К вопросу внедрения электронного правительства и электронной демократии в Европе

(Шустова М. С.)

(«Общество и право», 2011, N 2)

К ВОПРОСУ ВНЕДРЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

И ЭЛЕКТРОННОЙ ДЕМОКРАТИИ В ЕВРОПЕ

М. С. ШУСТОВА

Шустова Марина Сергеевна, аспирант кафедры конфликтологии факультета социологии и политологии Южного федерального университета.

В данной статье дается анализ программ по развитию электронного правительства в Европейском союзе. Автор указывает на связь между внедрением систем электронного правительства и электронной демократии и повышением уровня демократизации общества, а также делает акцент на разделении понятий «электронное участие» и «электронное голосование».

Ключевые слова: электронное правительство, электронная демократия, Европа, демократизация.

This paper examines the programs of enacting e-government in EU. Author demonstrates the link between implementation e-democracy and e-government and preconditions of increasing level of democratization in the society. Also the terms e-participation and e-voting are share out.

Key words: e-government, e-democracy, Europe, democratization.

В последние годы правительства во всем мире интенсивно используют информационно-коммуникационные технологии с целью повышения эффективности и качества своих услуг. Эти инициативы и программы получили название «e-government» или электронное правительство. Уже сейчас мировой опыт показывает, что внедрение этих технологий предоставляет гражданам и бизнесу доступ к высококачественным услугам, предоставляемым государством, а также способствует повышению степени участия граждан в политическом управлении и процессе принятия политических решений.

В своей статье я постараюсь показать взаимосвязь понятий «электронное правительство» и «электронная демократия» на примере Европейского союза. А также сделать акцент на том, что развитие системы электронного правительства влечет за собой повышение уровня политического участия и демократизации в обществе.

Показательным примером внедрения технологий электронного правительства справедливо можно считать системы, функционирующие в Европе, причем как в отдельно взятых европейских государствах, так и в Европейском союзе в целом. Электронное правительство в Европе стало незаменимым инструментом в реформировании политико-государственного управления и работе местного самоуправления, а также создании более гибкой, прозрачной и публичной администрации.

В соответствии с дефиницией, данной Европейской комиссией, электронное правительство означает использование различных информационных технологий и приложений, а также организационные изменения практических подходов к управлению. Главная цель заключается в улучшении качества государственных услуг, укреплении демократического процесса и поддержке гражданского общества. По инициативе Комиссии, электронное правительство определяется:

1) открытым и прозрачным. Оно соответствует ожиданиям граждан, является подотчетным и открытым для демократического участия;

2) доступным для разных групп и слоев населения, ориентированным на конечного пользователя государственных услуг;

30 эффективным. Функционирует на деньги налогоплательщиков, экономит время и сокращает затраты и издержки [1].

Первым этапом на пути создания электронного правительства в Европе стала амбициозная Лиссабонская стратегия, начатая по инициативе Европейского совета в марте 2000 года. Ее главной целью было повышение глобальной конкурентоспособности Европы к 2010 году, экономическое обновление и улучшения в социальной сфере и охране окружающей среды. Именно Лиссабонский саммит можно считать колыбелью электронного правительства и рассматривать как первый шаг на пути к модернизации и упрощению процесса государственного управления на национальном и региональном уровне. В программе «Электронная Европа 2002», которая легла в основу процесса строительства информационного общества, создание сервиса предоставления государственных услуг онлайн является лишь одним из множества приоритетов развития Европейского союза к 2010 году.

План действий Европейского союза по электронному правительству направлен на достижение к 2010 г. следующих пяти основных целей:

1. Никто не должен остаться в стороне: все граждане смогут получать пользу от инновационных заслуживших доверие и легкодоступных услуг.

2. Эффективность и результативность: обеспечить высокую степень удовлетворенности пользователей, прозрачность и ответственность госорганов, снижение административного бремени и рост эффективности госаппарата.

3. Реализация ключевых услуг для граждан и бизнеса: например, через электронные технологии будет доступно 100% государственных закупок в странах ЕС и примерно 50% закупок за их пределами.

4. Развертывание основных инструментов: с помощью средств аутентификации предоставить населению и бизнесу удобный и защищенный доступ к государственным услугам в масштабах всего Европейского союза.

5. Повышение демократизации: запланирована демонстрация электронных средств для эффективного проведения общественных дебатов и участия граждан в демократическом принятии решений.

Рассмотрим более подробно влияние электронного правительства на повышение демократизации в Европе. Демократизация процессов принятия решений и привлечение к ним жителей связаны с рядом трудностей. В масштабах всей Европы степень участия граждан в голосованиях и выборах очень невелика как на национальных, так и на общеевропейском уровне. При этом процессы принятия решений становятся все сложнее, поскольку информированность граждан растет, и они требуют расширения своего участия. В ответ на это правительства стараются проводить политику укрепления демократии и снижения степени социальной разобщенности. Так что совершенствование процессов принятия решений и более широкое привлечение к ним граждан, в том числе и на общеевропейском уровне, имеет особое значение для создания единого европейского общества. Роль Европейской комиссии состоит в максимальном содействии такому сотрудничеству и в повышении прозрачности деятельности европейских учреждений [2].

Следующим этапом развития электронного правительства в ЕС явилась программа «Электронная Европа 2005», в которой были заданы новые рамки для развития информационного общества. Новая программа включала в себя комплекс мер как чисто технического характера (развитие широкополосного Интернета, обеспечение безопасности электронных сетей и др.), так и стратегические направления развития электронного правительства. На данный момент можно выделить 5 уровней развития услуг электронного правительства:

1 уровень: Информация. Гражданин получает только общую информацию и необходимые документы.

