Проблемы совершенствования правового регулирования отношений в сфере распространения информации через информационно-коммуникационные сети

(Маркарьян Р. В.) («Правовые вопросы связи», 2011, N 1)

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СЕТИ

Р. В. МАРКАРЬЯН

Развитие информационных технологий, а также рост значения киберпространства и социальных сетей создают новую реальность не только для индивидов и организаций, но и для государств <1>. В целях совершенствования правовой регламентации распространения информации через информационно-коммуникационные сети представляется необходимым, во-первых, изучение и использование зарубежного опыта регулирования распространения информации через информационно-коммуникационные сети (интернет-отношений), во-вторых, выбор наиболее приемлемой для отечественной правовой системы модели регулирования. ——————————— <1> Асмолов Г. Концепция развития сетевого лидерства государства. М., 2010. С. 3.

При этом в информационном законодательстве необходимо установить принципы и определить основные направления регулирования правовых отношений, возникающих при использовании Интернета, а равно уточнить особенности статуса их участников. Считается, что специальная правовая регламентация распространения информации через информационно-коммуникационные сети предполагает установление порядка государственной поддержки Интернета, определение участников процесса регулирования Интернета и их функций при распространении информации через информационно-коммуникационные сети, установление правила определения места и времени совершения юридически значимых действий при использовании Интернета <2>. Не случайно в зарубежной доктрине отмечается особое значение управления Интернетом, под которым понимается разработка и применение правительствами, предприятиями частного сектора и организациями гражданского общества согласованных принципов, правовых норм, организационных правил и технических процедур принятия решений, регулирующих развитие Интернета и его использование <3>. ——————————— <2> Борисов А. А. Интеллектуальная собственность в условиях бурного развития интернет-отношений // Информационная безопасность. 2010. N 2. С. 88. <3> Fisher R. Statistical Method for Internet Research. London, 2009. P. 22.

Здесь же особо подчеркнем, что, по нашему мнению, совершенствование правовой регламентации распространения информации через информационно-коммуникационные сети должно осуществляться только в части регламентации интернет-отношений по распространению информации. В свою очередь, вопросы обеспечения свободы доступа к информации, информационной безопасности и охраны интеллектуальной собственности должны решаться отдельно, в русле уже сложившегося отраслевого регулирования. Одной из центральных проблем в сфере совершенствования правовой регламентации распространения информации через информационно-коммуникационные сети выступает необходимость унификации и установления легальных определений основных понятий, используемых в рассматриваемой сфере. В настоящее время российское законодательство не содержит легальных определений таких ключевых в рассматриваемой сфере понятий, как Интернет, доменное имя (домен), сайт, и многих др. При этом под Интернетом большинство исследователей понимают глобальную информационно-телекоммуникационную сеть, связывающую информационные системы и сети электросвязи различных стран посредством глобального адресного пространства, основанную на использовании интернет-протокола (Internet protocol, IP) и протокола передачи данных (Transmission Control Protocol, TCP) <4>. В разъяснении Рабочей группы при Координационном центре национального домена. RU отмечается, что интернет-сайт представляет собой информационный объект, характеризующийся определенным содержанием (иначе называемым контентом сайта) и программными средствами, обеспечивающими визуализацию такого содержания на экранах компьютеров пользователей сети Интернет (иначе называемыми программной оболочкой или дизайном сайта). Упомянутые программные средства («программы для ЭВМ» в терминах российского законодательства) могут обеспечивать и иные функции для пользователя сети Интернет, получившего доступ к интернет-сайту (например, копирования представленной на нем информации и т. п.). ——————————— <4> Попов А. С. Интернет как сфера регулирования информационного права // Информация и право. 2010. N 5. С. 64.

Для обеспечения доступности сайта в сети Интернет он должен содержаться («быть загруженным», «использовать возможности хостинга») в информационной системе, обеспечивающей такой доступ. Лицо, фактически являющееся «владельцем сайта», либо размещает свой сайт в принадлежащей ему информационной системе (компьютерном оборудовании), подключенной к сети Интернет, либо обеспечивает доступность своего сайта в сети Интернет на основании договора с собственником соответствующей информационной системы. В обоих случаях такое лицо будет выполнять функции оператора информационной системы применительно к контролируемому (администрируемому) им интернет-сайту. Интернет-сайт идентифицируется сетевыми адресами (обычно доменными именами), по которым он доступен в сети Интернет. Следует, однако, иметь в виду, что по общему правилу об уникальности размещенной на интернет-сайте информации и применяемых программных средств можно говорить только по состоянию на определенный момент времени, поскольку в условиях периодического или систематического обновления информации на сайте его содержание (а иногда и программная оболочка) в значительной степени изменяется <5>. ——————————— <5> Унифицированное определение Интернета было разработано в 2007 г. Рабочей группой при Координационном центре национального домена. RU.

