Основные характеристики российского менталитета в условиях информационного общества

(Емелькина И. В.) («Информационное право», 2011, N 1)

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОГО МЕНТАЛИТЕТА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

И. В. ЕМЕЛЬКИНА

Емелькина Ирина Владимировна, доцент кафедры философии для гуманитарных специальностей МГУ им. Н. П. Огарева.

Рецензент — Мочалов Е. В., заведующий кафедрой философии для гуманитарных наук Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, доктор философских наук, профессор.

В статье дается авторское определение понятия «менталитет», определяются его структурные составляющие, также автором проанализировано понятие «информационное общество», пути и проблемы его построения в нашей стране. Кроме того, в статье раскрывается взаимосвязь менталитета со становлением и развитием информационного общества.

Ключевые слова: менталитет, архетип, концепт, информационное общество, идентификация, модернизация.

Fundamental characteristics of the russian mentality in conditions of informational society I. V. Emel’kina

The article gives the author’s definition of the concept «mentality», defines its structural elements, the author also analyses the concept «informational society», ways and problems of construction thereof in this country. Besides the article reveals the interconnection of mentality and formation/development of informational society.

Key words: mentality, archetype, concept, informational society, identification, modernization.

В России информационное общество утверждается в качестве нового социального порядка. Отметим, что пик интереса к данной теме приходился на 2000 — 2005 гг., когда представителями научного сообщества инициировался вопрос обсуждения подходов по развитию новых информационных технологий, сама возможность перехода России к информационному обществу. Но оформившейся общенациональной стратегии вхождения страны в глобальное информационное пространство, учитывающей возможные альтернативы, на данный момент еще не выработано. Хотя определенные шаги на пути к этому сделаны. Президентом РФ была утверждена Доктрина информационной безопасности РФ (9 сентября 2000 г.), в основе которой должен лежать национальный интерес России. Государственной Думой приняты федеральные законы, программы, определяющие государственную политику по переходу к информационному обществу <1>. ——————————— <1> «Об информации, информатизации и защите информации», Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, Концепция информационной безопасности Российской Федерации, «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» (1995 — 2001 гг.), Федеральная целевая программа «Электронные библиотеки» (проект 2000), Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2002 — 2005 гг.», Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002 — 2010 гг.».

Наша точка зрения состоит в том, что это новый этап в развитии нашего российского общества, который в последующем изменит образ жизни людей, качество их жизни и систему ценностей, менталитет. Поскольку менталитет и все, что с ним связано, формируют внутренний контекст дискурса и в значительной мере определяют собственно национально-политический дискурс. В соответствии с авторским определением менталитет — это сформировавшийся на базе социального и духовного опыта предыдущих поколений устойчивый комплекс основополагающих представлений и проявлений субъектов социума, ориентирующий и во многом детерминирующий общественное и индивидуальное сознание и поведение. В качестве основной структурной (базисной) единицы менталитета как целостности выступает архетип, оформляющийся в процессе систематизации и схематизации социального опыта. Кроме архетипа, на формирование менталитета оказывают влияние общекультурные, природные факторы, индивидуальные причины (эмоционально-психологического, рационального плана). Анализ показывает, что в рамках каждой культуры складывается и закрепляется национальная система социального опыта, напрямую связанная с доминирующими в обществе материальными и духовными ценностями, которые во многом влияют на выбор перспектив развития личности и социума. Исходя из этого, мы можем вести речь о разных образах жизни, типах и характерах мышления представителей разных народов. Это показывают современные исследования, отмечающие, что даже близкие по языку народы иногда отличаются друг от друга типом мышления. На их основе делается вывод о том, что характер мышления зависит от культурных традиций, а значит, и менталитета. Основой менталитета является концепт, задающий своеобразную программу смыслов, регулирующих поведение людей. Концепты в оценке современных исследователей характеризуют «особые моменты жизни, где нужно остановиться, чтобы сделать выбор», обусловленный системой ценностей, закодированных в языке. Они содержат нормы поведения. То есть концепт связан с ключевыми ценностями той или иной культуры и представляют собой «многомерное ментальное образование» <2>. ——————————— <2> См.: Карасик В. И., Прохвачева О. Г., Зубкова Я. В., Грабарова Э. В. Иная ментальность. М., 2005. С. 33.

