Обзор нового законодательства

(Хаустов Д. В.) («Экологическое право», 2011, N 1)

ОБЗОР НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА <*>, <1>

Д. В. ХАУСТОВ

——————————— <*> Khaustov D. V. Review of the new legislation. <1> Обзор подготовлен с помощью справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

Обзор подготовлен Хаустовым Д. В., доцентом кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидатом юридических наук.

Приказ Минтранса России от 22 октября 2009 г. N 184 «Об утверждении Правил классификации и освидетельствования спортивных парусных судов»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 апреля 2010 г. Регистрационный N 16841 <2>. ——————————— <2> Рос. газ. N 84. 2010. 21 апр.

Утверждены Правила, определяющие организацию проведения классификации и освидетельствования спортивных парусных судов и выдачи свидетельства о годности судна к плаванию. Правила распространяются на суда, оснащенные парусным вооружением, построенные или переоборудованные для занятий парусным спортом, включая спортивные парусные соревнования, дальние спортивные плавания под парусом, тренировки по парусному спорту, иные спортивные плавания под парусом, использующие в качестве основного средства движения силу ветра, имеющие водоизмещение обмерное не менее 2000 кг, и/или наибольшую длину не менее 9 м, и/или стационарные двигатели, и/или места для установки стационарного или подвесного двигателя, и/или оборудованные места для отдыха членов экипажа (каюты, спальные места или устройства для их установки). Классификация и освидетельствование спортивных парусных судов осуществляются находящимися в ведении Росморречфлота федеральными государственными учреждениями «Российский морской регистр судоходства» и «Российский речной регистр».

Приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2010 г. Регистрационный N 16902 <3>. ——————————— <3> Документ официально опубликован не был. См.: справочная правовая система «КонсультантПлюс: ВерсияПроф».

Определены виды строительных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Вступающий в силу с 1 июля 2010 г. новый Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержит виды работ, которые в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ) должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Приказ Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. N 274, которым был утвержден действующий в настоящее время аналогичный Перечень, с указанной даты утратит силу.

Приказ Минтранса России от 13 января 2010 г. N 4 «Об установлении и использовании придорожных полос автомобильных дорог федерального значения»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2010 г. Регистрационный N 16968 <4>. ——————————— <4> Рос. газ. N 98. 2010. 7 мая.

Определена процедура установления придорожных полос автомобильных дорог федерального значения. Утвержденный Порядок определяет процедуру установления придорожных полос автомобильных дорог федерального значения в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, содержания таких дорог, их сохранности и с учетом перспектив их развития, а также условия использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения. В соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…» решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.

Приказ Минтранса России от 13 января 2010 г. N 5 «Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2010 г. Регистрационный N 16969 <5>. ——————————— <5> Рос. газ. N 93. 2010. 30 апр.

Определена процедура установления полос отвода автомобильных дорог федерального значения. В соответствии с утвержденным Порядком, в частности, принятие решений по образованию земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в целях размещения автомобильной дороги, в том числе для формирования полосы отвода такой автомобильной дороги, осуществляет Росавтодор. Организация и проведение работ по образованию земельных участков в целях размещения автомобильной дороги осуществляется владельцами автодорог. В соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации…» порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения может устанавливаться соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Письмо Минрегиона России от 1 февраля 2010 г. N 3378-СК/08 <6>

——————————— <6> Документ официально опубликован не был. См.: справочная правовая система «КонсультантПлюс: ВерсияПроф».

С 1 января 2010 г. отдельные виды деятельности в области строительства должны осуществляться только на основании свидетельства о допуске к определенному виду работ. Сообщается, что до 1 января 2010 г. осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства разрешалось по выбору исполнителя соответствующих видов работ на основании лицензии или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду (видам) работ. С 1 января 2010 г. данные виды деятельности осуществляются только на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом для получения статуса саморегулируемой организации некоммерческим партнерством документом, подтверждающим осуществление соответствующей деятельности, с 1 января 2010 г. является свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Подчеркивается, что некоммерческие партнерства, подавшие заявления в Ростехнадзор до 31 декабря 2009 г. в качестве подтверждения осуществления своими членами соответствующих видов деятельности, могут представлять лицензии, поскольку на момент подачи заявления они являлись действующими.

