфере инфокоммуникаций выступает глобальная информационная сеть Интернет, ставшая за последние 15 — 20 лет ключевым ресурсом и важным фактором мировой политики, экономики, общественной жизни, а с начала 2000-х гг. — предметом активных дискуссий на международном уровне <2>. По данным Internet World Stat, по состоянию на 31 декабря 2011 г. количество пользователей Интернета в мире составило 2 млрд. 267 млн. 233 тыс. 742 человека, уровень проникновения достиг значения 32,7%, рост числа пользователей за период с 2000 г. по 2011 г. составил 528,1% <3>. ——————————— <2> Михеев А. Н. Информационно-коммуникационные технологии: глобальные проблемы и/или глобальные возможности // Современные глобальные проблемы мировой политики: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. М. М. Лебедевой. М.: Аспект Пресс, 2009. <3> Internet Usage and World Population Statistics are for December 31, 2011 // Internet World Stat. http://www. internetworldstats. com/stats. htm (дата обращения: 1 февраля 2012 г.).

Информатизация пронизывает все основные сферы жизни общества и оказывает чрезвычайно широкое и разноплановое влияние на социальные процессы на локальном, региональном и глобальном уровнях. Под воздействием трансграничных информационных потоков происходят глубокие изменения в международных отношениях, связанные с ростом потенциала негосударственных акторов на мировой арене, появлением новых возможностей для межгосударственного сотрудничества и противоборства, а также возникновением информационных угроз трансграничного характера, требующих активного международного сотрудничества в борьбе с ними. Информационные угрозы из определенной «экзотики», каковой они являлись в 70 — 80-е гг. XX в., превратились в одну из наиболее опасных разновидностей угроз национальной и международной безопасности в силу их многочисленности, перманентного и трансграничного характера воздействия, что обусловило повышение значимости сферы информационной безопасности. Свидетельством тому является прочное вхождение проблематики информационной безопасности в предмет как научного дискурса, так и официальных встреч на высшем политическом уровне по вопросам международной безопасности. В настоящее время рассмотрение информационной безопасности в качестве неотъемлемого элемента системы международной безопасности стало во многом аксиоматичным. Говоря ниже об информационной безопасности, мы исходим из ее расширительного толкования, предполагающего выделение в ней наряду с традиционным компонентом в виде защиты информации и информационной инфраструктуры таких элементов, как защита от негативной информации аудитории масс-медиа и пользователей компьютерных игр, противодействие манипуляции общественным сознанием со стороны СМИ и интернет-ресурсов, защита интернет-пользователей от контентных и коммуникационных рисков, борьба с киберпреступностью и иными деструктивными действиями в киберпространстве, противодействие информационным войнам. Трансграничный характер угроз информационной безопасности, который, на наш взгляд, выражен больше, чем в любой другой сфере безопасности, обусловливает потребность в выработке и реализации комплексных усилий национальных государств и международных организаций для эффективного противодействия им. Важную роль в борьбе с данными угрозами на международном уровне может и должно играть международное право. Говоря о международно-правовом регулировании информационной безопасности, необходимо понимать, что в данной сфере уже накоплен определенный опыт и имеются успешные примеры принятия и реализации соответствующих международных договоров. При этом наблюдается значительная дифференциация достигнутого уровня международно-правового регулирования в отношении различных аспектов информационной безопасности. В настоящей статье нам хотелось бы уделить внимание международно-правовым основам противодействия распространению негативного контента в масс-медиа и сети Интернет. Рассматриваемая составляющая информационной безопасности является предметом регулирования таких отраслей международного права, как международное сотрудничество в борьбе с преступностью, международное право прав человека, международное право массовой информации. Противодействие распространению негативного контента в традиционных (печатных и аудиовизуальных) СМИ в контексте международного сотрудничества предполагает, прежде всего, соблюдение национальными государствами соответствующих международно-правовых запретов и выполнение обязательств по контролю национальных органов за содержанием продукции СМИ <4>. При этом отправным пунктом является определение видов негативного (общественно опасного) контента, на распространение которого накладывается запрет или ограничения. ——————————— <4> Не предполагает цензуру как форму контроля.

Существует один вид негативного контента, в отношении которого достигнут полный консенсус в мировом сообществе. Им является детская порнография. В правовом плане достигнутый консенсус нашел отражение в ряде международно-правовых актов, важнейшим из которых является Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии от 25 мая 2000 г. <5>. Производство и оборот детской порнографии рассматривается в международно-правовых актах как киберпреступление, что позволяет в полной мере использовать международные механизмы борьбы с преступностью для противодействия ей. ——————————— <5> Организация Объединенных Наций: официальный сайт. URL: http://www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/rightschild_protocol2.shtml (дата обращения: 27 марта 2012 г.).