Именно менталитет рассматривается как проблема философская, идеологическая, социально-экономическая, правовая, охватывающая все сферы существования народа и государства. Менталитет, будучи стереотипизированной схемой деятельности, лежащей в основе структур повседневности конкретных этнических и социальных групп, является в то же время способом закрепления и передачи наиболее значимых элементов социального опыта. Пренебрежительное отношение к социальному опыту, наследию приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к потере ценных достижений человечества. Таким образом, менталитет выражает общезначимое содержание социокультурного опыта и обеспечивает механизм его воспроизведения и изменения в эволюции общества. В плане геополитики русские — народ, смысл и цель которого — охрана огромного пространства от постоянных посягательств извне, со стороны соседей. Поэтому стратегия Российского государства в обозримой перспективе будет состоять, на наш взгляд, в стремлении сохранить сильное государство, которое берет на себя функции защиты материальных, территориальных интересов, основанных на традициях коллективизма и общинности. Коллективизм и общинность в данном случае выступают как тип ментальности, противопоставленный рациональному индивидуализму, индивидуальной конкурентоспособности, свойственных большинству европейских стран. Вхождение России в общецивилизационный поток развития важно для России, но не меньшей ценностью при этом будет оставаться сохранение идентичности, менталитета и независимости. Доминирующими тенденциями современных реалий менталитета российского общества являются модернизационные процессы, ориентирующие социум на определенные институциональные формы, имеющие истоки в западном мире. Такие как гражданское общество, демократическое национальное государство, рыночная экономика, ориентация на западную модель культуры, информационное общество. Остановимся подробнее на последнем. В соответствии с теорией информационного общества, современный научно-технический переворот в продуктивных силах общества и в материальных основах жизни приведет к глобальной информатизации и компьютеризации общественной жизни в национальном, межнациональном и наднациональном плане, вызовет необходимость создания планетарных информационно-технологических систем. Понятие «информационное общество» определенным образом характеризует изменения мировоззрения, связанные с отходом от классической картины мира. Важнейшей составляющей информационной парадигмы является сетевая структура общества, основой которого служат глобальные вычислительные сети различного масштаба. Становление информационной парадигмы неизбежно связано с принципиальными и качественными изменениями в жизни человека. Это предполагает создание единого пространства и общества. Стратегически важной задачей в этом смысле становится проведение грамотной государственной информационной политики. Менталитет — это своего рода информационный феномен. Конечно, не просто информационный, но и социальный, психологический. И здесь возникает опасность отрицательного воздействия на подсознание человека. Так, информация, воспринимаемая человеком через монитор, может обходить блоки критического осмысления, что вызывает опасность разрушения традиций, которые существовали ранее. Кроме того, виртуальная реальность формирует собственную шкалу ценностей, в соответствии с которой будет меняться и менталитет. И «вектор развития» со стороны государства и общества здесь не может быть задан. Следовательно, возникает вопрос: «Будут ли эти процессы способствовать идентификации?». На наш взгляд, здесь встает ряд проблем. Во-первых, как уже было замечено, проблема идентификации, в том числе национальной, а далее — вопрос создания этноментального пространства. Идентификация — это то, что личность связывает с перспективой своего будущего существования. Причем сам индивид не способен обнаружить свою персональную идентичность. Она открывается ему, только если он может соединиться с обществом посредством собственного характера и разделяемых со всеми установок. Но виртуальное пространство во многом стихийно, так как прежний рациональный механизм производства информации в информационном обществе сменяется «вероятностным хаосом» избыточной социальной информации. Во-вторых, основой духовной культуры информационного общества является информационный взаимообмен, интеллектуальные возможности, увеличение роли знаний. А как же «дух нации», которую объединила идея «русскости», казавшейся загадочно-неуловимой в силу наличия особого «духовного такта», способом постижения мира для которой, выступает интуиция, а истиной — правда? Ведь именно сегодня непонимание архетипов русского языка, ставшего одним из оснований лингвистической идентификации для российской нации, достигает невероятных пределов. В некоторой степени ценности информационного общества связаны с типом российской ментальности, так как они способствуют, например, укреплению «совместной ответственности» всех людей за общество. Но в то же время нельзя не обратить внимание на то, что информационное общество будет способствовать социальной дифференциации, подразделяя социум на классы (класс интеллектуалов и класс тех, кто не вписывается в информационную экономику). Модернизация, безусловно, повлияет на сознание людей, так как каждая сторона общественного бытия отражается в соответствующей форме общественного сознания, ее доминировании на том или ином историческом этапе. Необходимы будут кардинальные изменения в образе жизни людей, их системе ценностей, сознании с учетом специфики российских традиций. Так, с возникновением и утверждением информационного общества возрастает значимость информационных ценностей, но нам известно, что российские реалии всегда и сегодня отличаются низкой социальной значимостью информации. И это, безусловно, потребует колоссальной работы по переосмыслению жизненной позиции не только отдельного человека, но и общества в целом. Данные последних исследований свидетельствуют о том, что активно идет процесс ценностного переосмысления и самоопределения <3>. Таким образом, происходит изменение ценностных оснований менталитета российских граждан, но не самого менталитета, так как менталитет гораздо глубже. ——————————— <3> См.: Гринева С. В. Менталитет и ментальность современной России. Невинномысск, 2003. Тихонова Н. Е. Ментальность народов // Российская Федерация. 2008. N 1; Тихонова Н. Ментальность народа. URL: http:// www. russia-today. Ru/ 2008/ no-01/ 01-society. htm.