Письмо Ростехнадзора от 2 февраля 2010 г. N 00-07-12/308 «О паспортизации опасных отходов» <7>

——————————— <7> Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2010. N 8 (часть 2).

Документ указывает, что паспортизация отходов 5-го класса опасности Ростехнадзором не проводится. В письме, направленном в территориальные управления и в ФГУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия», в частности, указано, что Ростехнадзор и его территориальные органы не рассматривают материалы обоснования 5-го класса опасности. Соответственно такие материалы не должны направляться в центральный аппарат Ростехнадзора территориальными органами. Подчеркивается, что территориальные органы должны проводить работу по паспортизации отходов 1 — 4-го класса опасности в соответствии с Порядком организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 15 августа 2007 г. N 570. К материалам, направляемым территориальными органами в Ростехнадзор, предъявляются требования по комплектности и полноте информации. Некомплектные материалы не рассматриваются и возвращаются в территориальные органы. Кроме того, отмечается, что федеральным государственным учреждением «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» составлен перечень видов отходов, предполагаемых для включения в Федеральный классификационный каталог отходов (прилагается к письму). Территориальным органам при рассмотрении материалов по паспортизации рекомендовано руководствоваться данным перечнем и не направлять в Ростехнадзор материалы по видам отходов, которые включены в указанный перечень. Напомним, что в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ) «Об отходах производства и потребления» на отходы 1 — 4-го класса опасности должен быть составлен паспорт в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Составление паспорта на отходы 5-го класса опасности указанным Законом не предусмотрено.

Приказ Минсельхоза РФ от 5 февраля 2010 г. N 27 «Об утверждении формы отчета об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2010 г. Регистрационный N 16932 <8>. ——————————— <8> БНА ФОИВ. 2010. N 18.

Утверждены формы представления сведений об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области лесных отношений. На реализацию указанных полномочий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации передаются средства в виде субвенций в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2006 г. N 837. Информация об осуществлении переданных полномочий представляется в Рослесхоз в соответствии с утвержденными формами отчетности.

Приказ Минсельхоза России от 5 февраля 2010 г. N 28 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г. Регистрационный N 17015 <9>. ——————————— <9> Рос. газ. N 98. 2010. 7 мая.

Определены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов. В соответствии с утвержденными Правилами в целях строительства линейных объектов используются прежде всего нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель — участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Осуществление строительства, реконструкции и эксплуатации должно исключать развитие эрозионных процессов на занятой и прилегающей территории. При использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильных и железных дорог должны быть исключены случаи, вызывающие нарушение поверхностного и внутрипочвенного стока вод, затопление или заболачивание лесных участков вдоль дорог. Напомним, что ранее аналогичные Правила были утверждены Приказом МПР РФ от 17 апреля 2007 г. N 99, но Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 Министерство природных ресурсов Российской Федерации было преобразовано в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а его функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях) переданы Минсельхозу России.

Приказ Минсельхоза России от 8 февраля 2010 г. N 32 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2010 г. Регистрационный N 17045 <10>. ——————————— <10> БНА ФОИВ. 2010. N 20.

Невыполнение проекта освоения лесов может являться основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного пользования лесным участком. Проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Проект разрабатывается на период 10 лет для заготовки древесины и до 10 лет — для остальных видов использования лесов, но не превышающий срок действия соответствующего лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). При разработке проекта освоения лесов допускается по инициативе и за счет средств лиц, использующих леса, проведение таксации лесов для выявления, учета и оценки качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, а также проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Проект представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах и в электронном виде.

Приказ Минсельхоза России от 8 февраля 2010 г. N 33 «Об утверждении Порядка подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и примерной формы договора купли-продажи лесных насаждений»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2010 г. Регистрационный N 16934 <11>. ——————————— <11> Рос. газ. N 87. 2010. 23 апр.