В свою очередь, доменное имя — символьное обозначение, зарегистрированное для сетевой адресации, в которой используется система доменных имен DNS <6>. Характеристика «символьное обозначение» в определении доменного имени включает буквенные, цифровые, а также небуквенные орфографические символы. Состав (элементы) доменного имени определяется Стандартом Интернета STD 13 (RFC 1034, RFC 1035), принятым в 1987 г. и опубликованным по адресу: http://www. rfc-editor. org/rfc/std/std13.txt. Как символьное обозначение доменное имя может состоять из букв латинского алфавита, цифр от нуля (0) до девяти (9) и символа «дефис» (-). Предполагается, что в перспективе в состав доменных имен могут входить также символы иных буквенных алфавитов и иных графических систем письменности. ——————————— <6> Осипов Р. И. Правовые проблемы использования сети Интернет в России // Журнал электросвязи. 2009. N 8. С. 109 — 110.

Порядок регистрации доменных имен имеет особенности для различных видов (географических, общего пользования) или для различных уровней доменов. Так, в российском национальном домене. RU правила регистрации утверждены Правлением Координационного центра национального домена сети Интернет 19 декабря 2002 г. <7>. В доменах третьего уровня порядок регистрации определяется администраторами доменов второго уровня (и так далее). Так, порядок регистрации доменов третьего уровня в домене narod. yandex. ru установлен администрацией соответствующего сайта <8>. Зафиксированные в виде отдельного документа правила регистрации могут отсутствовать, однако выполнение администраторами доменов определенных учетных (регистрационных) процедур в отношении доменных имен более низкого уровня обязательно для признания символьных обозначений доменными именами. Такие процедуры должны соответствовать требованиям системы доменных имен (DNS) и могут осуществляться в автоматическом (заранее запрограммированном) режиме. ——————————— <7> URL: http://cctld. ru/ru/doc/acting/?id21=13&i21;=1. <8> URL: http://rules. yandex. ru.

Система доменных имен DNS (Domain Name System) предназначена для удобства пользователей Интернета и обеспечивает соответствие между сетевыми адресами (IP-адресами), представляющими собой набор цифр, разделенных точками (например, 108.45.1.2), и легко запоминающимися символьными обозначениями, имеющими соответствие в естественных языках (например, metro. ru). Доменное имя может указывать на характер (содержание) информации, размещенной на соответствующем сайте, либо на его владельца (например, toyota. com или minsvyaz. ru). Система DNS функционирует в соответствии с документами RFC 1034 и RFC 1035, о которых упомянуто выше <9>. ——————————— <9> Унифицированное определение доменного имени было разработано в 2007 г. Рабочей группой при Координационном центре национального домена. RU.

В настоящее время правовой режим доменных имен в российском законодательстве не определен. Как нам представляется, в этом вопросе необходимо опираться на предложения экспертного сообщества, рассматривавшиеся в 2010 — 2011 гг. в рамках межотраслевой рабочей группы. В частности, отмечалось, что адресация в сети Интернет в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами и правилами, которые устанавливаются организациями, реализующими функции управления международной системой доменных имен и сетевых адресов в сети Интернет. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области связи и массовых коммуникаций, лишь участвует в разработке указанных норм и правил в целях защиты интересов Российской Федерации. Порядок регистрации и использования доменных имен в доменных зонах, закрепленных за Российской Федерацией, устанавливается администратором доменов первого уровня. Регистрация доменных имен второго уровня осуществляется регистраторами, аккредитованными указанным администратором, при соблюдении установленного порядка. Порядок регистрации доменных имен должен предусматривать идентификацию лиц, желающих зарегистрировать доменное имя второго уровня. Регистрация доменного имени второго уровня может производиться на основании срочного договора оказания услуг между регистратором и администратором доменов второго уровня. Лицо, желающее стать администратором домена второго уровня, свободно выбирает доменное имя для регистрации при соблюдении им следующих условий. Предлагаемое им для регистрации доменное имя: 1) не должно быть уже зарегистрировано другим администратором домена второго уровня; 2) не должно совпадать с зарегистрированным в установленном порядке объектом интеллектуальной собственности или иным охраняемым законом средством индивидуализации, принадлежащим другим лицам; 3) не должно содержать бранных слов и выражений, оскорбляющих человеческое достоинство, а также не должно содержать информацию, распространение которой запрещено законом. Право использования доменного имени второго уровня может быть передано его администратором другому лицу путем заключения договора на передачу прав на это доменное имя при условии расторжения договора с регистратором об администрировании доменного имени, права на использование которого передаются <10>. ——————————— <10> Иванов В. А. Правовое регулирование отношений в глобальной компьютерной сети Интернет. М., 2011. С. 33.

