«Кина» не будет

(Мошкович М., Бодрягина О., Жердева М., Фетисов А.)

(«ЭЖ-Юрист», 2008, N 31)

«КИНА» НЕ БУДЕТ

М. МОШКОВИЧ, О. БОДРЯГИНА, М. ЖЕРДЕВА, А. ФЕТИСОВ

Мария Мошкович, газета «ЭЖ-Юрист».

Оксана Бодрягина, газета «ЭЖ-Юрист».

Марина Жердева, газета «ЭЖ-Юрист».

Алексей Фетисов, газета «ЭЖ-Юрист».

Телевизионщики переживают сейчас не лучшие времена — в Думу поступил законопроект, который в очередной раз предлагает существенно урезать рекламу на телевидении. Эксперты в один голос заявляют, что это вызовет целую цепочку негативных последствий: сразу пойдет на повышение стоимость рекламы, что, в свою очередь, повлечет за собой рост цен на рекламируемые товары.

Шоковую терапию для рынка телерекламы устроил председатель Совета Федерации Сергей Миронов. В начале этой недели он внес на рассмотрение своих коллег по законодательному цеху из нижней палаты поправки в ст. 14 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе», вводящие новые ограничения на телевизионную рекламу.

Телевизионщики только, можно сказать, пришли в себя после того, как летом 2006 года вступила в силу новая редакция Закона «О рекламе», которая существенно уменьшила рекламное время в телеэфире. Тогда был введен временной лимит на объем рекламных материалов: с 1 июля 2006 года и по 1 января 2008 года общая продолжительность рекламы (в том числе в виде бегущей строки) не должна была превышать 20% в течение часа эфирного времени, т. е. не более 12 минут. С 1 января 2008 года лимит сократился до 15% в час — сейчас на рекламные паузы отводится до 9 минут в час.

Полный же запрет на прерывание любой рекламой действует в отношении религиозных программ, а также телепередач продолжительностью менее чем 15 минут. Отметим, что до июля 2006 года в этот перечень входили детские и образовательные программы, а также художественные фильмы (в последних, правда, с согласия правообладателя реклама все-таки допускалась).

Так вот, Сергей Миронов хочет снова вернуть фильмы в список запрещенных для рекламы телепередач. Постоянное прерывание художественного фильма назойливой рекламой не оставляет телезрителю выбора — смотреть или не смотреть появляющиеся в середине фильма рекламные блоки, возмущается он. А это, извините, ущемляет их права.

При этом спикер верхней палаты ссылается на соцопросы, которые показывают, что, по мнению телезрителей, реклама должна размещаться преимущественно в межпрограммных блоках. Что касается детских, образовательных, научно-популярных, культурно-просветительских программ и художественных фильмов, то здесь опрошенные респонденты единодушно голосуют за полное изгнание рекламы из этих телепередач.

Однако телевизионщики, которые сразу накинулись на предложенные Сергеем Мироновым поправки с ожесточенной критикой, призывают не «махать шашкой» и не делать резких необдуманных шагов, которые приведут, уверяют они, к негативным экономическим последствиям. Причем не столько для телеканалов, сколько для рекламодателей и самих зрителей.

Посудите сами, говорят противники законопроекта, рекламные деньги — один из основных источников дохода телеканалов. Естественно, чтобы компенсировать потери, цены на телевизионную рекламу тотчас поползут вверх.

Как следствие, во-первых, ряд компаний-рекламодателей (крайним в первую очередь окажется малый и средний бизнес) уже не смогут себе позволить рекламу на телевидении, являющуюся сейчас самым эффективным, хотя и самым дорогим способом продвижения товаров и услуг.

Во-вторых, крупные рекламодатели, которых рост цен на рекламу вряд ли спугнет, вынуждены будут покрывать возрастающие расходы за счет повышения себестоимости рекламируемых товаров. Хотя некоторые, возможно, и откажутся присутствовать в телеэфире исключительно в межпрограммных блоках. Реклама без потребителя — деньги на ветер.

Наконец, в-третьих, телеканалы, желая как-то снизить возможные убытки, вызванные сокращением рекламы, начнут экономить на качестве телеэфира и отказываться от достойных кинопроектов и закупки тех же художественных фильмов.

Если рекламу в фильмах все-таки уберут, то, уверены эксперты, качественные фильмы могут вообще исчезнуть с голубых экранов.

Готовы ли телезрители к таким жертвам?

——————————————————————