Установлена примерная форма договора купли-продажи лесных насаждений. В соответствии со ст. 77 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ) в настоящее время Порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Ранее такой порядок утверждался Правительством Российской Федерации. В частности, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в заключении договора купли-продажи лесных насаждений, обращаются в органы, осуществляющие подготовку и заключение договора, с заявлением о заключении договора по результатам аукциона по продаже права на заключение договора. По результатам рассмотрения заявления выносится решение о начале процедуры подготовки к проведению аукциона. В течение десяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона стороны подписывают договор купли-продажи лесных насаждений. Договор не требует государственной регистрации.

Приказ Росрыболовства от 11 февраля 2010 г. N 86 «Об утверждении Порядка признания зон с особыми условиями использования территорий рыбоохранными зонами и рыбохозяйственными заповедными зонами»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2010 г. Регистрационный N 16774 <12>. ——————————— <12> Рос. газ. N 78. 2010. 14 апр.

Определена процедура признания зон с особыми условиями использования территорий рыбоохранными зонами и рыбохозяйственными заповедными зонами. В частности, в соответствии с утвержденным Порядком для получения сведений о наличии зон с особыми условиями использования территорий Росрыболовство направляет запросы в федеральные органы исполнительной власти. Территориальные управления Росрыболовства осуществляют подготовку предложений о признании зон с особыми условиями использования территорий рыбоохранными и рыбохозяйственными заповедными зонами и представляют их в Росрыболовство, которое после рассмотрения предложений принимает решение о признании зон с особыми условиями рыбоохранными и рыбохозяйственными заповедными зонами.

Приказ Минприроды России от 16 февраля 2010 г. N 30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2010 г. Регистрационный N 16938 <13>. ——————————— <13> Рос. газ. N 87. 2010. 23 апр.

Определены требования к отчетности хозяйствующих субъектов об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. Утвержден Порядок, устанавливающий требования к содержанию и представлению отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства, в результате деятельности которых образуются отходы. Отчетность представляется в территориальные органы Ростехнадзора. Отчетным периодом является календарный год. Отчетность должна составляться на основе первичного учета и включать: общие сведения об отчитывающемся субъекте; баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных (полученных), размещенных отходов; сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях, которым были переданы отходы; приложения, содержащие копии документов (договоров, актов, лицензий). Отчетность должна представляться до 15 января года, следующего за отчетным периодом. На сайте Ростехнадзора размещена электронная версия заполнения отчетности, а также необходимое программное обеспечение.

Приказ Росводресурсов от 25 февраля 2010 г. N 32 «Об установлении лимитов (предельных объемов) и квот забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод на период с 2010 по 2012 год»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 марта 2010 г. Регистрационный N 16652 <14>. ——————————— <14> Рос. газ. N 69. 2010. 2 апр.

Установлены лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, а также квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод для субъектов Российской Федерации с 2010 по 2012 г. В частности, в целом по России лимит забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта на 2010 г. установлен в объеме 91 054 571,9 тыс. куб. м/год, а лимит сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в объеме 72 150 811,7 тыс. куб. м/год.

Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 49 «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 июня 2010 г. Регистрационный N 17520 <15>. ——————————— <15> БНА ФОИВ. 2010. N 26.

Установлено, что инвентаризация объектов размещения отходов должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Утверждены Правила, устанавливающие порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения и захоронения отходов. Правила предназначены для собственников, пользователей, владельцев, арендаторов объектов размещения отходов. Источниками информации о таких объектах является проектная документация на их строительство, данные обследований, фондовые материалы и иная документация. По результатам обработки собранной информации составляется характеристика объекта. Данная информация об объектах используется органами Ростехнадзора в целях регулирования деятельности по обращению с отходами, в том числе для принятия решений об утверждении лимитов на размещение отходов.

Приказ Минприроды России от 25 февраля 2010 г. N 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2010 г. Регистрационный N 16796 <16>. ——————————— <16> БНА ФОИВ. 2010. N 17.