Кроме того, специалистами отмечается, что сайт представляет собой совокупность информации и программного обеспечения, содержащихся в информационной системе, которая обеспечивает доступность такой информации в Интернете по определенным сетевым адресам <11>. ——————————— <11> Брынзов И. А. Информация, Интернет, домен как научные категории // Информация как объект исследования в социальных науках: Сб. М., 2011. С. 24.

Далее отметим, что существенным вопросом, влияющим на выбор приемлемой для Российской Федерации модели совершенствования правовой регламентации распространения информации через информационно-коммуникационные сети, выступает выявление круга субъектов подлежащих регламентации отношений. В литературе, как правило, выделяется три разновидности таких субъектов: общий, особенный и специальный. К общему субъекту интернет-отношений относятся любые лица, как пользующиеся услугами сети Интернет, так и не прибегающие к таковым, но которые теоретически могут своими действиями или бездействием влиять на законные права и интересы третьих лиц либо права которых быть нарушены неправомерными действиями других. В этот круг входят физические и юридические лица, в т. ч. органы государственной власти, местного самоуправления, они же являются носителями прав и обязанностей в области сети Интернет. К особенному субъекту можно отнести пользователей сети Интернет, в частности владельцев, администраторов интернет-ресурсов, хостеров, провайдеров, хостинг-провайдеров, участников интернет-конференций, форумов, чатов и т. п. Специальный субъект — это непосредственные нарушители права граждан на честь и достоинство; лица, чьими противозаконными действиями и с помощью использования ресурсов глобальной сети нарушаются указанные права граждан <12>. ——————————— <12> Липатова С. Л. Защита конституционных прав человека на честь и достоинство от посягательств в компьютерной сети Интернет. М., 2006. С. 10.

Нам представляется, что субъектами таких правовых отношений, непосредственно связанных с распространением информации через информационно-коммуникационные сети, являются: 1) государство в лице его органов власти, осуществляющее регулирование распространения информации через информационно-коммуникационные сети; 2) пользователи Интернета — юридические и физические лица, которым предоставляются услуги доступа к сети Интернет; 3) операторы услуг доступа к Интернету (интернет-провайдеры, операторы интернет-услуг); 4) саморегулируемые организации, участвующие в процессе установления и развития социальной регуляции общественных отношений, возникающих, изменяющихся и (или) прекращающихся в Интернете. При этом, характеризуя особенности правового статуса указанных участников интернет-отношений, как нам представляется, необходимо учитывать следующие обстоятельства. В настоящее время правовой статус операторов услуг доступа к Интернету (интернет-провайдеров, операторов интернет-услуг) в российском законодательстве четко не очерчен <13>. Представляется, в этом вопросе также необходимо опираться на предложения экспертного сообщества, рассматривавшиеся в 2010 — 2011 гг. в рамках межотраслевой рабочей группы. В частности отмечалось, что деятельность оператора интернет-услуг должна осуществляться в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, при условии наличия договора об оказании ему необходимых для такой деятельности услуг связи либо при наличии у него соответствующей лицензии на право оказания услуг связи. ——————————— <13> См., напр.: Петровский С. В. Правовое регулирование оказания интернет-услуг: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 13 — 19.

Главный принцип функционирования оператора интернет-услуг как субъекта рассматриваемых отношений заключается в том, что интернет-провайдер не может осуществлять самовольное, не основанное на требованиях законов ограничение доступа пользователей к сети Интернет, а также блокирование или фильтрацию в любой форме информации, передаваемой или получаемой пользователями сети Интернет. Оператор интернет-услуг может прекратить оказание услуг, связанных с размещением, передачей информации и (или) доступом к сети Интернет, только на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае если распространение отдельных видов информации в сети Интернет запрещается или ограничивается в соответствии с законом, ответственность за распространение такой информации несет лицо, разместившее эту информацию в информационной системе, доступ к которой обеспечивается оператором интернет-услуг. По общему правилу оператор интернет-услуг сохраняет информацию о своих пользователях и об оказанных им услугах в течение шести месяцев с момента окончания оказания услуги или в течение более длительного периода, если это будет специально установлено федеральными законами. Оператор интернет-услуг должен предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, информацию о своих пользователях услуг и об оказанных им услугах, а также иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных законами. Представляется, что порядок взаимодействия операторов интернет-услуг с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, а также объем информации, подлежащей хранению, должен устанавливается Президентом или Правительством Российской Федерации. Оператор интернет-услуг не должен нести ответственность за распространение в сети Интернет информации, нарушающей права третьих лиц, если такая информация была распространена с использованием технических средств оператора интернет-услуг пользователем сети Интернет на основании договора пользователя с оператором интернет-услуг и оператор интернет-услуг после получения обоснованного заявления о нарушении от лица, права которого были нарушены, ограничит доступ к указанной информации. Но при этом указанное заявление должно содержать точное указание на адрес в сети Интернет информации, нарушающей права заявителя, и обоснование соответствующего права, а также сведения, достаточные для однозначного установления заявителя и связи с ним <14>. ——————————— <14> Карпенко А. А. Проблемы ответственности провайдеров в сфере интернет-отношений // Информационная безопасность. 2011. N 2. С. 99.

