Развитие информационной открытости судебной власти как одно из условий государственного реформирования
(Какадеев А. И.) («Администратор суда», 2010, N 4)
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ
А. И. КАКАДЕЕВ
Какадеев А. И., помощник председателя Брянского гарнизонного военного суда.
Принцип информационной открытости является важным условием в реформировании государственного управления и осуществлении информационной политики государства по взаимодействию с гражданским обществом. В своем Послании Федеральному собранию 2009 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркнул важность проблемы: «…государственный аппарат у нас в стране — это и самый большой работодатель, самый активный издатель, самый лучший продюсер, сам себе суд, сам себе партия и сам себе, в конечном счете, народ. Такая система — абсолютно неэффективна и создает только одно — коррупцию. Она порождает массовый правовой нигилизм, она вступает в противоречие с Конституцией, тормозит развитие институтов инновационной экономики и демократии» <1>. ——————————— <1> Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. URL: http://archive. kremlin. ru/appears/2008/11/05/.
Фактически Президент заявил, что полная функция управления в гражданском обществе невозможна без обратной связи и информационной открытости органов власти. Начало развития информационной открытости было положено принятием Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, которая была одобрена Советом судей Российской Федерации 29 октября 1999 г. <2>. ——————————— <2> Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента. URL: http://www. supcourt. ru/oss_detale. php? id=374.
Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2012 гг. и ФЗ N 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» закрепляют различные формы обнародования информации о работе судов, в том числе и через электронные средства массовой информации (Интернет). Данный Закон вступает в действие с 1 июля 2010 г., что связано с необходимостью большого количества подготовительных мер для его реализации. Остановимся на основных мероприятиях, проводимых Судебным департаментом по обеспечению доступа к информации о работе судов. В помещениях всех судов, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества имеются информационные стенды, содержащие предусмотренную законом информацию, а в ряде судов — электронное табло. Кроме того, все областные и равные им суды оснащены информационными киосками, до 2011 г. планируется обеспечить данными киосками все районные суды и гарнизонные военные суды. В целях совершенствования работы по информированию граждан о судебной деятельности во всех судах создаются приемные. Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 179 согласован и Судебным департаментом утвержден Типовой регламент организации деятельности приемной в судах общей юрисдикции. Мероприятия, проводимые Судебным департаментом, позволяют создать в федеральных судах общей юрисдикции основные технические условия для размещения информации об их деятельности на официальных сайтах в сети Интернет. Изданы необходимые регламентирующие документы, устанавливающие ответственность за размещение информации на сайтах и за соответствующий контроль. Для всех федеральных судов и органов Судебного департамента в рамках интернет-портала ГАС «Правосудие» созданы официальные сайты в сети Интернет. Все эти меры направлены на дальнейшее продвижение судебной реформы в Российской Федерации, которые предусматривают формирование самостоятельной и независимой судебной власти как одной из ветвей государственной власти в Российской Федерации, повышение эффективности и качества правосудия, развитие организационных основ судебной системы, совершенствование ее кадрового и финансового обеспечения, достижение открытости и прозрачности судебной системы, усиление гарантий самостоятельности судов и независимости судей как непременных условий обеспечения функционирования демократического правового государства, приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международного права и международными стандартами в области прав человека, что в конечном итоге должно обеспечить расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан, повышение доступности правосудия. Информационная открытость органов судебной власти — это такая организация их деятельности, при которой гражданам, их объединениям, коммерческим структурам, другим государственным и муниципальным органам обеспечивается возможность получать необходимую и достаточную информацию об их деятельности, принимаемых решениях и другую общественно значимую информацию при соблюдении установленных федеральным законодательством ограничений. Уровень использования современных информационных технологий остается недостаточным для повышения эффективности деятельности органов государства. Что нельзя сказать об информационной открытости судебной власти. Затраты на информатизацию Конституционного Суда Российской Федерации в 2007 — 2011 гг. составят 224 млн. руб., Верховного Суда Российской Федерации — 200 млн. руб., арбитражных судов — 3649,3 млн. руб., судов общей юрисдикции — 2200 млн. руб., в целом на информатизацию предусматривается 6273,3 млн. руб. По свидетельству международных экспертов, качество публичных услуг в Российской Федерации уступает не только развитым странам, но и большинству стран Восточной Европы <3>. ——————————— <3> Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах». СЗ РФ. 14.11.2005. N 46. Ст. 4720.
Отсюда следует, что система государственной власти является недостаточно открытой для граждан. Естественно, все это свидетельствует о низкой эффективности государственной власти и доверия граждан к институтам власти и государственным служащим. В целях обеспечения доступности правосудия предусматривается создание надлежащих условий для защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем строительства, реконструкции или приобретения административных зданий судов, создания условий для инвалидов и несовершеннолетних, создания зон свободного доступа в здания судов для обеспечения открытости судебного разбирательства, комнат ожидания для граждан, санитарных комнат и мест общественного питания. Таким образом, наличие развитой информационной инфраструктуры, интегрирующей все уровни органов государственной власти и управления, применение эффективных средств сбора, систематизации, классификации, передачи и хранения больших объемов информации, современных технологий получения и обработки данных, их анализа и моделирования есть условие и показатель эффективности политико-административного управления <4>. ——————————— <4> Анохин М. Г. Компьютерные технологии в политике и политологии // Общая и прикладная политология. М., 1997. С. 47.