Утвержден Порядок утверждения нормативов образования в результате предпринимательской деятельности отходов и лимитов на их размещение. Установлены, в частности, определенные условия расчета нормативов и лимитов, перечень документов, прилагаемых к заявлению об утверждении нормативов и лимитов, и сроки их рассмотрения. Установлено также, что утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не допускается, в частности, если количество отходов, предлагаемое для размещения, превышает имеющуюся производственную мощность объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации), необходимую для планируемого размещения отходов. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, представляемого в территориальные органы Ростехнадзора в уведомительном порядке.

Приказ Росохранкультуры от 27 февраля 2010 г. N 27 «Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2010 г. Регистрационный N 16903 <17>. ——————————— <17> БНА ФОИВ. 2010. N 18.

В соответствии с рассматриваемым документом на объекты культурного наследия будут выдаваться паспорта установленной формы. К объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Согласно ст. 21 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Приказ Минэкономразвития России от 27 февраля 2010 г. N 75 «Об установлении Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2010 г. Регистрационный N 16786 <18>. ——————————— <18> Рос. газ. N 78. 2010. 14 апр.

Определен Порядок предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. В соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются за плату по запросам любых лиц в виде: копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; кадастровой выписки об объекте недвижимости; кадастрового паспорта объекта недвижимости; кадастрового плана территории; в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Минэкономразвития России определило требования к форматам указанных документов, а также к формату запросов, если такие документы и запросы направляются в электронной форме. Определены также форма запроса (в т. ч. форма бумажного документа) и требования к составу включаемых в него сведений, перечень документов, прилагаемых к запросу, и способы их представления в органы кадастрового учета, порядок направления запросов, в т. ч. посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования и иных технических средств связи. Утверждены сроки предоставления сведений в зависимости от способов их предоставления, а также порядок направления указанных документов, в виде которых предоставляются сведения государственного кадастра недвижимости, решений об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, уведомлений об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений, в т. ч. посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования и иных технических средств связи.

Приказ Минприроды России от 3 марта 2010 г. N 59 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 апреля 2010 г. Регистрационный N 16915 <19>. ——————————— <19> БНА ФОИВ. 2010. N 18.

Утвержден Административный регламент, определяющий последовательность действий Роснедр при предоставлении государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Утвержденный Регламент устанавливает, в частности, требования к порядку предоставления государственной услуги, определяет сроки ее предоставления, предусматривает требования к составу документов, необходимых для предоставления государственной услуги. В приложении к Регламенту приведены сведения о территориальных органах Роснедр.

Приказ Минэкономразвития России от 3 марта 2010 г. N 83 «Об установлении формы квалификационного аттестата кадастрового инженера и порядка выдачи квалификационных аттестатов кадастровых инженеров»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 апреля 2010 г. Регистрационный N 16845 <20>. ——————————— <20> БНА ФОИВ. 2010. N 19.

Установлено, что лицу, сдавшему квалификационный экзамен кадастрового инженера, будет выдаваться аттестат по утвержденной форме. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровую деятельность вправе осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера. В примечании к разработанной Минэкономразвития России форме аттестата предусмотрено, что аттестат состоит из обложки и заполненного бланка аттестата. При этом бланки аттестата являются защищенной от подделок полиграфической продукцией уровня защиты «В». Утвержденный Порядок выдачи квалификационных аттестатов устанавливает правила оформления аттестата, заполнения бланка, порядок заполнения книги учета выданных аттестатов. Аттестат выдается лицу, сдавшему квалификационный экзамен, либо его представителю в срок не более чем 5 рабочих дней со дня сдачи экзамена.

Приказ Минприроды России от 5 марта 2010 г. N 63 «Об утверждении Нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и Перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2010 г. Регистрационный N 17490 <21>. ——————————— <21> БНА ФОИВ. 2010. N 26.