Информацию о введенном ограничении доступа и копию заявления о нарушении оператор интернет-услуг должен направить пользователю, разместившему оспариваемую информацию, если иное не было предусмотрено договором между этим лицом и оператором. В разумный срок (например, месяц) после введения ограничения на доступ к информации пользователь, разместивший оспариваемую информацию, вправе направить оператору интернет-услуг для передачи заявителю возражения, которые должны подтверждать отсутствие нарушения прав заявителя и содержать сведения, достаточные для однозначного установления указанного пользователя, а также связи с ним. Ограничение доступа, введенное в связи с подачей заявления о нарушении прав третьего лица, может быть отменено по усмотрению оператора интернет-услуг по истечении разумного срока после направления возражений заявителю, если к этому времени не будут приняты обеспечительные меры, запрещающие такую отмену. Если распространение в сети Интернет информации, доступ к которой был ограничен в соответствии с заявлением, будет признано правомерным, то заявитель должен по требованию пользователя, разместившего информацию, возместить вызванный ограничением доступа ущерб. Кроме того, оператор интернет-услуг обязан приостанавливать доступ пользователей к размещенной в сети Интернет информации и ее распространение на основании представления прокурора. Представление о приостановлении доступа к информации, размещенной в сети Интернет, или ее распространения с указанием точных данных об этой информации и ее размещении вносится прокурором оператору интернет-услуг в случаях, если имеются основания полагать, что информация носит экстремистский характер либо относится к иным видам информации, запрещенной федеральными законами к распространению, а также в случае обращения в органы прокуратуры правообладателя о нарушении его прав на объекты интеллектуальной собственности. В течение короткого срока (три — пять дней) со дня внесения представления оператором интернет-услуг должны быть приняты меры по приостановлению (блокированию) доступа к информации, размещенной в сети Интернет, или ее распространения. Приостановление (блокирование) доступа к информации или ее распространения по представлению прокурора не может превышать одного месяца со дня получения оператором интернет-услуг представления. Срок приостановления (блокирования) доступа к информации или ее распространения может продлеваться, если в течение указанного срока уполномоченными органами возбуждено дело по факту размещения информации экстремистского характера либо иной информации, запрещенной федеральными законами к распространению, а также нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности либо если заинтересованные лица обратились в суд за защитой нарушенных прав на объекты интеллектуальной собственности, до вступления в силу решения суда, либо до прекращения возбужденного дела. Вступившее в законную силу решение суда, которым информация, размещенная в сети Интернет, признана экстремистской, а также иной, запрещенной законом к распространению либо которым установлен факт нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности, направляется судом в федеральный орган исполнительной власти по надзору в области информационных технологий и оператору интернет-услуг. Перечень информации, признанной экстремистской, а также иной, запрещенной федеральными законами к распространению, должен размещаться в сети Интернет. Представляется, что этот перечень также должен быть опубликован в официальных периодических изданиях, определенных Правительством Российской Федерации <15>. ——————————— <15> См. подр.: Иванов В. А. Правовое регулирование отношений в глобальной компьютерной сети Интернет. М., 2011. С. 67 — 69.

Таким образом, среди основных правовых проблем, вызванных эволюцией информационных технологий, важнейшими являются появление новых участников правовых процессов, рождающихся «снизу вверх» через процессы самоорганизации, новая динамика системы, связанная с ростом ее сложности, новые механизмы формирования идентичности и изменение масштабов социально-политических событий <16>, а также существенное изменение структуры правовых связей в исследуемой сфере, а равно состава и особенностей правового статуса участников отношений в сфере распространения информации через информационно-коммуникационные сети. ——————————— <16> Асмолов Г. Концепция развития сетевого лидерства государства. М., 2010. С. 4.

——————————————————————