Информационная открытость — основа нового имиджа российской судебной системы. Основой такого имиджа являются принципы информационной открытости органов судебной власти, прозрачности их административно-управленческой деятельности, создания эффективных механизмов общественного контроля. Обеспечение открытости судебной власти предусматривает обеспечение подотчетности и контроля со стороны общества, достижение открытости судебной власти, реализацию антикоррупционной политики, в том числе: — формирование информационных ресурсов правовых баз и банков данных судебных решений и судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции; — обеспечение открытого доступа к указанным базам и банкам данных при условии соблюдения требуемого баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации; — учет общественного мнения в работе судов на основе регулярного общественного мониторинга качества и эффективности работы судов (2007 — 2011 гг.). Кроме того, на всех сайтах судов, созданных средствами ГАС «Правосудие», в соответствии с требованиями Федерального закона реализована возможность обращения граждан в суд в электронном виде. Такие обращения уже поступают в суды. Вопросы и ответы на них публикуются на сайтах судов в разделе «Обращения граждан». Необходимо указать, какие меры по повышению информационной открытости судов принимаются и какие мероприятия планируется провести Судебным департаментом, органами судейского сообщества и судами. По заданию Судебного департамента в соответствии с условиями Государственного контракта ФГУП «НИИ Восход» завершает разработку программного обеспечения, позволяющего автоматизировать процесс подготовки и публикации на сайтах судов текстов судебных актов. Федеральным законом также предусмотрена возможность получения информации из архивов судов. В настоящее время это право реализуется путем подачи копий документов всем заинтересованным лицам в установленном законодательством порядке. С целью упрощения процедуры и сокращения сроков получения информации, хранящейся в архивах судов, необходимо формирование электронных архивов. Постановлением Совета судей Российской Федерации одобрена Программа развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 г., которой предусмотрено создание электронных архивов федеральных судов общей юрисдикции. В целях консолидации информации о деятельности мировых судей, а также унификации формы публикуемой информации по поручению Судебного департамента головным исполнителем ГАС «Правосудие» — ФГУП «НИИ «Восход» создан интернет-портал мировой юстиции Российской Федерации (www. mirsudrf. ru). В соответствии с Постановлением Совета судей Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. N 251 Судебным департаментом проводятся мероприятия, направленные на интеграцию судебных участков мировых судей с ГАС «Правосудие». 14 мая 2010 г. на интернет-портале мировых судей размещено специальное программное обеспечение для реализации требований Федерального закона Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на участках мировых судей. Повышение гласности в работе судов линейно ведет к улучшению их работы. Открытость судов приведет к улучшению их взаимоотношений с обществом. С другой стороны, именно прозрачность обнажит недочеты судебной системы. В связи с этим ход реализации Программы развития находится под контролем Президента Российской Федерации. При переходе к постиндустриальному обществу он выступает в качестве катализатора процесса. Так, в статье «Россия, вперед!» Президент Д. А. Медведев пишет: «Все социальные системы функционируют. Только этого недостаточно. Ведь они лишь воспроизводят текущую модель, но не развивают ее. Считаю технологическое развитие приоритетной общественной и государственной задачей еще и потому, что научно-технический прогресс неразрывно связан с прогрессом политических систем» <5>; это также было обсуждено на заседании Государственного Совета 22 января 2010 г. ——————————— <5> Россия, вперед! Статья Дмитрия Медведева. URL: http://news. kremlin. ru/news/5413.
В целом, на мой взгляд, проводятся мероприятия, которые необходимы для обеспечения безусловной готовности судов и органов Судебного департамента к реализации требований Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспеченности доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» с 1 июля 2010 г. Таким образом, судебная система может пользоваться авторитетом среди населения только в том случае, если она эффективна (в полной мере позволяет реализовать право на скорый и справедливый суд), независима, компетентна, «прозрачна» для общества, не подвержена коррупции, гарантирует равенство граждан перед законом вне зависимости от их социального положения, способна обеспечить исполнение своих решений. Подводя итог данной статьи, приведем слова Президента Российской Федерации, они точно приводят цель информационной открытости судебной власти: «…качество работы суда — это определяющий фактор демократического развития нашего государства, и мы будем твердо и последовательно добиваться эффективной деятельности всей судебной системы».
Список использованной литературы
1. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. URL: http://archive. kremlin. ru/appears/2008/11/05. 2. Концепция информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента. URL: http://www. supcourt. ru/oss_detale. php? id=374. 3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 N 1789-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах». СЗ РФ. 14.11.2005. N 46. Ст. 4720. 4. Анохин М. Г. Компьютерные технологии в политике и политологии // Общая и прикладная политология. М., 1997. 47 с. 5. Россия, вперед! Статья Дмитрия Медведева. URL: http://news. kremlin. ru/news/5413.
——————————————————————