Установлены Нормативы предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и Перечень вредных веществ. Утвержденные Нормативы содержат показатели: допустимая масса веществ, сбрасываемых со сточными водами; допустимые выбросы веществ в атмосферный воздух; допустимые изъятия компонентов природной среды (в том числе допустимый вылов байкальского омуля, нерпы); допустимая антропогенная нагрузка. Перечень вредных веществ включает следующие категории: особо опасные (в частности, применяемые при производстве беленой целлюлозы, в химической промышленности, для хлорирования сточных вод); высокоопасные (ртуть, свинец, цинк, мышьяк и т. д.); опасные (в том числе используемые в целлюлозной промышленности); умеренно опасные.

Приказ Росрыболовства от 9 марта 2010 г. N 158 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по разработке и представлению на государственную экологическую экспертизу, а также определение и утверждение ежегодно общих допустимых уловов водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, а также в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 апреля 2010 г. Регистрационный N 17061 <22>. ——————————— <22> Рос. газ. N 106. 2010. 19 мая.

Рассматриваемый Приказ направлен на регламентацию порядка исполнения Росрыболовством государственной функции по определению и утверждению ежегодно общих допустимых уловов водных биоресурсов. Утвержденный Административный регламент устанавливает, в частности: требования к порядку исполнения названной государственной функции (сроки исполнения, основания для приостановления исполнения); перечень административных процедур (сбор данных о запасах водных биоресурсов, разработка матер иалов общего допустимого улова, предоставление данных материалов на государственную экологическую экспертизу, издание приказов об утверждении общих допустимых уловов для субъектов Российской Федерации и промысловых зон); порядок и формы контроля за исполнением государственной функции; порядок обжалования действий и бездействия должностных лиц и принимаемых ими решений.

Приказ Росреестра от 11 марта 2010 г. N П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 апреля 2010 г. Регистрационный N 16909 <23>. ——————————— <23> Рос. газ. N 82. 2010. 19 апр.

В течение 2010 г. полномочиями органа кадастрового учета наделены земельные кадастровые палаты по субъектам Российской Федерации. Определен также План-график наделения федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества и предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Согласно Плану-графику упомянутые федеральные государственные учреждения будут наделяться полномочиями органа кадастрового учета в три этапа — с 15 апреля по 1 июля 2010 г. (в т. ч. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по г. Москве), с 1 июля по 15 сентября 2010 г. и с 15 сентября по 1 декабря 2010 г. (в т. ч. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по г. Санкт-Петербургу).

Приказ Минэкономразвития России от 15 марта 2010 г. N 99 «Об утверждении Программы квалификационного экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г. Регистрационный N 17011 <24>. ——————————— <24> Рос. газ. N 95. 2010. 5 мая.

Определен объем знаний, которыми должны обладать кадастровые инженеры. Утвержденная Программа квалификационного экзамена на соответствие требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам, состоит из четырех разделов, содержащих различные вопросы о понятиях объекта недвижимости и вещных прав на него, содержании кадастровой деятельности, порядке ведения государственного кадастра недвижимости и осуществления государственного кадастрового учета, порядке осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Приказ Минсельхоза России от 19 марта 2010 г. N 83 «О внесении изменений в Приказ Минсельхоза России от 1 апреля 2005 г. N 48»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г. Регистрационный N 17004 <25>. ——————————— <25> БНА ФОИВ. 2010. N 19.

Внесены изменения в Правила государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок. Установлено, что документ о государственной регистрации кормовой добавки для животных выдается без установления срока действия регистрации. До внесения изменений в указанные Правила документ о государственной регистрации кормовой добавки, так же как и документ о государственной регистрации лекарственного средства для животных, выдавался сроком на 5 лет.

Приказ Росрыболовства от 19 марта 2010 г. N 217 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по организации проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, отнесенными к объектам рыболовства»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 июля 2010 г. Регистрационный N 17734 <26>. ——————————— <26> БНА ФОИВ. 2010. N 31.