В перспективе все это может привести к гармонизации ценностных оснований менталитета или хаотизации общественной среды, расколу культуры. Если размышлять о перспективах менталитета российского общества, мы полагаем, что переход к западной модели культуры в ее современном виде и институционно, и мировоззренчески представляется невозможным. Процессы, происходящие сегодня в России, дают все основания говорить о вызревании новой макрокультурной парадигмы. В условиях формирования новой макрокультурной парадигмы в российском обществе целью должна стать выработка такой системы ценностных ориентаций, которая с максимальной полнотой могла бы обеспечить возможность представителям различных национальностей для идентификации и создать условия для вступления в равный диалог с инокультурным окружением, а также включиться в современные общемировые культурные процессы. А приобщение России к основному потоку сетевого развития мирового хозяйства может послужить позитивной моделью долгосрочной эволюции страны и общества и стать открытой дорогой в информационное общество. Итак, обобщая сказанное, заметим, что преобладающими тенденциями российского менталитета являются модернизационные процессы, ориентирующие социум на информационное общество. И в этом смысле на данном этапе каждому из нас в отдельности и всем нам в целом важно осознание значимости информации как некоторой самостоятельной фундаментальной сущности и превращение ее в реальную силу в нашем обществе. Это во-первых. Во-вторых, переход к информационному обществу — это новый этап в развитии российской действительности, который в последующем кардинально изменит образ жизни людей, сознание, а значит, и их менталитет. В настоящий момент понятие «информационное общество» символизирует отдельные трансформации мировоззрения, связанные с отходом от классической картины мира. В-третьих, нами подчеркнута определяющая и преобразующая роль информационных технологий. Но в России для их реализации необходимы проработка и детальный анализ стратегии вхождения в глобальное информационное пространство; целенаправленные усилия по модификации состояния системы ценностей, образа жизни, которые требуют длительного периода времени, необходимого для достижения становления информационного общества, опирающегося на специфику менталитета российского общества.

——————————————————————