К другим видам противоправного контента, согласно действующему международному праву, относится информация, пропагандирующая войну, разжигающая национальную или иные виды ненависти или вражды. Так, в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. <6>, в ст. 20, закрепляется обязанность государств устанавливать законодательные запреты на «пропаганду войны», а также «всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию». Пункт «c» ст. III Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г. <7> квалифицирует в качестве преступления «прямое и публичное подстрекательство к совершению геноцида». Запрет на поощрение апартеида и расовой дискриминации закреплен в ст. 4 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г. <8> и в ст. IV Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 г. <9>. ——————————— <6> Международная защита прав и свобод человека: сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. С. 32 — 53. <7> Международная защита прав и свобод человека… С. 103 — 109. <8> Международная защита прав и свобод человека… С. 125 — 139. <9> Международная защита прав и свобод человека… С. 98 — 103.

Наряду с названными видами контента, признанными противоправными на универсальном уровне, имеют место примеры выделения в международно-правовых актах других видов деструктивной информации на региональном уровне. Так, принятая странами — членами Совета Европы Конвенция о трансграничном телевидении от 5 мая 1989 г. <10> закрепляет следующие требования к содержанию телеэфира, которые должны соблюдаться телевещателями: 1) программы в целом, их представление и содержание должны обеспечивать уважение к достоинству человеческой личности и основным правам других людей. В частности, они не должны: а) быть непристойными и в особенности содержать порнографию; б) чрезмерно выделять насилие и способствовать расовой ненависти; 2) все программы, которые могут нанести вред физическому, умственному или нравственному развитию детей и подростков, не должны транслироваться в тот период времени, когда они могут их смотреть. ——————————— <10> Совет Европы и Россия. 2003. N 1. С. 50 — 58.

Однако в настоящий момент наиболее актуальной проблемой является борьба с негативным контентом в сети Интернет. Это обусловливается как трансграничным характером последнего, так и присущей ему диверсификацией субъектов производства и распространения информации, при которой таковым потенциально становится любой житель нашей планеты, имеющий доступ к Сети. В отличие от традиционных СМИ в глобальной по своему характеру сети Интернет наиболее значимым является именно взаимодействие государств в борьбе с незаконным контентом, лицами и структурами, его производящими и распространяющими. В настоящее время отсутствуют универсальные международные стандарты в рассматриваемой сфере (исключением выступает детская порнография). Что касается регионального уровня, то наиболее значительным достижением в рассматриваемой области следует признать принятые в рамках Совета Европы Конвенцию о киберпреступности от 23 ноября 2001 г. <11> и Дополнительный протокол к ней в отношении криминализации деяний расистского и ксенофобского характера, совершаемых при помощи компьютерных систем от 28 января 2003 г. <12>. Дальнейшее развитие международно-правового регулирования на региональном уровне в данной области представляется весьма перспективным. Вместе с тем полагаем необходимым создание и некоторых универсальных механизмов борьбы с деструктивным контентом в Интернете в рамках решения более общей задачи развития системы международного управления Интернетом <13>. Такие механизмы должны включать в себя процедуры межгосударственного обмена информацией о противоправном контенте в Интернете, ее последующего блокирования/удаления, а также ведения уполномоченными международными организациями «черных списков» интернет-сайтов, содержащих такой контент. ——————————— <11> Совет Европы: официальный сайт. URL: http://conventions. coe. int/Treaty/RUS/Treaties/Html/185.htm (дата обращения: 15 января 2012 г.). <12> Совет Европы: официальный сайт. URL: http://conventions. coe. int/Treaty/RUS/Treaties/Html/189.htm (дата обращения: 15 января 2012 г.). <13> Зиновьева Е. С. Международное управление Интернетом: конфликт и сотрудничество: Учебное пособие. М.: МГИМО, 2011; Курбалийя Й. Управление Интернетом. М.: Координационный центр национального домена сети Интернет, 2010.

При этом необходимо понимать, что на глобальном уровне целесообразно исходить из минимального перечня видов противоправного контента, который получит признание большинства стран мира. Это, в свою очередь, не исключает возможности расширения такого перечня на региональном и национальном уровне.

——————————————————————