Регламентирована деятельность Росрыболовства по исполнению государственной функции по организации проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи водных биоресурсов и договора пользования водными биоресурсами. Установлено, что на аукционы выставляется право на заключение договора о закреплении долей и (или) договора пользования водными биоресурсами, в частности, в следующих случаях: прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, по соглашению между лицом, которому предоставлены в пользование водные биоресурсы, отнесенные к объектам рыболовства, и уполномоченным органом государственной власти; прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, при отказе пользователя от права на их добычу (вылов); осуществление добычи (вылова) видов водных биоресурсов, которые ранее не были отнесены к объектам рыболовства, или водных биоресурсов в новых районах их добычи (вылова); переход права на добычу (вылов) водных биоресурсов от одного лица к другому путем отчуждения. Утвержденный Регламент устанавливает обязательные требования к заявителям при проведении аукционов, определяет порядок подачи заявок для участия в аукционе, регламентирует порядок исполнения государственной функции Росрыболовством и его территориальными органами. В приложении к Административному регламенту приводится форма заявки для участия в аукционе, а также справочные телефоны территориальных управлений Росрыболовства.

Приказ Минприроды России от 26 марта 2010 г. N 90 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам пунктов хранения радиоактивных отходов (специализированных предприятий по обращению с радиоактивными отходами) и предприятий (учреждений, организаций), эксплуатирующих радиационные источники»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 апреля 2010 г. Регистрационный N 17025 <27>. ——————————— <27> БНА ФОИВ. 2010. N 20.

Утвержден новый Порядок выдачи разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии работникам организаций, осуществляющих хранение и другие операции с радиоактивными отходами, и организаций, эксплуатирующих радиационные источники. Определены, в частности, категории работников, которым необходимо получать указанные разрешения, подразделения Ростехнадзора, уполномоченные выдавать эти разрешения в тех или иных случаях, срок действия разрешения (5 лет с даты его выдачи или с даты продления срока его действия) и порядок проведения проверки у работников необходимых знаний. Постановление упраздненного Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности от 19 ноября 2001 г. N 12, регулирующее выдачу указанных разрешений, в настоящее время признано не подлежащим применению.

Приказ МЧС России от 26 марта 2010 г. N 135 «О внесении изменений в Приказ МЧС России от 24 февраля 2009 г. N 91»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 апреля 2010 г. Регистрационный N 16887 <28>. ——————————— <28> БНА ФОИВ. 2010. N 17.

Внесены изменения в форму декларации пожарной безопасности и Порядок ее регистрации. Подробно регламентировано определение органов МЧС России (структурного подразделения центрального аппарата МЧС России либо территориального органа МЧС России), осуществляющих регистрацию деклараций пожарной безопасности в зависимости от местоположения объектов, пожарная безопасность которых декларируется; в связи с этим изменена и регламентация структуры регистрационного номера декларации. Установлены условия ведения органами МЧС России, а также органами пожарного надзора специальных и воинских подразделений перечней деклараций пожарной безопасности в электронном виде (установлен порядок накопления информации на магнитном носителе и архивации на бумажном носителе). В сноску к форме декларации внесена уточняющая оговорка о том, что расчет пожарного риска, прилагаемый к декларации, не требуется для объектов, действовавших до дня вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Приказ Минприроды России от 31 марта 2010 г. N 93 «Об утверждении примерной формы охотхозяйственного соглашения»

Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2010 г. Регистрационный N 17069 <29>. ——————————— <29> БНА ФОИВ. 2010. N 22.

Утверждена примерная форма типовых охотхозяйственных соглашений. Охотхозяйственные соглашения заключаются на срок от двадцати до сорока девяти лет в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство. По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Охотхозяйственное соглашение включает в себя, в частности, следующие условия: сведения о местоположении, границах и площади охотничьего угодья; сведения об охотничьих ресурсах в границах охотничьего угодья, а также о видах разрешенной охоты в его границах; срок действия охотхозяйственного соглашения; обязательства сторон; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение охотхозяйственного соглашения.