2 уровень: Одностороннее взаимодействие. Так же как и на первом уровне, можно скачать с официального сайта определенные формы, заполнить их без контроля со стороны органов власти. Но подавать их придется традиционным способом.

3 уровень: Двустороннее взаимодействие. Данные пользователя вводятся в систему в режиме реального времени, физическое присутствие человека необязательно для начала рассмотрения его дела, но оплата государственных пошлин, сборов и т. д. производится традиционным способом.

4 уровень: Сделка. Весь административный процесс и организация выплаты пошлин и сборов полностью происходят в электронном виде.

И, наконец, 5 уровень: Персонализация (Активное и клиентоориентированное взаимодействие). Этот пятый уровень развития электронного правительства был введен в Европейском союзе с 2007 года. В случае если пользователь регулярно пользуется системой, то совершенно не нужно представлять личные данные снова и снова. Эти сведения уже хранятся в базе данных, что существенно упрощает весь процесс [3].

Технологии электронного правительства могут быть направлены на реализацию более масштабных социально-политических и экономических целей, а именно на развитие демократии, укрепление гражданского общества и содействие гласности и прозрачности. Современные демократии сталкиваются с определенными негативными процессами в течение многих лет: это недоверие граждан по отношению к демократическим институтам, низкий процент участия в выборах, сокращение членства в политических партиях. Специалисты утверждают, что одним из самых больших преимуществ использования новых, интерактивных технологий является создание новых путей взаимодействия. Эти технологии не являются всемогущей панацеей, но с помощью Интернета для граждан открываются новые области демократии. Благодаря Интернету многие пользователи могут одновременно общаться с большим количеством других людей. Интерактивность, возможность общения без границ играет все большую роль в европейском обществе благодаря системам электронного правительства. Кроме того, важное значение приобретает возможность контроля избранных представителей той или иной партии со стороны граждан, ознакомление с их программами и конкретными действиями, а также возможность непосредственного участия граждан в процессе принятия решений.

Реализация этих технологий позволяет говорить о развитии так называемой «электронной демократии». Это явление можно определить как использование интерактивных технологий для укрепления демократических процессов, в результате которого граждане становятся более активными участниками. Профессор Оксфордского университета Стивен Коулман определяет электронную демократию как отношения между гражданами и правительством. Он рекомендует следующее определение: электронная демократия означает взаимодействие между государством и гражданами, а также между представителями и теми, кого они представляют, используя возможности, предоставляемые цифровыми технологиями, с целью улучшения демократического процесса [4].

Благодаря системному, интенсивному социальному диалогу в Европейском обществе, есть надежда, что культура демократии и готовность граждан принимать участие в политике будет только расти и в то же время понимание демократии и политического участия станет шире. Явка и количество голосов на выборах продолжают быть главным критерием для определения степени политического участия, но дебаты и обсуждения, предшествующие выборам, которые скорее можно отнести к процессам повседневной политики, также должны рассматриваться как важный аспект политического участия. По этой причине для реальных систем электронного правительства характерно сбалансированное сочетание электронных услуг и различных возможностей для электронного политического участия. В этой связи понятие электронной демократии включает в себя 2 аспекта: электронное участие и электронное голосование. Электронное участие означает не просто оцифровку существующих процессов планирования и принятия политических решений. Его цель — с помощью информационных и коммуникационных технологий развивать новые возможности для участия и утвердить себя в качестве части новой культуры политико-государственного управления и принятия решений.

Главные элементы демократии, основанной на непосредственном политическом участии граждан, следующие:

коммуникация по типу «один — многим»;

прямое представительство, основанное на интерактивности;

создание условий для вовлечения граждан в процесс принятия политических решений;

восстановление доверия к парламентским институтам [5].

Информационно-коммуникационные технологии могут способствовать развитию совещательной демократии в нескольких измерениях:

1) стремление к прозрачной работе государственного аппарата путем обеспечения свободного доступа к информации (обеспечение доступа ко всем официальным источникам информации, базам данных и др.);

2) изменение системы связей между гражданином и государством на основе двусторонней коммуникации (создание сервисов и механизмов воздействия граждан на представителей властных структур);

3) самоорганизация граждан, идущая «снизу», по сетевому принципу (образование политически активных интернет-сообществ, разного рода организаций и т. д.).

Таким образом, внедрение информационно-коммуникационных технологий и систем электронного правительства непосредственно влияет на развитие демократии и повышает уровень политического участия граждан в процессе принятия решений. Развитие электронной демократии содержит в себе огромный потенциал, способный сделать демократический процесс всесторонним, транспарентным, плюралистическим и широким.

Литература

1. Communication from the Commission to the Council, The European Parliament, The European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions; i2010 eGovernment Action Plan: Accelerating Government in Europe for the Benefit of All. SEC (2006) 511.

2. В. Дрожжинов, А. Штрик. ЕС развивает электронное правительство // http:// www. pcweek. ru/ themes/ detail. php? ID=72616.

3. Szilard, Molnar «eGovernment in the European Union». NETIS. Budapest. 2007.

4. Coleman, Stephen «Direct representation, towards a conversational democracy». IPPR. London, 2005. P. 8.

5. Coleman, Stephen «Direct representation, towards a conversational democracy», IPPR, 2005, London. P. 15.

——————————————————————