——————————————————————

Вопрос: Суд обязал редакцию средства массовой информации опубликовать опровержение. Исполняя решение суда, редакция сопроводила текст опровержения своим комментарием. Правомерно ли это? Есть ли требования закона о том, каково должно быть содержание опровержения и запрет на комментарии к нему? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Суд обязал редакцию средства массовой информации опубликовать опровержение. Исполняя решение суда, редакция сопроводила текст опровержения своим комментарием. Правомерно ли это? Есть ли требования закона о том, каково должно быть содержание опровержения и запрет на комментарии к нему?

Ответ: Законодательство РФ не запрещает редакции средства массовой информации сопровождать текст опровержения редакционным комментарием. Общие требования к содержанию опровержения установлены ст. 44 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации».

Обоснование: Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации (далее — СМИ). Это установлено ч. 1 ст. 43 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее — Закон о СМИ). Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция СМИ не располагает доказательствами того, что распространенные сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же СМИ. Согласно ч. 1 ст. 44 Закона о СМИ в опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным СМИ. В силу ч. 2 ст. 44 Закона о СМИ опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал. При удовлетворении иска суд в резолютивной части решения обязан указать способ опровержения не соответствующих действительности порочащих сведений и при необходимости изложить текст такого опровержения, где должно быть указано, какие именно сведения являются не соответствующими действительности, когда и как они были распространены, а также определить срок, в течение которого оно должно последовать. Соответствующее разъяснение содержится в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц». Опровержение, распространяемое в СМИ согласно ст. 152 ГК РФ, может быть облечено в форму сообщения о принятом по данному делу судебном решении, включая публикацию текста решения. Законодательство РФ не запрещает редакции СМИ сопровождать опровержение редакционным комментарием. Представляется, что такой комментарий не может ставить под сомнение выводы, сделанные судом, давать оценку правильности (законности) вынесенного и вступившего в законную силу решения суда. Если редакционный комментарий искажает смысл опубликованного опровержения и вынесенного решения и (или) содержит новые сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию, то заинтересованное лицо вправе снова предъявить иск к редакции СМИ в порядке ст. 152 ГК РФ. При этом ссылки на то, что указанный редакционный комментарий является субъективным мнением или оценочным суждением, не могут являться основанием для освобождения редакции от ответственности. Так, в п. 48 Постановления ЕСПЧ от 31.07.2007 по делу «Дюльдин и Кислов (Dyuldin and Kislov) против Российской Федерации» (жалоба N 25968/02) указано, что оценочные суждения должны быть основаны на достаточной фактической базе, чтобы представлять собой добросовестный комментарий имевших место событий. Кроме того, высказывание субъективного мнения или оценочного суждения не предусмотрено ст. 57 Закона о СМИ в качестве основания освобождения от ответственности при распространении сведений, порочащих деловую репутацию. Субъективное мнение или оценочное суждение может иметь эмоциональную окраску, но всегда должно быть основано на фактических обстоятельствах. Интерпретация сведений, имеющихся в официальных документах, субъективное мнение авторов сюжета о содержании этих сведений не должны приводить к их искажению и распространению недостоверной информации, особенно если эти сведения носят порочащий характер (Постановления Президиума ВАС РФ от 02.09.2008 N 6461/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.11.2010 по делу N А27-21613/2009, ФАС Московского округа от 20.09.2010 N КГ-А40/10067-10, ФАС Поволжского округа от 16.11.2009 по делу N А12-6254/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 20.08.2010 по делу N А32-19502/2009). Таким образом, Закон не запрещает редакции СМИ сопровождать публикацию опровержения на основании судебного решения собственным редакционным комментарием, однако указанный комментарий должен носить добросовестный характер и не искажать смысл опровержения и судебного решения. Следует заметить, что в судебной практике встречаются судебные акты, в которых суд возлагает на редакцию СМИ обязанность опубликовать опровержение в виде дословного изложения соответствующего абзаца решения суда без комментариев (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 16.05.2007 N Ф09-3639/07-С6).

П. Г.Бочкарев Эксперт КонсультантПлюс Подписано в печать 02.02.2011

——————————————————————